Вторая «жизнь» проблескового маячка

Вторая «жизнь» проблескового маячка

Проблесковые маячки используются в электронных охранных домовых совокупностях и на машинах как устройства индикации, предупреждения и сигнализации. Причём их начинка и внешний «вид» довольно часто совсем не отличаются от проблесковых маячков (спецсигналов) аварийных и своевременных работ.

В продаже имеются хорошие маячки, но их внутренняя «начинка» поражает своим анахронизмом: изготовлены они на базе замечательных ламп с вращающимся патроном (классика жанра) либо ламп типа ИФК-120, ИФКМ-120 со стробоскопическим устройством, снабжающим вспышки через равные промежутки времени (импульсные маячки). А в это же время на дворе XXI век, в то время, когда отмечается триумфальное шествие весьма броских (замечательных по световому потоку) светодиодов.

Одним из основополагающих моментов в пользу галогенных ламп ламп и замены накаливания светодиодами, в частности в проблесковых маячках, являются больший ресурс (срок безотказной работы) и меньшая цена последних.

Кристалл светодиода фактически «неубиваем», исходя из этого ресурс прибора определяет по большей части долговечность оптического элемента.

Большинство производителей используют для его изготовления разные комбинации эпоксидных смол, очевидно, с разной степенью очистки. В частности, вследствие этого светодиоды имеют ограниченный ресурс, по окончании которого они мутнеют.

Различные производители (не будем их безвозмездно рекламировать) заявляют ресурс собственных светодиодов от 20 до 100 тысяч (!) часов. В последнюю цифру мне слабо верится, по причине того, что светодиод обязан трудиться непрерывно 12 лет.

За это время пожелтеет кроме того бумага, на которой отпечатана статья.

Но, в любом случае, если сравнивать с ресурсом классических ламп накаливания (менее 1000 часов) и газоразрядных ламп (до 5000 часов), светодиоды на пара порядков долговечнее. Очевидно, что залогом громадного ресурса есть обеспечение благоприятного стабильного питания и теплового режима светодиодов.

Рис. 1. Принципиальная электрическая схема светодиодного маяка

Преобладание светодиодов с замечательным световым потоком 20 — 100 лм (люменов) в новейших электронных устройствах промышленного изготовления, в которых они трудятся вместо ламп накаливания, даёт основание и радиолюбителям использовать такие светодиоды в собственных конструкциях. Так, я подвожу читателя к мысли о возможности замены в аварийных и особых маячках разных ламп замечательными светодиодами.

Наряду с этим ток потребления устройством от источника питания уменьшится и будет зависеть по большей части от применённого светодиода. Для применения в автомобиле (в качестве спецсигнала, аварийного светового указателя а также «символа аварийной остановки» на дорогах) ток потребления непринципиален, потому, что аккумуляторная батарея (АКБ) автомобиля имеет достаточно громадную энергоёмкость (55 и более Ач и более).

В случае если же маячок питается от независимого источника, то ток потребления установленного в оборудования будет иметь большое значение. Кстати, и АКБ автомобиля без подзарядки может разрядиться при долгой работе маячка.

Так, к примеру, «хороший» маячок своевременных и аварийных работ (светло синий, красный, оранжевый — соответственно) при питании от источника постоянного напряжения 12 В потребляет ток более 2,2 А, что складывается из потребляемого электродвигателем (вращающим патрон) и самой лампой. При работе проблескового импульсного маячка ток потребления понижается до 0,9 А. В случае если же вместо импульсной схемы собрать светодиодную (об этом ниже), ток потребления сократится до 300 мА (зависит от мощности применённых светодиодов).

Экономия в стоимости подробностей кроме этого ощутима.

Приведённые выше эти установлены автором экспериментально (всего протестировано шесть разных хороших проблесковых маячков).

Само собой разумеется, не изучен вопрос о силе света (либо, лучше сообщить, его интенсивности) от тех либо иных проблесковых устройств, потому, что создатель не имел и не имеет особой аппаратуры (люксометра) для для того чтобы теста. Но в силу новаторских ответов, предложенных ниже, этот вопрос делается второстепенным.

Так как кроме того довольно не сильный световые импульсы (в частности от светодиодов), пропущенные через призму неоднородного стекла колпачка маячка ночью более чем достаточны чтобы маячок увидели за пара сотен метров. Как раз в этом суть дальнего предупреждения, не действительно, ли?

Сейчас разглядим электрическую схему «заменителя лампы» проблескового маячка (рис.

1).

Эту электрическую схему мультивибратора возможно с полным правом назвать несложной и дешёвой. Устройство создано на базе популярного интегрального таймера КР1006ВИ1, содержащего два прецизионных компаратора, снабжающих погрешность сравнения напряжений не хуже ±1%.

Таймер много раз употреблялся радиолюбителями для построения таких устройств и популярных схем, как реле времени, мультивибраторы, преобразователи, сигнализаторы, устройства сравнения напряжения и другие.

В состав устройства, не считая интегрального таймера DA1 (многофункциональная микросхема КР1006ВИ1), входят ещё времязадающий оксидный конденсатор С1, делитель напряжения R1R2. С3 выхода микросхемы DA1 (ток до 250 мА) управляющие импульсы поступают на светодиоды HL1—HL3.

Принцип работы устройства

Включение маячка осуществляется посредством включателя SB1. Принцип работы мультивибратора детально обрисован в литературе.

В первоначальный момент на выводе 3 микросхемы DA1 светодиоды и высокий — уровень напряжения горят. Оксидный конденсатор С1 начинает заряжаться через цепь R1R2.

Спустя приблизительно одну секунду (время зависит от сопротивления делителя напряжения R1R2 и ёмкости конденсатора С1 напряжение на обкладках этого конденсатора достигает величины, нужной для срабатывания одного из компараторов в едином корпусе микросхемы DA1.

Наряду с этим напряжение на выводе 3 микросхемы DA1 устанавливается равным нулю — и светодиоды меркнут. Так длится циклически, пока на устройство подано напряжение питания.

Не считая указанных на схеме, в качестве HL1—HL3 советую применять замечательные светодиоды HPWS-T400 либо подобные с током потребления до 80 мА. Возможно использовать и лишь один светодиод из серий LXHL-DL-01, LXHL-FL1C, LXYL-PL-01, LXHL-ML1D, LXHL-PH01,

LXHL-MH1D производства Lumileds Lighting (все — оранжевого и краснооранжевого цвета свечения).

Напряжение питания устройства возможно довести до 14,5 В, тогда его возможно подключать в бортовую автомобильную сеть кроме того при трудящемся двигателе (а правильнее — генераторе).

Особенности конструкции

Плата с тремя светодиодами устанавливается в корпус проблескового маячка вместо «тяжеловесной» штатной конструкции (лампы с вращающимся электродвигателем и патроном).

Чтобы выходной каскад владел ещё большей мощностью, потребуется установить в точку А (рис. 1) усилитель тока на транзисторе VT1 так, как это продемонстрировано на рисунке 2.

Рис. 2. Схема подключения дополнительного усилительного каскада

По окончании аналогичной доработки возможно использовать по три параллельно включенных светодиода типов LXHL-PL09, LXHL-LL3C (1400 мА),

UE-HR803RO (700 мА), LY-W57B (400 мА) — все оранжевого цвета. Наряду с этим неспециализированный ток потребления соответственно увеличится.

Вариант с лампой-вспышкой

У кого сохранились подробности фотоаппаратов со встроенной вспышкой, тот может пойти и вторым путём.

Для этого ветхую лампу-вспышку демонтируют и подключают в схему так, как продемонстрировано на рисунке 3. Посредством представленного преобразователя, подключаемого кроме этого в точку А (рис. 1), на выходе устройства с низким напряжением питания приобретают импульсы амплитудой 200 В. Напряжение питания в этом случае конкретно увеличивают до 12 В.

Выходное импульсное напряжение возможно расширить, включив в цепь пара стабилитронов по примеру VТ1 (рис.

3). Это кремниевые планарные стабилитроны, предназначенные для стабилизации напряжения в цепях постоянного тока с минимальным его значением 1 мА и мощностью до 1 Вт. Вместо указанных на схеме возможно применить стабилитроны КС591А.

Рис. 3. Схема подключения лампы-вспышки

Элементы С1, R3 (рис.2) составляют демпфирующую RС-цепочку, гасящую высокочастотные колебания.

Сейчас с возникновением (в такт) импульсов в точке А (рис. 2) будет включаться лампа-вспышка ЕL1.

Встроенная в корпус проблескового маячка эта конструкция разрешит использовать его и потом, в случае если штатный маячок перестал работать.

К сожалению, ресурс лампы-вспышки от портативного фотоаппарата ограничен и чуть ли превысит 50 часов работы в импульсном режиме.

Плата со светодиодами, устанавливаемая в штатный корпус проблескового маячка

А.

КАШКАРОВ, г. Санкт-П етербург

Проблесковый Маячок


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: