Авиалайнер мир заходит на посадку в подвешенном состоянии

Огромный надувной реактивный самолёт, наполненный 106 кубометрами гелия, – летит, но не движется. Но «фальшивый полёт» не мешает лайнеру выполнять бессрочное мировое турне. Аэроплан садится в самых различных, но неизменно центровых местах.

Сзади Англия, Швейцария, Франция – смотришь, необыкновенное воздушное судно долетит до России и надуется, к примеру, на Красной площади.

Проект именуется «Посадка самолёта» (Plane Landing). Его создатель – дама, забравшая вместо фамилии наименование затопленной в океане русском космической станции и провозгласившая своим днём рождения 11 сентября. С интернациональной художницей Александрой Мир (Aleksandra Mir) мы уже виделись в 2006 году, в то время, когда говорили об её очаровательном Громадном Зонте.

Сейчас же не грех возвратиться к творчеству Саши, потому что оно того, без сомнений, стоит.

«Весной 2001 года я жила в Англии и большое количество времени проводила в местных поездах. Одним туманным утром я так и ехала поездом из Лондона в Бристоль, в то время, когда заметила вдалеке в небе пара самолётов, разумеется, находившихся в ходе посадки, – вспоминает Александра. – Кое-какие из них смотрелись так, словно бы находились на месте. В следствии я сделала вывод, что данный необычный визуальный фокус было бы весьма интересно воссоздать в действительности».

Авиалайнер мир заходит на посадку в подвешенном состоянии

Дабы нелетающий лайнер выбрался за пределы Англии и был сперва в Швейцарии, а позже и в центре Парижа, потребовалось пять лет. И в том месте и в том месте самолёт побывал в 2008-м.

Предстоящий его маршрут малоизвестен (фото Aleksandra Mir).

«Я желала плавающий в воздухе, привязанный шар, что всё ещё находится в небе, но парит достаточно низко, как в постоянном состоянии посадки. Скульптуру в воздухе, которая чуть движется. Это не неприятность, это парадокс и полный абсурд, – вычисляет Мир. – Причём весьма значим таковой элемент, как погода, которая так непредсказуема, что делает воздухоплавание уязвимым, блаженным видом мастерства, которым оно и есть».

Изготовить воздушный шар таковой причудливой формы было достаточно сложно, но компания Cameron Balloons из Бристоля взялась выполнить заказ. Проблему с финансированием решил $87-тысячный грант Совета искусств Англии (Art Council of England). Надувной лайнер был задуман как копия Boeing 737 длиной 20,8 метра (размах крыльев – 15 м) и весом 91 килограмм.

На различных стадиях самолёт изготавливали восемь человек.

«Что это вы тут делаете?» – «Да вот, самолет шьём». Самолёт был закончен в июне 2003-го, а первые «фальшивые полёты» совершил в июле – как на открытом воздухе, в том месте и в ангаре (фото Aleksandra Mir).

Разработчикам было необходимо, как говорит Мир, дать добро фундаментальный парадокс: как сделать шар, применяя материалы, каковые легче воздуха, и придать ему форму объекта, «изначально предназначенного для перевозки более 400 тысячь киллограм стали»; как сбалансировать шар в форме креста; как удержать его у почвы, в то время, когда он владеет совершенной аэродинамической формой и «желает летать».

«Работа шла весьма медлительно. Мне было нужно съездить в Бристоль 15 раз, написать три тысячи писем, дабы не только обсудить технологии и дизайн, но и искать новые смыслы и без того потом, – говорит Александра. – Для меня было крайне важно, что моё „видение“ являлось несложным и ясным, всецело открытым для предложений и пожеланий всех сотрудничающих сторон. Потому, что в проект вовлекалось всё больше и больше людей, он становился качественнее, вкуснее и выходил на тот уровень работы, что я обожаю».

В первую очередь самолёты, а Мир – мир. Появилась она в 1967-м в польском Люблине, есть гражданкой Швеции и США, а живёт на острове Сицилия в Палермо (фото Aleksandra Mir).

В итоге, понятное дело, спецы Cameron Balloons совладали, недаром они «клепают» разнообразные воздушные шары с 1966-го. От начальной идеи до воплощения прошло два года – в первый раз самолёт был надут летом 2003-го на территории английской галереи Compton Verney.

Самое время задать вопрос Мир, что же она желает нам сообщить при помощи Plane Landing?

Кстати, Александре Мир точно будет любопытно познакомиться с российской надувной бронетехникой, которую производит столичное НПП «Русбал». Говорят, им ведётся разработка и макетов боевых самолётов, а также истребителя Су-27 (фото Aleksandra Mir).

«Это объект, что функционирует как скульптура на открытом воздухе под открытым небом, вписанная в готовый пейзаж и действующая как катализатор бесед о существующем ландшафте. Самолёт будет засунут в разных точках в мире и внедрён в пейзаж, что я желаю обсудить, инвертировать его специфику. Он должен быть таким, что суть в моей работе начнёт вызывать какие-то местные ассоциации, – растолковывает художница.

– Скажем, если бы вы встретили данный лайнер в аэропорту Цюриха, то, быть может, задумались бы о национальной компании Swissair и её значении для самобытности Швейцарии. В Манчестере скульптура может отослать вас к истории индустриализма, в Нью-Йорке – к ужасным событиям 11 сентября, и без того потом».

Мастерство мастерством, а настоящие, важные надувные самолёты существуют с 1950-х, и имеется много шансов, что человечество ещё будет их применять на протяжении боевых действий а также на вторых планетах (фото Aleksandra Mir).

Думается, в случае если Мир привезла бы Plane Landing в нашу страну, ему бы нашлось не одно знаковое место. К примеру, на ВВЦ надувной самолёт быстро напомнил бы о варварски демонтированном Ту-154, а на Красной площади, быть может, о возмутительном перелёте Матиаса Руста.

В возможности же Александра собирается снять документальный фильм про «Посадку самолёта» в различных государствах мира и когда-нибудь сделать надувной самолет в натуральную величину, дабы продолжить «опыты».

Возможно, не все об этом знают, но уже придуманы такие надувные вещи, как машины, толпы людей, парламент и стиральная машина (фото Aleksandra Mir).

О собственной роли в «Посадке самолёта» Мир говорит так: «Я не вижу себя в качестве пилота либо церемониймейстера, я легко хозяйка данной работы. Вся выдумка посвящена тому, как приглашать людей к участию, как вынудить их ощущать себя частью творения. Быть может, фраза звучит мрачновато, но по большей части это весьма мило».

В данном контексте уместно упомянуть второй «призёмлённый аэропроект» – «Гравитацию» (Gravity) примера 2006 года. Сущность – 20-метровая ракета, выстроенная из мусора и металлолома, собранных за пять месяцев в Англии: в дело пошли старые бочки, трубы, контейнеры, тракторные шины, промышленные вентиляторы, а в нижней части была цистерна трёхметрового диаметра с фабрики по производству зубной пасты.

«Гравитация», само собой разумеется, впечатляет. И заставляет отыскать в памяти копию баллистической ракеты «Миротворец» в натуральную величину, которая была выстроена в 2004 году в Соединенных Штатах с мирными, но, целями (фото Aleksandra Mir).

Возвести ракету в арт-центре Roundhouse, некогда бывшем поворотной станцией для поездов, Александре помогло агентство Arts Catalyst, которое с удовольствием поддерживает конкретные проекты, связывающие мастерство и науку. В то время, когда удалось отыскать финансы (неспециализированный бюджет составил практически $62 тысячи) и нужные материалы, за работу принялись более 30 человек: дизайнеры, сварщики, инженеры, водители, монтажники, осветители и без того потом.

Ракету выстроили за два дня, она простояла трое дней, а позже в течение двух дней была демонтирована. Кое-какие её части были возвращены в том направлении, где их нашли, а оставшиеся четыре тонны стали художница и её приятели сдали на металлолом, выручив за это практически $360. Но это уже частности.

Какова же смысловая нагрузка «Гравитации»?

Тут бы и вскрикнуть «В то время, когда б вы знали, из какого именно сора!» Но все всё знают, Мир говорит и показывает, из какого именно. Кстати, видеоролик на тему «Гравитации» находится тут (C.Burr Design/flickr.com).

По словам Мир, с одной стороны, в ракете возможно усмотреть некую имитацию – не сильный, уязвимую и некомпетентную (на уровне «Давид против Голиафа») – глобальных событий, к примеру прорывов в космической программе, оказывающих сильное влияние на то, как мы живём и принимаем себя в нашем мире. Иначе, амбициозное строительство космической ракеты из мусора, которая, само собой разумеется, ни при каких обстоятельствах никуда не полетит, — это метафорический комментарий дамы-живописца.

Помимо этого, Александре было весьма интересно трудиться с объектами, отслужившими собственное, уникальные функции которых легко найти по их собственным рассказам.

«Мысль об применении таких отысканных культурных остатков либо мусора стоит в прямой оппозиции к утопии новых блестящих вещей», — говорит Мир. Наконец, ей нравится вызов при работе со ветхими материалами, которая вдесятеро тяжелее, чем в то время, когда делаешь что-то новое с нуля.

Необходимо заметить, что «Гравитация» во многом есть продолжением проекта «Первая дама на Луне» (First Woman on the Moon) 1999 года, задуманного снова же как комментарий некомпетентного автора к 30-летию лунной высадки. Пара тракторов перевоплотили часть голландского пляжа в песчаный лунный пейзаж с кратерами, где несколько дам-астронавтов установила звёздно-полосатый флаг.

О «высадке» дам на Луне был снят 12-минутный документальный фильм, взглянуть что возможно на данной странице (фото Aleksandra Mir).

«Как Джон Кеннеди в один раз заявил, что желает заметить человека на Луне до конца десятилетия, так и я объявила, что желаю высадить в том месте даму до конца этого тысячелетия, замечательно зная, что этого не случится, – пишет Мир. – Проект был в сущности шуткой по поводу отсутствия гендерного равенства в отечественном обществе. По большому счету же мои работы довольно часто именуют „феминистскими“, но я лично знаю, что всё куда сложнее.

То, что мне удаётся успешная реализация проектов (не смотря на то, что постоянно существует масса препятствий, следуют нередкие отмены), есть ещё одним аргументом в пользу опытного равенства между женщинами и мужчинами (и миру мастерства ещё предстоит пройти продолжительный путь в этом направлении), но содержание моих проектов фактически постоянно уходит в противоположную сторону, показывая слабости, уязвимости и отсутствие компетенции. За это меня осуждают как феминистки, так и анархисты.

Но думаю, двойственность всегда была частью хорошего произведения, и эти публичные, открытые для публики работы оставляют массу возможностей в плане изучения. Для меня это один из факторов, благодаря которым я приобретаю громадное наслаждение, занимаясь мастерством».

10 САМЫХ Немыслимых ПОСАДОК САМОЛЕТОВ


Темы которые будут Вам интересны: