Антикризисные меры в россии: каковы приоритеты правительства?
В случае если перефразировать легендарную начальную фразу Льва Толстого из романа «Анна Каренина», возможно заявить, что глобальный экономический кризис неприятен для всех стран, но для каждой страны он неприятен по-своему. Имеется национальные изюминки протекания кризиса и в Российской Федерации, и насчитать их возможно, в случае если отбросить все второстепенные подробности, числом трёх.
Во-первых, само собой разумеется, остаётся в основном сырьевой темперамент отечественной экономики. Возможно какое количество угодно сказать о том, что за последние годы начинается промышленность, что уровень производства Сейчас несравнимо выше середины и производственных показателей начала 1990-х годов, но факт остаётся фактом — главной статьёй пополнения госбюджета и главным причиной стабильности всей экономики остаётся экспорт нефти, газа, металлов, леса и без того потом. Как мы знаем, в следствии кризиса мировые стоимость бареля нефти упали более чем втрое (на данный момент «нефтяная» цена скорректировалась в сторону повышения).
Второй кризисный российский фактор медлено вытекает из первого: в условиях, в то время, когда главные доходы получаются за счёт экспорта сырья, страдает настоящий сектор экономики. Фактически производство в Российской Федерации до сих пор остаётся не хватает развитым, будучи неспособным сделать экономику по-настоящему стабильной во время опробований. Обстоятельством тому как тяжёлое наследство лихого прошлого десятилетия с его так называемой «приватизацией», так и политика правительства в 2000-е годы, в то время, когда сверхдоходы от нефтедолларов складывались в Резервный фонд, а не направлялись на развитие индустрии (но, в сложившихся условиях оправданность таких мер сейчас признают кроме того их бывшие критики).
Третьей проблемой есть низкий уровень развития отечественной финансовой системы, которая в силу собственного юношеского возраста (практически появилась только в конце 80-х — начале 90-х) не стала по-настоящему кровеносной совокупностью русском экономики: отечественным фирмам было выгодно брать кредиты в зарубежных, а не в собственных банках, а в кризисное время зарубежные источники капитала стали недоступны.
Все эти неприятности правительство России предполагает решать путём следования тем приоритетам развития страны, каковые были сформулированы в успешные годы и каковые благодаря солидному Резервному фонду должны остаться неизменными и в кризисные дни. Итак, вот эти декларируемые отечественным управлением приоритеты:
— все социальные и денежные обязательства страны перед гражданами будут выполняться полностью: не будут уменьшаться затраты на здравоохранения и системы образования, особенное внимание будет обращено на совершенствование деятельности совокупности соцзащиты, прежде всего обеспечение работников и жизни достойного уровня пенсионеров бюджетной сферы и борьба с безработицей;
— будет ужесточён контроль за национальной помощью разным фирмам: отрасли и неэффективные производства, неконкурентоспособные в наше время, не будут получать помощи из бюджета, тогда как предприятия, имеющие значение для развития и сохранения промышленного потенциала страны, будут всячески поддерживаться страной;
— деятельность по расширению и активизации внутреннего рынка обязана сделать русского экономику более сбалансированной и снизить её зависимость от внешнеэкономических факторов (каковые и стали основной обстоятельством нынешних кризисных явлений) — в данной связи особенное внимание будет обращаться сперва на национальное вмешательство через инвестиции и централизованные заказы, а после этого на стимулирование частного спроса на рынке продуктовых и промышленных товаров, одолжений, жилья;
— не будет прекращаться реализация национальных инвестиционных проектов, основной задачей которых есть модернизация отечественной экономической и социальной структур и превращение России не только в конкурентоспособное, но и в одно из ведущих стран в двадцать первом веке;
— последовательно обязана проводиться политика по понижению уровня национально-административного вмешательства в рыночные экономические процессы, например, должны быть ликвидированы административные и правовые преграды для частного бизнеса, в первую очередь, для среднего и малого;
— развитие финсектора экономики, создание развитой совокупности, в которую будут входить банковская сфера, фондовый рынок, механизмы оптимального перемещения инвестиционных ресурсов, рынок страховых одолжений;
— проведение максимально сбалансированной экономической политики, в которую входят: создание благоприятного климата для зарубежных инвестиций, формирование условий для накопления внутренних сбережений граждан, понижение инфляции, увеличение уровня доверия к национальной валюте и контролирование оптимального рублёвого курса.
Вот такие, без всякого спора, благие намерения вынашивает в качестве мер по борьбе с кризисом российское правительство. Будем сохранять надежду, что всё вышеперечисленное будет реализовано полностью.
А до тех пор пока необходимо подчеркнуть, что в соответствии с оценкам последовательности аудиторско-консалтинговых агентств к началу 2009 года меры по борьбе с кризисом правительства РФ являлись одними из самые неэффективных среди развитых и развивающихся государств: так, по этому показателю Российская Федерация уступала не только США, Франции, Германии и Канаде, но и Казахстану с Украиной. Остаётся ожидать, что развитие событий продемонстрирует несостоятельность аналогичных оценок.
Александр Бабицкий