Архитектура и литье

Отливки около нас

Применение отливок в архитектуре имеет достаточно разнообразные формы и широкое распространение в зависимости от назначения и стиля того либо иного изделия. Во время расцвета русского классицизма создаются триумфальные арки, в особенности посвященные победе русского народа в войне с наполеоновскими полчищами.

Данной теме посвящена арка Главного штаба, выстроенная Росси в 1829 г. Грандиозная, щедро украшенная скульптурой, арка завершается триумфальной колесницей, которая воспринимается как последний аккорд всей композиции. Колесница, достигающая 16 м в длину и 10 м в высоту, создана выдающимися скульпторами С. С. Пимено-вым и В. И. Демут-Малиновским. Шестерка медных коней, ведомых двумя пешими солдатами, медлительно и празднично движется к Зимнему дворцу.

В повозке — крылатая фигура Славы, в руках у которой эмблема страны. Группа скульптур так органически связана со всем сооружением, что без нее нереально представить себе это строение.

Еще одним архитектурным монументом победы над Наполеоном явились Нарвские ворота, возведенные в 1834 г. В. П. Стасовым в юго-западной части города, на пути возвращения победоносных русских армий из Парижа. Замечательную жёсткую арку кроме этого венчает медная колесница Славы, влекомая шестеркой коней. Несколько создана теми же скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, а кони выполнены П. К. Клодтом.

Одинаковый сюжет, но как не похожа стремительная, динамичная группа скульптур Нарвских ворот на величавую, парадную колесницу Главного штаба. Клодтовские кони спешат вскачь, как бы спеша стремительнее донести весть о победе.

В память побед России над Турцией в 1838 г. по проекту В. П. Стасова в Санкт-Петербурге воздвигнуто необыкновенное сооружение — грандиозные чугунные Столичные ворота. На двенадцати массивных дорических колоннах, поставленных в два последовательности, покоится тяжелое перекрытие. Но в целом ворота не кажутся тяжеловесными благодаря замечательно отысканным пропорциям.

К этому же периоду относятся и известные квадриги всевышнего Аполлона — покровителя мастерства на строениях Алек-сандринского театра (архитектор Росси, скульптор С. С. Пименов) в Санкт-Петербурге и Громадного театра (архитектор О. И. Бове, скульптор Витали) в Москве (рис. 34). Литые вздыбленные кони замечательно прорисовываются на фоне ярких стен и составляют неразрывное целое со строгой и величавой торжественностью хорошего фасада театра.

Не считая чисто украшательских функций, отливки делают в архитектуре и сугубо утилитарную роль, но постоянно несут в себе творческий элемент, создавая гармоничное единство со строениями либо с целым архитектурным комплексом.

С XVIII в. многие фабрики России предоставили в архитекторов и распоряжение строителей недорогой, с хорошими особенностями материал — чугун, что с этого времени начали обширно применять для художественных отливок муниципальный и садово-парковой архитектуры. Опыт для того чтобы литья распространился из европейских районов России, в первую очередь из Тульско-Каширского, где чугунные строительные и архитектурные изделия начали отливать в первой половине XVII в. Первоначально тут отливали, не считая половых плит, двери каменных палат, дворцов и церквей, оконные рамы столичных балюстрады и магазинов.

Красивые образцы чугунных половых плит сохранились в Дивной церкви г. Углича, в приказных палатах усадьбы-музея Коломенское, в Ростовском кремле (рис. 35), в церквах г. Суздаля, в киевском Софийском соборе и т. д.

Архитектура и литье

Рис. 1. Колесница Громадного театра

Рис. 2. Плита пола из Ростовского кремля

В середине XVIII в. архитектурные отливки в большом количестве изготовляют и уральские чугунолитейные фабрики.

Русские архитектурные отливки из чугуна с покон веков славились ажурностью, прекрасным исполнением и высокой художественностью. Чугун разрешал создавать недорогие архитектурные отливки, прекрасно вписывающиеся в любой пейзаж, выгодно применять контраст чёрного светлого фона и чугунного изделия природы, строений, подчеркивать монументальность либо легкость, художественную простоту либо затейливость архитектурного изделия.

простота и Дешевизна приемов техники литья давали возможность архитекторам не ограничиваться размерами отливок, масштабами их применения в том либо другом сооружении, а красивые литейные свойства чугуна разрешали сочетать в изделиях монументальность и узкую проработку архитектурных подробностей. Все это учитывалось и мастерами и скульпторами — творцами архитектурных художественных изделий.

Архитектурные чугунные отливки использовались в виде кронштейнов и колонн, как элементы внутренних частей и отделки фасадов строений. Довольно часто шикарные строения украшались чугунными отливками в виде портиков, входных лестниц, перил, балконов и т. п. В некоторых случаях уральские строения представляли собой собрание неповторимых архитектурных отливок. Примером может служить строение бывшей Горной канцелярии (сейчас Национальная консерватория в г. Свердловске).

В этом строении чугунные и ажурная балконная решетка второго этажа, и необычная с утонченным рисунком лестничная решетка, а также поддерживающие плиты и колонны на площадках лестничной клетки.

Увлекательные архитектурные литые изделия были изготовлены для балкона конторы Чермизовского завода. По тонкости рисунка и выполнению они смогут быть отнесены к лучшим примерам художественного литья. Сильное чувство собственной строгостью и ажурностью стиля создаёт ограждение дома горного начальника (сейчас это строение муниципальный поликлиники на набережной муниципального пруда г. Свердловска), выстроенного по проекту архитектора М. П. Малахова и являющегося монументом архитектуры XIX в. Уникальное ответ, ажурность и свежесть орнамента художественных подробностей портика бывшего дома Поклевского-Козелл (сейчас строение Педагокого университета в г. Свердловске).

Громадным спросом на Урале поль-зовались художественно изготовленные печные дверки и литые чугунные камины, каковые отличались достатком фантазии живописца, высоким мастерством выполнения и довольно часто представляли собой целые ансамбли, произведения искусства с законченным сюжетом. Особенно красивыми делались камины высоких и просторных комнат; они выполнялись в виде порталов со сложным и ажурным рисунком. Кроме того подставки для угольных щипцов (в виде журавля, собаки с кнутом и т. п.) представляли собой художественные произведения, прекрасно вписывающиеся в неспециализированную композицию камина.

Наибольшее число увлекательнейших отливок находится в его пригородах и Ленинграде. Широкое использование чугуна в таких архитектурных сооружениях, как бывшие царские резиденции недалеко от Ленинграда, говорят о том, что данный материал имел возможность удовлетворить запросы самых взыскательных зодчих. Архитектурные ансамбли ленинградских дворцов щедро включают разнообразные чугунные художественные отливки: жардиньерки, вазы, фонарные столбы, акротерии.

Все они входят в сокровищницу русского архитектурного литья и придают дворцам Ленинграда художественную завершённость и необыкновенную красоту.

Много красивых образцов муниципального литья возможно встретить в Москве и в подмосковных усадьбах. Самый распространенной литой подробностью архитектурного убранства столичных домов являются ограждения крыш и чугунные балконы, в которых, как и в любом произведении мастерства, проявляются мастерство исполнителя и творческая индивидуальность художника.

Столичные балконы отличаются разнообразием форм, размеров, картинок, оформлением в зависимости от стиля строения и, возможно, вкусов клиента. Возможно заметить тяжеловесный балкон, складывающийся из массивных фигурных столбов, практически скрывающих внутреннее пространство (к примеру, на ул. Солянке).

И совсем второй тип — ажурные легкие переплеты между угловыми столбами, поддерживаемые красивыми узорчатыми кронштейнами.

Рис. 3. Подробности муниципального архитектурного

В оформлении публичных сооружений нередки литые бра, фонарные столбы, навесы и т. д. Завлекают внимание стройные, красивых пропорций фонарные столбы у главного входа в Громадный театр. А над боковыми входами возведен навес с узким литым кружевом подзоров, поддерживаемый рядом сдвоенных красивых колонок, между которыми расположены прекрасные узорчатые светильники в виде подсвечников.

Советские архитекторы кроме этого в громадных масштабах применяют литье для законченных, полноценных ансамблей, отражающих новые стили отечественной эры.

Весьма интересно использование металла в архитектуре нового строения Национальной библиотеки им. В. И. Ленина. Оно выстроено в 1929 г. архитекторами В. А. Шуко и В. Г. Гельфрейхом. Главным мотивом архитектуры есть тут совокупность вертикальных членений.

А этажные перекрытия, замаскированные железными страницами и украшенные чугунными рельефами писателей и мыслителей всех времен, сливаются с чёрными переплетами окон, не нарушая композиции стен.

В 50-е годы уральские мастера выполнили увлекательные архитектурные отливки для высотного строения Столичного национального университета, для Волго-Донского канала им. В. И. Ленина. Обширно использованы отливки в интерьере гостиницы «Ленинградская» в Москве, выстроенной в эти же годы.

Массивные медные набалдашники на перила, висячие светильники, люстры, бра в сочетании с мрамором лестниц, бархатом и коврами кресел придают холлу шикарный и праздничный вид.

Широкое использование чугунные и медные отливки нашли в оформлении станций Столичного метро. Решетки вестибюлей (станция «Динамо»), оформление дверей (станция «Фрунзенская»), разнообразные по размерам и форме люстры и бра на многих переходах и станциях, медные фигуры работы скульптора Манизеpa (станция «Площадь Революции») создают в этих цД земных дворцах воздух торжеств и праздничности ности. Чугунные отливки для метро в базу? выполнены мастерами известного Каслинского завод”

Богато украшена литьем станция метро Октябрьская кольцевая. Около входа на каменном пьедестале возвьцца ются удлиненные стройные вазы, как бы тянущиеся й. цветка-подставки. В станции возможно заметить несколь ко видов ажурных вентиляционных решеток; последовательности све тильников-бра в виде древних факелов; столбы, представ ляющие собой красивое сочетание металла и серогс мрамора; фонарные подставки.

Все это выдержано в еди-ном строго-праздничном стиле, усиленном приглушен ным мерцанием латуни.

Отливки для садов и парков

Литые художественные изделия для украшения парков и садов распространены во многих государствах. Не считая фонтанов, арок, фонарей, видятся целые литые архитектурные сооружения. Так, во дворце-парке Ихэюань (Китай) находится беседка Баоюньгэ, выстроенная в 1750 г. Балки, колонны, карнизы, черепица беседки отлиты из латуни и прекрасно сохранились до наших дней.

Но литье для садово-парковой архитектуры в Российской Федерации превзошло успехи всех государств. Русские архитекторы и чугунных дел умельцы создали высокохудожественные произведения зодчества, вплели в парки, сады, набережные, мосты усадеб, дворцов и городов узкие чугунные кружева. Мастерски сочетая особенную своеобразный стиль и выразительность формы картинок с пейзажем, они вынудили данный серый, неказистый материал зазвучать в один момент сдержанно и ясно.

Архитектурные дополнения к сооружениям и пейзажам не затенили красот природы, а, напротив, разрешили распознать ее красоту как в гармонии целого архитектурного ансамбля, так и в привлекательности подробностей.

Изумительные по творческому плану, красоте, исполнительскому мастерству произведения литья в г. Грузино Новгородской области, на протяжении ВОВ уничтоженные нацистами, были созданы в начале XIX в. В. П. Стасовым и И. С. Семеновым. Если судить по фотографиям, в особенности прекрасной была литая ажурная беседка, увенчанная громадными статуями орлов. Практически все произведения В. П. Стасова были изготовлены петрозаводскими литейщиками при участии мастера художественного литья Кларка.

Кроме решёток и оград, о которых еще отправится обращение, парковые отливки охватывали разнообразную тематику: от скромного акротерия фронтона до садовой мебели и независимых литых ансамблей, включающих ворота, арки, столбы, целые и фонтаны сооружения — беседки, террасы и т. п. Не страно, что эти произведения литья, предоставит шанс архитекторам, литейщикам и скульпторам показать собственный мастерство, являются выдающимися во всемирной сокровищнице художественных отливок.

Говоря о парковой архитектуре и о большой роли в ней отливок, нереально не отыскать в памяти известный комплекс фонтанов Петродворца. Фонтаны по большому счету достаточно распространенное парковое сооружение, но ленинградские фонтаны Петродворца, объединенные единым планом, практически поражают своим эстетическим совершенством, гармоничным слиянием с окружающей природой и другими парковыми постройками. Фигуры, являющиеся композиционными центрами фонтанов, в большинстве собственном входят в сокровищницу статуарного литья и русской скульптуры, как, например, статуя фонтан «Самсон» работы скульптора М. И. Козловского.

Рис. 4. Литье

Уникальный чугунный ансамбль представляли собой парк и усадьба в Кузьминках (Москва), созданные в конце XVIII — начале XIX в. От того времени дошли часть ограды, чугунные лежащие львы, столбы с грифами у въезда, две группы «Укрощение коней» работы Клодта и прекрасные ажурные ворота, созданные по проекту Ю. И. Жилярди В 1818—1820 гг.

В скверах и парках активно применяются чугунные вазы, самых разных форм и по-различному украшенные. Ваза в сквере около метро «Арбатская» лак-онична, ее строгий чёрный силуэт четко выделяется на фоне зелени и строения метро. Украшения тут были бы излишни, поскольку глаз прохожего успевает зафиксировать лишь неспециализированные контуры вазы, ее размещение и цветовую гамму, в которую вплетен цвет чугуна.

А вот ваза на террасе Елагина дворца оформлена рельефными изображениями растительного орнамента, фигурами итиц и замысловатыми ручками с масками у основания. Ее размещение предполагало неторопливый осмотр с близкого расстояния, исходя из этого ее рисунок красив и узок.

Они отличаются особенной тонкостью рисунка и удоб-Ством при пользовании. Так, кое-какие садовые кресла С-станавливали на колесиках, дабы возможно было легко пер’еДвИГать их по песчаньш дорожкам парков. Орнамент на мебели был узкий, приятный для глаза: он как бы сливался с природой, четко прорисовываясь на ее фоне. На столешницах и столах (рис.

38) изображались подробности садов и парков (озера, цветы, рыбы), символы зодиака и пр.

Ажурная уральская литая мебель в сочетании с другими чугунными произведениями прекрасно вписывалась в садово-парковую архитектуру, удачно ее дополняла и создавала законченные ансамбли, соединенные воедино неспециализированным мотивом.

„…оград узор чугунный”

популярностью и Наибольшей славой пользуются литые решётки и ограды. Возможно ли себе представить Ленинград без чугунного ажура, без литого кружева, что не только удачно дополняет ансамбль города, но и есть его органической частью, связанной разумно и гармонично с дворцами, парками, мостами и набережными.

Чугунные решетки в Российской Федерации начали использоваться со времен Петра I и особенно обширно распространились с первой половины XVIII до последней четверти XIX в. Металлические деревянные ограды и кованые решётки практически везде сменялись чугунным литьем.

Узкие ажурнЫе ограды призваны не скрывать усадьбы от нескромных взглядов либо отмежевывать индивидуальные владения. Они играют роль красивой оправы для драгоценного камня-зодчества, подчеркивая законченность и цельность композиции.

В числе лучших «кружевных» произведений из чугуна видятся работы многих широко знаменитых архитекторов. По проекту Растрелли создается решетка Смольного, чугунная ограда с воротами в центре, отделяющая дворец графа М. И. Воронцова от Садовой улицы. Это подробность ограды Михай. ловского дворца самый ранний выдающееся произведение подобного рода.

Решетка складывается’ из узких обширно расставленных вертикальных прутьев, монотонность которых прерывается то завитком, то красивым накладным узором, ни в коей мере не нарушающим прозрачности ограды. По верху ворот идет целая лента меандра. Чертежи решетки Летнего сада создали Е. Фельтен и П. Егоров. Ограды в Екатерининском и Александровском парках г. Пушкина создали Ч. Камерон и Д. Кваренги.

Творения Ч. Камерона отличает легкость, простота композиции и строгость пропорций (к примеру, Олений мостик в Павловском парке г. Слуцка, Китайский мостик в Александровском парке г. Пушкина). Решетки Д. Кваренги более массивны, в их орнамент вплетены розетки, немного поднятые узоры, рельефные подробности (мостик Концертного зала в Екатерининском парке г. Пушкина, ограды Аничкова дворца, решетка бывшего Ассигнационного банка в Ленинграде).

Рис. 5. Решётки и Ограды:

Один из наибольших представителей классицизма в русской архитектуре И. Е. Старов проектирует совместно со строениями Таврического дворца и чугунную ограду. Отвечая неспециализированному плану дворца, решетка не содержит и следа растреллиевского великолепия, все легко, нормально и строго, в соответствии с изюминками классического стиля. Главный рисунок — широкая лента из пересекающихся окружностей — оживляется легкими завитками верхней части ворот.

Крепостной архитектор Ф. Л. Аргунов формирует узорчатую чугунную решетку, отделяющую основной фасад дворца Шереметева от набережной.

Большое количество чугунных произведений, до сих пор украшающих большие архитектурные ансамбли, создано архитектором А. Н. Воронихиным. К ним относятся красивая ограда с гирляндами и венками в Павловске, литые произведения в Стрелке, Гатчине, Петродворце, у Александровского дворца в г. Пушкине и др. Одно из лучших его творений — чугунная ограда Казанского собора, созданная в 1811 г. Ее литая решетка, отличающаяся сложностью и красотой композиции, имеет величественный вид.

Громадные прясла решетки, арестанты между монументальными стояками из красного гранита, складываются из богатого фриза, выполненного в виде ромбовидных накладок и античного орнамента на прямых прутьях. Мотивы данной решетки воспроизводятся литейщиками и архитекторами и Сейчас.

Особенно большое количество оград создано литейщиками по картинкам архитекторов К. И. Росси и В. П. Стасова — творцов позднего ампира. Как наибольший создатель чугунных оград К. И. Росси показал себя в кружевных произведениях Аничкова, Елагина, Михайловского и других дворцов. До сих пор сохранились бессчётные ограды частновладельческих строений и балконы, решетки которых созданы К, И. Росси либо архитекторами его школы.

Одно из самых успешных его произведений — монументальная ограда у главного фасада строения Михайловского дворца. Военная арматура, четкий рисунок решетки, красивые контрформы, успешные пропорции придают ограде торжественность и ставят ее в число лучших в Ленинграде.

К выдающимся художественным отливкам возможно отнести Царскосельские ворота «Любезным моим сослуживцам», отлитые в 1817 г. известным петрозаводским ли-теищиком Кларком по проекту В. П. Стасова. Выполнены они в дорическом стиле. Между колоннами и по сторонам протянута решетка из копий, с накладными украшениями то в виде римских щитов, пронзенных копьями, то маски медузы, то меха, обвитого ремнями.

Большая часть литых изделий для парков, садов, мостов, набережных поставляли Петрозаводский, Александровский фабрики, фабрики Шепелевых, Баташовых, Демидова, Строганова, Яковлева, Голицына и др., накопившие в чугунном художественном литье обширный опыт и располагавшие красивыми кадрами литейщиков.

Садовые решетки занимали самое солидное место в числе архитектурных отливок Урала. В огромном количестве отправляли их во многие города России.

Уральские чугунные садово-парковые решетки отличались многообразием рисунка, вольно раскинутыми орнаментами, иногда с сверхсложными завитками либо замысловатыми густыми переплетениями Уральцы редко прибегали к картинкам с разного рода накладками на решетку (венки, лиры и т. д.), к такому типу орнаментовки, как меандр, либо к мотиву пик, довольно часто видящемуся в решетках вторых районов России. Распространенный рисунок уральских решеток — пересекающиеся в различной вариации круги, обрамленные узкими колонками с вершинами готического типа. Красивым примером неповторимой уральской чугунной решетки XVIII в. может служить ограда дома муниципальный усадьбы Демидовой в Москве.

Для архитектуры Москвы ограды не игрались таковой огромной роли, как в Санкт-Петербурге, где ажурные решетки не столько разделяли, сколько связывали отдельные ансамбли города в неспециализированный грандиозный комплекс. Застройка Москвы проходила в различное время и без единого замысла, усадьбы и дворцы разбросаны на громадной территории, так что отдельные участки ограды никак не могли образовать целое кружевное полотно.

По времени столичные чугунные решетки моложе ленинградских, относятся по большей части к концу XIX в. Столичные ограды существенно уступают ленинградским по красоте исполнения и тонкости рисунка, не смотря на то, что возможно отыскать такие образцы, каковые делают честь и живописцу, и литейщику. Может ли, например, обидеть чей-либо вкус решетка дома Морозова, окрещенного москвичами «испанским подворьем» (на данный момент тут находится Дом дружбы народов).

Сам дом, покрытый раковинами, являет собой вычурности и типичный пример эклектизма в архитектуре на рубеже XIX и XX вв. В ограде же значительно гармоничней сочетается строгость прутьев и классическая прозрачность с барочной динамичностью горизонтальных поясов немного поднятого растительного орнамента. Дабы увязать рисунок ограды с оформлением стен дома, живописец вводит накладные рельефы раковин, каковые хоть и очень искусно выполнены, но выглядят чужеродными элементами.

Из современных оград, пожалуй, наисильнейшее чувство создаёт красивая, прозрачная ограда парка отдыха и культуры им. Горького, напоминающая по рисунку известную решетку Летнего сада.

Создание литых мостов и обрамлений набережных связано с определенными творческими трудностями, но и тут живописцы смогли развернуть собственный дар, отыскать самое правильное ответ, органическую сообщение литого кружева с архитектурными сооружениями, с окружающим пейзажем. Красивы набережные Ленинграда, аналогичных которым нет во всем мире. Они — очаровательная грань между водой и сушей.

Создатели набережных нашли рисунки и удачные формы для пролетов низких решеток. Вы-тянутость линий, прозрачность и простота рисунка пре-вращают решетки на фоне водной глади в узкие литые кружева.

Рис. 6, а. Литые мосты и набережные: решетка моста в Ленинграде

Над созданием литых подробностей набережных Ленинграда трудились литейщики и выдающиеся архитекторы. А. Ри-нальди совместно с литейщиками создал ажурную решетку из узких прутьев, переплетенных древним орнаментом, Набережной 9 января. Архитектор Е. М. Фельтен прославился в основном оформлением набережной Невы.

Им создан кроме этого последовательность перил каналов, в частности канала Грибоедова.

Набережные Москвы взяли собственный чугунное обрамление уже в годы Советской власти. Одними из первых были отлиты Каслинским заводом в 1936 г. чугунные решетки набережной водоотливного канала Москвы. По большому счету столичные набережные решетки не отличаются разнообразием, рисунок их несложен, но владеет необычной красотой.

Недосягаемыми примерами мостовых ограждений опять-таки владеет Ленинград. I Инженерный мост через р. Мойку (архитектор К. Росси), мост Пестеля (архитектор Л. А. Ильин), Литейный мосты и Аничков (архитектор А. П. Брюллов), Банковский и Львиный мостики через канал Грибоедова, Новолебяжий через Лебяжью канавку (инженер П. П. Базен), Садовый мост № 2 через р. Мойку (В. П. Стасов) и многие другие.

Довольно часто, кроме решеток, мосты украшают и другими подробностями, среди них и литыми. На Аничковом мосту установлены известные группы скульптур «Укрощение коня» Клодта. Фонарные столбы и декоративные литые вазы моста метро через Москву-реку около Киевского вокзала (архитекторы К. П. и Ю. П. Яковлевы) и Малого Краснохолмского моста (архитектор В. Ю. Кокорин) замечательно увязаны со звеньями решеток.

Необычным монументом великой битве есть Бородинский мост, выстроенный по проекту архитектора Р Клейна к столетней годовщине Бородинской битвы. Архитектура моста выделено празднична и триумфальна, намеренно выдержана в любимых формах александровского классицизма времен 1812 г. Композиция звеньев решетки представляет собой сменяющиеся круглые и вытянутые многогранные картуши с рельефами, наложенные на пикообразные прутья.

Две полукруглые колоннады в виде четвертей ротонд и два обелиска в центре моста как бы перекликаются с монументами Бородинского поля. В нижней части обелисков с четырёх сторон укреплены мемориальные доски с литыми изображениями древнеримских армейских атрибутов и фамилиями выдающихся полководцев русской армии. На ротондах помещена литая композиция, включающая изображения доспехов, шлемов, штандартов и знамён.

За годы Советской власти Москва украсилась множеством превосходных мостов, в оформлении которых наровне с архитекторами участвовали и мастера-литей-щики. Это Небольшой Каменный мост, Громадный Каменный мост, Новоспасский, Большой Устинский, мост через р. Яузу и др.

Умирающая красота древней архитектуры Каслинского завода часть-1


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: