Чугунное художественное литье

Чугунные кружева

Нигде в мире мастерство чугунного художественного литья не заслужило таковой славы, как в Российской Федерации. «Будничный» сплав — чугун купил в руках гениальных русских мастеров особенное звучание, став простым материалом монументальных скульптур, красивых предметов прикладного назначения и кабинетных статуарных отливок. Как раз они, щедро одарившие мир превосходными литейными произведениями, убедительно доказали, что серый чугун может стать красивым материалом для художественных отливок. Как раз они самый полно применяли разные особенности чугуна: усиливать массивность изображений, подчеркивать изящество ажурных отливок, торжественность монументальных произведений, оттенять забавные, приятные либо нежданно схваченные простые черточки в кабинетных изделиях.

Мало какой материал может поспорить с чугуном по выразительности и исключительной тонкости ажурных изделий: литые художественные орнаменты и кружева отличаются красивой изяществом и прорисовкой. Литые чугунные узоры — любимые произведения литейного мастерства русских мастеров. Что бы они ни лили — ажурное блюдо с сотней изображений зверей и птиц либо сложным плетением, вазы либо кружевные шкатулки, их изделия выделяются тщательностью выполнения и практически ювелирной отделкой.

Несложная шкатулка работы русских модельщиков, чеканщиков и формовщиков (рис. 25, а) воспринимается как художественное ювелирное произведение.

Чугунное художественное литье

Рис. 1. Ажурные чугунные отливки: а — шкатулка;

Громадного мастерства достигли литейщики в литье ажурных подносов, тарелок и блюд. Иные из них так красивы и без того тонко сплетены, что иногда кроме того искушенные люди задают вопросы: «В самом ли деле они литые? Неужто это из чугуна?» На рис. 25, б приведена фотография одного из несложных чугунных блюд работы уральских литейщиков, которое может достойно воображать мастерство литья России.

К числу сложных ажурных отливок из чугуна относятся кроме этого разного вида вазы.

Истоки чугунного художественного литья

Истоки чугунного художественного литья уходят в глубокую древность. Начало им было положено в литых орнаментах разнообразные плит, печных дверок и т. п.

Многие уверены в том, что с хозяйственных отливок и началос! изготовление художественных изделий из чугуна. Кроме того такие отливки, как печные створки, пищеварочные горшки, очажные плиты, выполнялись русскими мастерами с громадным мастерством. литьё и Художественное литьё узорных предметов связано кроме этого с зарождением литья для потребностей строительства. Первые испытания для того чтобы литья распространились из европейских районов, в первую очередь из Тульско-Каширского, где оно появилось в первой половине XVII в.

Занимательные художественные отливки изготовлялись петрозаводскими литейщиками. Перенесенный на Урал опыт художественного литья отыскал в том месте хорошую почву. Многие чугунолитейные фабрики уже в XVIII в. отливали для собственных цехов, других зданий и заводоуправлений художественно оформленные строительные подробности — литые чугунные колонны, кронштейны, подробности для внутренней отделки и украшения фасадов, лестницы, перила. Так, в выстроенной в XVIII в. Демидовым церкви (в Нижнем Тагиле) цоколь облицован чугунными плитами на высоту до 1 м. В Национальном историческом музее сохраняются уральские чугунные плиты для пола с рельефными розетками по углам, отлитые в 1702 г.

Особенно громадный успех в художественном чугунном литье был достигнут в середине XIX в. Оно стало независимой ветвью русского декоративно-прикладного мастерства. В первой трети XIX в. многие фабрики создавали художественные отливки, каковые имели громадной спрос. На общероссийских и интернациональных выставках отечественные чугунные художественные изделия приобретают общее признание и самую высокую оценку, покоряя всех своим совершенством.

Литые портреты

Не считая «кружевных» художественных отливок, из чугу-. на изготовлялось много статуэток, предметов прикладного назначения, литых портретов и других художественных произведений.

Став популярным, чугунное художественное литье завлекает многих клиентов с потребностями и разными вкусами. Появляются заказы на литые иконы, а позднее и на литые портреты в виде медалей, плакеток, овалов и т. п. На последовательности фабрик отливают строгие, практически фотографические портреты. Не смотря на то, что изготовление таких отливок считается относительно несложным делом, но оно требует

очень тщательной подготовки формовочных материалов, высокохудожественной точности чеканки и ювелирной формовки (окончательной отделки) отливок. Чугунных дел мастера удачно справляются с этими трудностями и изготовляют красивые образцы литых портретов. Тематика их самая разнообразная. С громадной любовью литейщики делают в чугуне известную серию медалей Ф. П. Толстого на тему Отечественной войны.

К сожалению, эти произведения стали на данный момент очень редкими, не говоря уже о полном наборе чугунных медалей Ф. П. Толстого. Кое-какие плакетки, медали представляли собой односторонние литые портреты людей, имевшие то либо иное отношение к фабрикам либо районам размещения чугунолитейных фабрик — графа П. X. Витгенштейна, инженера Г. Ф. Зотова и других.

Но большая часть таких произведений составляли портреты известных либо известных деятелей науки, культуры, публичных деятелей. Тем самым чугунолитейщики своим мастерством увековечивали образы людей, сыгравших ту либо иную роль в прогрессе общества. Не все чугунные портреты воображают однообразную художественную сокровище.

Но в любых ситуациях литейщикам получалось отыскать в собственных работах портретное сходство и добиться большого качества изображения.

Литые портреты из чугуна — превосходные миниатюры мастерства литья. Они не ограничиваются только медальонами, небольшими овалами и плакетками. Из чугуна отлиты и более монументальные горельефы. В советское время отлиты барельефы К. Либкнехта и Р. Люксембург.

На могиле французского писателя Анри Барбюса в Париже установлен литой чугунный барельеф, выполненный литейщиками Каслей по заказу рабочих Франции.

Уральское мастерство литья

Во многих районах России изготовляли чугунные художественные отливки, но самое высокое мастерство в художественном литье чугуна достигнуто на Урале. Самобытное мастерство уральских литейщиков, накопивших опыт многих поколений, принесло огромные творческие удачи.

Рис. 2. всадник и Лошадь (копии одной из фигур Аничкова моста)

Точность техники выполнения, прекрасно развитое чувство формы скульптурного изображения, проникновение в ощущение процесса и замыслы ваятеля творческого труда — таковы качества многих уральских умельцев, формовщиков, настоящих соавторов ваятелей. Скульпторы М. Д. Канаев, Н. Р. Бах, К. А. Клодт и П. К. Клодт (правнук и внук известного П. К. Клодта) и другие, трудившиеся с уральскими литейщиками, старались привить формовщикам художественный вкус, раскрывали перед ними таинства творчества лепки.

Уральские литейщики обращаются к лучшим произведениям скульпторов и с успехом обосновывают, что многие из них в чугуне выглядят тонко и ясно. Работы П. К. Клодта, Э. М. Фальконе, Е. А. Лансере и других покупают в чугуне новое звучание, а время от времени и новое «чтение». Особенно удаются уральцам фигуры лошадей П. К. Клодта.

Уральские формовщики сами делали уменьшенные копии оригиналов. Так, к примеру, гениальный формовщик В. Ф. Торокин, сделав копии с работ Е. А. Лансере, создал уменьшенные копии конных фигур П. К. Клодта (рис. 2), поменяв многие подробности оригинала, придав произведению новое содержание «непокоренной свободной стихии».

Рис. 3. Собака с щенками.

С особым вкусом отливали уральцы изображения животных (рис. 3), чему в большой степени содействовала уральская природа, и «почерк» трудившихся в том месте скульпторов, к примеру, Н. Р. Баха.

На Урале отливали не только копии прославленных работ. Лучшие скульпторы присылали им собственные оригиналы. Превосходные произведения создавались как литейщиками-умельцами, так и трудившимися тут специалистами ваятелями.

Охотйо и любовно трудились уральские литейщики над комедийными персонажами. Среди них особенное место занимают храбрецы гоголевских сатир — «Солоха и линия», персонажи «Ревизора», «Мертвых душ» и др.

Литейщики в этих скульптурах воплощают в металл идеи ваятелей, отливают только копии ранее созданных оригиналов. Но мастерство литейщиков в том и состоит, дабы глубоко раскрыть план живописца, оттенить его и донести до зрителя. И в этом уральские мастера были непревзойденными живописцами.

Им по душе была гоголевская сатира, и над ее персонажами они трудились вдумчиво, творчески.

Так, в композиции «Пропавшая грамота» (скульптор С. Оссовская) формовщик Г. Пермин удачно дорисовывает кое-какие штрихи, уместно подчеркивающие хищность колдуньи, делающие изображение еще более колоритным. Согласуясь с изюминками литого сплава, литую сатиру дорисовывают не только ваятели-формовщики, но и чеканщики. Как мы знаем, что чеканщику надлежит завершать процесс создания скульптур и других художественных произведений, как и всех других отливок.

Ему же приходится «дорисовывать» подробности, о которых имели возможность и не позаботиться скульптор и формовщик. Считается, что именно чеканщики собственными особыми приемами нашли средства, дабы сдержанно, но ясно выделить гротескность гоголевского Плюшкина либо самодовольного городничего.

С особой любовью умельцы Урала трудились над скульптурой гоголевского Манилова, и она, как нам думается, больше вторых удалась им. Само собой разумеется, в этом основная «вина» скульптора А. Соловьевой, но и каслинские ваятели-самозчки «повинны» в этом. Лишь глубокое чувство гоголевской понимание и сатиры идеи скульптора разрешили формовщику С. Хорошеину отыскать ясный жест Манилова, так совершенно верно отразивший темперамент тунеядца-мечтателя.

Во время царизма литейщики-ваятели, модельщики Урала и простые формовщики в собственных произведениях довольно часто поднимались до отметки политической сатиры, что говорит об их храбрости, потому что литые бунтарские проделки тяжело укрыть от чужого глаза, да и почерк крамольного мастера легко разгадать. Время от времени в аналогичных произведениях литейщики прибегали к хитростям и особым уловкам, делавшим намек не через чур откровенным. Хочется поведать об одной из таких отливок.

В случае если взглянуть на нее, то сходу нельзя найти в ней что-нибудь особое, тем более крамольное: простая пара стилизованная голова лошади с уздечкой, отлитая из чугуна, Размеры ее маленькие, в кармане поместить возможно. Развернув же отливку на 90° по часовой стрелке, возможно узреть что-то иное: вместо конской головы предстает четкий профиль самодержца общероссийского — Николая II. На отливке имеется заводская марка, фамилия формовщика и год изготовления: «Кас. 1896, Т. Теплеков».

Отливка-карикатура не единична: экземпляры ее имеются на Каслинском заводе, в Туле, в Куйбышеве и у некоторых каслинских обитателей. без сомнений, подпись на отливке-карикатуре есть псевдонимом, созвучным с фамилией известного каслинского формовщика Н. Теплякова. Литая карикатура была необычным откликом уральского рабочего класса на коронование царя (он короновался в 1896 г.), их ответом на кровавые события Ходынского поля, политическим протестом против эксплуатации и царизма.

Произведения уральских мастеров-литейщиков взяли признание как в Российской Федерации, так и за границей. На ярмарках и выставках в Российской Федерации, на интернациональных выставках в Париже, Вене, Филадельфии, Милане, Стокгольме, других городах и Копенгагене чугунные художественные отливки покупают подлинных поклонников, бессчётных клиентов, завоевывают множество дипломов и медалей.

Первыми на Урале начали производить художественные отливки Каменский и Кушвинский фабрики. Не считая них, чугунным художественным литьем прославились Верх-Исетский, Сысертский, Кусинский и Каслинский фабрики. Многие литые произведения Кушвы, Верх-Исетска, Сысер-ти и других мест Урала до сих пор не изучены. Часть из них хранится в частных колекциях, не установлены изготовители некоторых произведений, многие отливки по большому счету утеряны.

Но то немногое, что возможно определить по архивным данным, по музейным и известным частным собраниям, говорит о повсеместном высоком мастерстве уральских литейщиков.

Слава Кусы

Позицию лидера среди уральских фабрик, создававших художественные чугунные отливки, долгое время занимал завод г. Кусы, довольно часто удачно соперничавший по мастерству кроме того с Каслями. Изделия Кусы — настоящие произведения искусства, обширно признанные не только у нас, но и за границей. И это не страно, поскольку в Кусе трудились многие умельцы, узнаваемые на всем Урале, смело бравшиеся за непростую работу.

В Кусе с громадным мастеоством изготовлены произведения по скульптурам Е. Лансере, Н. Либериха, П. Клодта и других.

Рис. 4. Декоративное блюдо. Куса, 1880 г.

Изделия Кусы, являющиеся гордостью русского прикладного мастерства, сохранились в маленьком количестве Слава кусинского мастерства литья всегда была в тени славы Каслей. Лучшие произведения Кусы довольно часто именуют каслинскими художественными отливками. Это возможно растолковать тем, что во многих случаях и Касли и Куса применяли одинаковые модели.

И создалось неправильное вывод о кусинских умельцах как об имитаторах.

Но те немногие произведения, что и поныне украшают музеи, выставки и частные колекции, разрешают высоко оценить мастерство Кусы, дают достаточное представление о тонкости, ажурности и филигранности их мастерства. На рис. 4 приведена рядовая работа кусинских мастеров — декоративное блюдо. Возможно с уверенностью заявить, что по изяществу рисунка эта отливка не только не уступает, но и превосходит многие подобные работы Каслей.

Высокую оценку приобретали кусинские чугунные изделия на интернациональных выставках. В 1888 г. произведения Кусы взяли похвальный отзыв на выставке в Копенгагене, в 1897 г.— серебряную медаль в Стокгольме, а в 1906 г.— высшую приз в Милане.

Среди мастеров кусинского литья прославились Н. Мурзин, Ф. Иконников, П. Шалапов, В. Завоеванов, В. Сабуров, В. Дятлов, И. Зубов и другие. В Кусе трудился и местный скульптор Васенин, много произведений которого стало широко распространено.

В музее В. И. Ленина аккуратно сохраняются подарки Владимиру Ильичу — литые лампа «скульптура Жанны» и Коваль мира д’Арк.

Камерные литые статуи

Среди чугунных художественных отливок, пожалуй, громаднейшую славу завоевали камерные статуи. В то время, когда изучаешь эти произведения, приходишь к выводу, что литейщики трудились над ними с какой-то неутолимой жаждой: где только возможно, добывали образцы, ваяли сами, копировали медные статуэтки, уменьшали и приспосабливали к кабинетным условиям узнаваемые монументальные произведения. Благо многие скульпторы верили мастерству художественного литья из чугуна и с радостью сотрудничали с литейщиками, отдавая им собственные произведения.

За маленькую историю мастерства чугунного статуарного литья создана целая галерея скульптур известных деятелей, литературных персонажей, храбрецов народных сказок. Изваяния из чугуна поражают своим безупречным исполнением и художественным содержанием. К литым образам литейщики постоянно относились с громадной любовью, получая совершенства их подлинного изящества и форм.

Возможно без преувеличения заявить, что самого большого мастерства в мастерстве художественного литья чугунных дел умельцы достигали как раз в литье камерных скульптур. Любая статуя данной серии отливок (будь то обобщающий образ либо конкретный литой портрет) есть настоящим произведением мастерства. Дабы проиллюстрировать справедливость тут сообщённого, достаточно забрать любую работу.

При выборе иллюстраций для данной главы перед автором стояла одна неприятность — подобрать статуэтки наименее популярные, редко публиковавшиеся. Таковыми являются статуэтки «Солдат» и «Ермак, стреляющий из ружья» (рис. 6), хранящиеся в Национальном Историческом музее.

Как мне известно, обе эти отливки из чугуна ранее в особой литературе не публиковались. Возможно, авторов завлекали не эти, а «более хорошие» представители литейного мастерства. Однако нельзя не согласиться с тем, что и «Солдат» и «Ермак, стреляющий из ружья» выполнены чеканщиками и уральскими формовщиками безукоризненно.

Что касается таких общеизвестных кабинетных статуй из чугуна, как «Дон-Мефистофель» и «Кихот», то, по общепризнанному точке зрения экспертов, они являются шедеврами мастерства литья. В этих работах уральские мастера превзошли самих себя.

Рис. 5. Статуэтка «Ермак». Формовщик Забелов.

Создание русскими, и в первую очередь уральскими, умельцами чугунных кабинетных статуй — одна из превосходных страниц истории изобразительного мастерства и, например, искусства художественного литья.

Известные Касли

В числе многих уральских фабрик, изготовлявших чугунные художественные отливки, мы назвали Каслинский чугунолитейный завод. Он приступил к художественному литью позднее многих вторых фабрик Урала. Еще в начале XIX в. в Каслях отливают горшки, чаши «для азиатцев» и другие хозяйственные изделия.

Только во второй четверти XIX в. зарождается и скоро начинается художественное литье. Так, по архивным данным, уже в январе 1845 г. отлито 6 кроватей, 8 подсвечников, 6 тарелочек; позднее начали отливать корпуса для часов, другие изделия и садовые кресла. В 40-х годах XIX в. Касли завоевй-вают известность собственными художественными отливками.

Творения каслинцев становятся непревзойденными. И это не просто так.

Каслинские мастера умело и разумно применяли опыт лучших мастеров вторых фабрик. На завод были приглашены с Кушвинского завода 12 формовщиков чеканщиков и художественного 12 литья и среди них выдающиеся мастера — братья Смолины. Дабы придать ремеслу чеканки подлинный дух творчества, из Златоуста приглашают мастеров чеканки по стали.

И каслинские мастера не только впитали все лучшее, что было достигнуто в художественном литье на передовых фабриках Урала, но и развили его дальше и в технике литья и в филигранной отделке отливок.

В рвении каслинцев к совершенству, к приобретению творческих навыков, а также в подвижнической деятельности последовательности скульпторов, высоко оценивших богатые возможности чугуна как материала для художественных отливок, поверивших в талант простых людей, в их умение глубоко ощущать красоту пластики,— одна из обстоятельств огромных удач каслинских мастеров.

Рис. 6.

В 1876 г. на завод приглашается скульптор М. Д. Канаев, что не только обогатил каслинское литье собственными произведениями («Избушка на курьих ножках», «Цыганочка», «Геркулес, разрушающий пещеру ветров» и др.), но и под действием творчества уральских умельцев придал своим творениям народный темперамент, а темы для них брал из самой жизни. Прекрасно осознававший творческую сторону труда литейщиков, М. Д. Канаев старался развить в них художественный вкус.

Предвидя громадную возможность развития чугунного художественного литья, он стремился повысить опытное мастерство чеканщиков и формовщиков. В организованной им на заводе художественной школе литейщики обучались приемам формовки, чеканке и лепке по металлу.

За М. Д. Канаевым в Касли переезжает скульптор Н. Р. Бах. Он командует художественной школой, трудится над увеличением художественного уровня литья и, отрешась от академизма, делается превосходным анималистом.

Солидный вклад в развитие каслинского художественного литья внесли русские скульпторы Е. А. Лансере, Н. И. Либерих, А. Л. Обер. Каслинцам отправляли свои работы Р. Р. Бах, Ф. Ф. Каминский и другие.

В 1921 г. в Касли приезжает К. А. Клодт, продолживший традиции М. Д. Канаева и направляться. Р. Баха. Он восстанавливает художественную школу, исправляет многие модели и формирует последовательность независимых произведений.

Во время СССР над современной тематикой, не считая К. А. Клодта, в Каслях трудились скульпторы Н. Горский и М. Озерский. Мастерство каслинского художественного литья оттачивалось, шлифовалось в течении всей его истории.

Каслинские умельцы создали огромное количество художественных произведений из чугуна. Лишь за последние 30 лет прошлого столетия превосходные каслинские отливки двенадцать раз заслуживали самых высоких призов на общероссийских и интернациональных выставках, оставаясь непревзойденными в мире. В прейскуранте завода за 1913 г. числилось 750 наименований.

Эти изделия принесли мировую славу каслинцам.

Рис. 7. Прощание казака с дивчиной

Глобальное признание взяли такие отливки, как уже упоминавшиеся «Дон» и «Мефистофель-Кихот» скульптора Готье и формовщика Самойлина, и «наездница и Клоун» скульптора А. формовщика и Соловьевой Н. направляться, «Крестьянка с граблями на лошади» скульптора Н. И. Либериха, «Киргиз на лошади» скульптора А. Л. Обера, «Прощание казака с дивчиной» и многие другие.

Особенно увлекательной есть скульптура «Российская Федерация». Продолжительное время считалось, что было произведено всего две такие отливки, по окончании чего модель была стёрта с лица земли. Одна из них направлена царю и по дороге разбита, а вторая вошла в коллекцию художественных изделий, каковые со известным каслинским павильоном демонстрировались в 1900 г. на Глобальной выставке в Париже. С тем же павильоном она возвратилась в Касли и на данный момент хранится в Свердловской галерея .

Но узнаваемый знаток истории металлургии Н. А. Незенин на одном из уральских фабрик нашёл третью скульптуру «Российская Федерация» работы Каслей. Фотография данной третьей скульптуры приведена на рис. 32. на данный момент тяжело сообщить, откуда она взялась.

Возможно, это «царский» экземпляр, не известно почему так и не дошедший к адресату. Но возможно, это вправду третий экземпляр статуи, изготовленный литейщиками тайно. Это предположение наверное, потому что раньше литейщики так довольно часто и поступали.

Рис. 8. Статуя «Российская Федерация». Скульптор Н. Леве-рецкий, формовщик Карасов

Чугунные погрудья

Бюсты — как вид скульптуры, как погрудные изображения человека в скульптурах, взяли распространение еще в древнем мастерстве.

Кабинетные бюсты из чугуна ясны и контрастны. Кроме того при недостаточном освещении черты в них мягки, но четки. Эти превосходные особенности чугуна в сочетании с высоким мастерством литейщиков принесли чугунным кабинетным бюстам громадное признание.

Чугунные бюсты отливали на последовательности фабрик Урала, но больше всего ими прославились умельцы Кусы и Каслей.

Многие модели бюстов передал каслинским литейщикам видный скульптор Р. Р. Бах. По этим моделям в Каслях были изготовлены бюсты П. И. Чайковского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. Мицкевича и других.

Рис. 9. Монумент в честь победы под Плевной

Не только Куса и Касли прославились литыми бюстами из чугуна. на данный момент литейщиков и искусствоведов тревожит тайна одного из чугунных бюстов Петра I, хранящегося в Магнитогорском музее. Он был отыскан лет десять назад в чугунном ломе, привезенном на Магнитогорский металлургический комбинат.

Изучения продемонстрировали, что отлит он был около 150 Лет назад, но ни Куса, ни Касли к нему отношения не имели. Тайная находки до сих пор не разгадана.

Мастерство лить высокохудожественные чугунные по-грудья — бюсты есть огромным достижением русского мастерства, оно заслуживает развития и в наши дни.

На данный момент бюсты довольно часто отливают в основном из алюминия и бронзы. Так, к примеру, два раза и трижды Храбрецам СССР и два раза Храбрецам Соцтруда бюсты отливаются из латуни и устанавливаются на родине храбрецов. Латунь в этом случае выбрана не вследствие того что она есть сплавом цветных металлов, а вследствие того что ее цвет прекрасно соответствует с окружающей возможностью парков, зданий и площадей улиц.

На кабинетных бюстах латунь выглядит существенно тусклее либо теряет естественность (если она начищена). И совсем маловыразительны, несилуэтны кабинетные бюсты из алюминия.

Монументальные отливки

Монументальные отливки из чугуна известны в далеком прошлом. Достаточно назвать такую из них, как отлитая в Китае в 954 г. Шицзыван весом около 100 т (см. гл. VI).

Но эта отливка не есть художественным произведением ни по плану, ни по технике выполнения. Говоря о монументальных чугунных отливках, мы имеем в виду не только литые монументы либо художественные отливки мемориального назначения, но и другие большие литые художественные произведения из чугуна: статуи, архитектурные сооружения и разнообразные литые большие украшения, входящие в ансамбли площадей, парков и особых сооружений (к примеру, выставок). Чугунное литье имеет отношение к известной Невьянской падающей башне, выстроенной еще в 1725 г.: в ней многие подробности из чугуна, а также полы, окна, дверные проемы и т. п.

Подлинно художественными монументальными отливками являются стасовские беседки и Чугунный павильон в Грузино, Триумфальная арка в Москве и известный литой ансамбль-усадьба в Кузьминках, и чугунные сооружения парка «Александрия» в Петродворце. Прославились собственными выставочными павильонами и Касли. Об одном из них — чуде мастерства литья поведано в шестой главе книги. О русских монументальных отливках возможно очень многое написать.

Но мне хочется сообщить пара слов о чугунном монументальном сооружении в самом центре Москвы (на Новой площади), о монументе (мемориале) в честь победы под Плевной.

Выполнен монумент в виде часовни с двухярусным на-вершием. Первый ярус, в виде граненого шатра, заканчивается фигурным фризом из перемежающихся треугольных и бочкообразных фронтонов. Второй ярус представляет собой цилиндрический барабан с рядом декоративных закомар, из которых выступает крест с полумесяцем у основания как знак победы над мусульманами-завоевателями.

Арки монумента, опирающиеся на маленькие колонны, дробят всю его поверхность на последовательность ниш, в которых находятся высокие рельефные литые зарисовки сцен, изображающих страдания болгар под игом турок и освобождение их русскими солдатами.

Данный монумент увлекателен и как свидетельство извечной дружбы болгарского и русского народов, и как редкое монументальное произведение из чугуна.

По окончании Октябрьской революции каслинские мастера ознаменовали восстановление мастерства чугунного художественного литья изготовлением монумента бойцам революции, павшим в битвах гражданской войны. Чугунная фигура этого монумента — рабочий с молотом в одной руке и винтовкой в второй — была отлита в Каслях по модели К. А. Клодта.

Волшебство в чугуне: Касли


Темы которые будут Вам интересны: