Atari и её синусоидальная хроника. окончание
Компания ATARI была горазда на амбициозные замыслы, но далеко не всегда они доводились до победного конца. Среди неудач — совокупность Mindlink, среди удач — ручная приставка Lynx с цветным дисплеем и 64-битная (!) консоль Jaguar.
В первой половине 80-ых годов XX века ATARI «обрадовала» широкую общественность проектом совокупности управления игрой Mindlink для ATARI 5800. Наименование наводило на мысли о фантастичном «прямом контроле силой мысли» либо мозговых импульсов.
В действительности всё было значительно несложнее. Да, Mindlink разрешал играться без рук, но лишь не силой мысли, а перемещением бровей (вот уж «новый» суть высказывания «прийти куда-то на бровях»).
Мысль была не через чур успешной, и пробная реализация — под стать. В то время, когда Mindlink был представлен на выставке CES 1983 года, публика совсем не приняла её. У тех, кто пробовал играться посредством Mindlink, по мере ускорения действия игры начинала болеть голова.
В то время, когда же обруч Mindlink напялил на голову один из начальников ATARI, устройство слетело у него с головы, шмякнулось об пол и разлетелось вдребезги. Было большое количество хохоту, но лишь среди зрителей. Управлению ATARI стало не смешно, и они отказались от предстоящего развития проекта.
Контроллер Mindlink — провальная выдумка (фото с сайта Atarihq.com).
В 1985 году снова происходят массовые увольнения, а оставшимся сотрудникам урезают заработную плат на 20%. Но во второй половине 80-ых годов двадцатого века ATARI Corp. показала публике ATARI VCS, консоль ATARI 7800 и компьютеры 65XE и 130XE и линейку домашних компьютеров ST. Спустя пара месяцев консоль ATARI 7800 выпущена в оборот с тремя играми сходу — Joust, Ms.
Pac-Man и Asteroids Deluxe.За ними последовали ещё три игры, а дальше начались задержки в выпусках новых игрушек, что повлекло за собой шипение на рынке.
Во второй половине 80-ых годов XX века был заявлено о том, что реализовано 1,5 миллиона консолей VCS, 7800 и XEGS.
А летом следующего — 1988 — года в компанию возвращается её основатель Нолан Бушнел — в качестве разработчика игр для VCS.
В первую очередь декабря того же года начинается затяжная война с Nintendo, в которой погрязли и ATARI Games, и ATARI Corporation.
Продолжительно играться посредством Mindlink было нереально — голова начинала болеть (фото с сайта Atarihq.com).
Во-первых, ATARI Games и Tengen требуют от Nintendo пересмотра условий договорённостей со сторонними разработчиками. К тому же Tengen отыскал метод обходить предохранительную совокупность консоли Nintendo NES и через год ATARI Games/Tengen производят для данной приставки собственную версию Tetris. Начинаются споры около того, кому принадлежат права на неё.
Суд постановил, что права принадлежат Nintendo, и запретил компании Tengen реализовывать её. Потом, Tengen по большому счету лишилась права реализовывать NES-совместимые игры.
Не более удачно сложилась будущее $250-миллионного антимонопольного процесса, затеянного ATARI Corp. против консолей и японского производителя игр.
Следующим этапом войны стал выпуск упомянутой выше ручной консоли Lynx с цветным (!) дисплеем. Начальное наименование — Portable Color Entertainment System, после этого переименована в Lynx.
Lynx — первая в мире ручная консоль с цветным дисплеем.
Без неприятностей, как водится, не обошлось, рождественские продажи пропущены, а на рынке царствует Nintendo Gameboy. Но в первой половине 90-ых годов XX века, в то время, когда Lynx выпущен с пятью играми на борту, между ним и Gameboy, и NEC TurboExpress, начинается солидная трёхсторонняя война за сердца геймеров.
1991 год стал довольно-таки успешным. Во-первых, ATARI Corp. подписала договорённость с компанией Flight Video, через которую Lynx стали сдаваться в аренду авиапассажирам на время полёта.
После этого цена Lynx была снижена до $149, что хорошо сказалось на популярности консоли. Скоро было заявлено о замыслах выпустить облегчённую и более мелкую версию Lynx, и к Январю она появляется на свет.
По рынку ползут слухи, что ATARI Corp. замышляет 32-битную приставку. «Да», — подтвердили в корпорации, — «замышляем. Именуется Panther. Но никому не продемонстрируем, кроме того на CES».
Но, спустя пара недель было заявлено о прекращении каких-либо работ над Panther. Вместо неё ожидается выпуск 64-битной приставки Jaguar.
Эта приставка вышла в первой половине 90-ых годов двадцатого века, как и планировалось.
Приставка Jaguar собственной персоной.
В первой половине 90-ых годов двадцатого века ATARI Corp. предпринимает вторую попытку наказать главного соперника — Nintendo — в зале суда. В качестве ключевой улики монополизма Nintendo представляется 80%(!) часть на рынке.
Но же суд снова принимает ответ в пользу японцев, и ATARI остаётся с носом.
Тогда ATARI Corp. напускается на Sega — за нарушение патентных прав. Практически год спустя обе компании улаживают спор во внесудебном порядке, но Sega было нужно расстаться с $50 миллионами в качестве возмещения ущерба и приобрести 4,5 миллиона акций ATARI Corp. на сумму $40 миллионов.
1994 год начинается для ATARI Corp. с улаживания последовательности патентных распрей с Nintendo, а компания Tengen опять приобретает лицензию на производство игр, совместимых с консолями Nintendo.
Alien vs. Predator, как видим, трёхмерный шутер с кроме того более навороченной, чем в Doom графикой.
Кстати, Doom на Jaguar также портировали.
И вот тут-то происходит, так сообщить, неожиданность. Warner Communications и Time Life сливаются в мегакорпорацию Time-Warner. Спустя пара лет этого покажется мало, и конгломерат Time-Warner сольётся с America Online с образованием титана AOL Time-Warner.
Конечно, это отразилось на ATARI Games. Она была переименована в Time-Warner Interactive (TWI).
В том же году прекращена помощь Lynx и заявлено о замыслах по выпуску модема для Jaguar. Не произошло…
Но в 1995 году было заявлено о создании шлема виртуальной реальности для Jaguar. Но, единственной игрой для него стал Missile Command 3D. Другими словами, снова провал.
Единственно успешным усовершенствованием Jaguar стал CD-ROM для приставки.
1996 год. ATARI Games реализована со всеми потрохами компании Midway.
В том же году ATARI Corp. поглощается производителем компьютерных твёрдых дисков JTS, вместе с фондами на сумму $50 миллионов. Все независимые операции прекращены, от ATARI Corp. остаётся лишь наименование, которое потом реализовано компании Hasbro.
Во второй половине 90-ых годов двадцатого века Hasbro производит все права на Jaguar в публичное пользование. Грубо говоря, сдали энтузиастам — делайте, что желаете. Всё, с ATARI покончено?
Не совсем.
В том же году Hasbro объявляет о том, что ATARI оживает в качестве подразделения Hasbro по играм. Ветхие игры ATARI будут перевыпущены для Nintendo 64 и Сони Playstation.
Jaguar с восседающим на нём верхом CD-ROM.
А в 2001 году марка ATARI опять реализована — на этот раз в Infogrames, компанию, создавшую Unreal. С того времени во всех играх Infogrames употребляется эта марка.
Как уже сообщено в первой статье, под ATARI кроме того создан собственный сайт, где указаны четыре наименования.
Хуже сложилась будущее аркадной части ATARI — ATARI Games (TWI). По окончании поглощения её Midway, TWI переименовали в Midway West.
А в 2001 году Midway уходит с рынка аркад и закрывает собственное аркадное подразделение, тем самым истребляя последнее оставшееся уникальное подразделение ATARI, просуществовавшее 29 лет.
Как видим, у ATARI достаточно тяжёлая будущее. Хроника основанной в первой половине 70-ых годов двадцатого века компании вправду выглядит синусоидально.
Но этой компании мы обязаны самим существованием рынка компьютерных игр, — как раз как рынка. Какие-то игры были и до ATARI, Нолан Бушнел, ещё обучаясь в университете, прокрадывался в компьютерный зал и играл на $7-миллионных мейнфреймах в какие-то простенькие псевдографические игрушки…
В которых заметил будущее.