Что год грядущий нам готовит?
НБЖ задал банкирам последовательность классических предновогодних вопросов:
1.Каких изменений вы ожидаете на банковском рынке России в 2012 году, что, по вашему точке зрения, может стать главным событием года Тёмного Дракона, имеется ли основания сохранять надежду на трансформацию расстановки сил на банковском рынке?
2. Каких трансформаций в регуляторной и надзорной сфере вы ожидаете в 2012 году?
3.Каких трансформаций вы ожидаете в законодательстве, регулирующем деятельность денежно-кредитных организаций?
4.Как, с вашей точки зрения, возможно происхождение кризисных явлений в русском банковском секторе в 2012 году? Закончится ли оттекание капитала из русского экономики?
5. Имеется ли основания сохранять надежду на трансформацию расстановки сил на русском банковском рынке за счет понижения активности госбанков?
6. Ожидаете ли вы каких-либо еще (иных, не считая перечисленных) событий в банковской сфере России?
ЮниКредит Банк
Михаил АЛЕКСЕЕВ, глава
1.Центробанк на данный момент трудится над адаптацией рекомендаций Базель-ского комитета (Basel II и Basel III) для применения в банковской совокупности России. Мы ожидаем, что в 2012 году на русском рынке смогут быть внедрены новые, более положения и жёсткие нормы, затрагивающие оценку рисков и уровень достаточности капитала.
3. При вступления России в ВТО законодательство в части регулирования деятельности банков будет обновлено. В частности, зарубежные инвесторы возьмут больший уровень свободы и смогут расширить собственный присутствие в размере до 50% от совокупного капитала русском финансовой системы.
4. В условиях глобальной нестабильности достаточно тяжело делать прогнозы. В целом Российская Федерация очень во многом зависит от внешней конъюнктуры, и при усугубления состояния глобальной экономики из-за неприятностей Европы либо по вторым обстоятельствам в Российской Федерации также смогут появиться кризисные явления. Однако я остаюсь оптимистом и пологаю, что мировое сообщество сможет совладать с появляющимися проблемами.
Но эти процессы будут отнюдь не безболезненными, и в 2012 году мы, вероятнее, будем замечать высокий уровень волатильности на рынках и рецессию в некоторых ведущих экономиках. Что касается российского финсектора, то на данный момент в целом он значительно более защищен от действия негативных явлений, чем был в 2008 году.
Однако усугубление экономической обстановке может снова подстегнуть процесс поглощения финансовой системы страной Оттекание капитала из России провоцируют многие факторы — это негативный инвестиционный климат, не сильный денежная инфраструктура, коррупция, недочёты судебной совокупности, грядущие выборы и пр. Все это складывается в повышенный уровень риска для зарубежных инвесторов у нас.
Исходя из этого оттекание капитала из России не будет прекращаться , пока неспециализированная нервозность в связи с нестабильностью всемирный экономической совокупности не снизится, и у зарубежных инвесторов снова не покажется аппетит к риску. Лишь усиленная и организованная работа правительства согласно решению перечисленных выше неприятностей может замедлить данный процесс.
5. По моему точке зрения, значительно более возможна обратная обстановка. Еще в начале кризиса 2008 года российское правительство разглядывало замысел по повышению национальной доли в банковском секторе до 70-80%. К счастью, этого не случилось, но однако во время с 2007 по 2010 год часть госбанков в Российской Федерации возросла с 41% до более чем 50%.
Что мы имеем на сегодня? По итогам девяти месяцев 2011 года государственные банки взяли прибыль в размере 69% от совокупной прибыли всей финансовой системы (с учетом ВЭБа). Наряду с этим практически любой девятый негосударственный банк в русском банковской совокупности есть убыточным.
В случае если учесть доступ госбанков к недорогому и долгому финансированию, то в условиях высокой волатильности, каковые мы, вероятнее, будем замечать еще долго, государственные банки будут лишь усиливать собственные позиции. Само собой разумеется, у правительства существует инициатива по продаже миноритарных достаточно акций госбанков, но на деле мы видим, что ничего не происходит. В любом случае такие инициативы не поменяют существующие тренды.
Более того, введение ЦБ в 2012 году более твёрдых норм оценки риско-вости активов и, как следствие, понижение уровня достаточности капитала поставит под вопрос существование многих маленьких региональных частных банков.
Росбанк
Марк-Эммануэль ВИВЕС, первый помощник главы
4. До тех пор пока оснований для полного прекращения оттока капитала нет. Исходя из этого прогноз ЦБ РФ кроме того повышен до 70 миллиардов долларов за весь год и выглядит правдоподобно. Но не следует сказать о том, что во всем виноват нехороший инвестиционный климат в Российской Федерации. Усиление оттока сейчас связано а также с трудностями в Европе и на мировых рынках капитала.
Во время кризиса капитал постоянно утекает в государства с самая стабильной экономикой, кроме того не обращая внимания на более низкую доходность, — надежность серьёзнее. К тому же Европа на данный момент испытывает значительные трудности и также испытывает недостаток в деньгах.
6.Сейчас мы видим две главные тенденции. Одна из них не нова: еще задолго до 2008 года началось укрупнение финсектора, которое в условиях глобального кризиса пошло стремительнее. Среди последних инициатив страны -увеличение норм минимального капитала кредитных организаций до 300 млн рублей, признание за тремя госбанками статуса системных денежных университетов и т.д.
Сравнительно не так давно Министерство финансов подготовил поправки в законодательство, каковые наделяют ЦБ правом регулировать размер ставок по вкладам. Это создаст дополнительные неприятности с ликвидностью для небольших банков, у которых в условиях недостатка средств остается один выход -поднимать проценты по вкладам существенно выше рыночных. Сейчас ЦБ собирается этому мешать в целях недопущения излишних рисков для банковской системы и вкладчиков.
Позже имеется более свежие трансформации — недостаток ликвидности, хоть и не таковой глубочайший, как три года назад, да и финсектор к нему лучше готов. На банковском рынке быстро возросло количество предложений о продаже сумок ипотечных кредитов. Некрупные банки, не имеющие стабильного доступа к «долгим» деньгам, пробуют урегулировать вопросы с ликвидностью методом продажи ипотеки.
Не исключаю, что многие некрупные банки смогут свернуть ипотечные программы, как в 2008 году, в силу затруднений с «долгими» деньгами. Не смотря на то, что нельзя не подчернуть, что на государственные банки эта обстановка никак не воздействует. Президент кроме того заявил о вероятном внедрении в скором времени subprime-кредитов для бюджетников, а АИЖК спрогнозировало понижение ставок по ипотечному кредиту в следующем году.
Очевидно, это вероятно лишь через механизмы национального финансирования и через банки с участием национального капитала.
Запрещено кроме этого исключать того, что в свете перечисленных выше тенденций мы можем стать в следующем году свидетелями поглощений сделок и новых слияний, для широкой публики иногда неожиданных. Усиливающаяся борьба за стабильную ресурсную и надежную клиентскую базу будет толкать банки ко все новым объединениям с целью упрочения рыночных финансовой устойчивости и позиций. Причем к объединению не только с другими банками, но и с небанковскими денежными организациями, провайдерами инфраструктурных и других одолжений.
Росгосстрах Банк
Александр ФАЛЕВ, глава
2. Вопрос об эффективности банковского надзора со стороны ЦБ РФ, появившийся из-за неприятностей с Межпромбанком, банками Матвея Урина и Банком Москвы, стал причиной появлению предложений о выводе надзорных функций из-под контроля Банка России. В банковском сообществе достаточно деятельно обсуждается вопрос о введении авторегулирования.
Но сочетание надзора и банковского саморегулирования со стороны Банка России представляется неэффективным, поскольку в следствии и саморегулируемые организации, и ЦБ РФ будут вести политическую борьбу за влияние на финсектор. Банковское сообщество уже выразило собственный негативное отношение к указанному закону. Помимо этого, назначение Алексея Симановского на должность помощника главы банка России говорит о жажде усилить банковский надзор принципиальным и компетентным начальником.
Исходя из этого мы предполагаем, что в 2012 году случится ужесточение политики ЦБ РФ в области регулирования и надзора деятельности кредитных организаций.
направляться подчернуть, что развитие банковского надзора в 2012 году будет происходить в условиях ужесточения борьбы между кредитными организациями в самых доходных рынках . Указанные процессы будут осложняться нестабильным состоянием европейских денежных рынков и понижением капитализации финсектора. Исходя из этого Банк России обязан будет разрабатывать методы увеличения качества активов русских банков и их капитализации, методы увеличения транспарентности банковской отчетности.
3. Главные мероприятия, каковые будут осуществлены в 2012 году в области нормотворчества Центрального банка, обозначены в документе «Главные направления единой национальной финансово-кредитной политики на 2012 период и год 2013 и 2014 годов». Исходя из положений этого документа, мы ожидаем от регулятора действий, направленных на разработку нормативных актов в области надзора за деятельностью кредитных организаций, использующих подходы к оценке кредитного риска, основанные на внутрибанковских рейтингах. При сотрудничестве с кредитными организациями будут осуществляться кроме этого внедрение и разработка внутренних процедур оценки достаточности капитала.
Кроме этого ЦБ РФ будет совершена работа: — по внесению трансформаций в нормативную базу в части пересмотра структуры введения требований и регулятивного капитала к достаточности компонентов капитала;
-по установлению требований к формированию буферов капитала, введению показателя «леверидж», определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине внебалансовых позиций и активов не учитывая уровня риска по ним;
-по введению двух нормативов ликвидности — показателя кратковременной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в условиях рыночного стресса, и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования сроком не меньше 1 года к нужному количеству для того чтобы фондирования в условиях стресса.
4.В случае если разглядывать финансовую систему в целом, то она выглядит в полной мере готовой к вероятным экономическим проблемам. Банки выполняют осмотрительную политику кредитования, всесторонне оценивая платежеспособность потенциальных заемщиков и реалистично прогнозируя риски ухудшения их денежного состояния. Государство в лице Банка России, применяя механизмы и опыт борьбы с кризисом 2008 года, готово всесторонне поддержать финсектор ликвидностью до 1 трлн рублей.
Зависимость отечественных кредитных организаций от фондовых рынков не критична (на 01.10.2011 составила 16% от активов), исходя из этого полноценная трансляция волатильности европейских фондовых площадок на российский банковский рынок вряд ли вероятна. Что же касается будущей девальвации рубля, то мы думаем, что эти слухи преувеличены. Фундаментально рубль зависит от уровня стоимости одного бареля нефти, а в 2012 году нефть будет стоить 110-120 долларов за баррель, что для отечественной валюты более чем приемлемо.
Исходя из сказанного выше, мы вычисляем маловероятным происхождение масштабного кризиса в 2012 году. Изюминкой отечественных рынков есть то, что перемещение капитала на них зависит не от фундаментальных экономических показателей нашей страны, а от сочетания текущей политической состояния и конъюнктуры мировых денежных площадок.
Иными словами, инвесторы принимают нашу страну как рисковый развивающийся рынок, исходя из этого на отечественные площадки приходит спекулятивный капитал, что при мельчайшем намеке на политическую нестабильность либо при происхождении кризисных явлений во всемирной экономике тут же утекает за предел. Отталкиваясь от сообщённого, мы прогнозируем продолжение оттока капитала из русского экономики в связи с сохраняющейся нестабильностью мировых рынков, прежде всего — рынков еврозоны.
5. По данным статистики Центрального банка первые 20 кредитных организаций формируют практически 70% активов русском финансовой системы, а рост концентрации длится уже более двух лет. Со своей стороны Банк России поддерживает тенденции укрупнения совокупности за счет увеличения требований к минимальному размеру банковского капитала. Наровне с этим агрессивную политику увеличения собственной рыночной доли ведут так именуемые государственные банки, деятельно вытесняя соперников с рынка.
И трансформации этих трендов мы не ожидаем – наоборот, скоро российский банковский рынок будет сосредоточен в руках госбанков и 10–15 федеральных кредитных организаций. По сути, рынок перейдет в состояние монополистической борьбе с выращиванием программ и развитием лояльности «собственного клиента».
Пробизнесбанк
Ярослав АЛЕКСЕЕВ, вице-президент (Денежная Несколько Лайф)
2. В 2012 году в регуляторной и надзорной сфере я ожидаю усиления контроля, ужесточения требований по капитализации денежных университетов. Пологаю, что с позиций регулятора это представляется действенной мерой увеличения стабильности денежного рынка.
3. От трансформаций в законодательстве я ожидаю, в первую очередь, появления «срочных» депозитов, другими словами вкладов физических лиц без возможности досрочного изъятия.
4. Оттекание капитала из русского экономики, вероятнее, не закончится. Дабы это случилось, необходимо создать условия для инвестирования денег в стране.
5. Понижение активности госбанков — это естественный эволюционный процесс. Резких трансформаций в этом замысле ожидать не следует.
6. Я сохраняю надежду на появление банковской СРО, которая имела возможность бы деятельно отстаивать интересы коммерческих банков перед регулятором.
Банк «ТРАСТ»
Леонид ИГНАТЬЕВ, глава дирекции анализа долговых рынков
1. Сейчас возможно выделить следующие тенденции:
1) рост ставок по депозитам для частных лиц, что случился в большей части банков ТОП-50 в последних числахСентября — начале октября, продолжает усиливаться ;
2)замедление рекордных темпов роста розничных кредитных сумок в сентябре с целью накапливать по возможности дополнительные финансовые средства при ухудшения обстановки;
3)ужесточение кредитных рисков в банках касательно выдачи корпоративных кредитов;
4) более активное развитие бизнеса по розничному кредитованию на фоне замедления темпов роста корпоративного кредитования;
5)консервативное отношение к денежным инвестициям в виде уменьшения их количеств на балансе, повышения доли качественных «имен» в полезных бумагах;
6)громадная увлеченность игрой на валютном рынке в связи с жаждой взять спекулятивный доход. С переходом к периоду налоговых выплат это увлечение сходит на «нет».
2. ЦБ последовательно ужесточает требования к банкам, в особенности в части управления капиталом. С 1 января 2012 года будет повышен уровень минимально допустимой величины количества собственных средств до 180 млн рублей. К 2015 году этот порог планируется расширить до 300 млн рублей.
Мы ожидаем реформирования в долговременной возможности методики расчета уровня достаточности капитала, ликвидности и взвешенных по риску активов для приближения установленных норм к общепринятой во всемирной практике методики расчета показателей по Basel I, II, III.
В свете развития обстановки с Банком Москвы мы не исключаем принятия последовательности мер по ужесточению регулирования операций со «связанными» сторонами, «компаниями-компаниями» и однодневками, зарегистрированными в офшорных территориях. Кроме этого мы ожидаем предстоящих новшеств по модернизации взаимоотношений «банк — клиент» в части роста прозрачности предлагаемых клиентам защиты и услуг прав потребителей.
4. Конкретно классифицировать текущую обстановку как предкризисный либо кризисзапрещено. Мы думаем, что до тех пор пока не хватает негатива для полновесных разрушительных последствий в настоящем секторе, каковые мы видели в 2008-2009 годах. Не замечаем мы и явных кризисных перемещений в русском банковском секторе.
Однако консервативные и контрцикличные действия банков, направленные на понижение зависимости от вола-тильности и нестабильности, имеется: так как как раз банки исторически являются самыми серьёзными участниками денежных рынков. По словам представителей ЦБ, регулятор сейчас не видит острых неприятностей с достаточностью и ликвидностью капитала у многих банков и не предполагает реализации в среднесрочной возможности самоё эффективного в кризис инструмента помощи банков – беззалоговых кредитов.
Одновременно с этим при острой необходимости Национальный банк готов выделить нуждающимся банкам как минимум 1 трлн рублей на эти цели. Мы считаем, что в свете предупредительных действий самих банков, а также в свете проактивной позиции российского ЦБ нет веских обстоятельств для опасений происхождения системного кризиса в русском банковской совокупности.
В начале ноября ЦБ пересмотрел прогноз оттока частного капитала за весь год с 36 миллиардов долларов до 70 миллиардов долларов, а позже и до 73 миллиардов долларов. Эта цифра всецело сходится с нашим прогнозом оттока капитала в 2011 году, озвученным еще в октябре.
Главной предпосылкой отечественных расчетов была ставка на то, что значительного улучшения конъюнктуры в IV квартале 2011 года в сравнении с III кварталом не случится, в связи с чем оттекание капитала в последние три месяца года окажется как минимум не ниже показателя III квартала (18,7 миллиардов долларов). Оттекание капитала усилился в IV квартале 2011 года и, к сожалению, имеется предпосылки его сохранения как минимум в начале 2012 года.
Абсолют Банк
Андрей ЛАРКИН, помощник главы
3. В законодательстве ожидается ужесточение требований к качеству кредитного портфеля, к достаточности капитала, прозрачности формирования резервов на вероятные утраты по прочим активам и ссудам.
Я ожидаю полного внедрения в середине 2012 года новых требований 110-И ЦБ, каковые должны оказать влияние на достаточность капитала кредитных организаций, поскольку напрямую «завязаны» на компоненты и структуру кредитных сумок. Это должно в некотором роде сказаться на понижении капитала в банковской сфере, в случае если все банки будут жестко направляться новым требованиям ЦБ. Финансовая система России входит в 2012 год значительно лучше подготовленной, чем в 2008 году.
Изменились познание кредитных рисков, стандарты работы с заемщиками. Это, без сомнений, говорит о хорошем запасе прочности по посткризисным кредитным сумкам, организованным в 2010-2011 годах.
Одновременно с этим обстановка с проблемными кредитами, до сих пор остающимися в сумках банков, и с кредитами, «выведенными» на другие структуры, не решена всецело и будет себя проявлять в ближайшие два-три года.
Помимо этого, в дополнение к неразрешенным «ветхим» проблемам придет вторая — необходимость повышать затраты на резервы по новым кредитам, выданным с 2011 года. И точно появится вопрос с процентной маржой. Я прогнозирую рост цены привлечения ресурсов в 2012 году, а всецело перекладывать на клиента повышение цены пассива многие банки пока не готовы.
Но это вопрос времени. Думаю, к концу 2012 года обстановка стабилизируется.
4. По сравнению со многими вторыми государствами русский экономика имеет кое-какие преимущества, в особенности при текущей цене на нефть. Следовательно, я не ожидаю важных перемещений капитального характера, в случае если обстановка в макроэкономике кардинально не изменится.
5. Я не ожидаю понижения активности госбанков. Они планомерно и верно реализуют преимущества и те возможности, каковые имеются у них и которых нет у частных банков.
Несомненным фаворитом инноваций есть Сбербанк России, что в последнии месяцы совершил настоящий прорыв во многих областях, как следует поменяв себя. А самый главный показатель — это возросшая скорость реакции на рынок. В случае если пять лет назад возможно было бы ожидать некоего запаздывания со стороны Сберегательного банка, то сейчас решения по трансформации ставок производятся весьма вовремя.
Банк «Стройкредит»
Алексей СТИШКОВСКИЙ, финдиректор
2. В 2012 году в надзоре и регулировании не нужно ждать значимых трансформаций, Банк России будет проводитьту политику, которую мы замечаем последние годы: поддерживать финансовую систему ликвидностью, регулировать ставки, совершенствовать методику оценки активов и ужесточать оценку рисков по ним.
3.Значительные трансформации вряд ли случатся. Возможно ожидать принятия поправок в отдельные нормативные акты или положений новых и введения инструкций, касающихся локальных вопросов банковской деятельности.
4. Российский финсектор в 2011 году был под влиянием продолжающегосямирового экономического какой рост удастся показать всемирный экономике. Но мы не прогнозируем важного понижения стоимости одного бареля нефти и, следовательно, ухудшения обстановки для банковской системы и российской экономики. Оттекание капитала не закончится, вопрос лишь в том, какие конкретно цифры оттока будут зафиксированы в 2012 году, будет ли хорошая динамика если сравнивать с 2011 годом.
С одной стороны, в условиях нестабильной обстановке во всемирной экономике последовательность инвесторов выводит средства из активов развивающихся государств. Иначе, экономическая стагнация развитых стран, низкая доходность стимулируют приток инвестиций в те страны, темпы роста поизводства которых значительно выше. К таким государствам относится и Российская Федерация.
5. Нет оснований сохранять надежду на трансформацию расстановки сил на русском банковском рынке за счет понижения активности госбанков. Позиции госбанков будут лишь усиливаться, в особенности в случае если обстановка в экономике начнет ухудшаться.
Число банков продолжит уменьшаться, тем более что В первую очередь 2012 года в два раза возрастают требования к минимальному капиталу. Продолжится процесс перераспределения клиентов между небольшими игроками и большими, каковые имеют более высокую капитализацию, более недорогое фондирование и больше шансов для совершенствования предоставляемых одолжений.
Будет возрастать сеть кредитных организаций в следствии выхода в новые расширения и регионы присутствия в тех городах, где уже имеются конторы. В целом кардинальных трансформаций в нехорошую либо в лучшую сторону в 2012 году мы не ожидаем.
MБPP
Михаил ЯЦЕНКО, вице-президент, начальник имущественно-правового блока
2. В 2012 году предстоит множество трансформаций:
— конкретизация требований к учредителям и руководителям (участникам) кредитной организации, предоставление Банку России полномочий по контролю за соответствием указанных лиц установленным требованиям по осуществлению сбора информации об их рабочий репутации, по ведению соответствующих баз данных. Кроме этого ожидается сокращение круга начальников филиалов кредитных организаций, назначение которых требует согласования с Банком России;
-расширение полномочий Банка России по применению мер действия к кредитным организациям за распознанные недочёты в совокупностях их корпоративного управления; предоставление Банку России права устанавливать для кредитных организаций правила управления капиталом и рисками; установление ответственности участников аккуратных органов и правления (наблюдательного совета) за деятельность кредитных организаций, а также в области управления рисками;
-трансформации в законодательстве РФ в части облегчения процедуры эмиссии ценных бумаг кредитными организациями, введение ответственности должностного лица кредитной организации за невыполнение обязанностей по контролю за исполнением хозяйствующими субъектами порядка ведения кассовых операций;
-трансформации по совершенствованию процедур реструкуризации.
3. Банкам будет предоставлена возможность заключать с вкладчиком, являющимся физическим лицом, соглашение вклада на условиях, не предусматривающих права вкладчика на досрочное востребование суммы вклада.
Ожидается принятие закона о минимальных стандартах оказания денежных одолжений. Этот закон заложен в стратегию развития финсектора, но пока не известно, каков он будет.
Ожидается принятие закона «О потребительском кредитовании», что очень сильно осложнит работу банков, в особенности в части банковских карт с условием кредитования (лимитом овердрафта). В стратегии развития финсектора рассмотрение данного закона запланировано на 2011 год. Но до тех пор пока неизвестно, состоится ли оно.
Кроме этого предстоят трансформации в законодательстве РФ, направленные на защиту прав заемщиков от вероятных злоупотреблений со стороны субъектов деятельности по взысканию задолженности. В частности, на данный момент Федеральная служба защиты прав потребителей уверен в том, что банки не должны передавать права требования по кредитам коллекторам. Верховный арбитражный суд в целом уверен в том, что это делать возможно.
Помимо этого, так же, как и прежде идет доработки закона и процесс подготовки «О банкротстве физических лиц». Но громадна возможность того, что и в 2012 году он так и не будет принят.
4. Прекрасно в русском экономике не будет, но полагаю, что и страхи также преувеличены. Наверное, события будут подобна 2011 году.