Договор о патентной кооперации и другие соглашения по вопросам охраны промышленной собственности

Договор о патентной кооперации и другие соглашения по вопросам охраны промышленной собственности

Контракт о патентной кооперации (РСТ). В условиях бурного развития патентования изобретений правила Парижской конвенции во многом стали недостаточными, в особенности для государств, каковые выполняют зарубежное патентование в широких масштабах. Около половины от общего числа заявок на изобретения, подаваемых во всех государствах мира, по существу, дублируется, потому, что заявки делаются на одинаковые изобретения, но в различные государства.

Появилась необходимость в углублении интернационального сотрудничества в данной области. В следствии громадной подготовительной работы в 1970 г. в Вашингтоне было заключено второе многостороннее соглашение — РСТ. Из больших капиталистических стран в нем участвуют такие страны, как Англия, США, Франция, ФРГ, Япония.

СССР ратифицировал Соглашение о патентной кооперации, и он получил юридическую силу для СССР с 1 июня 1978 г. Всего в контракте участвуют 32 страны.

Соглашение предусматривает подачи и возможность составления в национальное патентное ведомство так называемой «интернациональной заявки» в тех случаях, в то время, когда заявитель хочет обеспечить охрану изобретения в нескольких государствах. Одним из таких органов есть Госкомизобретений. Данный орган проводит документационный поиск по данным заявок, облегчающий после этого проведение экспертизы в национальных ведомствах государств, куда подается заявка для патентования.

В следствии проведения поиска составляется список документов, каковые направляться учесть при проведении экспертизы. Отчет о копии и поиске противопоставленных документов (при необходимости) направляются заявителю, что может на данной стадии патентования внести трансформации в формулу изобретения.

После этого интернациональная заявка вместе с отчетом о произведенном поиске направляется в национальные патентные ведомства тех государств, в которых заявитель желает взять охрану изобретения. Наряду с этим должны соблюдаться следующие сроки: интернациональная заявка подается к концу 12-месячного срока с даты приоритета.

Рассмотрение интернациональной заявки в государствах патентования начинается по окончании истечения 20 месяцев с даты приоритета для того, чтобы к этому времени был уже подготовлен отчет о интернациональном поиске. Интернациональные заявки публикуются ВОИС через 18 месяцев с даты приоритета.

Преимущества для патентных ведомств рассмотренной совокупности состоят так в том, что ведомства государств патентования освобождаются от проведения повторной экспертизы по формальным требованиям; проведение экспертизы в значительной мере облегчается, потому, что был осуществлен интернациональный поиск и распознаны источники, на базе которых определяется новизна изобретения.

Преимущество для заявителя пребывает в том, что он может подать одну интернациональную заявку и на одном языке.

В связи с участием СССР в этом соглашении в советском законодательстве было намерено указано, что предусмотренные этим контрактом интернациональные заявки на изобретения подаются юридическими лицами и гражданами СССР, и живущими в СССР зарубежными гражданами в Госкомизобретений, что есть приобретающим ведомством в отношении названных заявок (п. 39 Положения). Потому, что заявка подана в Госкомизобретений, он действует и в качестве международного поискового органа.

Помимо этого, он осуществляет и функции органа интернациональной предварительной экспертизы (ОМПЭ).

По желанию заявителя поисковый орган может не ограничиться проведением интернационального поиска, а совершить и предварительную экспертизу в отношении определенных государств. Интернациональный поисковый орган осуществляет экспертизу по параметрам патентоспособности, определенным соглашением РСТ, обобщает собственные выводы в отчете о интернациональной предварительной экспертизе, направляемой заявителю, и национальным (либо региональным) ведомствам тех государств, в которых заявитель собирается применять результаты экспертизы.

прохождение и Экспертиза заявки в национальных (либо региональных) ведомствах начинаются по окончании 25-го месяца с даты приоритета. На базе совершённой экспертизы к примеру, Госкомизобретений (ВНИИГПЭ) национальное ведомство страны патентования вынесет ответ о выдаче патента, в случае если выводы экспертизы не будут противоречить требованиям законодательства .

Осуществление контракта о патентной кооперации уменьшит затраты труда при проведении зарубежного патентования, сделает его более своевременным.

Региональные соглашения. Имеются отдельные региональные соглашения, предусматривающие унификацию законодательства об изобретениях и выдачу единых патентов. Так, в 1962 г. было подписано соглашение о создании Афро-Маль-гашского ведомства промышленной собственности, установившее единый порядок охраны изобретений, регистрации товарных знаков, образцов для группы африканских государств, бывших ранее колониями Франции.

В 1977 г. это соглашение было заменено соглашением о создании Африканской организации интеллектуальной собственности (ОАПИ), в котором участвует 12 африканских стран. В 1976 г. группой вторых африканских стран (бывших в прошлом колониями Англии) было заключено подобное соглашение о создании организации промышленной собственности англоговорящей Африки (ЕСАРИПО).

Как указывалось, в 1973 г. на конференции в Мюнхене, в которой приняло участие 21 европейское государство, была подписана Конвенция о выдаче европейских патентов. Конвенция предусматривает выдачу так именуемого «европейского патента» европейским патентным ведомством на базе унифицированных для данной цели правил. Установлены единые условия выдачи патентов и единые формальные требования к заявкам.

В каждой стране — участнице конвенции 1973 г., за исключением государств Неспециализированного рынка (ЕЭС), выданный патент будет функционировать как национальный патент, т. е. патентообладатель будет пользоваться правами на основании правил законодательства . В 1975 г. государствами ЕЭС была подписана Люксембургская конвенция о европейском патенте для «Неспециализированного рынка», предусматривающая, что в этих государствах выданный европейский патент будет функционировать на всей территории ЕЭС как единый патент, т. е. его обладатель будет пользоваться правами, предусмотренными конвенцией.

В Мюнхене было создано Европейское патентное ведомство, Люксембургская конвенция предусмотрела создание единого патентного права, неспециализированного для всех договаривающихся стран. Патенты, выдаваемые для государств ЕЭС, носят название «патентов сообщества». Создание наднационального европейского системы и патентного органа европейского патента должно обеспечить проведение патентной политики государств ЕЭС, угодной в первую очередь национально-монополистическим объединениям.

Соглашения о товарных символах. Регистрация товарных знаков за границей осуществляется на основании как законодательства , так и положений интернациональных соглашений.

Последовательность государств — участниц Парижской конвенции подписали в 1891 г. Мадридскую конвенцию о интернациональной регистрации товарных знаков. В соответствии с конвенцией в Интернациональное бюро в Женеве подается заявка на товарный символ, по-договоренности между компетентными органами заинтересованных государств эти научные результаты смогут передаваться и бесплатно. Безвозмездная передача осуществляется на началах взаимности либо в целях содействия и оказания помощи с целью достижения более большого научного уровня государств — участников СЭВ.

Углубление интеграционных процессов ведет к переходу от передачи данных исследований к совместному проведению проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ на базе соглашений.

Результаты работ смогут употребляться как в государствах, организации которых являются сторонами соглашения, так и в третьих государствах. В государствах — участницах соглашения в большинстве случаев предусматривается возможность неограниченного и безвозмездного применения результатов работ в пределах каждой из этих государств.

Применение результатов работ в других государствах может выразиться в передаче их в последние в соответствии или с соглашениями о научно-техническом сотрудничестве, или на безвозмездных началах либо на взаимовыгодных началах с учетом возмещения определенной части затрат, произведенных государствами на проведение работ. Передача может осуществляться и методом продажи лицензий.

Вопрос о передаче результатов совместных работ и определение условий таковой передачи смогут решаться в каждом отдельном случае лишь по согласованию между сторонами соглашения о совместном проведении работ. Доходы от продажи лицензий в третьи страны смогут распределяться или в зависимости от доли участия сторон в расходах по проведению работ, каковые совсем определяются по окончании осуществления всех работ по договору, или в зависимости от прямо зафиксированной в контракте доли распределения доходов.

В соглашениях устанавливаются кроме этого кое-какие положения, касающиеся порядка продажи лицензий (обоюдная информация сторон о поступающих к ним заявках на приобретение лицензий на отдельные либо совместные изобретения, поручение осуществлять операции по продаже лицензий какой-то одной организации). Условия продажи лицензий предусматриваются по договоренности между сотрудничающими организациями. Совместные изучения проводятся кроме этого во временных интернациональных коллективах специалистов и учёных, в совместных лабораториях (отделах), в научных центрах и международных институтах.

При применении этих и других форм сотрудничества появляются вопросы правового регулирования взаимоотношений, которые связаны с созданием как совместных изобретений, так и изобретений в других государствах и о правах на применение таких изобретений. Эти вопросы регулируются в отношениях между государствами — участниками СЭВ в первую очередь в соответствии с правилами Соглашения о правовой охране изобретений, промышленных, общеполезных образцов и товарных знаков при осуществлении экономического и научного сотрудничества от 12 апреля 1973 г. (потом именуется Соглашение) Участниками этого Соглашения являются НРБ, ВНР, Республика Куба, МНР, ПНР, СРР, ЧССР и СССР.

Под совместными в Соглашении понимаются изобретения: во-первых, изобретения, созданные в соавторстве гражданами государств — участниц Соглашения, независимо от того, на территории какой из государств они созданы. Права на такие изобретения принадлежат государствам — участницам Соглашения, граждане которых являются их создателями, либо соответствующим организациям указанных государств, потому, что это допускается законодательством .

Во-вторых, изобретения, созданные в международных научно-исследовательских университетах, проектно-конструкторских организациях, отделах и совместных лабораториях, в международных научно-производственных объединениях и других коллективах и международных организациях, независимо от того, сделаны ли эти изобретения гражданами одной страны либо нескольких государств — участниц Соглашения, в случае если соглашениями об образовании таких коллективов и организаций не предусмотрено иное.

В-третьих, изобретения, созданные при проведении государствами — участницами Соглашения совместно финансируемых работ, в случае если это предусмотрено договорами и соглашениями о проведении работ. Права на такие изобретения во втором и третьем случаях принадлежат государствам — участницам указанных организаций либо работ или соответствующим организациям данных государств, потому, что это допускается законодательством .

Под правами на совместные изобретения в соглашении понимаются: а) право на обеспечение правовой охраны и применение изобретений на территории собственной страны в соответствии с законодательством ; б) право на обеспечение правовой охраны изобретений в государствах, которым не в собственности право на эти изобретения; в) право на экспорт продукции, изготовленной с применением таких изобретений; г) право на передачу их в государства, которым не в собственности право на изобретения. Такая передача возможно осуществлена на безвозмездной базе либо на условиях возмещения определенной части затрат на разработку, либо по лицензионным соглашениям на коммерческой базе.

Все эти права, за исключением прав по использованию и охране для того чтобы изобретения на территории собственной страны, смогут осуществляться лишь по обоюдному согласию между компетентными организациями государств — участниц Соглашения, имеющих право на совместные изобретения, либо в порядке, предусмотренном документами, регулирующими деятельность соответствующих интернациональных коллективов и организаций.

В базу правовой охраны совместных изобретений, созданных гражданами нескольких социалистических государств в следствии сотрудничества этих государств, положен принцип полного равноправия авторов изобретений. Всем авторам для того чтобы изобретения должна быть обеспечена однообразная возможность правовой охраны изобретения.

Для этого изобретение должно охраняться не только на территории страны, где оно было создано, но и на территории государств всех стран, граждане которых являются соавторами данного изобретения. Исходя из этого охрана для того чтобы изобретения не может быть ограничена страной, где находится, к примеру, интернациональный НИИ. Защита изобретения обязана обеспечиваться в других государствах, гражданами которых являются соавторы (независимо от их числа), степени их участия в создании других условий и изобретения.

Соглашение от 12 апреля 1973 г. предусматривает, что при обоюдной подаче заявок на охрану совместных изобретений в государствах — участниках Соглашения, организации которых участвуют в сотрудничестве, испрашивается охранный документ, предоставляющий право применения изобретения стране либо соответствующей организации, потому, что это допускается законодательствомстраны, в которой испрашивается охранный документ. В отдельных контрактах, заключаемых между сотрудничающими организациями, возможно предусмотрена и другая форма охраны этих изобретений.

Такие соглашения должны утверждаться компетентными национальными органами (ст. 5 Соглашения).

Первая заявка на совместное изобретение, в большинстве случаев, подается в ведомство по изобретательству страны, на территории которой оно было сделано, а последующие заявки на это изобретение — в ведомства по изобретательству других государств, имеющих право на совместное изобретение.

Под самостоятельно созданными изобретениями в большинстве случаев понимаются изобретения, сделанные в следствии осуществления экономического и научного сотрудничества гражданами одной из государств, в случае если в соответствии с Соглашением 1973 г- эти изобретения не являются совместными. Права на независимые изобретения принадлежат стране гражданства изобретателя либо соответствующей организации данной страны, потому, что это допускается законодательством .

Права на промышленные образцы и такие изобретения, созданные советскими гражданами (при сохранении за ними авторства) принадлежат СССР. Право применения таких объектов вторым государствам может предоставляться на условиях, согласованных советской организацией и компетентной организацией зарубежной страны.

5 июля 1975 г. было заключено кабинетами министров НРБ, ВНР, ГДР, Республикой Куба, МНР, ПНР, ЧССР и СССР Соглашение об унификации требований к подаче и составлению заявок на изобретения. Соглашение имеет практическое значение для облегчения и взаимной подачи и упрощения составления заявок на изобретения в целях получения их правовой охраны в государствах — участницах Соглашения, и содействует унификации требований к подаче и составлению заявок на изобретения и сближению соответствующих национальных правовых норм в области изобретений.

18 декабря 1976 г. страны — члены СЭВ подписали Соглашение о обоюдном признании авторских свидетельств либо иных охранных документов на изобретения. Порядок правовой охраны изобретений на базе обоюдного признания государствами — участниками СЭВ документов на изобретения, предусмотренный Соглашением, дает государствам-участницам право неограниченного применения заявленных изобретений, снабжает экономию трудовых и материальных средств, которые связаны с проведением экспертизы заявок на изобретения, и надежную охрану национальных и авторских заинтересованностей.

В соответствии с ст. 2 названного Соглашения признание охранного документа содержится в том, что в силу ответа он действует в соответствии с законодательствомстраны — участницы Соглашения, в которой в отношении его была произведена особая статья о признании охранного документа всецело либо частично, поскольку если бы он был выдан в этом государстве.

Соглашение предусматривает порядок подачи ходатайств о таком признании, вынесения ответа о признании и другие вопросы

Сотрудничество СССР с капиталистическими странами.

На протяжении реализации миролюбивой внешней политики СССР удачно развиваются экономические и научные связи СССР с теми капиталистическими странами, каковые идут на развитие таких взаимовыгодных связей на базе строгого соблюдения обоюдных обязательств. Осуществлен переход к более действенной форме интернациональных связей с рядом государств — заключению соглашений о научно-техническом сотрудничестве, охватывающих самые разные его виды впредь до совместных разработок с последующим совместным патентованием а также с совместной продажей лицензий.

Межгосударственные соглашения для того чтобы типа были заключены с Францией, ФРГ, Италией, Англией, Финляндией, Австрией, Швейцарией, Швецией, Бельгией и др. С отдельными государствами (Францией, Австрией) были достигнуты договоренности по вопросам охраны промышленной собственности.

При осуществлении сотрудничества СССР со государствами Запада кроме этого появляются использования и проблемы охраны совместных изобретений. Разглядим, как решаются эти вопросы на примере советско-французского сотрудничества в области науки и техники в соответствии с Соглашением между кабинетами министров СССР и Францией о обоюдной охране и применении прав промышленной собственности от 19 мая 1970 г.2, и утвержденным Смешанной советско-француз-ской рабочей группой по научному и торгово-экономического сотрудничества особым Порядком использования вопросов и решения охраны прав промышленной собственности, которые связаны с осуществлением научного и торгово-экономического сотрудничества между СССР и Францией.

Совместное изобретение должно быть создано советскими и французскими экспертами, каковые являются соавторами при проведении совместных научно-технических изучений в одной организации, находящейся в СССР либо во Франции, по одной и той же теме, заблаговременно предусмотренной конкретным соглашением о сотрудничестве. Права на совместные изобретения принадлежат тем советским и французским организациям, эксперты которых являются соавторами таких изобретений, независимо от того, на территории какой страны изобретение сделано. Из того события, что права на совместные изобретения принадлежат организациям обеих государств, неизбежно вытекает необходимость правовой охраны и в СССР, и во Франции.

Совместный темперамент прав на изобретение находит собственный проявление и в ответе вопросов патентования для того чтобы изобретения в третьих государствах, как следует. е. в иных, чем СССР и Франция. Все вопросы для того чтобы патентования (выбор государств, несение затрат, сохранение взятых патентов в силе и т. д.) должны решаться по согласованию между организациями, имеющими право на совместное изобретение.

Права на применение совместных изобретений должны осуществляться советскими и французскими организациями совместно на условиях, определяемых конкретными соглашениями о сотрудничестве. В соответствии с ст. 3 Соглашения, советские и французские сотрудничающие организации определяют по обоюдной договоренности выбор формы охраны (авторское свидетельство либо патент в СССР) совместных изобретений.

Выдача патента, как уже отмечалось, будет носить в этом случае темперамент исключения из неспециализированного правила.

В соглашениях о сотрудничестве рекомендуется предусматривать территории, предназначенные для необыкновенного применения результатов этих работ каждой из сотрудничающих организаций. Из этого следует, что для советской сотрудничающей организации в качестве таковой территории в первую очередь будет выяснена территория СССР. Эта советская организация сможет передать вторым организациям собственной страны права на применение данного изобретения на простых безвозмездных началах.

Передача изобретений организациям третьих государств осуществляется по согласованию между советскими и французскими организациями, имеющими право на совместное изобретение. Такая передача может осущест-влиться методом заключения лицензионных соглашений, контрактов об уступке патентов, и контрактов об осуществлении совместных изобретений в других допустимых формах.

На прошедшем в 1975 г. общеевропейском заседании в Хельсинки страны-участники признали желательность более широкого применения коммерческих деятельности и каналов с целью проведения изучений в области прикладной науки и техники и для передачи достижений, взятых в данной области, при обеспечении защиты прав на интеллектуальную и промышленную собственность и предоставлении информации, касающейся этих прав.

Советское законодательство о правовой охране и применении совместных изобретений и промышленных образцов. В связи с развитием практики проведения совместных конструкторских и научно-исследовательских работ последовательность правил по этим вопросам был предусмотрен советским законодательством.

Распоряжением Совета Министров СССР от 28 декабря 1978 г. № 1078 «Вопросы правовой охраны изобретений и промышленных образцов при осуществлении экономического и научного сотрудничества СССР с зарубежными государствами» предусмотрено, что проекты контрактов, заключаемых министерствами, другими организациями и ведомствами СССР с подобными организациями зарубежных государств в связи с осуществлением экономического и научного сотрудничества с этими государствами должны быть согласованы с Госкомизобретений, в случае если в проектах этих соглашений предусматриваются вопросы правовой охраны совместных изобретений и промышленных образцов, созданных на протяжении сотрудничества, и условия применения совместных и советских изобретений и промышленных образцов в государствах, которым не в собственности право на промышленные образцы и такие изобретения. Это правило не распространяется на соглашения и контракты, а также лицензионные, арестанты внешнеторговыми организациями. Цель введения этого правила пребывает в том, дабы обеспечить в большой степени квалифицированное ответ в соглашениях непростых вопросов правовой использования и охраны изобретений.

Советские сотрудничающие организации обязаны обеспечить возможности своевременной правовой охраны таких изобретений и промышленных образцов как в СССР, так и за рубежом. Заявки на промышленные образцы и совместные изобретения в вероятно маленький срок подаются сотрудничающими организациями в государства, у которых в собствености право на промышленные образцы и такие изобретения, причем первую заявку, в большинстве случаев, направляться подавать в страну, на территории которой создано изобретение либо промышленный пример Обо всех вопросах подачи заявок в другие государства договариваются между собой сотрудничающие организации.

Положение (п. 105) предусматривает, что в случаях, в то время, когда изобретение создано советским гражданином в соавторстве с чужестранцем, для подачи заявки в стране гражданства соавтора-чужестранца ответа Госкомизобретений не нужно. Такое ответ не нужно кроме этого в случаях, в то время, когда изобретение создано в интернациональной организации, в которой участвует СССР либо советские организации, и патентование производится в соответствии с учредительными документами интернациональной организации.

Патентование осуществляется и в государствах, которым не в собственности право на эти изобретения. Советским сотрудничающим организациям при подготовке материалов для патентования в этих государствах направляться руководствоваться соответствующими указаниями о порядке патентования советских изобретений за рубежом, принимая меры к обеспечению конвенционного приоритета (см. гл. 13).

В СССР, в большинстве случаев, на совместные изобретения, каковые являются служебными, выдаются авторские свидетельства.

В соответствии с п. 24 Положения на совместное изобретение, созданное в связи с исполнением служебного задания при осуществлении экономического и научного сотрудничества советских организаций с организациями зарубежных государств, на базе обоюдной договоренности возможно выдан, в порядке исключения, патент.

Такая форма охраны изобретения в СССР возможно предусмотрена только на базе соглашений о сотрудничестве, каковые должны быть согласованы с Госкомизобретений. При ответе вопроса о выдаче в СССР патента на совместное изобретение министерства, другие организации и ведомства СССР должны всесторонне разглядеть экономические последствия получения таковой охраны с учетом изюминок отрасли, объекта изобретения, и характера сотрудничества для того, чтобы выдача патента на данное изобретение не причинила ущерба заинтересованностям страны. При выдачи патента в проекте контракта о сотрудничестве целесообразно оговорить условия применения для того чтобы изобретения на территории СССР.

Патент выдается на имя советской и зарубежной сотрудничающих организаций с указанием в патенте соавторов. На советских авторов совместных изобретений, созданных в связи с исполнением служебного задания при осуществлении сотрудничества и защищенных в СССР патентами, распространяются права и льготы, предоставляемые авторам изобретений, защищенных авторскими свидетельствами. Эти права и льготы предоставляются независимо от истечения срока действия патента.

Вознаграждение советским авторам совместных изобретений, использованных в других государствах, у которых в собствености право на эти изобретения, и поступающие из третьих государств выплачиваются Госкомизобретений из средств, перечисляемых из соответствующих государств за эти изобретения (п. 112 Положения).

Семинар по применению Контракта о патентной кооперации (PCT) Ольга Крысанова


Темы которые будут Вам интересны: