Вторая жизнь дерева

В древних летописях Россию в большинстве случаев именовали «страна лесная». По лесным достаткам СССР занимает ведущую плозицию в мире. Леса СССР составляют третью часть неспециализированной площади лесов земного шара.

Громаднейшее количество лесов находится в полосе умеренного климата, намного меньше на Крайнем Севере и в южной части страны.

Более чем ста разных пород деревьев произрастает на большой территории СССР, начиная от карликовой березы в заполярной тундре и заканчивая чайным деревом на Кавказе.

Самый распространенной породой дерева в лесах европейской части СССР есть сосна. Она занимает около 30% всей лесной площади,

Высокая стройная с ровным стволом, очень сильно смолистая, она активно использовалась при постройке судов, жилых и культовых сооружений. Тесовые доски на постройках, баржи, беляны и расшивы, ходившие по Волге, богато украшались объемной и рельефной резьбой из сосны.

Ель является прекрасным стройматериалом. Когда-то, как и сосна, она была главной породой для больших резных работ. Помимо этого, ель особенного строения, выросшая в определенных условиях, «музыкальна».

Из тысячи елок эксперты отбирают пара десятков «поющих».

По окончании долгой сушки, в то время, когда древесина получает нужные особенности, ее применяют для того чтобы, виолончелей, гитар и т. д.

Особенным «музыкальным свойством отличаются вологодские ели. Их слава перешагнула пределы нашей страны. «Поющей», «резонирующей» древесиной кроме этого есть бук, растущий на каменистых горных землях.

долговечностью и Большим разнообразием применения отличается древесина дуба. Когда-то дуб был значительно более распространен в центральной полосе России. Об этом свидетельствуют бессчётные остатки его, отысканные в виде целых стволов либо коряг на дне полувысохших Ленинградской области и рек Подмосковья.

Береза в европейской части Альянса занимает больше 16% всей площади леса. Ее белая жёсткая и упругая древесина активно используется во многих областях декоративного искусства и строительства.

Лучшие липовые леса тянутся от северо-восточной стороны Костромской области до Уфимской, а территория между Сурой и Волгой, так именуемое Засурье, благодаря особенным условиям богата кленовыми лесами.

клён и Липа активно применяются в столярно-мебельном деле. Липа незаменима в резном мастерстве, поскольку древесина ее легко режется на протяжении и поперек волокон, не крошась. Липа хороша и под золочение.

Очень обширно липу применяли в XVII и XVIII столетиях, в то время, когда церковные и мебель и дворцовые помещения роскошно украшали изумительными по мастерству резными орнаментами.

Лиственница произрастает на северо-востоке Европейской части СССР и в Сибири. По качествам своим она близка к сосне. Владея большой гибкостью, но малою упругостью, лиственница в столярном деле воображает красивый и весьма прочный материал.

Лиственница идет на изготовление мебели, обшивку судов и на мачты. Используется она кроме этого для монументальных декоративых работ.

Незаслуженно забыта мастерами и строителями-древоделами осина. По фундаментальным особенностям осина не уступает хвойным породам, а во многом кроме того их превосходит. с покон веков из осины клали срубы, ладили столы, лавки, полати и полы, возводили храмы, каковые стоят столетиями, не поддаваясь ни дождям, ни ветрам, ни зною.

Академик А. С. Яблоков пишет: «От нас, советских экспертов, будет зависеть наступление тех сроков, в то время, когда мы в конечном итоге сумеем перевоплотить лесную золушку — осину в принцессу русских лесов»1. Неподалеку то время, в то время, когда «неприятная» осина займет в лесном царстве подобающее ей место.

Редко, в то время, когда дерево умирает собственной естественной смертью Состарившееся дерево срубают. Срубают юные и средних лет деревья, нужные в народном хозяйстве.

Не обращая внимания на долголетие судьбы дерева, человек постоянно проявлял заботу о сохранении лесных достатков.

В начале XVIII века правительство, обеспокоенное хаотичными заготовками древесины для постройки Петербурга и флота, приняло последовательность срочных мер по сохранению полезного лесного массива в северной и средней полосах России.

В 1703 году был издан царский указ «о бережении» лесов на Двине, у Архангельска. За этим Петр I пишет личное указание о сохранности лесных заповедных мест: «Не рубить дуб, клен, ясень, рябину, калину, орешник, ели толстые, в частности в голову человечью и толще, ольхи такой же меры не рубить.

В апреле 1722 года Национальным Сенатом учреждаются должности обер-вальдмейстера и особых надсмотрщиков для «особливого смотрения и бережения лесов». В инструкции обер-вальдмейстеру детально указывается, на какие конкретно «казенные дела и домовые потребности» позволяется «из заповедных лесов рубить дуб». Наряду с этим говорится: «…рубить дуб на палатные и хоромные уборы, на столы, на шкафы, на стулья… срубя в лесу, растирать в брусья и доски пилами, а не распиловав из леса не вывозить и не считая разрешённого отнюдь не использовать»3.

В середине XIX века передовые люди, озабоченные судьбой русского леса, призывали народ и правительство к действенной борьбе за сохранение ее ценностей и природы.

Лев Николаевич Толстой, будучи уже видным в Российской Федерации писателем, обратился к правительству с проектом, в котором предусматривал посадку лесных саженцев на месте вырубленного леса и просил, дабы оно предоставило ему особенные полномочия по осуществлению предложенного проекта на территории Русского страны. В первой половине 50-ых годов XIX века из Санкт-Петербурга в Ясную Поляну пришел отказ. Царское правительство решило похоронить разумную идею великого писателя.

Узнаваемый ученый, защитник природы Д. Н. Кайгородов в 1910 году в собственной книге «Чернолесье» писал: «В случае если мы будем и дальше так же легкомысленно относиться к разорению отечественных лесов, как относились к этому до сих пор, то не продолжительно вынудит себя ожидать то время, в то время, когда наша страна почувствует всю тяжесть лесной бедности — тяжесть, которую, но, уже и сейчас начинают ощущать многие местности в Российской Федерации, неразумно растратившие собственные лесные достатки».

Русская интеллигенция глубоко осознавала значение леса и думала, что природоохрана есть делом национальным, общегосударственным, от осуществления которого сильно зависит будущее России.

На данный момент наша страна осваивает большую территорию тайги, пустынь и степей; вопросы, которые связаны с охраной леса, существенно усложнились, поскольку от существования леса сильно зависит плодородие отечественных земель и полноводность рек. Природоохрана, ее огромных ресурсов делается одной из основных задач СССР.

Пара столетий тому назад, в то время, когда леса более обильно покрывали огромные пространства страны, славянские племена, селившиеся по берегам северных рек, озера Ильменя и северной Волги и междуречья Оки, ход за шагом отвоевывали у леса маленькие наделы земли чтобы соорудить жилища и посеять сельскохозяйственные культуры.

Вырубая и расчищая нужные площади, человек старался как возможно лучше применять естественные достатки леса. Он неспешно приобщал лес к своим хозяйственным потребностям, находя в нем жилье, пищу и тепло. В это далекое для нас время не было таковой отрасли в хозяйстве, которая не была бы тесно связана с судьбой леса.

Недаром в ветхих русских пословицах говорится: «Около леса жить — голода не видеть».

Особенно серьёзна была роль леса на малоплодородных, болотистых почвах.

Лес оказывал огромное влияние на всегда человека, на его быт, формирование и культуру духовного склада.

Как раз в этих районах появились разные промыслы, которые связаны с обработкой дерева, зародились традиции, так благотворно воздействовавшие на развитие русского мастерства. В этих местностях и развилось амурное чувство к лесу с его фантастическими образами, навеянными величественной и непостижимой судьбой его. В сказках, былинах, песнях, пословицах и поговорках народ высказывает собственный отношение к зеленому приятелю. Ласково и мило прославляет он в собственных народных песнях каждую лесную породу:

Уж ты ель моя, елушка,

Зеленая сосенушка.

Все ли на тебе чисты веточки?

Все ли на тебе верхушечки?

либо:

Белая березанька— русская краса,

Белая березанька — севера краса!

Чарующая красота леса находит собственный выражение кроме этого в танце и музыке, живописи и скульптуре. Кто не знает сказочных полотен Виктора Васнецова, музыкальных произведений Н. А. Римского-Корсакова, фантазии скульптур и полных выдумки С, Д. Эрзи, В. А. Ватагина и С. Т. Коненкова, превосходных рассказов о лесе и его жителях Михаила Пришвина и ученого-натуралиста Дмитрия Кайгородова, каковые раскрывают перед нами неповторимую, жёсткую и глубоко поэтичную судьбу леса.

Человек, замечая за судьбой леса, видел в нем не только поэтизированные образы. Его зоркий глаз подмечал и трансформации, происходящие е связи со сменой времен года, и ряд других явлений. Начало сельскохозяйственных работ {посева либо сбора той либо другой культуры) он определял по набуханию почек, появлению листвы, спаду и цветению листьев.

На данный момент составляемые фенологами календари о сезонном развитии природы разрешают вскрыть очень важные закономерности — сроки сезонных явлений, нужные не только для земледельцев, но и для лесников, охотников, для определения времени сбора лекарственного и другого растительного сырья.

Изучение тайн леса получает все больший интерес. Тысячи энтузиастов, терпеливо и самоотверженно изучая природу, приумножают отечественные знания о ней.

Необычный все-таки это материал — древесина. Тяжело себе представить второй вид материала с этими богатыми возможностями применения.

Неуемный Кола Брюньон, столяр из Бургундии, храбрец известного произведения Ромена Роллана, говорит о себе так: «Я из братства святой Анны столяр… Вооруженный топориком, стамеской и долотом, с фуганком в руках, я царю за моим зерстаком, над дубом узлистым, над кленом лоснистым… какое количество в них спит форм, таящихся и скрытых, стоит лишь пробраться в древесную глубь»1.

С древних времен русские мастера, применяя естественную красоту дерева, строили дворцы и грандиозные хоромы, церкви и соборы, поражающие изысканностью и великолепием отделки, стены кремлей и неприступные башни, где изобретательность и фантазия сливались с художественным планом народного мастера.

Из дерева делали суда, кареты, сани, украшая их яркой и резьбой росписью, и мебель, ткацкие станки, прялки, посуду— ложки, чаши, солонки и ковши, в которых сочеталась умная простота с декоративной причудливостью.

Из древесины резали либо вытачивали игрушки, разного зида украшения и хозяйственные предметы, изготовляли струнные и смычковые музыкальные инструменты, а из бересты делали туески, лукошки, обувь, сумки и футляры для инструмента.

В то время, когда пергамент составлял уникальность, на бересте резали ножом либо писали чернилами грамоты и письма.

знания и Наблюдения особенностей дерева разрешили человеку использовать в медицине, не считая цветов и трав, соки и настои из коры, хвои и листвы. Чудодейственные особенности сосновой смолы — живицы не только предохраняют дерево от нанесенных ран, но употребляются в лакокрасочном, бумажном и мыловаренном производствах. Кроме того камфара, употребляемая в лечебных целях, содержит в себе живицу.

Из смолы приобретают канифоль и скипидар.

Общеизвестный янтарь, применяемый в декоративных целях, воображает собою не что иное, как смолу деревьев, сгнивших по окончании отвалов на дне моря.

Дубильные вещества, имеющиеся в древесине дуба, содействуют сохранению и брожению вкусовых и ароматических особенностей лучших вин в чанах и бочонках из данной древесины.

Дубильные вещества, содержащиеся в коре дерева, используют при обработке кожный покров.

Из коры (бересты) варят деготь, необходимый в хозяйстве и для лечения скота. Из дерева добываютуксусную кислоту. Для человека лес — неисчерпаемый источник не только разнообразной жизненной помощи, но и кладовая народного творчества.

Вторая жизнь дерева

Рис. 1. Не злись (авт. А. Гомзин)

Лесные отходы в виде стволов, веток и корневищ довольно часто помогают человеку исходным материалом для предметов быта и искусства.

Природные, декоративные качества древесины с давних времен завлекали человека. Крестьянин в бытовых и трудовых потребностях обширно применял корневища, обнаружил практически орудия труда и готовые формы мебели.

Зоркий глаз живописца в изгибах корней, сучков и коры определяет темперамент будущего образа и искусной рукой придает древесине нужную форму. Сучки либо корневища как бы оживают, перевоплощаясь в существо, вызванное фантазией человека.

Pис. 2. Бык (авт. М. Ягужинский)

Рис. 3. Ваза (капо-корень березы, авт. М. Рыжухинский)

Многие известные современные живописцы, и люди, наделенные художественным вкусом, довольно часто обращаются к естественным формам дерева, к причудливому изгибу ствола-или сплетению веток, находя в них то притаившегося зверя, то летящую птицу, то сказочное существо (рис. 1, 2, 3).

Живописец А. Лаптев, посвятивший собственный творчество лесной скульптуре, говорит: «Процесс поисков хоть тяжёл, но увлекателен. Естественная красота природы чарует меня, и я ощущаю себя первооткрывателем в ней сокровищ»1.

Непременно, живописец не всегда находит в корневище изображение готовым, время от времени его приходится «доводить» до полной законченности, снимая кору, подрезая через чур долгие сучки, додавая отдельные подробности.

Применение природных, естественных, качеств древесины для предметов мастерства находит все большее признание среди любителей этого вида творчества.

Быстро возросло значение древесины на данный момент в связи с развитием химической индустрии. Из древесины производят каждые сорта бумаги, неестественный (вискозный) шелк, пластмассы, целлюлозу, древесноволокнистые материалы и т. д.

Использование замечательных прессов разрешило создавать прессованную древесину, которая в некоторых случаях заменяет металл.

Обилие лесных материалов у нас, и разнообразие растущих пород деревьев при условии относительно легкой обработки древесины и предопределили повсеместное и многообразное ее применение.

Столетиями складывалась история декоративного искусства и русской архитектуры. Художественные работы по дереву составляют одну из броских страниц в развитии мирового мастерства и являются прекрасным примером для творческих исканий живописцев, источником формирования эстетических эмоций человека, познания настоящей красоты.

Обзор и Открытие выставки\


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: