Аккумулятор под контролем

Аккумулятор под контролем

Любой автомобилист знает, что за состоянием заряда аккумулятора нужно всегда следить — требуется осуществлять контроль на нем напряжение. Это возможно сделать посредством электронной схемы, которая подает сигнал тревоги при низком уровне электролита, высоких перегрузках, загрязнении клемм аккумулятора, обрыве приводного ремня генератора, перезаряде аккумулятора.

Главное отличие предлагаемой схемы от ранее публикуемых — необыкновенное использование в качестве компаратора микросхемы КР142ЕН19А, прецизионного аналога стабилитрона с регулируемым напряжением стабилизации.

Таковой компаратор владеет стабильным напряжением срабатывания, определяемым источником примерного напряжения (2,5 В), что существенно увеличивает точность контроля.

Микросхема имеет размеры транзистора, что разрешает уменьшить габариты устройства (не смотря на то, что это не самое основное и я перед собой таковой задачи не ставил).

Схема (рис. а) подключается конкретно к аккумулятору автомобиля и, питаясь от него, оценивает приложенное напряжение. Конденсатор С1 помогает для защиты от помех.

На резисторах R1, R2, R3 собран регулируемый делитель напряжения. Подстроечным резистором R2 выставляется верхний предел (14 В). С R2 напряжение подается на вход управления микросхемы DA1, которая трудится в режиме компаратора благодаря низкому номиналу резистора R4.

На транзисторе VT1 выполнен усилитель тока, нагрузкой которого есть светодиод HL1; он светится при превышении максимально допустимого напряжения на аккумуляторе. Мною была сделана попытка обойтись без транзистора VT1, включив светодиод HL1 с ограничивающим ток резистором в анод микросхемы DA1. Это не увенчалось успехом, поскольку выходной транзистор микросхемы полностью не закрывался и светодиод легко подсвечивал. При загорании светодиода HL1 через диод VD1 включается и сигнал.

HL2 — это мигающий светодиод либо звуковой сигнал.

Настройка схемы

Для этого пригодится цифровой либо правильный источник и аналоговый вольтметр регулируемого напряжения

Первоначально установите подстро-ечные резисторы в среднее положение и подключите схему к источнику питания.

В том же направлении присоедините вольтметр и подайте напряжение 14 В. Вращением резистора R2 добейтесь загорания светодиода HL1 и соответственно HL2. Для проверки точности настройки уменьшите подаваемое напряжение до 11 — 12 В и, медлительно его увеличивая, увидьте по вольтметру напряжение, при котором загорится светодиод HL1.

Принципиальная электрическая схема (а) и печатная плата (б) прибора для контроля аккумулятора на базе микросхемы КР142ЕН19А

Повторив обрисованную операцию пара раз, вы добьетесь правильной настройки. Установив на выходе источника питания напряжение 10,8 В, отрегулируйте резистор R12 так, дабы светодиод HL3 зажегся, а HL2 замигал. Может пригодиться уточнение сопротивления резистора R9.

Для этого вместо него временно подпаяйте подстроечный резистор на 100 кОм с последовательно включенным резистором на 15 кОм. Добейтесь подбором сопротивления подстроечного временного резистора полного открытия транзистора VT2 при минимально достаточном токе базы. Измерьте полученное сопротивление и замените постоянным резистором R9.

После этого, предварительно увеличив подаваемое напряжение, медлительно его снижайте, увидев по вольтметру момент, в то время, когда загорится светодиод HL3. На этом настройка заканчивается. Подключите схему к электросети автомобиля так, дабы при отключенном питании она была отключена: нет потребности оставлять включенной схему, в то время, когда автомобилем не пользуются.

Подробности

конденсаторы и Резисторы — любого типа, малогабаритные. Транзисторы VT1, VT2 с любыми буквенными индексами. Подстроечные резисторы R2, R12 —типа СПЧ-1.

Печатная плата (рис. б) изготовлена из односторонне фольгированного стеклотекстолита.

В. ГРИЧКО, г. Краснодар

Контроль заряда автомобильного аккумулятора Fiamm


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: