Банки россии и вызовы времени

В Москве прошла 16-я конференция «Финансовая система 2014: сотрудничество мегарегулятора и участников денежного рынка».

21 марта 2014 года в столичном «Президент-отеле» состоялась 16-я общероссийская банковская конференция «Финансовая система 2014: сотрудничество мегарегулятора и участников денежного рынка». На протяжении этого авторитетного опытного мероприятия специалисты обсудили сценарии развития и возможные риски финсектора нашей страны, современные механизмы регулирования, возможности сотрудничества ЦБ РФ с субъектами рынка, последствия законодательных трансформаций, особенности развития кредитования.

Помимо этого, в рамках главных выступлений докладчики коснулись последних геополитических тенденций: они обсудили возможные последствия для финсектора санкций со стороны ЕС и США в связи с присоединением Крыма к Российской Федерации. Организатором конференции стала Ассоциация региональных банков России.

Помощник главы МинФина РФ Алексей Моисеев открывал своим докладом первую сессию по ответственной для всех участников рынка теме «Сценарии развития и риски российского финсектора в наше время». В собственном выступлении он детально поведал о последних новациях в законодательном обеспечении банковской деятельности. Он утвержает, что уже подписаны трансформации в закон о страховании вкладов.

В частности, предусматриваются два вида компенсации в зависимости от поведения и процентной ставки банка на рынке. «Мы введем устраивающий всех метод компенсаций. Желал напомнить, что кроме того на данный момент ставки взносов в АСВ находятся не на большом уровне, а в допустимом значении, которое находится значительно ниже большого», – выделил Алексей Моисеев.

Вторая новация касается страховых выплат вкладчикам. Предполагается, что 700 тыс. рублей компенсации будет выплачиваться в соответствии с законом, а потом, в случае если вклад был больше данной суммы, взять средства в количестве до 300 тыс. рублей возможно по особому механизму, что предусмотрен законом и связан с оценкой банка как кредитной организации. Эта мера стимулирует бдительность граждан при выборе банка-партнера.

Следующая новация, которая вводится – это регулирование операций с наличными. на данный момент большое количество упрочнений со стороны официальных структур направлено на стимулирование безналичных расчетов, а также планируется введение требований к организациям розничной услуг и сферы торговли: они должны будут иметь в наличии как минимум один терминал для приема пластиковых карт к оплате, дабы потребители имели возможность осуществлять безналичные платежи.

Еще один блок законопроектов связан с недобросовестной деятельностью банков. «Мы вводим персональную уголовную ответственность тех менеджеров банков, каковые фальсифицируют денежную отчетность», – выделил Алексей Моисеев. Кроме этого была поддержана инициатива парламентариев по введению ответственности за распространение ложных слухов либо информации о банках.

В поле регулирования попадают всевозможные «тёмные перечни», распространяемые недобросовестными участниками рынка и направленные против соперников. Сейчас такая деятельность будет преследоваться по закону.

Это главные инициативы, каковые должны быть реализованы в весенней сессии Государственной думы, подытожил собственный выступление Алексей Моисеев и надеется на то, что уровень циклов развития денежного рынка выходит на стадию насыщения. Самый увлекательный процесс тут – это созревание рынка потребительского кредитования, что на данный момент идет.

Советник президента России Сергей Глазьев был вторым докладчиком на конференции. В начале собственного выступления он подчернул, что не все его мысли о текущей финансово-кредитной политике являются официальной позицией национальных ведомств, но он выскажет собственный экспертное вывод. Он выделил, что Ассоциация региональных банков России постоянно поддерживала деятельность тех банков, каковые стимулируют развитие настоящего сектора экономики.

Много лет проводимая экономическая политика однако была негативной. «Мы с каждым годом обсуждали такие темы, как рефинансирование, развитие таких инструментов, как долговременное кредитование, роль банков как инвесторов, а не только как денежных посредников, и нужно заявить, что многие из предложений, каковые высказывались, сейчас реализуются, – констатировал специалист. – Мы наконец-то учли колониальные модели валютного управления, в то время, когда деньги эмитировались лишь под приобретение зарубежной валюты, что не давало никакой возможности для развития источников кредита. Вся экономика привязывалась к спросу на деньги из-за предела, и так у нас и появилась моносырьевая структура, в то время, когда развивались лишь те виды продукции, на каковые был спрос из зарубежа».

По мере того, как компании давали стране все больше денег в золото-валючные резервы, в один момент они все дальше уходили, занимая деньги за границей в зарубежных банках, тогда как финансовая система нашей страны была и остается очень неразвитой и остается таковой до сих пор. И сейчас целый количество активов либо капитала отечественной финансовой системы сравним с капиталом одного большого американского, японского, в противном случае и китайского банка. В последние два года удалось уйти от данной порочной совокупности.

Громадную роль в этом ходе сыграл всемирный кризис 2008–2009 годов, что поставил на грань банкротства фактически все ведущие российские корпорации, и Центральному банку было нужно перейти к кредитованию экономики за счет внутренних источников, к эмиссии денег за счет рефинансирования коммерческих банков. С того времени страна находится уже в второй модели финансового предложения, в то время, когда главным источником кредита делается эмиссия денег через рефинансирование коммерческих банков.

Недочёт тут лишь один – этот инструмент есть кратковременным. Важных трансформаций в количествах кредита, в его доступности не происходит. В следствии часть кредитов банков в инвестициях застыла на уровне 7–8%.

на данный момент источниками кредита в экономике были остатки бюджетных средств на квитанциях банков и рефинансирование Центробанка под ликвидные активы кредитных организаций. Для русского экономики этого не хватает. «В Российской Федерации появилась совокупность неэквивалентного экономического обмена, на котором мы теряем $35–40 млрд., – отметил Сергей Глазьев. – Сущность этого механизма в том, что ушедшие от налогов недорогие и долгие деньги возвращаются к нам под 5–6%».

По его расчетам, кругооборот капитала через офшоры образовывает $50–60 млрд. в год, а накопленный в офшорах капитал достигает полутриллиона долларов. Для исправления обстановки нужна программа деофшоризации русского экономики. Она обязана сделать упор на борьбу с уклонением от налогов, должны быть достигнуты договоренности о предоставлении налоговой информации. «Думаю, должны быть пересмотрены и отменены все соглашения о двойном налогообложении с офшорами.

Нужно осознавать, что офшоры – это не только острова, это и юрисдикции развитых государств, таких как Голландия, Англия», – вычисляет Сергей Глазьев. На его взор, России нужно развивать экономическое пространство в Таможенного альянса. «Для этого у нас имеется хороший торговый баланс и устойчивые хозяйственные связи с отечественными партнерами. Расширение рублевой территории, разрешит поднять инвестиционные возможности и общий потенциал России», – подытожил собственный выступление Сергей Глазьев.

Банки россии и вызовы времени
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Вице-президент предпринимателей и Российского союза промышленников (РСПП) и глава совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев выступал на конференции третьим. Он подчернул, что сейчас обстановка в стране находится в управляемых границах. Да, январь 2014 года был весьма тяжелым, практически динамика была равна нулю, но в феврале уже был увиден рост в обрабатывающей индустрии и ряд других хороших трансформаций.

Само собой разумеется, ощущается инвестиционный спад, но правительство России осознаёт все опасности для того чтобы положения и готово реализовывать долговременные национальные программы, дабы частный сектор имел возможность подключиться к их воплощению и был запущен естественный механизм развития.

Александр Мурычев подчернул, что в последние время большое количество виделся с представителями как русского бизнеса, так и с зарубежными предпринимателями. По его наблюдениям, все замечательно знают, что санкции в отношении нашей страны ограничатся политический риторикой, ограничением въезда и заморозкой счётов отдельных государственныхы служащих, каковые и не держат собственные деньги в западных банках.

Но громадную обеспокоенность у российских предпринимателей вызывает будущее их инвестиций на Украине, приобретённых к моменту начала политического кризиса промышленных активов, вложений в акции, среди них и капиталов, каковые хранились в банках соседнего страны. Тут уже на данный момент подготавливаются меры по предотвращению утрат, но необходимо признать, что положение сверхсложное.

Беспокойство со стороны Александра Мурычева вызывает и ужесточение регулирования со стороны всех национальных ведомств. По его данным, лишь за 2013 год было выпущено 180 тыс. разных разъяснительных документов: все это «давит» на работу денежных университетов, мешая их главной деятельности. Но на официальном уровне уже было получено заверение, что в текущем году количество нормативных актов, направленных на регулирование деятельности, значительно сократится, и участникам рынка будет несложнее сосредоточиться на собственной главной деятельности.

Мурычев согласился с Сергеем Глазьевым в том, что увод денег в офшоры отрицательно отражается на развитии русском экономики, но призвал взглянуть на данную проблему с различных сторон. Увод денег в офшоры – это попытка обладателей бизнеса «уйти от незащищенности», от несовершенной работы судов, несовершенств в законодательстве. Действительно, обстановка изменяется в лучшую сторону.

Выводу русских денег из офшоров сейчас содействует и складывающаяся геополитическая обстановка. Необходимо осознать, что в то время, когда в стране идет борьба с обналичиваем либо с уводом денег в офшоры, банки – это «вершки неприятности». Задача регулятора «бороться с корешками» в этом вопросе.

В случае если имеется спрос, то постоянно найдётся предложение.

Напоследок собственного выступления специалист коснулся таковой темы, как перечень системных банков. Всем участникам рынка необходимо осознавать, что кредитные организации, вошедшие в данный перечень, будут подвергаться особенно пристальному вниманию со стороны регулятора, к ним будут предъявлены дополнительные требования, будет проводиться более строгий анализ деятельности. Включение каких-либо банков в данный перечень дает не только возможность рассчитывать на помощь страны, но и накладывает дополнительные обязательства.

Президент АРБР Анатолий Аксаков заявил о том, что нужно как возможно стремительнее реализовать в Российской Федерации идею внутреннего процессинга по операциям с картами, потому, что «это делается вопросом защиты и безопасности заинтересованностей отечественных клиентов».

«Жизнь говорит о том, что нам необходимо иметь внутренний процессинг, как это, к примеру, реализовано в Китае. Уверен, что сам Банк России и технологически, и технически эту идею сможет реализовать», – отметил Анатолий Аксаков. Он кроме этого объявил, что нужно возвратиться к теме безотзывных вкладов, введение которых разрешит банкам более действенно руководить ресурсами: «тем самым мы обеспечили бы стабильность в банковской совокупности, смогли действеннее мешать долларизации экономики в волатильные периоды».

Анатолий Аксаков напомнил, что с 1 июля начинает действоватьзакон о потребкредитовании, и банкам сейчас принципиально важно совершить работу по пересмотру всего пакета договорных документов и доработать собственные внутренние процедуры, дабы готовьсяк реализации новых требований законодательства.

Он подчернул, что идет постоянная работа, направленная на стимулирование безналичных расчетов. В частности, приняты трансформации в Гражданский кодекс о введение эскроу-номинальных счётов и счётов. Это разрешает в определенной степени урегулировать вопросы, появляющиеся при применении наличных для расчетов на большие суммы.

По оценке Анатолия Аксакова, нужно продолжить совершенствование законодательства для предстоящего стимулирования безналичного оборота.

Глава управления контроля денежных рынков Федеральной антимонопольной работы (ФАС) Ольга Сергеева поведала о том, что идет совершенствование нормативной базы для защиты борьбы на денежном рынке. Наряду с этим на данный момент часть мер направлена на борьбу с излишним регулированием.

Применительно к банковской совокупности специалист подчернула, что каждый год предусмотрен пересмотр законодательства с учетом роста активов финансовой системы и трансформацией требований в зависимости от обстановки на рынке. В частности, по инициативе ФАС в скором будущем планируется оценить последствия регуляторных процедур 383-го распоряжения правительства. Срок действия этого распоряжения заканчивается в июле 2014 года, но коммисия по этому вопросу уже пришла к выводу о необходимости продления действия этого нормативного акта.

Количество нарушений на денежном рынке всегда снижается, и тому имеется большое количество обстоятельств, с удовлетворением констатировала Ольга Сергеева. Одной из основных есть постоянное совершенствование законодательства. Как и другие ведомства, внимание ФАС сейчас привлекли нарушения, которые связаны с распространением заведомо недостоверной информации о последовательности кредитно-денежных организаций на рынке, что мешает формированию добросовестной борьбе.

на данный момент у ФАС имеется уже один всецело доказанный случай для того чтобы поведения со стороны одного банка в отношении другого, и Работа приветствует введение ответственности за распространение недостоверной информации, а также законодательные инициативы со стороны Министерства финансов на данный счет.

Но последовательность неприятностей в развитии отечественного банковского рынка так же, как и прежде связан с недостаточной развитостью борьбы. В последнии месяцы было большое количество сделано для исправления данной ситуации в лучшую сторону. Один из последних удач – достижение понимания в вопросе выплаты пенсий армейским пенсионерам.

ФАС проводит целенаправленную работу в области совершенствования всех видов законодательства. Сейчас так же, как и прежде существуют нормативные акты, в которых находятся необоснованные требования к кредитным организациям, мешающие добросовестной конкуренции. В частности, это относится последовательности норм Налогового кодекса, Жилищного кодекса а также гражданского законодательства.

ФАС проводит работу по изменению этих положений так, дабы исключить какие-либо преимущества для одних банков за счет вторых. Напоследок специалист выразила уверенность, что общими усилиями окажется поменять обстановку с конкурентной средой на банковском рынке к лучшему.

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

В собственном выступлении глава департамента банковского регулирования Банка России Василий Поздышев поведал об главных направлениях банковского регулирования, по которым ЦБ будет взаимодействовать с банковской индустрией в 2014 году.

Первое направление – внедрение стандартов Базеля-3. Стандарты капитала по Базелю-3 уже внедрены. «Банки выполняют три новых базельских норматива, и никаких катастроф не произошло», – отметил Василий Поздышев. По его информации, норматив левериджа вступит в силу в 2018 году, для подсчета этого норматива ЦБ издал правила подсчета.

С 2015 года банки будут обязаны раскрывать данные о значении норматива левериджа в собственных отчетах.

Говоря о внедрении норматива кратковременной ликвидности, Василий Поздышев сказал, что Банк России предполагает введение требований к отчетности уже в текущем году, а сам норматив начинает действоватьс 1 января 2015 года. Это минимальный количество отличных активов, каковые банк должен иметь на своем балансе на период стресса на рынке ликвидности, дабы продержаться как минимум месяц.

Второе направление сотрудничества – продвинутые подходы оценки кредитного риска по требованиям Базеля-2, они коснутся 15-ти банков, у которых громадные высокий уровень и кредитные портфели диверсификации кредитных рисков. От внедрения этих подходов размер капитала не изменится, изменится количество активов, взвешенных по риску, пояснил Василий Поздышев.

Одним из ответственных направлений сотрудничества регулятора с банковской индустрией станет контроль за соблюдением закона о потребительском кредитовании.

Помимо этого, Банк России будет взаимодействовать с рынком по вопросам регулирования надзора на консолидированной базе, внутреннего банковского контроля, приведения зарплатыбанкиров в соответствие с интернациональной практикой, предотвращения применения финсектора для незаконных операций.

«Не обращая внимания на сокращение темпов роста, на сложный внешнеполитический климат, имеется уверенность, что финансовая система пройдет текущий год удачно, темпы ее развития будут не меньше 15% в год. Финсектор будет оставатьсясамоё динамичным и одним из прибыльных секторов русском экономики», – сообщил напоследок Василий Поздышев.

По окончании маленького перерыва началась вторая сессия конференции называющиеся «современные механизмы и Банк России его сотрудничества с субъектами решения и: финансового рынка проблемы».

Глава департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук, открывавший совещание своим докладом, выделил, что в наше время развитие страхового рынка немыслимо без совместного партнерства банков и страховщиков. Громаднейший рост по темпам страхования по результатам 2013 года продемонстрировал сегмент страхования судьбы, которое зависит от реализации и банковского канала продаж кредитных продуктов.

Страхование по банковским программам – самый выгодный вид деятельности для массы страховых компаний, в особенности в условиях, в то время, когда с автострахованием не все так легко. Участники рынка желали бы, дабы развивались необязательные виды страхования – полное накопительные виды и страхование жизни страхования. Эти виды страховых одолжений – это индикаторы развития рынка в целом, показатели его зрелости.

С 1 сентября 2013 года регулирование страхового рынка России перешло в ведение департамента страхового рынка Банка России. Сейчас разумеется, что данной сфере требуется новая нормативная база. Одна из неприятностей в развитии отрасли сейчас содержится в запаздывании в принятии ответов к настоящей практике бизнеса, которая существует на рынке. Ранее деятельность страховых компаний регулировалась со стороны Министерства финансов.

Но к настоящему моменту разумеется, что одна из задач – оперативно подготовить официальные документы для рынка страхования уже мегарегулятором.

Специалист напомнил, что полтора года назад правительство выпустило документ по стратегии развития страхового рынка. Во многом он перекликался с дорожной картой, написанной для данной отрасли. Но реализация целей, констатированных в обоих документах, далека от совершенства. Сейчас необходимо принимать активные меры по формированию рынка страхования транспорта.

В ряде регионов России компании уходят с рынка страхования, поскольку кое-какие из видов страхования транспорта становятся невыгодными для них. Зафиксировано 20 регионов, где текущая убыточность по страховым продуктам для транспорта стала женой 100%.

Отдельного внимания хороши вопросы, которые связаны с банкротством и санацией системно значимых компаний банкострахования. Тут на официальном уровне выделены приоритеты для защиты рынка. Громаднейшее внимание уделяется компаниям, каковые вовлечены в социально значимые виды страхования, после этого идут компании с социально востребованными видами страховых продуктов, и лишь затем анализируется обстановка со всеми остальными страховщиками, кто трудится в России.

Нужно наводить порядок на рынке и в плане работы с потребителями. За последние пара лет количество жалоб, которые связаны с выплатами компенсаций либо некомпетентными действиями страховых компаний, перевалило за тысячи. Все это требует последовательных шагов со участников рынка и стороны регулятора.

Специалист объявил, что 202 задачи поставили представители бизнеса перед страховыми компаниями в сегменте небанковских одолжений. Ответ этих задач может стать новыми источниками роста для страхового бизнеса. В сложившихся условиях, в то время, когда нужно последовательно влиять на целый круг неприятностей, для всех участников процесса совершенствования отрасли делается актуальной тема стремительной обратной связи.

Аутсорсинг и краудсорсинг – инструменты, каковые направляться применять для увеличения качества работы в условиях, в то время, когда за маленькое время необходимо произвести масштабные трансформации и внедрить значительное количество подзаконных актов.

Президент Общероссийского альянса страховщиков Игорь Юргенс в собственном выступлении выделил, что все большие опытные сообщества – банковские ассоциации, НАУФОР и т.д. – объединили свои силы для оценки качества регулирования на денежном рынке. «Без увеличения ответственности в отечественных собственных последовательностях ничего не окажется», – выделил спикер. Специалист уверен, что гарантией успеха будет создание идеологии сотрудничества между регулируемыми участниками и регулятором рынка.

К примеру, разработка показателей KPI – эффективности деятельности – идет совместно с саморегулируемыми организациями и Центробанком. Главные показатели эффективности деятельности должны быть составлены так, дабы удалось достигнуть основной цели: страховые компании объявили, что к 2020 году для гармоничного развития денежного рынка России нужно утроение отрасли. Саморегулируемые организации выяснили 220 задач, после этого послали их в Национальный банк, откуда их вернули уже с расставленными приоритетами. «Мы осознали, что они желают сделать, из-за чего они желают это сделать и оказалась хорошая программа», – заявил специалист.

Предстоящее развитие на рынке, согласно точки зрения Юргенса, будет проходить в пара этапов. Сперва случится очистка рынка от тех игроков, кто недобросовестно ведет собственный бизнес, создал «пирамиду» либо «перестраховочную емкость» для вывода средств бенефициара в офшоры и т.д. По окончании очистки рынка начнется следующий этап: стимулирование рынка к росту.

За счет ухода недобросовестных игроков здоровым компаниям будет где развернуться. Но в качестве одного из стимулов к формированию, вероятнее, будет введение вмененных видов страхования. На последнем этапе отрасль нужно будет сделать максимально дружественной для потребителя.

Тут вероятны различные дороги, среди них и за счет развития разработок, каковые сделают отрасль еще более эргономичной и дешёвой для потребителей денежных одолжений.

направляться осознавать, что страховые компании развиваться без банков просто не смогут. Другие виды страховых одолжений нереально осуществить без кредитных организаций. Это общемировая тенденция.

Бурное развитие банкострахования отмечается во многих европейских государствах, а также в таких больших, как Франция, Англия и т.д. Наша страна такая огромная, что создавать личные каналы продаж страховым компаниям весьма дорого, более того, подобные действия затормозят развитие отрасли, оттянув на себя ресурсы. В качестве каналов продаж вернее применять возможности банков и уже созданных филиальных сетей.

Страховым компаниям в скором времени направляться развиваться в творческом содружестве с денежными университетами.

Глава департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России Лариса Селютина подчернула, что позиция Минюста в области регулирования рынка ценных бумаг такова, что ее ведомство неимеетвозможности вносить трансформации ни в какие конкретно нормативные акты. В случае если при рассказе о страховании речь заходит об одной отрасли, то на рынке ценных бумаг громадной количество нормативных актов связан с различными видами деятельности. на данный момент деятельно обсуждается и уже не так долго осталось ждать будет принят закон о форекс-дилерах.

В скором будущем начинает действоватьнормативный акт о требованиях к брокерам. По всем видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг стоят определенные задачи. Специалисты мегарегулятора знают, что необходимо поменять подходы к регулированию. Нужно проводить работу в области унификации отчетности.

Одновременно с этим направляться вести инспектирование и надзор – это важный ход по унификации подходов к регулированию всех участников, трудящихся на рынке ценных бумаг, будь то брокеры, депозитарии либо кто-либо еще. Помимо этого, на данный момент в задачах департамента ценных бумаг Банка России будет организация дистанционного надзора за исполнением нормативных актов.

Отчетность должна быть унифицирована, ранее она была излишне сложной и не давала полной возможности осуществлять контроль деятельность профучастников на рынке. В разработке находятся кроме этого постановления и предписания об административной ответственности при предоставления недостоверной отечности или других правонарушений. В этом направлении обязана сложиться адекватная практика применения мер и оценки тяжести правонарушения.

На начальной стадии, по окончании фиксации каких-то нарушений, хватает предупреждения. Сейчас все заинтересованы в том, дабы направления денежного рынка, которые связаны с ценными бумагами, развивались. Принципиально важно, что СРО кроме этого должны предложить меры важного контроля за соблюдением тех мер, каковые установлены в рамках законодательства.

Уже закладываются определенные возможности по передаче некоторых функций в сферу ответственности опытных СРО при помощи нормативных актов.

В рамках конференции произошло совещание сессии «Инфраструктура денежного рынка: клиенты и участники». Специалисты обсудили меры противодействия недобросовестной борьбе, стратегии управления оптимизацией и издержками бизнес-процессов, консалтинговые подходы, возможности совершенствования бизнес-планирования в банках и других денежных организациях и многие другие вопросы .

Банки против кавказцев. Опыт. Не молчи!


Темы которые будут Вам интересны: