Cтатуарное литье

Восточная скульптура

Самое старое использование литья фигур по восковым моделям мы встречаем в Хараппе. Уже тогда, т. е. около 5000 лет назад, мастерство литья достигло высокой степени технического совершенства, о чем свидетельствуют археологические находки медных отливок.

Сравнительно не так давно недалеко от Бомбея найдены выполненные с громадным мастерством древние медные фигуры (слон, носорог, буйвол и др.), относящиеся к XVIII—XVII вв. до н. э. В более позднее время художественное литье приходит в упадок, ведущим видом индийского мастерства делается каменная скульптура. Это было связано с изюминками храмового зодчества. В ранний период буддизма в Индии распространяются два типа культовых сооружений — каменные ступы и пещерные храмы.

Труд строителей, высекающих из камня залы, колонны, внутреннее убранство, ближе к труду скульпторов, чем архитекторов. статуи и Барельефы не дополняют храм, а составляют вместе с ним единый архитектурный ансамбль.

В I—II вв. появляется медная пластика, но лишь во время семейства Гуптов (V—VI вв.) было снова достигнуто громадное мастерство в изготовлении фигур способом литья по выплавляемым моделям, о чем свидетельствует полая отливка будды из Султанганджи Бихар (высота 2270 мм, вес около 1 т), относящаяся к V в. Антропоморфное изображение будды в скульптуре вместо классических знаков, которые связаны с его судьбой, начало применяться еще в I—II вв. (империя Канишки), а ко времени империи Гуптов уже сложилась строго каноническая рецептура образа обожествленного будды с шепетильно созданной символикой положения рук, атрибутов и ног. Буддийская скульптура в Индии как бы застывает в собственном хорошем совершенстве.

К эре Пала-Сена (X—XIII вв.) относится последний расцвет буддизма Индии. Техника отливки по восковым моделям достигает настоящей виртуозности. Особенно активизируются работы по латуни в Южной Индии, где приобретает распространение способ целого, цельного литья.

В это время из латуни изготавливаются в основном индивидуальные переносные иконы (изображения всевышних), каковые предназначались для храмовых и домашних алта* рей и имели возможность выполнять путешествия совместно со собственными обладателями. В отличие от каменной храмовой скульптуры медные статуи не связаны с каким-либо определенным интерьером и являются независимыми произведениями. Для индийской скульптуры эры средневековья свойственны тенденции к схематизации и условности, приведшие к некоей сухости а также «трафаретности» отдельных ее образцов.

Это же относится и к индуистской скульптуре, которая начинает развиваться в конце периода Гуптов. Популярнейшим божеством индийского пантеона есть Шива. Как раз в этом образе особенно богато и полно выражены правила приёмы и эстетики Индии художественного творчества, своеобразие индийского мастерства и высота его художественных качеств.

В феодальную эру образ Шивы приобретает часто фантастическую трактовку — возрастает количество рук и ликов, высказывающих в символической форме космические правила мироздания. Образ делается отвлеченным, далеким от настоящих людских форм.

Начиная с X—XI вв. среди изображений Шивы главное место отводится Шиве Натарадже, т. е. Шиве-танцору — так как как раз в ходе танца Шива формирует мир. Танцующий Шива — это знак перемещения, круговращения мира

Ранние изображения Натараджи, отлитые из латуни, обнаруженыюге Цейлона и Индии и датируются X—XII вв., причем расцвет мастерства литья падает на время создания ранних образцов. Традиция же литья статуэток танцующего Шивы длилась на известной высоте до XVII в. Как раз медные изображения Шивы Натараджи прославили южноиндийскую железную скульптуру.

Статуэтки Шивы отливались из латуни либо особого сплава при помощи старейшей техники — восковой модели, вытапливаемой из глиняной формы. Они отличаются высоким мастерством выполнения и являются в полной мере установившимися по типу, атрибутам и деталям уже с самых первых сохранившихся до отечественного времени монументов.

Cтатуарное литье

Рис. 1. Индийская скульптура. Шива Ната-раджа, XI в.

В медных Натараджах периода семейства Чола (X—XII вв.) проявляются все самые типичные черты поздней средневековой скульптуры Индии. Хорошее мастерство периода Гуптов сменяется выделенной динамикой перемещения, поз, жестов, развитой символикой атрибутов. В образе Шивы сочетаются религия, философия, научные ее искусство и представления Индии.

На рис. 1 представлено изображение Шивы Натараджи XI в. С необычным вдохновенным мастерством индийский скульптор придал изящество, красоту, жизненность и гармоничность кроме того этому самоё символичному и строго канонизированному изображению главного божества.

Не смотря на то, что существовали созданные правила изображения божеств и особенно строго придерживаться канона предписывалось изделиям из металла, но техника литья по восковым моделям разрешала избежать серийности, и любой раз мастер имел возможность показать собственные творческие свойства по-иному, имел возможность создавать в границах канона подлинно художественные произведения. Но по мере усиления ортодоксии мастерство все более сковывается канонами, произведения искусства преобразовываются в сумму шаблонных приемов, механическое ремесленничество.

И поздние скульптуры Натараджи, сохранив иногда изящество исполнения и тонкое мастерство, теряют глубину выражения внутренней сущности образа. С этого момента начинается упадок в мастерстве ваяния.

Из Индии буддизм еще при Ашоке (III в. до н. э.) начинает распространяться в соседние государства. А оживление индуизма при Гуптах и вовсе содействовало перемещению центров буддизма на Цейлон, в Тибет, в Китай, откуда учение принца Гаутамы попадает в Маньчжурию, японию и Корею. Вместе с учением, монахами и сутрами в данные государства приходит и созданная до мелочей иконография буддизма, классические скульптурные его окружения и изображения будды.

Но на новой земле скульптура взяла иное звучание, слившись с местными художественными традициями.

Изобразительное мастерство Китая в первые века отечественной эры пребывало на достаточно большом уровне развития, исходя из этого прямого копирования индийской буддийской скульптуры тут ни при каких обстоятельствах не было. Самобытность китайского мастерства проявилась и в разнообразии используемых материалов для статуй: глина, камень, дерево, лак, драгоценные и полудрагоценные камни, металл.

Ко времени распространения буддизма китайские литейщики в совершенстве обладали методом литья по выплавляемым моделям для того чтобы изготовить статуэтки животных и людей, исходя из этого и литье буддийского пантеона божеств сразу же принимает широкие масштабы.

Китайские литые скульптурные изображения будд отличаются сложностью композиции, скрупулезностью в передаче одежды и деталей украшений, тщательностью обработки. На рис. 2, а представлен один из образцов медного божества — многоликий бодчсатва.

Весьма интересно подчернуть, что лицо индийского божества получает типично китайские черты. Пара ликов и восемь рук символизируют вездесущность, всеобъемлемость будды либо бодисатв. Громаднейшее распространение в Китае взяло изображение Будды-Шакьямуни, в особенности для домашних алтарей. Это не таинственный либо отрешенный от всего земного, стоящий нужно всеми будда, а толстый радостный старик, вызывающий чисто добрую улыбку и человеческую симпатию.

Довольно часто он изображается с детьми, каковые окружают его со всех сторон.

Рис. 2. Китайская скульптура: а — многоликий боди-сатва:

Не считая латуни, для отливки буддийских статуй китайцы использовали и чугун. В музее мастерства населений украины экспонируется полая чугунная отливка XII в., изображающая божество Вэнь-шу на льве, а вернее сообщить, на некоем мифическом существе «щицзы».

Для китайского стиля статуарного литья весьма характерно изготовление громадных отливок в виде животных, в полной мере настоящих и мифических, устанавливаемых на каменных постаментах перед входом во дворцы а также храмы. Особенно большое количество таких фигур в бывшем императорском дворце Гугун и в летней резиденции Ихэюань. Тут возможно заметить фантастических львов и единорогов, феникса и драконов, журавля, слона и черепаху с литыми замысловатыми узорами на теле.

В старину думали, что корова может усмирить силы, вызывающие наводнения, и довольно часто приносили коров в жертву. Позднее установился обычай — «усмирять» реки медными изображениями коров, каковые бросали в воду перед наводнением. Одна из таких коров стоит на берегу озера Куньминху с середины XVIII в. Изображение лежащей медной коровы имеется кроме этого на берегу озера в парке Ихэюань.

Индийская и китайская культура, пробравшись в Японию вместе с буддизмом в VI в., сильно повлияла на культуру Японии и, например, на ее мастерство. По всей стране строятся буддийские храмы, приглашаются иноземные мастера для изображений будды.

Техника литья остается однообразной в течении древних и средних веков. Наивысшего расцвета медное статуарное литье достигает во время Нара (VII—VIII вв.). В начале этого периода Япония заимствовала из Китая художественный стиль, рожденный культурой эры Тан. К этому времени относится изготовление с великими трудностями шестнадцатиметровой медной статуи сидящего будды Русяна для храма То-дайдзи.

Раннетанский стиль говорит о громадном развитии скульптуры, в которой по сравнению со схематично-стилизованными формами VI в. отмечается развитие реалистической манеры в передаче одежды и форм тела.

Рис. 3. Японская скульптура: а — бодисатва Каннон. Период Нара, VIII в.; 6 — сидящий будда

Финиш периода Нара — время усвоения реалистических скульптурных форм периода Тан, время утверждения национального стиля в японской скульптуре. На рис. 18, а представлена красивая статуя бодисатвы Каннон, зарегистрированная как национальное сокровище Японии.

Отливка выполнена по восковой модели. Высокая техника литья, пластично трактованное тщательная передача и тело складок узких Одежд, и детски-наивное полное лицо делают скульптуру бодисатвы характерным произведением того времени.

Об уровне литейного мастерства периода Нара возможно делать выводы по медному украшению храма Якусидзи, воображающему собой ажурную арку в виде символических языков небесного пламени и искусно вплетенных в орнамент фигурок небесных музыкантов и танцоров в развевающихся одеждах.

Начиная с X в. японское мастерство начинается самостоятельно, производит собственный личный стиль. И будду, изображенного на рис. 3, б, нельзя спутать ни с индийскими, ни с китайскими отливками.

Рис. 4. Современная восточная скульптура: «На буйволе» (Китаи)

С конца периода Камакура (XIV в.) японская скульптура утрачивает художественное совершенство и начинается в направлении утонченности увеличения и техники разнообразия видов.

Современное восточное статуарное литье имеет два направления: культовая скульптура, включающая небольшую пластику для домашних алтарей и бессчётные низкого художественного качества копии древних образцов, и светская скульптура, отличающаяся разнообразием содержания, реализмом изображения, технической сложностью. Само собой разумеется, много создается скульптур специально для туристов , в которых глубина содержания, художественный вкус подменяются нарочитой вычурностью, усложненностью.

Но настоящую эстетическую сокровище имеют не эти экзотичные образцы, а те скульптуры, в которых отражена повседневная жизнь народа, судьбы людей, их чаяния и беды. Красивым примером может служить статуэтка «На буйволе».

Возможно, с позиций технической сложности она и уступает отливке фантастического дракона либо мифического персонажа, но какой жизненной убедительностью про никнуты жесты старика, его лицо, несложная одежда, с любовью и каким реализмом передана фигура буйвола — первого ассистента китайского крестьянина. И эта правдивость изображения вместе с тонкостью отделки и высокой точностью отливки характеризует лучшие произведения восточных ваятелей-литейщиков.

Память, отлитая в металле

В Европе, как уже указывалось, базы статуарного литья заложили древние этруски и греки. Начиная с ренесанса древние статуи стали хорошими примерами, на которых обучались и которым подражали многие поколения ваятелей. Широкое знакомство России с древним мастерством происходит в царствование Петра I. Создаются коллекции и частные кунсткамеры.

Вследствие этого повысился спрос на статуи, среди них и литые, как уникальные, так и копии с греческих и римских. Для удовлетворения все возрастающего спроса выписывались зарубежные эксперты, русские мастера посылались для обучения за границу.

Изготовление литых статуй потребовало особенных сверхсложных приемов, исходя из этого в XVII в. в Российской Федерации статуарное литье преобразовывается в независимую область литейного производства.

Большой вклад в развитие статуарного литья в Российской Федерации внес Ф. Шпекле. Последовательность полезных произведений искусства из латуни создал К. Растрелли, папа известного архитектора. Заметный след в русском статуарном литье покинул скульптор и выдающийся художник Э. Фальконе. В один момент с зарубежными экспертами трудились и русские мастера.

чеканки и мастера Незаурядные способности литья распознал А. Коломзин, трудившийся во время Елизаветы и царствования Анны. Второй гениальный мастер — А. Исаев сотрудничал с К. Растрелли в создании последовательности произведений. При создании статуи «Императрица Анна с арапчонком» с К. Растрелли трудились русские литейщики Ф. Матвеев, А. Селиванов и А. Хрептиков.

Со временем выдвигается плеяда гениальных русских литейщиков и скульпторов, создавших красивые творения. Это Гордеев, под наблюдением которого трудился Э. Гастклу при литье статуи Венеры Калитечи, Прокофьев — создатель статуи «Река Волхов», М. Козловский — создатель известной статуи «Самсон», похищенной нацистами из Петродворца; скульптор И. Мартос и литейщик В Екимов; известный П. Клодт — создатель литых коней на Аничковом мосту.

Не считая скульптур и статуэток, имеющих независимое значение и установленных в садах, на лестницах, в залах, в кабинетах, статуарное литье включает в себя и изготовление скульптур, являющихся центральной частью монументов. В допетровской Руси в честь выдающихся событий — побед, прекрасных исцелений и т. д.— воздвигались храмы, монастыри или часовни. А В первую очередь XVIII в. под влиянием «просвещенной Европы» приобретают распространение мемориальные сооружения в виде скульптурных монументов.

Они весьма скоро завоевали себе самую широкую популярность и как раз в них лучшие живописцы-скульпторы смогли показать и русский размах, и чувство красивого, и художественное чутье, и узкий вкус.

Монументы делают из разных материалов, рассчитанных на долгую работу в условиях атмосферных действий. Материалами, сочетающими в себе прочность и высокую пластичность, достаточную стойкость против эрозии и коррозии, и приятный цвет, являются латунь, чугун, сталь.

Литые монументы имеются практически в каждом городе, они украшают площади, парки и скверы. Кое-какие из них так слились с архитектурным ансамблем городов и окружающим ландшафтом, что стали их неотделимой частью, их символическим выражением. Таким знаком для Киева стал монумент Богдану Хмельницкому (скульптор М. МиКешин, 1888 г.). Новгород тяжело представить себе без монумента 1000-летию России (скульптор М. Микешин, 1862 г.).

Недаром по окончании освобождения города на взводных и ротных собраниях воины принимали резолюции о немедленном восстановлении монумента. И по сей день на Кремлевской площади, как медный гимн творцу истории — народу, возвышается монумент. С Одессой неразрывно связан монумент дюку Ришелье (скульптор И. Мартос).

Будучи в Архангельске, нельзя не побывать у монумента Ломоносову (работа И. Мар-тоса).

Особенно богат монументами Ленинград — северная столица России. Само собой разумеется, в первую очередь воздвигались монументы царям, время от времени в ущерб ансамблю окружающих строений. Так, в 1873 г. перед строением Александрийского театра был открыт монумент Екатерине II, созданный по проекту М. Микешина скульпторами М. Чижовым и А. Опекушиным.

Импозантный монумент, от которого веет холодной парадностью, мешает восприятию главного фасада театра и пара нарушает ансамбль Росси. На Исаакиевской площади в 1859 г. был поставлен конный монумент Николаю I (проект Монферрана). коня и Фигуры всадника с громадным мастерством выполнил П. Клодт.

В данной работе гениальный ваятель мастерски решил тяжёлую техническую задачу установки конной статуи только на двух точках опоры.

Рис. 5. Монумент А. С. Пушкину в Москве

Воздвигаются литые монументы и в честь великих полководцев. Одним из первых монументов в Санкт-Петербурге был монумент А. В. Суворову, установленный в 1801 г. на Марсовом поле. Создан он превосходным русским скульптором М. Козловским и выдающимся мастером литья больших статуй В. Екимовым.

Скульптура представляет собой аллегорический образ парня-солдата, как олицетворение славы русского оружия.

Намного меньшее место в дореволюционной монументальной скульптуре занимают искусства деятелей и образы науки. Красивый монумент баснописцу И А. Крылову вылепил и отлил П. Клодт. Глубокое подробное процесса изучение и знание литья натуры разрешили скульптору создать жизненно правдивые и ясные барельефы по мотивам басен.

Ветхая Москва была большое количество беднее Санкт-Петербурга муниципальными скульптурами. В 1880 г. на народные пожертвования Москва поставила первый в Российской Федерации монумент во славу великого писателя — статую Пушкина, талантливо выполненную скульптором А. Опекушиным (рис. 5).

Москвичи обожают данный монумент, и у его подножья постоянно лежат цветы.

Через двадцать девять лет тожё на народные пожертвования на Арбатской площади установлен монумент второму писателю — Гоголю. Монумент стал одним из выдающихся произведений столичной монументальной скульптуры XX в. Скульптор Н. Андреев воплотил в монументе катастрофу последних лет судьбе писателя. Закутанный в плащ, сидит поникший медный Гоголь окруженный вереницей его храбрецов.

на данный момент данный монумент находится во дворе дома № 7 по Суворовскому проспекту.

В тот же год Москва взяла еще одну отличную скульптуру — монумент первопечатнику Ивану Федорову (скульптор С. Волнухин), запечатлевший момент рождения первой русской печатной книги.

Литье статуй есть очень тяжёлым. Громадные статуи, в большинстве случаев, делают составными: отливают по частям, каковые после этого скрепляют или посредством болтов, или сваркой. В большинстве случаев раздельно делают быстро выделяющиеся части статуи (ноги, выставленные руки и т. д.), что делает ее главную часть более компактной, а форму меньшей и более простой. Расчленение отливки на части существенно облегчает процесс формовки — самой сложной операции изготовления статуи, но усложняет ее сбор ку.

Помимо этого, имеется разрушения и опасность коррозии в местах соединения, что исключается в цельнолитых скульптурах.

Изготовление цельнолитых статуй, кроме того при наличии в них маленьких приставных частей, связано с рядом уникальных приемов, инженерных находок и изобретательностью.

Способом ваяния из латуни одним приемом, т. е. цельнолитыми, были выполнены статуи первого скульптурного монумента Москвы, посвященного храбрецам освободительной войны 1612 г.— Минину и Пожарскому (рис. 6). Он был отлит в 1818 г. известным русским литейщиком В. Еки-мовым (скульптор И. Мартос). Изготовление большой и сложной модели — важная техническая задача, требующая большого мастерства литейщиков, прекрасно опытных законы формирования отливок.

Блестяще справился с данной задачей В. Екимов. Модель монумента представляла собой восковые фигуры, заполненные составом из толчёного кирпича и алебастра. Для экономии металла и облегчения статуй стены их старались делать уже, что, но, создавало дополнительные затруднения как при изготовлении формы, так и на протяжении заливки.

В формах статуй в большинстве случаев устраивают сложную литниковую совокупность. Дабы выполнить ее, В. Екимов установил фундамент с решеткой, на которой разместил восковой плинт и установил восковую группу, укрепив ее железными стержнями, а около нее изготовил сложную литниковую совокупность с литниковой чашей, с несколькими подводящими каналами и бессчётными разветвления ми-питателями.

литниковую систему и Готовую модель многократно (45 раз) покрывали мастикой, складывающейся из молотого пива и кирпича. Любой слой мастики на мо дели подсушили. После этого на окрашенную модель статуй, плинта и литников наложили куски сырой пластичной глины, форму обложили кирпичной стенкой и укрепили металлическими обручами.

Рис. 6. Монумент Минину и Пожарскому

Для выжигания и вытапливания воска было зажжено 16 печей, устроенных в фундаменте под решеткой, на которой пребывала восковая модель. Выжигание велось в течение целого месяца. По окончании просушивания формы и выжигания воска ее наружная стена была разобрана и обнесена новым кирпичным кожухом на некоем расстоянии от наружной стены. Дабы форму не уничтожило давление жидкого металла, ее укрепили металлическими обручами, а кирпичный кожух поставили так, что он упирался в прочные колонны.

Промежуток между наружной частью формы и кирпичной стенкой был засыпан формовочной смесью и утрамбован. Подготовленную так форму залили через неспециализированную литниковую чашу и разветвленные каналы.

Окончательная отделка скульптур производится чеканщиками. Чеканка требует не меньшего мастерства, чем сам процесс литья, и время от времени выполняется в течение двух-трех лет.

Приведенный пример изготовления литых статуй замечательно демонстрирует всю сложность работы мастеров-литейщиков, а также непосвященному делается светло, как возрастают трудности при усложнении композиции монумента либо повышении скульптур.

К моменту литья монумента Минину и Пожарскому в Российской Федерации уже был накоплен обширный опыт изготовления громадных статуй. Большой вклад в это добропорядочное дело внес гениальный Э. Фальконе — создатель одного из выдающихся произведений статуарного литья — «Бронзового наездника».

„Бронзовый наездник”

Первыми произведениями русского статуарного литья были скульптуры Петра I — «этого великого человека», по словам Энгельса. Карло Растрелли (старший) создал бюст Петра, отличающийся громадным филигранной отработкой и портретным сходством подробностей. В 1720 г. данный превосходный скульптор-итальянец начал работу над конной статуей.

Выдержанная в духе барокко, она воображала Петра властным императором, восседавшим на спокойном и серьёзном коне Знаком славы и величия служил лавровый венок, венчавший голову самодержца. Отлитая в 1747 г. Мартелли статуя не соответствовала новому стилю — раннему классицизму и не понравилась императрице Екатерине II. Только в 1800 г. она была установлена на площади перед Инженерным замком — резиденцией Павла I.

Новая конная статуя Петра I была поручена, по советы Дидро, парижскому ваятелю Этьену Морису Фальконе. Ему было уже около пятидесяти лет, он был известен и принят в лучших салонах французской столицы, двадцать лет занимал должность главного скульптора на известном Севрском фарфоровом заводе, но всю жизнь грезил об мастерстве громадном и монументальном. Исходя из этого мастер с удовольствием принял предложение русского посла Д. А. Голицына и отправился в далекую чужую страну.

Данный человек не знал корысти, за собственный труд он запросил в два раза Меньше, чем его коллеги, и категорически отверг предложение Голицына «накинуть» сто тысяч.

“Тяжело отыскать человека, что, в первый раз заметив «Бронзового наездника», не испытал бы трепетного эмоции восторга очень способным творением. Но это чувство во сто крат улучшается, в то время, когда определишь о муках, выпавших на долю скульптора на протяжении создания статуи. Нужно было быть подлинным живописцем, безусловно преданным собственному делу, дабы трудиться над собственным детищем в условиях небольших придирок, нарочитых унижений и помех в течение 12 лет.

Сначала снаружи все обстояло замечательно, скульптор кроме того был в праве на яркие письменные практически дружественные отношения с императрицей. Трудился он с энтузиазмом и к 1770 г. представил ко двору маленькую рисунки и гипсовую модель будущего монумента, что стали причинами большое количество пересудов. Это же неслыханно: полураздетый, босой царь на взбесившемся жеребце, накрытом звериной шкурой вместо седла!

Но Екатерина утвердила проект, и началась тяжёлая пора воплощения плана.

Большое количество проблем доставил Фальконе президеНт Русском академии художеств И. И. Бецкий, действительно вообразивший себя соавтором проекта и грубо вмешивавшийся в работу.

У Фальконе был обширный опыт в скульптурном изображении людей, а лошадей ему не приходилось лепить И скульптор принялся с терпением настоящего живописца изучать натуру. Фигура коня должна была быть легкой и красивой, воплощая в себе в один момент стремительное движение и мощь. Ежедневно перед ваятелем взлетал на неестественное древесное возвышение лучший наездник царской конюшни на прекрасных арабских скакунах, а Фальконе выбирал и зарисовывал необходимые перемещения.

Продолжительно не давалась скульптору голова Петра. Ее вылепила юная ученица Фальконе Мария Колло, сумев страно правильно передать своеобразие и портретные черты его характера. Гордая посадка, жёсткое выражение властного лица, энергия, которой дышат его черты,— все это так соответствует с неспециализированным видом наездника, что думается, словно бы вся скульптура выполнена одним мастером.

Громадные трудности появились с изготовлением литейной формы статуи. Мастера, владевшего опытом таковой узкой и грандиозной работы, в Российской Федерации не нашли, чужестранцы потребовали десусветные суммы.

Скульптор решается сам взяться за труд литейщика, применяя помощь русских мастеров. Получив разрешение, он начал эту работу в августе 1774 г. и лишь в августе 1775 г. закончил устройство литников, подготовку и формовку формы к заливке. Заливка формы «Бронзового наездника» была произведена 24 августа 1775 г. На нее израсходовано 1351 пуд латуни и 250 пудов железа.

Эта грандиозная работа, выполнявшаяся чуть ли не 10 лет, два раза чуть не завершилась полным провалом. Первый раз это произошло на протяжении вытапливания воска. Подмастерье Поммель, дежуривший у формы, уснул.

Воск загорелся и, если бы не неспокойный скульптор, контролировавший ночью движение работы, форма была бы уничтожена. Вторая авария произошла на протяжении заливки. Прорвавшийся из формы металл позвал громадной пожар. Все, кто был у формы, кинули работу и в страхе разбежались.

На месте остался только русский литейщик Кайлов, что «не теряя ни мало бодрости собственной при представляющейся ему опасности судьбы» залил форму.

30-футовая (более девяти метров) тонкостенная отливка удалась литейщикам. Будучи более грандиозным сооружением, чем подобные парижская и копенгагенская статуи, «Бронзовый наездник» обошелся в 2,5 раза дешевле первой и в полтора раза — второй (включая и цена гранитного пьедестала). В статуе, имеющей толщину 7,5 мм, не было недоливов и раковин.

Только в головах наездника и лошади появились намывы и недоливы — итог пожара на протяжении вытапливания воска. В копенгагенской статуе разного рода «дыр» насчитывалось много две. Как это ни прискорбно, но «Бронзовый наездник» появился «наездником без головы» к тому же и на безрассудном коне.

Огорчений, кривотолков и разочарований было много. Но тот, кто больше всего должен был огорчаться и печалиться, кто дал собственному творению практически 10 лет мук созидания и неустанного труда, меньше всех огорчился недостатками отливки. Фальконе был доволен результатами литья, думал, что «еще не было лучшей отливки». И это вправду так! Недостаток для таковой огромной отливки в действительности мал.

Достаточно заявить, что кроме того толщина тела, задних ног и бёдер коня около металлического стержня в них не превышала 7,5 мм. Заполнить такую форму без недоливов — явный успех литейщиков!

Фальконе создал замысел исправления статуи, отыскал нужных экспертов. Меры были простые, но наглые: решено было долить статую, сделать на ней новую часть формы. Но Бецкий не торопился с данной работой: через чур наглядной была «неудача» скульптора, пускай она больше мозолит людям глаза, пускай и царский двор разнесет об этом больше сплетен, возможно, и удастся доконать Фальконе. Два с лишним года статуя с зияющими ранами напоминала о «провале» творчества скульптора.

Но форма была сделана и статуя удачно долита, так удачно, что ни одному кроме того взыскательному зрителю не додуматься о следах литья ее с двух заходов. В ноябре 1777.. г-работа над статуей была закончена.

Но у скульптора кончилось терпение. Не выдержав травли, сплетен, козней, так и не дождавшись установки статуи на постамент, Фальконе уехал на родину.

Необыкновенна история создания постамента «Бронзового наездника». Эта огромная гранитная глыба — «гром.-ка-мень», весившая до обработки около 100 тысяч пуд0в нашлась крестьянином Вешняковым недалеко от посёлка Лахта на Карельском перешейке. Огромного труда потре. бовала доставка глыбы. Ее передвигали при помощи ос бых желобов, на бронзовых шарах, а для перевозки по воде была сооружена особая баржа.

Русская смекалка, большой труд многих людей были прославлены этим выдающимся предприятием. 48 каменотесов обтачивали камень, форма которого в обработанном виде пара напоминает набегающую волну. Монумент Петру I был празднично открыт 7 августа 1782 г. Он стал не только памятью о выдающемся национальном деятеле нашей страны, но и о труде русских умельцев-литейщиков и творчестве великого скульптора Э. М. Фальконе.

Монументы, посвященные Петру Великому, сооружены и в других городах, чья будущее связана с именем этого царя: в Полтаве, в Воронеже. Увлекательный монумент поставлен в Туле. Как мы знаем, известный Тульский оружейный завод основан Петром I. И в то время, когда заводу исполнилось 200 лет, было решено соорудить при заводе монумент Петру на народные пожертвования.

Проекты были представлены самые различные, но оружейников при влек самый несложный — Петр в виде рабочего-кузнеца с молотом у наковальни. Данный проект продолжительно обсуждали в ве домствах военного министерства, не нравился господам j царь-кузнец, но не устояли перед народом, разрешили.

Летом 1912 г. фигура Петра была отлита и установле на на заводском дворе. Сравнительно не так давно монумент был перенесе в сквер над рекой Цной. И сейчас его смогут видеть во кто не редкость в Туле.

По замыслу монументальной пропаганды

Исключения были сделаны для таких мону ментов, каковые представляли собой громадную художественную сокровище и принадлежали к числу культурны достатков, каковые выработало человечество. Перед сове сними скульпторами была поставлена задача увековечить в монументах образы поборников свободы и великих гуманистов, поэтов, писателей, ученых, просветителей, советских госдеятелей.

В Ленинграде были воздвигнуты литые монументы С М. Кирову (1938 г.), В. Володарскому (скульптор М. Г. Манизер, 1925 г.), Н. Г. Чернышевскому (скульптор В. В. Лишев, 1947 г.), Г. В. Плеханову. Сейчас поставлены монументы А. С. Грибоедову (скульптор В. В. Лишев), М. И. Калинину (по модели М. Г. Мани-зера), Н. А. Добролюбову (по модели В. А. Синайского), храбрецу гражданской войны А. А. Кондратьеву (создатель Г. Д. Гликман) и огромное множество других.

В 1957 г. в центре сквера на Площади искусств произошло открытие монумента А. С. Пушкину, выполненного по модели скульптора М. К. Аникушина. Медная четырехметровая фигура поэта возвышается на четырехгранном постаменте. В открытом сюртуке, с гордо откинутой головой, поэт как будто бы целый в порыве воодушевления. Его лицо одухотворено, ясен жест правой руки, от всего вида Ьеет молодостью и жизнью. Скульптор посвятил работе над образом 10 лет.

И его труд увенчался успехом: монумент Пушкину стал одним из лучших монументов Ленинграда. За данный монумент скульптор удостоен Ленинской премии.

Москва кроме этого украсилась огромным числом произведений муниципальный скульптуры, а также литых. Одним из первых отлит монумент А. Н. Островскому перед Малым театром (скульптор Н. А. Андреев, 1928 г.). Известны монументы Дзержинскому, Гоголю, Достоевскому, Тимирязеву, Льву Толстому, Неприятному, Маяковскому, Ломоносову, Бауману и вторым.

Монументы деятелям культуры, храбрецам гражданской и отечественной войн установлены во многих городах страны. Так, сравнительно не так давно в Харькове воздвигнут монумент храбрецу гражданской войны Рудневу.

Рис. 7. Монумент Т. Г. Шевченко в Москве

не забывает и обожает собственного поэта его родная Украина. Еще в 1939 г. в Киеве установлен монумент Т. Г. Шевченко по проекту М. Г. Манизера, стоит монумент и в Каневе, на могиле кобзаря, имеется его статуи и в других городах. Но по собственной красоте, монументальности и выразительности всех их превзошел харьковский «Тарас», первый громадный монумент великому украинскому художнику и народному поэту. Он воздвигнут в 1935 г. (скульптор М. Г. Манизер).

Это выдающееся произведение, ознаменовавшее расцвет советской монументальной скульптуры. Неспециализированная высота монумента 16,5 м, высота статуи поэта 5S5 м. Медная скульптура Шевченко поднята на трехгранный пилон. Грозно перемещённые брови, сжатая в кулак рука, вся его фигура высказывает решимость, негодование, призыв к борьбе.

Около пилона на неспешно возрастающих уступах расположены шестнадцать фигур (в полторы i натуральные размеры), олицетворяющих историю Украины. Все фигуры были вылеплены и отлиты в маленький срок, менее чем за полтора года. Лучшей из статуй I скульптора в ансамбле монумента Шевченко считается I «Катерина».

Открытие монумента вылилось в праздник украинско-го народа. На это событие А. М. Неприятный отозвался весточкой: «Сердечно приветствую население Украины в сутки, в то время, когда он достойно увековечивает в памяти детей и внуков собственных красивый образ действительно народного поэта-демократа, замученного царизмом».

Одно из главных мест в русской монументальной скульптуре занимала патриотическая тема. Советские скульпторы продолжают эту традицию, рбогащая и расширяя эту тему. Коммунистический народ первый з мире выстроил социализм, идет к коммунизму. Для него свята память о тех, кто боролся и погиб в борьбе за свободу, защищая завоевания социализма, защищая Отчизну, о тех, кто сооружает новое общество, прокладывает путь в космос и защищает отечественные пределы.

Донести образ отечественного современника до будущих поколений — добропорядочное дело литейщиков и скульпторов.

Рис. 8. «Легендарна тачанка»

Ни при каких обстоятельствах не сотрутся в отечественной памяти ужасные и смелые дни 1905 г. 22 января 1931 г. в память жертв «Кровавого воскресенья» в Ленинграде открыт монумент (создатель М. Г. Манизер), и ежегодно в данный сутки ко мне приходят тысячи горожан, дабы дать долг памяти.

О пламенных годах гражданской войны и революции напоминает монумент молодым борцам Нарвской заставы, открытый в Ленинграде в 50-ю годовщину комсомола.

В Одессе воздвигнут монумент храбрецам-потемкинцам.

Монумент суровым битвам 1920 г. — литой монумент на Херсонщине. Рейд буденовских тачанок сыграл решающую роль в разгроме бронированных полчищ тёмного барона Врангеля, солдаты на тачанках и красные кавалеристы Конной покрыли себя неувядаемой славой. Память о храбрецах будет жить в столетиях.

Не только в летописях и песнях, но и в величественном монументе, сооруженном в Херсонской степи недалеко от Каховки.

На высоком кургане, практически без постамента стоит «Легендарная тачанка» с четверкой тёплых коней (рис. 23). Стремительны кони, в порыве ездовой, в напряжении пулеметчик, а мужественный начальник с красным знаменем в руках целый поглощен грядущим боем. Высота скульптурной группы 7 м (вместе с курганом — 15,2 м), протяженность — 15,85 м, а ее вес 100 т.

Монумент «Легендарная тачанка» (скульпторы Ю. Н. Лоховинин, Л. Л. Михайленко и Л. А. Родионов), отлитый на Ленинградском заводе «Монумент-скульптура»,— настоящее произведение искусства, поражающее собственной художественным обобщением и жизненной правдой. Коллегия Министерства культуры СССР признала Каховскую тачанку лучшим монументом страны, сооруженным в честь 50-летия Октября. Его творцам заслуженно присуждена Национальная премия за 1969 г.

В произведениях монументальной скульптуры обширно представлена тема смелой борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Это и скульптуры храбрецов Отечественной войны, и медный монумент «Клятва молодогвардейцев» в Краснодоне, и группа скульптур неподалеку от Евпатории, посвященная храбрецам-десантникам, каковые высадились в этом месте в январе 1942 г. с тральщика «Взрыватель», и монументы участникам обороны городов-храбрецов.

В частности, в Севастополе в сутки 45-летия комсомола установлен монумент в честь комсомольцев — защитников города. Проект создан Станиславом Чижом, тогда еще моряком-севастопольцем. Примечательно, что скульптуры отлиты в Киеве не из латуни, а из новой пластической массы, прекрасно имитирующей латунь.

На постаменте надпись: «Мужеству, стойкости, верности комсомольской».

Ленинская тема

Образ Ленина — великого революционера, неординарного человека, ученого, мыслителя, вождя и трибуна — всегда привлекает внимание лучших советских и зарубежных скульпторов.

Возможно, нет города в Советском Альянсе, где бы не было монумента Ленину. Отечественные скульпторы, мастера и архитекторы литья с эмоцией высокой ответственности относятся к ленинской теме, создают красивые произведения.

Рис. 9. Монумент В. И. Ленину в Харькове

Одна из первых успехов советского мастерства в создании монументального образа Ленина-вождя — это монумент у Финляндского вокзала, установленный в 1’926 г. Он изображает динамическую фигуру Ленина в открытом пальто, обращающегося к народу с башни броневика. Медный монумент, созданный скульптором С. А. Евсеевым в сотрудничестве с архитекторами В. А. Шуко и В. Г. Гельфрейхом, выполнен пафоса революции.

В Харькове, на самой громадной площади СССР — площади Дзержинского установлен красивый монумент В. И. Ленину (рис. 24). Тут же, в Харькове, находится один из самых поздних литых произведений, посвященных Ильичу,— монумент Володе Ульянову, выстроенный по инициативе и при участии комсомольцев Харьковского ордена Ленина политехнического университета им. В. И. Ленина.

Монумент открыт в 1967 г. в парке Харьковского политехнического университета, носящего сейчас имя вождя. Данный монумент увлекателен тем, что воссоздает образ юного Ильича в студенческие годы, в то время, когда начиналась его революционная и организаторская деятельность. Статуя молодого вождя отлита не из латуни, а из чугуна, что само по себе необычно.

В этом проявилась находка скульптора. Чёрный цвет статуи прекрасно вырисовывается на фоне зеленого массива институтского парка и на фоне зданий и заснежённых деревьев. Он подчеркивает строгость, одухотворённость и простоту лица молодого Ильича, динамичность его позы в сочетании с незамысловатой студенческой одеждой.

В другом материале тяжело было бы передать столько оттенков.

Литейщики, как и скульпторы, прекрасно совладали со своей работой. Благотворным выяснилось соединение мастерства литейщика и таланта скульптора. Создатель монумента Володе Ульянову В. Н. Савченко — сын потомственного литейщика, модельщик харьковского завода им. Малышева, участник бывшего инженерно-технического общества литейщиков Харькова.

По образованию — юрист, а по призванию — литейщик и талантливый скульптор. Монумент молодому Ильичу — не первая работа

В. Н. Савченко. Им созданы образы Серго, В. А. Малышева и др. Но всецело его талант раскрылся как раз в данной работе.

Знание процессов литья, прекрасное чувство формы, количества в сочетании с талантом живописца разрешили так легко и убедительно решить задачу создания монумента Ленину-студенту.

Город Ульяновск стал воистину городом-музеем. Тут аккуратно сохраняется все, что связано с детскими и юношескими годами Ленина, с превосходной семьей Ульяновых. Произведения монументальной скульптуры органично влились в создаваемый мемориальный комплекс.

Это и величественный монумент на главной площади, изображающий шагающего вождя, и монумент Ленину гимназисту на привокзальной площади. И монумент И. Н. Ульянову, созданный скульптором М. Г. Манизером. На гранитном постаменте установлен медный бюст. Ниже, на уступе постамента — фигура деревенского мальчика с книгой и пастушеской палкой в руках.

Монумент символизирует борьбу Ильи Николаевича за приобщение к культуре широких слоев трудового народа.

Образ В. И. Ленина завлекает не только скульпторов, но и литейщиков. Литейщики с громадной серьезностью относятся к литью ленинских портретов и скульптур. Так, в первые годы по окончании установления Советской власти на Урале умельцы и общественность Кусы много раз решали проблему об увековечении образа Ленина в металле.

И обращение в этих дискуссиях шла об отливке портрета вождя из чугуна, ставшего уже классическим скульптурным сплавом.

До тех пор пока малоизвестны подробности того, как кусинцы осуществили собственные намерения, какие конкретно ленинские портреты ими изготовлены. Возможно, в числе их была и та кабинетная статуэтка, о которой создатель в первый раз написал в «Книге о литье». Сравнительно не так давно она была куплена Национальным историческим музеем, где и хранится поныне. Создатель данной отливки малоизвестен, но установлено, что изготовляли ее кусинские мастера.

Кабинетная скульптура, правдиво отобразившая образ В. И. Ленина, громадная заслуга новой Кусы. Она сделана настоящим ваятелем, громадным мастером искусства и лепки литья. Без преувеличения возможно заявить, что это одна из самые удачных «камерных» скульптур великого вождя, отлитых в довоенный период.

Пожалуй, не просто так первые литые портреты Ильича и3готовлены из чугуна: цветовая сдержанность, простота и предельная графичность этого материала открывали перед литейщиками огромные возможности в создании правильного и живого портрета вождя.

Много раз изготовляли литые портреты В. И. Ленина и каслинские мастера. Тут создана настоящая литая камерная лениниана из чугуна.

Многие из литых портретов В. И. Ленина, изготовленных в Кусе, Каслях и в других районах страны, сохраняются в музеях СССР. Среди этих портретов имеются работы известных живописцев страны: Н. Андреева, Н. Василика и других.

скульпторы и Литейщики талантом и своим трудом вносят большой вклад в дело огромной важности — сохранение образа В. И. Ленина для многих поколений человечества.

Белорусский скульптор Сергей Возисов: тайны рождения необычных медных скульптур


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: