Знают ли россияне свои банки?

Согласно данным мониторинга банковского рынка на конец 2009 года компания Profi Online Research воображает рейтинги банков, составленные на базе уровня их известности среди россиян.

Изучение продемонстрировало высокий уровень знания банков среди опрощеных. Так порядка половины участников изучения сумели назвать более 10 известных им банков (вопрос на знание с подсказкой – рис.2). А две самые большие кредитные организации страны — Сбербанк и ВТБ24 знает фактически любой (рис.

2).

В вопросе на знание банков без подсказки, большая часть именовало прежде всего такие денежные организации как Сбербанк (причем первым это наименование всплывало чаще среди обитателей регионов), ВТБ24 и Альфа-банк (его, напротив, чаще именовали москвичи). Остальные банки, как видно из рис. 1, вошли в ТОП-10 организаций, за счет большого уровня их знания в столице и в Столичной области.

К примеру, Банк Москвы (6% в Москве против 1% в регионах), Райффайзенбанк (4% против 2%, соответственно), Ситибанк (3% против 1%) и проч.

Знают ли россияне свои банки?

Рис. 1. Знание банков (без подсказки)

В случае если вести обращение о количестве упоминаний всех банков в целом, то, как возможно видеть на рис. 1.1., пятерка фаворитов остается прошлой (в большинстве случаев эти банки респонденты вспоминали прежде всего). Но кое-какие компании, вошедшие в ТОП-10 по частоте упоминаний, такие как МДМ Банк, Кредит Европа Росбанк и Банк, уступают место «Уралсибу», «Восстановлению» и Юниаструм Банку, о которых респонденты вспоминали не сходу.

Известность некоторых денежных структур, таких как Банк Москвы, Райффайзенбанк, Ситибанк в столичном регионе была существенно выше, чем в других областях страны. В регионах же России больше, нежели чем в Москве, знают «Хоум Кредит», Русь-Банк (уровень их знания вдвое выше, чем в столице), Россельхозбанк (его знают в 4 раза больше опрощеных).

Рис. 1.1. Знание банков (без подсказки) в зависимости от региона проживания опрощеных

В случае если сравнивать эти, полученные при ответах о знании банков с подсказкой и без, то тут также возможно подметить кое-какие различия. Так, в вопросе на знание с подсказкой, четвертое мето занял банк «Русский Стандарт», вытеснив Банк Москвы аж на восьмую позицию. Примечательно, что банк «Русский Стандарт» при списочном знании, определят 9 из 10 обитателей регионов, в то время, как без подсказки, банк отыскала в памяти лишь четверть опрошенных.

Это связано, скрее всего, тем, что многие ассоциируют его наименование с водкой «Русский Стандарт»: логотипы этих марок схожи между собой — оба входят в состав одного холдинга.

Шестое место в данном рейтинге занял «Уралсиб», тогда как по результатам опроса на спонтанное знание, он сумел занять лишь восьмую сточку. В ситуации же с Ситибанком, например, оказалось напротив: в случае если в рейтинге спонтанного знания он занимал седьмую позицию, то в рейтинге знания с подсказкой был последним в десятке фаворитов (рис. 1.1 и рис.

2).

Рис. 2. Знание банков (с подсказкой) в зависимости от региона проживания опрощеных

Изучение продемонстрировало, что распределение позиций банков по уровню их знания, в зависимости от половой принадлежности опрашиваемых, не поменялось. Но, как выяснилось, степень осведомленности дам в отношении фактически каждого из представленных участникам изучения банков, была выше, чем у мужчин. Обстоятельство, вероятнее, тут кроется в том, что по собственной природе дамам характерно более пристально относиться ко всему происходящему около: они чувствительнее к другой информации и рекламным сообщениям, направленной на информирование имеющихся клиентов и привлечение новых.

В случае если осведомленность опрощеных о тех либо иных банках была на достаточно большом уровне, то со знание логотипов обстановка обстоит пара в противном случае. Уровень известности самого банка и его логотипа сходится разве лишь у Сберегательного банка и ВТБ 24. При с остальными организациями, в большинстве случаев логотип определят немного хуже, чем наименование банка.

Так, к примеру, по уровню знания (как с подсказкой, так и без нее) Альфа-банк находится на третьем мете, по узнаванию же его символа, он занимает четвертую позицию в рейтинге, уступая собственный место «Русскому Стандарту» (рис. 3). Но и тут существуют исключения.

К примеру, осведомленность москвичей о «Хоум Кредите» была ниже, чем уровень знания их логотипа (44% против 54%).

Рис. 3. Знание логотипов банков в зависимости от региона проживания опрощеных

Оказалось, что уровень знания логотипа того либо иного банка зависит и от пола респондента. Как и при с осведомленностью участников изучения о той либо другой кредитной организации, дамы были более привычны с логотипами оперирующих на отечественном рынке банков.

Причем отмечается некая зависимость между активностью банка в отношении развития взаимоотношений с его степенью и клиентами его известности среди дам: чем больше банк предлагает партнерских программ, скидок и других удачных условий сотрудничества, тем больше он завлекает внимание представительниц не сильный пола. Женская аудитория, будучи более активной с потребительской точки зрения, оказывается чувствительной к разного рода предложениям купить товар/услугу, наряду с этим еще и сэкономив, нежели чем мужская. Явным подтверждением этому есть Ситибанк, что уделяет громадное внимание работе с клиентами, систематично расширяя и совершенствуя совокупности скидок (к примеру, для держателей кредитных и дебетовых карт), партнерские программы и проч.

Среди основополагающих параметров, оказывающих влияние на выбор респондента воспользоваться предложением того либо иного банка, возможно выделить длительность существования банка на рынке, развитость сети его банкоматов, и привлекательные проценты по вкладам и кредитам. Это параметры были ответственны более чем для половины участников изучения.

Кроме этого респонденты отмечали такие факторы как надежность банка, наличие у него возможности страхования и большого количества отделений вкладов. Значимость первого и последнего параметров (срок существования выгодность и банка ставок) особенно усилилась на протяжении экономического кризиса, что стал причиной опасения людей за сохранность собственных денег. Исходя из этого среди населения возрос интерес к Сбербанку и ВТБ 24, каковые находятся «вне конкуренции».

Помощь, которую обеспечило этим компаниям государство, есть для россиян некой гарантией: что бы ни было на денежном рынке, правительство не разрешит, дабы с этими банками что-то случилось, а, следовательно, и с деньгами их клиентов вряд ли что-то произойдёт. Одновременно с этим 44% опрошенных, чтобы перестраховаться и обезопасить себя от вероятных денежных рисков, выбирают банки, вклады в которых возможно застраховать (рис. 4).

Необходимо также подчеркнуть, что критерии выбора банка для регионов и жителей столицы разнятся в некоторых качествах. Так, москвичам более принципиально важно, дабы обслуживающий их банк имел прекрасно развитую сеть отделений (52%), причем дабы одно из них размешалось близко от их дома либо офиса (33%). Для многих была ответственна престижность банка: людям характерно выбирать банк, входящий в двадцатку самых известных банков России (41%).

Для опрощеных, живущих в регионах, наверное, в силу меньших масштабов городов, размещение отделения банка довольно их дома либо работы, выяснилось не столь принципиально важно, как для москвичей. Этим они готовы жертвовать в пользу более удачных ставок (63%), надежности банка (51%) и низких тарифов на обслуживание (40%).

Имея более низкий доход, обитатели регионов, больше ориентированы на надежность банка, возможность сэкономить на обслуживании и получить на процентных ставках (рис. 4).

Рис. 4. Характеристики, оказывающие влияние на принятие ответа о выборе банка (в зависимости от региона проживания опрощеных)

Разглядим существующие различия параметров выбора банка среди женщин и мужчин. Состав тройки главенствующих факторов был однообразен как для мужской, так и для женщин. Обращение тут идет, первым делом, о длительности существования банка на рынке, во вторую – о громадном количестве банкоматов, в третью – о хороших ставках по кредитам и вкладам.

Как мы знаем, что мужчины менее чем дамы склонны тратить время на ожидание. Вероятнее, как раз исходя из этого (чтобы не ездить и не ходить в отыскивании банкоматов), для них наличие громадного количества точек, где возможно снять деньги, выяснилось ответственнее, чем для дам (сравн.: 66% против 59%). Но, кроме этого как и отсутствие очередей в отделениях (сравн.: 22% против 18%), наличие Интернет-банкинга (сравн.: 30% против 20%).

Напомним, что у мужчин спектр параметров, определяющий выбор банка, был намного меньше, чем у дам. Представители сильного пола по большей части обращают внимание на положение компании в иерархии банков, оперирующих на отечественном рынке, и на возможности своевременного сотрудничества с ней. Дамы же выбирают банк, оценивая большее количество параметров: им, к примеру, серьёзен размер ставок по вкладам и кредитам, степень надежности банка, советы друзей, расположение банка, уровень обслуживания в нем, тарифы на обслуживание и проч.

По рейтингу пользования банковскими продуктами, среди физических лиц лидируют зарплатные проекты. Второе место в столице занимают дебетовые карты, их имеют более половины опрощеных. Добавим, что и уровень пользования дебетовыми картами с овердрафтом тут появлялся немного выше (12% против 9%).

В регионах второе место занимают разного рода вклады (40%), в Москве же эта услуга находится на третьем месте, но, количество людей, имеющих вклады, тут, не обращая внимания на это, выяснилось больше (46%).

Необходимо подчеркнуть, что в регионах, в отличие от Москвы, широкое распространение взял кредит наличными (им пользуются 27%, в столице порядка 18%) – рис. 5. Наверное, это связано с отличием в уровнях доходов населения. Дело в том, что в большинстве случаев кредит наличными выдается на приобретение бытовой техники, электроники и других довольно недорогих товаров, каковые многие обитатели столицы смогут купить без того, дабы брать взаймы.

Людям же из регионов эргономичнее взять кредит, дабы рассрочить платеж на пара месяцев.

Рис. 5. Пользование банковскими продуктами среди физических лиц (в зависимости от региона проживания опрощеных)

Как продемонстрировало изучение, на пользование теми либо иными банковскими продуктами кроме этого воздействует пол респондента. Полученные эти говорят о том, что среди женской аудитории спектр пользования банковскими продуктами значительно шире, чем среди мужской. Так, представительницы не сильный пола чаще реализовывают финансовые переводы, безналичные переводы посредством экспертов в отделениях банков, обзаводятся кредитными и дебетовыми картами.

Со своей стороны мужская аудитория активнее пользуется брокерскими одолжениями (6% против 2%) и разными кредитами.

*Изучение «Мониторинг розничного рынка. Банки» проводится каждый квартал. В нем участвуют граждане РФ в возрасте от 21 до 55 лет, принимающие денежные ответы либо участвующие в принятии ответов в семье.

Неспециализированная выборка – 7 100. Изучение проводится способом интерактивного опроса среди опрощеных Онлайн панели компании Profi Online Research, живущих в 13 самых больших русских городах (Москва, Петербург, Казань, Челябинск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Самара, Омск, Пермь, Сталинград).

Дмитрий Потапенко: Забирайте собственные деньги из банков…


Читайте также: