Характерные черты буржуазного патентного законодательства

Характерные черты буржуазного патентного законодательства

На данный момент в большинстве капиталистических государств используются законы, принятые либо обновленные (пересмотренные) за последние десятилетия. В Соединенных Штатах действует закон 1952 г. (в редакции 1981 г.), в Канаде — 1935 г., в Англии — 1977 г. в ФРГ — 1981 г., во Франции — 1968 г. (в редакции 1978 г.), в Италии — 1939 г. (в редакции 1979 г.)2, в Австрии — 1950 г. (в редакции 1981 г.)3, в Швейцарии — 1954 г. (в редакции 1976 г.), в Японии — 1959 г. (в редакции 1975 г.). В развивающихся государствах патентные законы кроме этого были приняты недавно: в Бразилии — 1971 г., в Мексике— 1975 г., в Перу 1971 г., в Колумбии 1971 г. (для Перу и Колумбии источником права есть ответ N9 85 Комиссии регионального Картахенского Соглашения 1974 г.).

Патентное право современных капиталистических государств в основном, чем другие институты гражданского (торгового) права, подвержено трансформациям, отражающим как публичные потребности, вызванные научно-технической революцией, так и экономическую политику монополистических стран. Периодические трансформации патентного законодательства для государств — участниц Парижской конвенции 1883 г. предопределяются еще и тем, что для них в обязательном порядке внесение в законодательствотех новых положений конвенции, каковые они приняли в соответствующей редакции на одной из очередных конференций. Последовательность же капиталистических стран Западной Европы обязан делать еще и обязательства, вытекающие из региональных и иных па-гентных конвенций1. К примеру: Страсбургская конвенция об унификации некоторых положений патентного права — 1963 г., Мюнхенская конвенция о европейской совокупности выдачи патентов — 1973 г., Контракт о патентной кооперации (РСТ)2 — 1970 г.

Патентное право капиталистических государств предусматривает охрану изобретения только при выдачи на него патента национальным патентным ведомством. Патентные законы большого числа стран, являющихся участниками Парижской конвенции по охране промышленной собственности, предоставляют только последовательность преимуществ в получении патентов заявителям из государств — участников данной конвенции. Патент имеет силу лишь в границах того страны, патентное ведомство которого выдало этот патент.

В последние десятилетия показались региональные патенты, воздействие которых распространяется на территории группы государств, пребывающих в соответствующем интернациональном соглашении. Так, были расширены границы действия патента в Африки (Афро-Малгашское соглашение 1962 г. между государствами центральной Африки). В будущем (1977 г.) был заключен соглашение, установивший, что воздействие патента, выданного межнациональным патентным ведомством, распространяется на территорию всех этих государств.

В условиях экономической интеграции государств западной Европы, являющихся участниками Европейского экономического сообщества (ЕЭС), прошлое национальное патентное законодательство, прежде всего благодаря собственной разобщенности, прекратило соответствовать заинтересованностям монополистической буржуазии.

В 1973 г. страны, входящие в ЕЭС, и другие (к примеру, Швейцария)3 подписали, как указывалось выше, Мюнхенскую конвенцию (получила юридическую силу в 1978 г.), предусмотревшую возможность получения — наровне с национальным патентом — по желанию заявителя единого европейского патента. Выдает патент созданное для данной цели европейское патентное ведомство. В соответствии с Мюнхенской конвенции условия действия европейского патента на территории государств, ратифицировавших эту конвенцию, определяются их законодательством , т. е. для европейского патента устанавливается режим национального патента.

Страны ЕЭС в 1975 г. подписали дополнительную конвенцию (Люксембургскую), которая установила, что европейский патент, выданный по Мюнхенской конвенции 1973 г., будет функционировать как единый патент ЕЭС на территории всех государств ЕЭС. Указанные ответы привели к необходимости интенсивного сближения патентного права европейских капиталистических государств, каковые совершили последовательность больших мероприятий по интеграции национальных патентных совокупностей по нескольким направлениям: унификации патентно-правовых понятий; включению и разработке в законодательствоподобных правовых норм на базе совместно созданного проекта кон-енции; введению единого западноевропейского патента; созданию интернационального механизма для патентования; принятию неспециализированного порядка выдачи этого патента; сближению практики деятельности национальных патентных ведомств.

Тенденция к сближению патентного права показалась и у скандинавских государств (Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии). Они в 1967 г. создали сходные проекты патентных законов и собирались установить единый скандинавский патент. Но унификация патентного законодательства этих государств и введение неспециализированного патента не состоялись.

Швеция ратифицировала Мюнхенскую конвенцию, в связи с чем появилась необходимость приспособить собственный законодательство к указанным интернациональным соглашениямВ результате сотрудничества скандинавских государств были приняты патентные законы в Дании и Швеции в 1978 г., в Норвегии и в Финляндии в 1980 г. Такое развитие буржуазного законодательства не поменяло сущности патента.

Установление необыкновенного права на изобретение в пределах одной страны либо группы государств есть при капиталистическом строе экономической необходимостью. Капиталистические фирмы, в первую очередь монополии, заинтересованы в патентах, поскольку с их помощью они закрепляют за собой изобретения, в особенности большие, использование которых дает им превосходство и значительные выгоды над собственными соперниками.

Под охраной патентного закона раскрывается сущность изобретения методом опубликования для описания изобретения и общего сведения формулы, и происходит его применение. Последнее событие благоприятно отражается на развитии техники. Но хорошее значение этого факта ограничивается тем, что компании довольно часто в собственных заинтересованностях кладут патенты на серьёзные изобретения «под сукно» и тем самым замедляют развитие техники.

Это не редкость в большинстве случаев в тех случаях, в то время, когда монопольное положение компании в индустрии разрешает и без внедрения изобретений извлекать сверхприбыль.

направляться иметь в виду, что не все практически сделанные изобретения патентуются. В капиталистических государствах охраняются правом (значительно чаще законом о недобросовестной конкуренции) секреты производства (формулы, рецепты изготовляемых веществ, технологические методы и т. д.) и без получения патентов. Вследствие этого в наше время купили широкое распространение соглашения ноу — хау, т. е. о передаче за плату производственных секретов, технического опыта фирм и т. п. Но это только сопутствующие патентной совокупности явления.

В следствии ожесточенной борьбе на внутреннем и интернациональном рынках большие компании заключают между собой патентные соглашения, образуя монополию довольно часто в форме интернационального картеля. В большинстве случаев такая договоренность между компаниями сохраняется ими в глубокой тайне, поскольку формально для того чтобы рода соглашения являются по праву многих государств противозаконными.

В XX столетии стали широко распространены патентные пулы. Они отличаются от патентных соглашений тем, что участники пула создают особую монопольную организацию (товарищество, АО). Участники пула передают данной организации лицензии и свои патенты, а взятую прибыль дробят между собой.

Следствием указанных соглашений есть применение патентов независимо от того, в какой стране они были выданы.

Участники патентных пулов и соглашений в большинстве случаев ставят перед собой следующие цели: раздел мировых рынков, установление контроля над целыми отраслями производства, введение монопольных цен на запатентованную продукцию, определение количества товаров, изготовляемых на базе патентов, ограничение либо недопущение вывоза либо продажи запатентованного продукта в определенные государства по политическим либо стратегическим соображениям (социалистические государства), совместную борьбу против нарушителей патентных прав одной из сторон, подчинение либо подавление свободных компаний (так называемых аутсайдеров).

В патентных законах громадное место отведено как нормам, ограждающим необыкновенное право патентовладельца, так и нормам, устанавливающим порядок оспаривания действительности патента. Это говорит о том, что в условиях монополистического капитализма в области применения и патентов изобретений всегда сталкиваются противоположные интересы и происходит борьба за овладение самые выгодными патентами.

Современное патентное законодательство предоставляет империалистическому стране на патентуемые и запатентованные изобретения намного больше прав, чем предшествующие законы. Имеются в виду в первую очередь изобретения, каковые возможно применить в военных целях, в области космических изучений, применения ядерной энергии, а также в области шпионажа и разведки.

Именуются же они в патентных законах изобретениями, затрагивающими интересы публичного блага и безопасности государства, либо тайными изобретениями. Государство вправе купить в патенты и свою собственность заявки на подобные изобретения (США) либо право применения их в мирное время и во время чрезвычайного положения (Англия), либо прекратить воздействие патента (ФРГ). Эти нормы ограничивают права изобретателя, поскольку практически право страны на патенты (изобретения) осуществляется при помощи наибольших компаний, которым тайные патенты передаются для монопольного применения госзаказов (к примеру, в Соединенных Штатах патенты, которые связаны с производством отравляющих веществ, самолетостроением, изготовлением космических судов, и т. д.).

Империалистические страны применяют эти изобретения в рамках агрессивных блоков методом передачи их своим союзникам. В некоторых законах имеется прямое указание на такое право, к примеру в национальном законе США об космосе и аэронавтике (1958 г.).

Буржуазное патентное право, направленное в первую очередь на защиту заинтересованностей предпринимателей, а не изобретателей, узаконивает присвоение капиталистом результатов технического творчества лиц наемного труда. Это происходит по большей части при помощи служебных изобретений, каковые преобладают среди вторых изобретений. Служебными считаются изобретения, сделанные в связи с работой на предприятии.

Понятие «в связи с работой» трактуется обширно. Под служебными подразумеваются изобретения, созданные работниками в следствии исполнения ими собственных обязанностей либо же на базе накопленного предприятием опыта, либо в тот период, за который создатель трудился на предприятии, либо в сфере деятельности предприятия, либо с применением особых средств предприятия (к примеру, такие нормы действуют во Франции).

Юридически присвоение капиталистами результатов технического творчества происходит по-различному: работник капиталистического предприятия или в силу закона (ФРГ, Италия, Австрия, Швейцария и др.) или в силу явного либо подразумеваемого соглашения о том в контракте о найме на работу (США, Канада, Англия) обязан передать в распоряжение предприятия собственный служебное изобретение. В некоторых государствах передача служебных изобретений в распоряжение хозяев предусматривается в коллективных контрактах (Франция, Норвегия). Вознаграждение автору служебного изобретения предусматривается в ряде патентных законов, но размер его значительно чаще зависит от предпринимателей.

В патенте на служебное изобретение в большинстве случаев указывается имя настоящего автора, но потому, что последний, как сообщено, «уступает» право на изобретение до либо по окончании его создания, то патент выдается соответствующему предприятию, которое делается его хозяином.

Не меньшие ограничения установлены для служащих в отношении изобретений, сделанных ими во время работы в национальных учреждениях. Право на их патентование в собственности стране (соответствующему ведомству), равно как и распоряжение ими.

Клим Жуков про рождение революции: правила внешнего действия


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: