Сторож-невидимка

Сторож-невидимка

В случае если запасы радиолюбителя неликвидным грузом отягощает маломощная портативная радиостанция (либо набор из двух станций), рассчитанная на сообщение в гражданском диапазоне 26,9 — 27,2 МГц, предлагаю вариант их нужного применения. Довольно часто радиолюбитель в один момент есть и автовладельцем, и дачником, ратующим, как заинтересованное лицо, за сохранность собственного авто либо дачного домика.

К тому же имеется большое количество и других областей применения предлагаемого охранного устройства на базе двух портативных радиостанций. Основное отличие его от вторых охранных совокупностей пребывает в том, что сигнал «тревога» тут передается по радиоканалу и дальность действия данной совокупности охраны зависит от особенностей прохождения и мощности радиопередатчиков радиоволн в местности применения совокупности Кроме того в случае если в наличии имеется лишь одна радиостанция (из набора Си-Би станций), также не беда — в качестве приемника возможно применить вседиапазонный трансивер типа Kenwood FH-7E, Yaesu либо подобный (об этом — ниже) При данных событиях трансивер программируется на прием соответствующей частоты 27,175 МГц.

Функцию автоматического выключения в трансивере нейтрализуют.

Обоснование идеи

Сейчас редкая машина не снабжена звуковой сигнализацией, но проку в ней (кроме того дорогой) меньше из-за фактически однообразного комплекта звуковых сигналов, издаваемых при сигнале «тревога» Как заметил один эксперт — установщик автосигнализации брать сигнализацию для собственного «металлического коня» ценой менее 3000 $ по большому счету не имеет смысла по обстоятельству ее бесполезности в защите от автомобильных угонщиков-минитменов(«минитмен» в переводе с англ. — человек 60 секунд).

В этом утверждении имеется определенный суть.

При массовом скоплении машин на площадке либо стоянке в городе нет возможности выделить сигнал «собственной ласточки» от чужой Исходя из этого работа недорогих промышленных противоугонных устройств машин, не имеющих блока «пейджера» — передачи сигнала на расстояния, сейчас малоэффективна.

Да и антисоциальные элементы (преступники, трудящиеся в данной области) за продолжительное время обучились нейтрализовывать простые сигнализации еще до проникновения в автомашину. Приобретение «навороченной» сигнализации с пейджером более действенно, но требует от обладателя авто ощутимых дополнительных затрат, а оправданны они будут либо нет — любой решает самостоятельно.

Согласно данным статистики финиш 2005 — начало 2006 года в Северо-Западном регионе РФ отмечался как бум проникновений и краж автомобилей в них воров с целью кражи. Исходя из этого никакая защита не будет избыточной, тем более, что изготовленное самостоятельно охранное устройство не шаблонно и, установленное скрытно, имеет меньше шансов быть раскодированным и нейтрализованным правонарушителем.

Предлагаемый «сторож», складывающийся из двух однотипных блока и радиостанций звукового сигнала с эффектом «сирена», реализованного на микросхеме КР1436АП1, надежно и уникально снабжает сигнализацию автомобиля на расстоянии и выдает звуковой сигнал при открывании дверей, капота либо багажника автомобиля — всех тех дешёвых мест, каковые оборудованы скрытными кнопками, срабатывающими при несанкционированном открывании Услышав переливистый звуковой сигнал на приемном блоке, хозяин автомобиля выскочит к машине либо приведёт к помощи, замечая обстановку из окна. Таковой совокупностью возможно снабжена каждая машина, кроме того грузовая с напряжением в бортовой сети 24 В (которая сейчас испытывает недостаток в охране не меньше вторых, а устанавливать на нее промышленную сигнализацию и дорого, и, казалось бы, малоэффективно (не нужно)).

Использование предлагаемого электронного узла разрешает с малыми материальными вложениями создать действенное средство для контроля сохранности автомобиля либо дачного домика. Такую совокупность контроля кроме этого возможно использовать на громадных защищаемых терминалах и автостоянках, расположив приемный узел в помещении охраны и снабдив каждую грузовую автомашину передатчиком.

Вседиапазонный сторож-трансивер Kenwood FH-7E.

Принцип работы устройства

В качестве приемо-передающих узлов я использую радиостанцию «Урал-Р» на частоту 27,175 МГц Мощность передающего тракта таковой портативной станции 50 мВт, что стабильно снабжает дальность действия в условиях муниципальный застройки до 0,5 км Этого расстояния вполне достаточно для того, чтобы, расположив автомашину у дома либо на стоянке неподалеку от жилья, осуществлять контроль ее неприкосновенность, пребывав в собственной квартире (коттедже, доме).

Одна радиостанция находится дома и неизменно подключена в режиме «прием» к стабилизированному источнику питания с постоянным напряжением 12 В. Вторая — находится в машине.

Громкость усилителя звуковой частоты приемной радиостанции устанавливается по желанию.

Ток, потребляемый данной радиостанцией от указанного источника питания в режиме «прием» на средней громкости, — около 12 мА.

Кстати, в режиме передачи радиостанции со штатной антенной ток ее потребления (передающей станции) возрастает до 160 мА.

Приемная радиостанция употребляется со штатной штыревой антенной, подключаемой через обычный высокочастотный разъем СР50-74ПВ, а передающая — с пассивной автомобильной антенной Последняя подключается через такой же разъем и соединяется со штырем автомобильной антенны, установленной на стекле либо на крыше кабелем РК-50 либо подобным. С антивандальной стороны в качестве передающей лучше применять автомобильную антенну, установленную надежно (закрепленную на кузове либо, в крайнем случае, на стекле либо водостоке автомобиля), так как антенну, закрепленную к кузову на магнитной присоске, кроме этого легко снять, как и установить.

От надежно закрепленной антенны зависит эффективность работы этого охранного устройства.

Принципиальная электросхема электронного узла-приставки для Си-Би радиостанции.

Радиостанция «Урал-Р» не имеет шумоподавителя, исходя из этого шорохи и незначительные шумы, а время от времени и радиообмен на данной частоте при соответствующей громкости будут слышны.

Эта совокупность не есть помехой для стороннего радиообмена, поскольку мощность излучаемого сигнала мала Вместо «Урал-Р» возможно применять портативные станции с подобными частотными и мощностными чертями, основное, дабы передатчика и частоты приёмника совпадали К примеру, такими радиостанциями отечественного производства смогут быть «Пилот» (подмосковный радиозавод), «Веда-ЧМ» (Ярославский радиозавод) и другие.

Потому, что «Урал-Р» не имеет сигнала тонального вызова, портативную радиостанцию, трудящуюся в качестве передатчика и установленную в автомобиле, было нужно незначительно дополнить электронным узлом.

Тумблер типа П2К, благодаря которому в корпусе радиостанции устанавливаются режимы «прием-передача», механически зафиксирован так, дабы радиостанция в автомобиле была неизменно включена на передачу. Маломощная динамическая головка в данной радиостанции есть и микрофоном, и излучателем звука, в зависимости от положения тумблера режимов П2К, подключаясь, соответственно, то к входу предварительного усилителя, то к выходу усилителя звуковой частоты.

В левой части схемы продемонстрировано подключение совокупности к штатным узлам автомобиля Разъемы X и У комфортно применять трех- либо пятиконтактные низкочастотные, каковые во множестве использовались в радиоприёмниках и магнитофонах. В правой части схемы продемонстрировано подключение совокупности к радиостанции напряжение питания и Общий провод подключаются, соответственно, через контакты разъемов X3, Y3 и Х1, Y1 Контакт Y2 подключается на плате радиостанции к проводнику, идущему от динамической головки к тумблеру режимов П2К, наряду с этим цепь соединения с динамической головкой нужно порвать, покинув динамик не подключенным.

Это сделано чтобы передающая радиостанция не издавала звуковой сигнал в автомобиле при проникновении, что может спугнуть преступника либо найти расположение передатчика.

Электронный узел, реализованный на микросхеме DA1 (КР1436АП1), представляет собой два звуковых генератора и внутренний узел питания с триггером Шмитта На выходе генераторов (вывод 8 DA1) присутствуют прямоугольные импульсы с изменяющейся частотой.

На слух эта последовательность импульсов будет восприниматься как эффект «вау-вау», напоминающий звучание сирены Частоту импульсов первого генератора задают элементы R2C3. Для второго генератора определяющими являются элементы R3C6.

Переходной конденсатор С4 мешает влиянию узлов радиостанции на частоту генераторов, и не пропускает постоянную составляющую напряжения на вход предварительного усилителя «Урал-Р» Конденсатор С5 снабжает более приятное звуковое сопровождение, смягчает звук.

При подаче питания на микросхему (более 10 В на вывод 1 DA1) внутренний триггер, управляющий напряжением питания, находится в готовности, его вход — вывод 2 DA1.

Изначально на этом входе низкий уровень напряжения Кроме того при краткосрочной подаче на вход триггера с гистерезисом большого уровня напряжения (что происходит при срабатывании двери и открывании автомобиля реле К1) триггер перебрасывается в второе устойчивое состояние и разрешает работу обоим генераторам. Они будут трудиться (и на приемном узле «домашней» радиостанции слышен сигнал «тревога») до тех пор, пока не будет обесточено питание либо краткосрочно не замкнута кнопка SA2, устанавливающая на выводе 2 DA1 низкий уровень напряжения.

Так, благодаря изюминке микросхемы КР1436АП1 удалось обойтись минимумом подробностей.

При экспериментировании с данной необычной микросхемой обнаружились еще кое-какие особенности работы устройства, каковые смогут понадобиться при повторении устройства.

Дополнительный узел для одновременного контроля нескольких контуров концевых включателей.

Особенности работы устройства

Так, в случае если конденсатор C3 из схемы исключить, на выходе мы возьмём однотональный сигнал с частотой около 1000 Гц (трудится лишь один генератор с элементами R3C6). В случае если базисную схему дополнить узлом, продемонстрированным на следующей странице, то возьмём прерывистый однотональный сигнал («пик-пик»), раскрывающийся с частотой около 2 Гц.

Транзистор VT1 своим переходом эмиттер-коллектор зашунтирует конденсатор C6, срывая генерацию второго генератора. Для большей скважности (отношение периода следования импульсов к их длительности. — Прим. ред.) импульсов в последнем варианте направляться расширить сопротивление резистора R2 до 750…..1000 кОм либо расширить емкость конденсатора C3 до нескольких мкФ.

Все конденсаторы и постоянные резисторы возможно заменить вторыми, имеющими отклонения номиналов до ±20% Каким звуком лучше пользоваться в режиме «тревога», оставляю на выбор каждого радиолюбителя На схеме дополнительного узла продемонстрирован контакт реле К2 1. Его введение в схему возможно весьма интересно, в случае если, к примеру, применять несколько контролируемый контур в машине, а два либо пара (добавив столько же реле).

В случае если реле К1 будет осуществлять контроль открывание дверей автомобиля, реле К2 подобным образом может осуществлять контроль открывание капота либо кузова.

Так, реле К2 (однотипное К1), подключенное подобно к второму штатному кнопочному тумблеру автомобиля, будет подключать к базисной схеме дополнительный узел, что приведет к второму звуковому эффекту.

Пребывав далеко от автомобиля (контролируемой территории), хозяин (охранник) может по тональности звукового сигнала, уже выяснить, что именно подверглось нападению (вскрытию), и функционировать адекватно.

Оксидные конденсаторы С1 и С2 сглаживают помехи в бортовой сети автомобиля в том случае, если, к примеру, при проникновении сходу несанкционированно будет включен режим «стартер», отбирающий энергию от аккумулятора.

Устройство в налаживании не испытывает недостаток.

О подробностях

Все постоянные резисторы — типа МЛТ-0,25. Оксидные конденсаторы — типа К50-29 либо подобные Неполярные конденсаторы — типа КМ5, КМ-6. Реле К1-РЭС 15 — выполнение РС4.591.003 либо подобное, с уверенностью срабатывающее при напряжении 10 — 12 В.

Включатель SA1 — типа ПД9-1, ТВЗ-С либо любой малогабаритный с фиксацией Он нужен чтобы устройство сигнализации возможно было отключать при перемещении либо ремонте автомобиля.

SА2 — кнопка с контактами на замыкание — типа МПЗ-1.

Советы

Перед соединением устройства с элементами радиостанции проконтролируйте работу звуковых генераторов, подав питание на микросхему и подключив между контактами Y2 и Y3 пьезоэлектрический капсюль типа ЗП-22. В случае если при первом включении сходу раздается звук, нужно один раз надавить кнопку SA2 для установки устройства в режим готовности.

Элементы устройства монтируются на плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита либо перфорированной монтажной плате размерами 20×40 мм. Они устанавливаются в корпус передающей радиостанции (в вольный от элементов питания «батарейный» отсек).

Светодиод HL1 выводится наружу крышки этого отсека. Он сигнализирует об подаче дверей питания и открывании автомобиля на передающий узел.

При необходимости от этого элемента вместе с ограничивающим ток резистором R1 возможно отказаться либо заменить HL1 на мигающий светодиод, к примеру, на L36BSRD, TLBR5410, L816BRCS-B, L769BRG либо подобный — тогда эффект еще красочнее — световой поток индикатора будет прерываться Тумблеры SA1, SA2 устанавливаются скрытно.

В случае если набора однотипных радиостанций нет, рекомендуется в качестве приемной станции применять все-диапазонный трансивер типа Kenwood FH-7E либо подобный портативный радиоприемник с функцией сканирования диапазонов, что возможно легко запрограммировать (настроить) на частоту Си-Би диапазона.

Таковой трансивер (либо вседиапазонный приемник) сейчас возможно легко купить в разных компаниях, торгующих промышленной аппаратурой для радиолюбителей, причем данный прибор сослужит вам хорошую работу не только в рамках публикации, но и значительно шире, разрешая осуществлять радиообмен на вторых частотах (а также УКВ диапазона), и, в итоге, приведет вас к тому, дабы стать лицензированным радиолюбителем. Разве это не хорошо, в то время, когда на одного хорошего человека в отечественном сообществе увеличиться?

Особенности при установке устройства в автомобиль с напряжением АКБ 24 В

При установке узла в автомобиль с напряжением бортовой сети 24 В нужно незначительно поменять схему.

В разрыв проводника Y1 направляться включить стабилизатор-переходник 24 — 12 В. Им могут служить две последовательно включенные микросхемы КР142ЕН8В и КР142ЕН8Б либо одна микросхема КР142ЕН12А (с цепью регулировки выходного напряжения) Ток в режиме передачи радиостанции мелок, исходя из этого теплоотводы для данных микросхем не необходимы.

Реле К1 направляться заменить на любое второе электромагнитное реле, действенно срабатывающее при напряжении 24 В (комфортно применять штатное реле для машин с бортовой сетью 24 В).

Сопротивление постоянного резистора R1 расширить до 1 кОм. Оксидные конденсаторы С1, С2 применить на рабочее напряжение не ниже 50 В. Микросхема КР1436АП1 (зарубежный аналог КА2410) запланирована на работу в цепях с постоянным напряжением до 29 В, исходя из этого в ее цепи ничего поменять не требуется.

А.

КАШКАРОВ, г. С. — Санкт-Петербург

Юноша с отечественного кладбища — наблюдать онлайн. Полная версия.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: