Архитекторы 1960-х: в ххi веке люди поселятся в тарелках
Что такое финские домики, все более-менее знают. Домики, как домики. Древесные, сборные, в общем — простые.
Но не все финские домики такие. В конце 1960-х архитектор из Финляндии спроектировал дома в виде летающих тарелок. Космические финские домики.
Во как.
Нужно ли сказать, что в те годы человечество на космосе, что с успехом начали покорять его представители.
Казалось, что с этого момента наступило будущее — как раз то, что предвещали писатели-фантасты.
У находящихся в состоянии эйфории людей складывалось чувство, что разные футуристические новинки входят в обиход чуть ли не каждый день. День назад полетели в космос, сейчас вынудим трудиться роботов, а на следующий день загоним в гаражи летающие машины.
Матти Сууронен смотрелся колоритно (фото arcspace.com)
Новому «космическому» миру должно было соответствовать практически всё. Транспортные средства, бытовая техника и другое начало принимать очертания ракет, а люди в мыслях примеряли на себя униформу космических путешественников.
Ясно, что и жилища больше не могли быть похожим прямоугольные коробки. Необходимы были дома в духе эры. И они показались.
Во второй половине 60-ых годов XX века финский архитектор Матти Сууронен (Matti Suuronen) прославил собственное тяжело выговариваемое имя тем, что создал дом в форме «летающего блюдца». Эллиптические окна, струящиеся замысловатыми волнами линии интерьера, кухня и круговой обзор, напоминающая отсек космического корабля.
Кстати, и дверь в обиталище раскрывалась наподобие трапа — вываливалась вниз.
1969 год. Швеция. Дом «летающая тарелка» летает только при помощи вертолёта. (фото arcspace.com)
Создатель напрямую обращался к эмоциям людей. интерьер и Внешность порождали ассоциации не только с ракетами, дирижаблями и вертолётами, но и с судами инопланетян.
На фоне бессчётных сообщений о наблюдении НЛО в скором контакте с внеземными цивилизациями тогда многие не сомневались.
Сууронен не стремился растолковать собственные фантазии логикой. рациональность и Удобство для того чтобы дома, если сравнивать с классическим жилищем — спорны. Забрать, например, мебель.
Не поставишь же в круглом доме дубовый шифоньер.
Значит и все подробности обстановки необходимо было изобретать заново, в чём, но, неприятности не было — «космических» дизайнерских ответов в те годы было куры не клюют. Кроме того в Финляндии.
«Футуро» на Домбае во времена СССР, высота 3 тысячи метров (фото phinnweb.com)
Кстати, сначала архитектор не навязывал собственную концепцию в качестве новой формы жилья — он предполагал, что конструкция будет употребляться, как лыжный домик либо что-нибудь в этом роде.
После этого его замыслы изменились, и нелетающие тарелки были названы совершенным загородным домиком, где маленькая семья сможет проводить отпуск либо уик-энд.
Проект обрастал всё новыми подробностями и получил подобающее наименование — «Футуро» (Futuro).
Над выбором материала финский мечтатель практически не вспоминал — незадолго до этого он выстроил из пластмассы купол зернохранилища в Сейнайоки (Seinajoki) диаметром восемь метров.
Тот же полиэстер со стекловолокном он выбрал и сейчас.
Тем более, что материал данный был недорог. Матти верил: его творение будет доступно всем обитателям планеты, соответственно — поменяет мир.
К тому же, если бы вы имели возможность задать вопрос любого архитектора того времени «Заменит ли пластмасса очевидный бетон?», точно услышали бы утвердительный ответ.
К слову, в те же годы автомобильные конструкторы уверяли всех, что вот-вот все автомобили начнут делать из пластмассы.
С того времени инженеры выстроили много таких машин, серийных а также, но «мэйнстрим» остался металлическим.
Домик Сууронена везут по Темзе, 1969 год (фото phinnweb.com)
Похожая будущее ожидала и дом Сууронена, но тогда он с энтузиазмом засучил рукава.
Итак «тарелка» вмещала 8 человек и имела диаметр 8 метров, как и упомянутый купол. Высота же домика превышала 4 метра. Дом изготавливали на заводе и, в виду необычайной лёгкости, его имели возможность доставлять на место установки вертолётом.
Финский изобретатель кроме того подумывал о практике «мобильного проживания» — семь дней в том месте, семь дней тут. Обтекаемый домик на ножках-опорах замечательно, согласно его точке зрения, вписывался в невинные ландшафты.
Радужные грезы Сууронена были утоплены в нефтяном кризисе 1973 года: цены на пластмассу взлетели, и производство «Футуро» уже не могло быть рентабельным.
1968 год. «Футуро» собирают на заводе Polykem (фото arcspace.com)
Помой-му всего было выстроено 20 таких домиков, Но в случае если хорошенько покопаться в Сети, то возможно понять, что по всему свету и по сей день существует больше двух десятков«Футуро».
И любой приписывают известному финскому архитектору.
То ли это желание привлечь туристов, то лидоказательство, что эмоции, каковые испытывали люди 35 лет назад, никуда не провалились сквозь землю.
По крайней мере, в Финляндии, США и Нидерландах, сохранилось пара экземпляров необыкновенных финских домиков.
Один из них, прописанный в Сан-Диего, кроме того был выставлен в 2001 году на интернет-аукцион: в очень ухоженном состоянии и со начальной стоимостью в $25 тысяч.
Планировка «летающей тарелки» (иллюстрация arcspace.com)
Второму его собрату повезло меньше. Весной 2003 года по штату Нью-Джерси поползли слухи о, якобы, отысканных обломках НЛО.
Позднее прибавились пояснения — речь заходит, по всей видимости, о какой-то забытой декорации к фантастическому фильму.
Только летом группе энтузиастов удалось установить, что это был один из домиков «Футуро», неоднократно поменявший хозяина в течении многих лет и переезжавший с места на место по всей стране.
Он был в сложном состоянии — выбитые стёкла, пустые бутылки и грязь внутри, облезлая краска свисала лохмотьями. Довершали картину запустения классические американские граффити.
Финский архитектор сохранял надежду, что миллионы семей последуют по стопам этих людей. (фото phinnweb.com)
К счастью для творения финского архитектора, нашёлся новый обладатель для красивого домика — Скотт Джиффорд (Scott Gifford), что решил перевоплотить его в магазин подарков.
Но, история данного экземпляра — скорее, исключение, напоминающее о незавидной судьбе плана Сууронена.
Но прежде, чем романтическая фантазия 1960-х уступила место холодному рассудку 1970-х, дома-НЛО успели «разлететься» далеко за границы Суоми.
Круглые домики помогали кафе, номерами мотелей, экспонатами выставок.
Таким представлялся комфорт космической эры (фото arcspace.com)
«Футуро» удачно передал атмосферу собственного времени и потому не был забыт. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века Мика Таанила (Mika Taanila) снял документальный фильм о «Футуро», что с успехом и продемонстрировал на интернациональных кинофестивалях.
Помимо этого, о миру поездила выставка фотографий необычайных домиков.
Что же, получается Сууронен не предугадал форму дома будущего? Вероятно. Но имеется ли у нас уверенность в том, что будущее, каким оно виделось из 1960-х, уже наступило?