Что такое стрит-ритейл?
Термин «стрит-ритейл» вошел в тезаурус экономических обзоров приблизительно с 2007 года, в то время, когда появилась необходимость как-то обозначать формат торговли, хороший от супермаркетов и торговых центров. «Стрит-ритейл» практически переводится с английского как «уличная торговля». В противном случае говоря, под данным форматом подразумеваются общеизвестные офисные помещения и небольшие магазины, расположенные на первых этажах строений.
спальных городских районов и Улицы центров образуют так именуемые торговые коридоры. В Москве, например, самыми насыщеннымиторговыми коридорами являются Тверская, Арбат, Кутузовский проспект, Столешников и Третьяковский проезд переулок. Ко мне же возможно отнести проспект Мира и Ленинградский проспект.
Особенным спросом помещения формата стрит-ритейл пользуются у операторов сегмента «одежда-обувь», банков и фирм общепита. Они оставались объектами пристального интереса со стороны потенциальных арендаторов кроме того на пике мирового финансового кризиса. Сегмент стрит-ритейла был особенно привлекательным для инвестиций.
По словам Дениса Колокольникова, председателя совета директоров Russian Research Group, объекты, расположенные в топовых местах, рассматриваются как новые возможности, показавшиеся благодаря кризису.
Проспекты, набережные и другие
Главные улицы любого города – благоприятная среда для элитного стрит-ритейла. На них находятся дорогие бутики и магазины класса «средний плюс», предлагающие одежду, парфюмерию и эксклюзивную косметику, предметы интерьера, компьютерную технику, и салоны сотовой связи. В формат элитного стрит-ритейла вписываются и рестораны высокого класса.
В спальных районах концепция инфраструктуры делается значительно демократичнее, тут самыми распространенными объектами торговли являются услуги и товары повседневного спроса. Комплект ритейла остается таким же, как и в элитном сегменте, с той только отличием, что представлен более недорогими марками.
С позиций коммерческой целесообразности, «спальный» стрит-ритейл значительно рентабельнее подобных объектов в историческом и деловом центре города, потому, что в том месте низки арендные ставки. Спальные районы, в большинстве случаев, интенсивно застраиваются, и ритейлер легко может подобрать подходящее помещение еще на стадии строительства. В этом случае он ко всему другому избавится от необходимости потом перестраивать офис либо магазин «под себя».
А вот набережные, снискавшие в Европе репутацию лучших магистралей для развития торговли, в Российской Федерации, как ни необычно, пока в качестве площадок для стрит-ритейла не через чур ценятся. Западные ритейлеры строят на протяжении набережных молы и магазинчики, ориентированные и на местных обитателей, и на туристов. В Москве же, по оценке специалистов компании «Миэль-Недвижимость», функции набережных очевидно заужены: в том месте дислоцируются в основном гостиницы и конторы разных компаний.
Тенденции
Эксперты по коммерческой недвижимости утверждают, что в 2009 году цена аренды площадей в секторе стрит-ритейл в среднем сократилась на 10-25% если сравнивать с показателями докризисного периода. Но так же, как и прежде самыми востребованными остаются негабаритные площади (до пятидесяти квадратных метров) на проходных улицах. Так как концепция многих торговых марок строится на наличии собственного бутика.
Кроме того в случае если брэнды начинают с аренды помещений в больших ТЦ, неспешно они подыскивают себе отдельные «апартаменты».
В 2010 году прогнозируется освоение красной линии формата стрит-ритейл так называемыми якорными арендаторами, каковые готовьсязанимать элитные помещения на основных улицах городов в течение долгого времени. Отсюда вытекает и возможность увеличения арендных ставок – как минимум, на 10 % если сравнивать с существующими.
Совладелец компании «Сота» Илья Мариничев говорит, что на докризисный уровень возвратилась и окупаемость недвижимости формата стрит-ритейл через арендные платежи. Она образовывает не более восьми лет.
Еще одной новой тенденцией в русском стрит-ритейле возможно назвать формирование сегмента Out of Town, рассчитанного на обитателей пригородных котеджных поселков с высокими доходами.
Светлана Усанкова