Звуковой сигнализатор
Звуковой сигнализатор на цифровых микросхемах включения/выключения электронных устройств с едой 12 В.
В автомобиле много устройств, каковые включаются в работу клавишей либо тумблером. Осуществлять контроль же включение того либо иного устройства возможно лишь по щелчку механического включателя (что при работе автомобили возможно и не услышать) либо визуально по положению клавиши (что совсем непросто в движении).
Посредством же предлагаемого электронного узла, схема которого продемонстрирована на рисунке, возможно осуществлять контроль за исправностью электрических устройств автомобиля с едой от бортовой сети 12 В, каковые характеризуются двумя состояниями: включено/отключено более надёжным способомс помощью звукового подтверждения, что весьма удобно для людей с ослабленным зрением (особенно дальнозорких). Устройств, как электрических, так и механических, для применения данного узла в автомобиле достаточно большое количество: обогреватель заднего стекла, ручной и ножной тормоз, задний движение и т.д.
Узел реализован на трёх популярных микросхемах разработки КМОП. При включении контролируемого устройства сигнализатор краткосрочно подаст звуковой сигнал. То же случится при отключении его питания.
Принцип работы устройства
Микросхема К561ЛА7 объединяет в одном корпусе четыре однотипных элемента И (с инверсией). На инверторах DD1.1, DD1.2 собран генератор прямоугольных импульсов. Его выходная частота с указанными на схеме RС-элементами образовывает около900 Гц.
С вывода 4 микросхемы DD1.2 прямоугольные импульсы всегда поступают на вход элемента D1.4 (вывод 13), а на вывод 12 приходит управляющий сигнал с микросхемы К561ЛП2.
При большом уровне напряжения на выходе элемента DD3.1 прямоугольные импульсы от генератора проходят через усилитель и ограничительный резистор на транзисторе VТ1 к пьезоэлектрическому капсюлю НА1 типа ЗП-22 (возможно применить любой капсюль из модельного последовательности ЗП-х).
Усилитель звука на транзисторе VТ1 нужен чтобы сигнал пьезоэлектрического капсюля было прекрасно слышно в удалении от самого устройства. Транзисторный каскад дополнен регулятором громкости R4. В качестве транзистора VТ1 подходит КТ503, КТ361 с любым буквенным индексом.
В то время, когда на выводе 12 управляющего элемента D1.4 присутствует низкий логический уровень, то на выходе этого элемента, в соответствии с таблицей истинности микросхемы К561ЛА7, присутствует большой логический уровень, закрывающий транзистор VТ1, исходя из этого излучатель НА1 не активен.
Входной сигнал поступает в точку А (см. схему) с контролируемой нагрузки. В этом случае её параметры не важныглавное, дабы это была активная нагрузка с постоянным сопротивлением. Входной сигнал выясняется синхронным с тактовой частотой генератора, поступающей на вход С первого триггера, и сигнал, поступающий в противофазе на вход второго триггера.
Процесс синхронизации сводится к сдвигу фронта импульса входной информации до совпадения его с фронтом ближайшего тактового импульса. Продолжительность преобразованных информационных импульсов будет кроме этого определяться длительностью импульса синхрочастоты.
Электрическая схема устройства звукового индикатора автомобильных потребителей
Входной сигнал большого уровня, поступающий в точку А и на вход D микросхемы DD2 (К561ТМ2), есть разрешающим к тому, дабы на прямом выходе Q (вывод 1 первого триггера DD2.1) синхронно с тактовыми прямоугольными импульсами, поступающими от генератора, показался сигнал большого уровня и находился в том месте , пока большой уровень в точке А не провалится сквозь землю. На выводе 13 триггера микросхемы К561ТМ2 (прямой выход триггера DD2.2) в момент появления в точке А большого уровня напряжения кроме этого сформируется большой уровень. Он сменится на низкий с приходом отрицательного фронта тактового импульса, следующего по окончании исчезновения большого уровня напряжения в точке А.
На выходе элемента DD3.1 сформируются два импульса, привязанные к фронту входного сигнала. Краткосрочные импульсы в точке D будут соответствовать моменту исчезновения и появления большого уровня напряжения в точке А, что обусловлено выключением и включением какого-либо потребителя.
Собранный из исправных подробностей представленный электронный узел в налаживании не испытывает недостаток. Сразу после сборки его необходимо испытать совместно со стабилизированным источником питания постоянного напряжения 12 В. Включённый так узел не должен издавать звукового сигнала. В случае если подать на вход А схемы напряжение источника питаниядолжен краткосрочно получить звуковой излучатель НА1.
О подробностях
Постоянные резисторытипа МЛТ-0,25. Переменный резистор R4типа СП5-1ВБ.
Ток, потребляемый узлом в режиме спокойствия, образовывает 8 мА, в режиме звуковой индикациизависит от типа используемого излучателя, но не превышает 25 мА.
А.КАШКАРОВ, г. Петербург