Сковородка и брусок: немелодичные имена великого инструмента

Как-то так оказалось, что большая часть музыкальных стилей, показавшихся в течении прошлого двадцатого века, явились в определённой степени порождениями в полной мере конкретных технических достижений. Электрогитара без сомнений есть одним из них.

В случае если быть правильными, то речь заходит о достижениях на трёх направлениях: усиление звука, его обработка, и звуковой синтез.

Про кое-какие инструменты, в широком смысле являющиеся предками нынешних синтезаторов и сэмплеров, мы говорили в серии статей электричество и Музыка.

Кроме всевозможных синтезаторов, огромное влияние на музыку XX века оказал инструмент, узнаваемый называющиеся электрогитара.

Вот о нём и отправится обращение.

Начать направляться с того, что имеется масса музыкальных направлений, без этого инструмента кроме того не неосуществимых, а попросту не существующих.

В некоторых стилях и направлениях она играется превалирующую роль — речь заходит о рок-н-его производных и ролле, впредь до Heavy, и Doom/Death и Black Metal (самых чёрных и, подчас, злобных музыкальных стилях). Без гитар всё вышеперечисленное нереально.

Чертёж «сковородки» Бошама-Рикенбакера.

Электрогитару применяют и во многих других музыкальных стилей — в различной степени. Помимо этого, то музыкальное направление, где электрогитара начала, так сообщить, обретать себя, в полной мере без электрогитары может обойтись. Речь заходит о блюзе.

А дело было так.

Бессчётные американские джазовые и блюзовые бэнды 1920-х и 1930-х годов применяли звуковую гитару, но её практически не было слышно, посему она была на должности только ритм-инструмента.

Да и в том месте её слышно было еле-еле, не обращая внимания на то, что с конца XIX века было предпринято много упрочнений для увеличения громкости этого инструмента, в частности — трансформации формы резонаторного коробки и изобретение металлических струн.

Так или иначе, гитаре другой раз предпочитали банджо — за более броский звук.

Первые узнаваемые опыты с усилением гитарного звука при помощи электричества, относятся к 1923 году — в то время, когда изобретатель и некий инженер Ллойд Лор (Lloyd Loar) изобрёл электростатический звукосниматель, фиксировавший колебания резонаторного коробки струнных инструментов.

На рынке, но, его изобретение провалилось.

Адольф Рикенбакера со «сковородкой» в руках.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века Жорж Бошам (George Beauchamp) и Адольф Рикенбакер (Adolph Rickenbacker) придумали электромагнитный звукосниматель, в котором электрический импульс пробегал по обмотке магнита, создавая электромагнитное поле, в котором усиливался сигнал от вибрирующей струны.

Их инструмент, в то время, когда он показался, срочно обозвали «сковородкой» — и не просто так: во-первых, корпус был цельнометаллический. Во-вторых, по собственной форме инструмент вправду до безобразия напоминал сковороду с непропорционально долгой «ручкой» — грифом.

Но в итоге это была первая жизнеспособная и конкурентноспособная электрогитара.

К концу 1930-х годов бессчётные экспериментаторы начали скрещивать ужа с ежом, и встраивать звукосниматели в более традиционно выглядящие испанские гитары с полыми корпусами. Однако тут их ожидали изрядные проблемы в виде резонансных наводок (feedback), искажений и других посторонних шумов.

Сковородка и брусок: немелодичные имена великого инструмента

Fender Esquire — одна из первых гитар компании Фендера.

В итоге, с ними управились при помощи двойной встречной обмотки — которая гасила «излишний» сигнал. Но сперва инженеры и музыканты пробовали решить эту проблему в противном случае: в резонаторный коробку набивались обрывки газет и всякие тряпки, дабы избавиться от лишних колебаний — а следовательно, и от наводок.

Ну а самый радикальный вариант внес предложение инженер и гитарист Ле Поль (Les Paul) — он просто сделал деку для гитары монолитной. В отличие от сковородки, но, дека Les Paul была выполнена из дерева. Из сосны, в случае если уж совсем быть правильными.

И именовалась она — «Брусок» (The Log).

Для звукоснимателя Лес Пол применял запчасти от телефона и, что самое увлекательное, вправду простой древесный брусок в качестве корпуса. В связи с тем, что звук усиливался при помощи электроники, в звуковом резонаторе надобность отпала.

Fender Telecaster — один из предтечь Stratocaster.

В то время, когда же он в первый раз показался на публике, на его инструмент наблюдали, как на линия знает что. В итоге, дабы успокоить публику, Лес Пол приладил к бруску — лишь для виду — корпус испанской гитары. И затем его принимали на ура.

С цельным либо практически цельным куском начали экспериментировать и другие инженеры. В 1940-х годах этим занимались господин Пол Бигсби (Paul Bigsby) и господин Лео Фендер (Leo Fender).

Привычные имена, не правда ли? К 1950 году компания, основанная Фендером уже вовсю штамповала копии гитары называющиеся Esquire (сквайр, либо оруженосец), после этого последовал Broadcaster, за ним — Telecaster, а в первой половине 50-ых годов XX века свет заметил первый Stratocaster.

Хороший Fender Stratocaster.

С того времени эта модель гитар особенных трансформаций не претерпела.

Нужно заявить, что сейчас музыкантов редко удовлетворяла участь отдельной частицы безграничного поп-конвейера: желающих отыскать что-то собственное было куда больше. Это отражалось и на инструментах, гитарах, в частности. Искали и собственное звучание, а многие, в особенности исполнители поп-музыки, стремились наружность и собственных инструментов сделать неповторимой.

Prince со своей замысловатой гитарой, оснащённой зачем-то буквой J.

От формы корпуса звучание гитары очень не зависит, исходя из этого дизайнеры старались кто во что горазд.

У гитариста ABBA инструмент по форме напоминал звезду.

Гитарист Scorpions много лет играется на гитаре в виде ласточкиного хвоста.

По большому счету гитары аналогичных «экстремальных» форм предпочитали исполнители глэм-рока.

Что же касается компаний-производителей — то на поприще извращенческо-экстремальных очертаний инструментов более всего прославились, пожалуй, компания Gibson и B. C. Rich. Тот самый «ласточкин хвост», что именуется Flying V либо V Factor был придуман дизайнерами Gibson.

Flying V производства Gibson. Тот самый «Ласточкин хвост», клонированный потом B. C. Rich.

Кстати, по этому адресу расположена целая галерея фотографий гитар B. C. Rich, так что на все эти хищные углы возможно посмотреть собственными глазами.

На гитары Gibson — компании, продолжительное время бывшей наибольшим производителем электрогитар в Соединенных Штатах, — возможно взглянуть тут.

Для гитаристов: с опаской, существует угроза резкой активизации слюноотделения.

Известный Warlock (чернокнижник) компании B. C. Rich.

Бывали случаи, когда дизайнерам от гитарной индустрии так хотелось выпендриться, что чувство вкуса и меры попросту отказывало.

Скажем, в одном музыкальном салоне на ВВЦ много лет на стене висела гитара, дека которой была выполнена в виде свившегося в восьмёрку дракона. Резчик по дереву был искусный, но, видит Всевышний, эту гитару важные музыканты брать не станут ни за что. Во-первых, для того чтобы зазубренно-чешуйчатого монстра некомфортно держать в руках, а во-вторых, кроме того с далека думается, что эта гитара держится на честном слове: чихнёшь — рассыплется.

Украшение на стену, не более того.

Любой поборник звуковых инструментов заявит вам, что электрогитара — это и не гитара вовсе, а только снаружи отдалённо напоминающий её совсем другой инструмент, по инерции сохранивший старое наименование.

В том, что это второй инструмент, поборники будут правы. Что же касается инерции — то что-то через чур продолжительно она сохраняется: уже более 70 лет. Более того, на буклетах всевозможных рокеров словом guitar подчас обозначается как раз электрогитара, а звуковую гитару приходится обозначать раздельно.

Беда с электрогитарой пребывает в том, что без средств обработки — другими словами, динамиков и усилителя, — она, в отличие от собственного звукового предка, ненужна.

Не считая динамиков и усилителя, нужно наличие ещё одного элемента, о котором подробнее будет поведано в следующей статье.

ПВД Лес Сковородка-казан полевой Коптилка походнаяТаганок СССР


Темы которые будут Вам интересны: