Спорные расходы на рекламу

Спорные расходы на рекламу

Одной из самых проблемных статей затрат для налога на прибыль есть реклама.

Так как кроме двух параметров правомерности учета затрат для целей налогообложения имеется еще один — нормируемость. И именно он порождает столько споров и противоречий.

Редкий плательщик налогов может обойтись без затрат на рекламу. Одновременно с этим при признании для налога на прибыль таких серьёзных для бизнеса затрат существует множество подводных камней.

Норматив затрат на рекламу

Затраты на рекламу предусмотрены в составе других затрат, которые связаны с производством и (либо) реализацией1, и будут считаться с учетом положений Налогового кодекса2.

В этих положениях перечнем (абзацы 2—5) обозначены виды затрат, относящиеся к рекламе. В абзацах 2—4 перечислены виды затрат на рекламу, каковые принимаются для налогообложения без ограничений (ненормируемые затраты на рекламу). Последний, пятый абзац этого пункта устанавливает норматив в размере одного процента от выручки для затрат на рекламу, не предусмотренных в перечне, и для затрат на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов на протяжении проведения массовых рекламных кампаний (нормируемые затраты на рекламу)*.

К нормируемым расходам на рекламу относится, например, бесплатная рассылка (раздача) образцов готовой продукции (товара). Таковой вид рекламы используют издатели изданий, и производители недорогой продукции.

Где реклама начинается и где она заканчивается?

Одна из неприятностей в том, что не всегда четко различима граница между расходами и рекламой на продвижение либо затратами, которые связаны с рекламой, но к ней не относящимися (к примеру обучение сотрудников рекламного отдела). В случае если какие-то затраты на продвижение вычислять рекламой, то они, конечно, не предусмотрены в перечне ненормируемых рекламных затрат и будут признаваться в пределах установленного норматива (1% от выручки).

Соответственно, один из вопросов — четко разграничить, где реклама начинается и где она заканчивается.

Итак, ненормируемая реклама включает:

  • затраты на рекламные мероприятия через СМИ (а также объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети3;
  • затраты на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов4;
  • затраты на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, помещений образцов и демонстрационных комнат, изготовление рекламных каталогов и брошюр, содержащих данные о реализуемых товарах, делаемых работах, оказываемых одолжениях, знаках обслуживания и товарных знаках и (либо) о самой организации, на уценку товаров, всецело либо частично утративших собственные начальные качества при экспонировании5.

Соответственно, каждые иные затраты на рекламу подпадают под определение нормируемых затрат6.

В соответствии с законом«О рекламе»7 реклама — информация, распространенная любым методом, в любой форме и с применением любых средств, направленная неизвестному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование либо поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Другими словами, реклама — это в первую очередь информация о товарах, работах, одолжениях. Причем эта информация направлена неизвестному кругу лиц.

Значение термина «неизвестный круг лиц» разъяснено письмами Федеральной антимонопольной работы8:

«В данной норме под неизвестным кругом лиц понимаются те лица, каковые не смогут быть заблаговременно выяснены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, появляющегося по поводу реализации объекта рекламирования. Таковой показатель рекламной информации, как предназначенность ее для неизвестного круга лиц, свидетельствует отсутствие в рекламе указания о неком лице либо лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно, распространение таковой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неизвестного круга лиц, а также в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, потому, что заблаговременно нереально выяснить всех лиц, для которых такая информация будет доведена».

На основании вышеуказанного возможно сделать вывод, что к рекламе относятся не все затраты на продвижение товаров (работ, одолжений), а лишь те, каковые связаны с распространением информации о товарах (работах, одолжениях) неизвестному кругу лиц. Исходя из этого подхода и направляться квалифицировать, относятся ли конкретные виды затрат к рекламе либо к иным видам затрат. Так, например, презентация на протяжении проведения переговоров о будущем договоре не подпадает под определение рекламы.

Одновременно с этим ясно, что на практике довольно много пограничных обстановок. Оказать помощь выработать собственную позицию по таким обстановкам может анализ судебной писем и практики осуществляющих контроль органов.

В распоряжении ФАС Столичного округа9 отмечено, что размещение логотипов товаров на форменной одежде сотрудников компании и ношение ими данной одежды на протяжении работы не есть рекламой товара клиента (отсутствует информация об услуге, это индивидуализация товара, а не реклама).

Затраты на приобретение и изготовление призов являются нормируемыми затратами. Одновременно с этим сами действия сотрудников исполнителей, направленные на исполнение функций, которые связаны с передачей в ходе проведения конкурсов (фестивалей, выставок, ярмарок, экспозиций) потребителям продукции бесплатных призов, будут считаться как другие затраты, которые связаны с реализацией и производством, и должны учитываться в целях налогообложения полностью.

Не есть рекламной деятельностью проведение инструктажей для персонала, имеющего контакт с клиентами по вопросу верного представления товаров потребителям, потому, что не соответствует показателям рекламы: инструктажи вычислены на конкретных сотрудников торговой организации — работников исполнителей, т. е. на определенный круг лиц.

В этом случае яркой целью данной деятельности есть не поддержание интереса к его производителю и товару, а передача сотрудникам исполнителей новых навыков, каковые потом должны содействовать действенной реализации товаров заявителя.

по поводу затрат на мерчандайзинг (приоритетную выкладку товаров в магазинах) также появляется вопрос: относятся они к расходам на рекламу либо к расходам на продвижение?

В случае если мерчандайзинг вычислять затратами на рекламу, то такие затраты будут нормироваться. В ФАС Столичного округа10 рассматривался спор по этому вопросу. Судебный орган подчернул, что выкладка товара предполагает размещение в местах продажи самого товара, дополнительных же сведений о товаре либо его производителе в следствии выкладки товара клиент не приобретает.

Какая-либо информация (сведения) содержится лишь на упаковке товара. Сведения, содержащиеся на упаковке, сами по себе рекламой не являются. Такие затраты будут считаться другими затратами11.

В местах приоритетной выкладки, в большинстве случаев, устанавливают рекламные щиты (щиты для размещения наглядных пособий о товаре) и ценники. Судебный орган подчернул, что такие затраты представляют собой услуги по оформлению мест продаж товара рекламными материалами (оформление витрин) и учитываются в целях налогообложения прибыли полностью12.

Какие конкретно затраты на рекламу не нормируются?

Вторая неприятность связана с вопросом о том, какие конкретно как раз затраты включаются в состав ненормируемых.

Ущербность перечня ненормируемых затрат, вышеприведенного, в первую очередь в том, что это перечень. Соответственно, каждые несовпадения затрат плательщика налогов со перечнем влекут риски происхождения споров.

К примеру, к нормируемым расходам относится «изготовление рекламных каталогов и брошюр». А вдруг изготавливается рекламная продукция с иным заглавием (лифлет, буклеты, листовки и т. д.)?

В разрешении для того чтобы рода спорных обстановок смогут оказать помощь разъяснения Министерства финансов России, и судебные ответы по этим вопросам.

Так, согласно точки зрения Министерства финансов России13, листовки и буклеты являются разновидностьюброшюр, содержащих рекламную данные, имеющих от одного до трех сгибов. Такие затраты будут считаться ненормируемой рекламой.

В случае если компания не издает собственный каталог, а платит за услугу по размещению в каталоге, изданном второй организацией, информации о собственной продукции, то нормируются ли такие затраты?

Министерство финансов России такого же мнения придерживается, что это ненормируемые затраты14.

В состав ненормируемой рекламы входят затраты на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. А вдруг рекламные информационные стенды, табло находятся в строения, заведения (к примеру, в баре рекламируется продукция производителя на информационном табло)? Формально такая реклама не подпадает под перечень ненормируемых затрат и обязана нормироваться.

Так, в ФАС Столичного округа посчитали, что такие затраты являются нормируемыми (размещение в ресторанах и барах по заказу поставщика пива световых зеркал и вывесок, информационных тейбл-тенсов с изображением товаров и с информацией о товарах)15.

Являются ли нормируемой рекламой затраты на проведение презентации-и пресс конференции для прессы?

Не нормируются затраты на мероприятия через СМИ. В этом же случае проводится иное мероприятие, но на котором присутствуют представители средств массовой информации.

В судебном споре по этому вопросу плательщик налогов обосновал собственную правоту, представив доказательства, что по результатам презентации соответствующая информация была размещена в средствах массовой информации16.

Нормируются ли затраты на рекламу на транспорте (в частности в метрополитене)?

закон№ 38 ФЗ разделяет рекламу и17 наружную рекламу на транспорте18. Из этого можно сделать вывод, что формально реклама на транспорте не подпадает под ненормируемую наружную рекламу.

Таковой позиции придерживается и Министерство финансов России19.

Подобная точка зрения была высказана в судебных ответах20.

Вычет НДС по нормируемой рекламе

До сих пор остается спорным вопрос о том, направляться ли вычеты по НДС в отношении нормируемой рекламы создавать в пределах установленного норматива по налогу на прибыль?

Дело в том, что в Налоговом кодексе21 предусмотрено, что если в соответствии с главой 25 Кодекса затраты принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

Но этим положением регулируются лишь затраты на представительские и командировки затраты (об этом прямо указано в первом абзаце).

В распоряжении Президиума ВАС РФ22 сформулирована позиция, что в разглядываемой статье Налогового кодекса речь заходит лишь о нормировании вычетов сумм налога на добавленную цена, уплаченных по расходам на командировки и представительским расходам. Затраты на рекламу для целей НДС не нормируются.

Одновременно с этим, не обращая внимания на четкую позицию ВАС РФ по этому вопросу, последние письма Министерства финансов говорили о необходимости нормирования вычетов по НДС23.

Учитывая это событие, плательщики налогов, принимающие НДС к вычету по расходам на сверхнормативную рекламу, несут риски происхождения спора (не смотря на то, что по суду данный спор будет побеждён с высокой степенью возможности благодаря позиции, сформулированной ВАС РФ в распоряжении Президиума).

Сноски:

1 подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ

2 п. 4 ст. 264 НК РФ

3 абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ

4 абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ

5 абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ

6 абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ

7 ст. 3 законаот 13.03.2006 № 38-ФЗ (потом — Закон № 38-ФЗ)

8 письма ФАС РФ от 05.04.2007 № АЦ/4624, от 30.10.2006 № АК/18658, от 23.01.2006 № АК/582

9 пост. ФАС МО от 25.04.2012 № А40-79873/11-99-360

10 пост. ФАС МО от 10.06.2011 № КА-А40/4733-11

11 подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ

12 абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ

13 письмо Министерства финансов России от 12.10.2012 № 03-03-06/1/544

14 письмо Министерства финансов России от 27.09.2012 № 03-03-06/1/508

15 пост. ФАС МО от 25.04.2012 № А40-79873/11-99-360

16 пост. ФАС МО от 25.06.2010 № КА-А40/6610-10

17 ст. 19 Закона № 38-ФЗ

18 ст. 20 Закона № 38-ФЗ

19 письма Министерства финансов России от 20.04.2006 № 03-03-04/1/361, от 30.12.2005 № 03-03-04/2/148, от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334, от 15.07.2005 № 03-03-04/1/75.

20 пост. ФАС СЗО от 06.09.2011 № А44-6339/2009, ФАС ВВО от 13.01.2005 № А43-1729/2004-32-152

21 абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ

22 пост. Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10

23 письма Министерства финансов России от 13.03.2012 № 03-07-11/68, от 17.02.2011 № 03-07-11/35

«Рекламные затраты: учет, обоснованность, нормирование, спорные вопросы»


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: