Древний акведук соединил города под землёй

Римляне прославились не только походами . Они были хорошими инженерами. Чего лишь стоят их красивые акведуки, взмывающие каменными арками в атмосферу.

Много таких сооружений сохранилось до наших дней. Но самый необыкновенный акведук римляне выстроили на глубине в десятки метров под землёй. «Тайный» суперводопровод, протянувшийся из современной Сирии в Иорданию чуть ли не на несколько сотен километров, нашли германские учёные.

Открытие совершил доктор наук Матиас Дёринг (Mathias Doring) из университета прикладных наук Дармштадта (Hochschule Darmstadt), эксперт по гидромеханике. В далеком прошлом закинутый и забытый туннель напоминал о себе только в устных преданиях местных обитателей. Дескать, имеется под землёй что-то загадочное, что время от времени именовали «каналом фараонов».

Поговаривали, словно бы в нём запрятано золото, но что в том месте в конечном итоге — толком не было человека, кто знал.

И вот экспедиция под управлением Дёринга расставила точки над i. Таинственное сооружение — это подземный римский акведук, выстроенный для снабжения водой городов Декаполиса.

В римской провинции Сирия (сейчас это территория Иордании) местность была засушливой, но Рим (будучи в то время в зените славы) не поскупился на выдумку, разрешившую перевоплотить её в цветущий сад. И не имеет значение, что на возведение этого чуда инженерной мысли ушло 120 лет (с 90 по 210 годы отечественной эры). Оно вправду получило, и в лучшие времена по скрытому в горной местности туннелю переправлялось до 700 литров родниковой воды в секунду (это продемонстрировал громадной количество минеральных отложений на стенках)!

Древний акведук соединил города под землёй

В общем итоге строительные бригады, каковые, вероятнее, складывались из легионеров, перелопатили более 600 000 кубических метров земли и камня, что эквивалентно одной четверти Великой пирамиды. Размах, в полной мере соответствовавший Римской империи эры расцвета (фото Mathias Doring).

Вопреки распространённому точке зрения, римские акведуки вовсе не обязательно проходили над почвой. Многие из них сочетали надземные и подземные участки в той либо другой пропорции.

Неудивительно: по древнеримской разработке акведук должен был владеть небольшим и равномерным уклоном на всём собственном протяжении от источника до снабжаемого водой пункта. Потому инженерам приходилось шепетильно учитывать рельеф местности на автостраде собственного водопровода, придумывать туннели для преодоления холмов и горных участков и столь привычные многим эффектные мосты для преодоления оврагов, рек и долин.

Много акведуков было выстроено так, дабы солидная их часть проходила под землёй. Пускай кроме того на маленькой глубине (порядка метра либо, например, пяти).

Это решало сходу пара вопросов: защиты акведука от дождей и воздействия ветра, предотвращения его разрушения на протяжении войны, а в теплоизоляции и северных — районах империи, не разрешавшей водоводу мёрзнуть зимний период.

Таков, к примеру, акведук Айфель, расположенный недалеко от Кёльна. Это один из самых долгих акведуков Римской империи. Его главная часть тянется на 95 километров (вернее, тянулась, потому, что сейчас от грандиозного сооружения осталось только пара разрозненных участков).

Своим заглавием акведук Айфель обязан горам, в которых берёт начало. Воду из нескольких источников (от каждого к основной автостраде шёл собственный маленький акведук) Айфель нёс в город Colonia Claudia Ara Agrippinensium, сейчас – Кёльн.

Увы, от этого акведука осталось не так уж большое количество частей (фотографии с сайта wikimedia.org).

Но тот акведук, что изучила команда Дёринга, свободно поспорит с Айфелем по масштабу и сложности работ. А уж по длине он и вовсе рекордсмен древнего мира: его конец и начало разделяют по прямой «всего» более полусотни километров, но общая длина водовода превышает 170 км из которых 106 приходятся на подземную часть!

Более того, глубина залегания старого водовода доходит в ряде мест до 80 метров. Практически перед нами большой сложности туннель, пробитый в скальной породе. В этот самый момент принципиальное отличие от того же Айфеля. В том месте глубина залегания цементной «трубы» (да это был как раз старый бетон) образовывает в основном всего метр. Строители на протяжении автострады водовода траншею, возводили в ней акведук и присыпали сверху грунтом.

В противном случае, что римлянам было нужно выполнить в Сирии, в противном случае как подвигом не назовёшь.

«Исток» этого акведука расположен у города Дилле (Dille) в болотах, сейчас в далеком прошлом и надёжно высохших. Первые 64 километра водовод петляет лишь по поверхности (останки сооружения ещё возможно найти). Но позже он последовательно ныряет в три туннеля, протяжённостью 1, 11 и 94 километра. Конечная точка старой совокупности — город Гадара (Gadara), одна из жемчужин старой Палестины, большой центр торговли, один из десяти городов Декаполиса, насчитывавший 50 тысяч обитателей.

Кстати, по Библии, как раз тут Христос изгнал бесов из одержимого и переселил их в стадо свиней.

Но мы отвлеклись. Строительство акведука Гадара началось при императоре Домициане. Рим практически купался в воде, поставляемой в Вечный город несколькими акведуками. И жил в роскоши. Богатые сенаторы наслаждались специями из Индии и наряжались в шелка из Китая. В столицу привозили диковинных животных и пригоняли рабов.

И города в провинциях кроме этого неспешно становились краше и богаче.

Дёрингу помогали его студенты (фото Mathias Doring).

В Гадаре Рим возвёл два театра и собирался выстроить храм нимф с громадным бассейном и фонтанами. Местных источников воды уже тогда не хватало. Тут-то и решили провести в город акведук. Замечательный подземный источник живительной жидкости (сейчас не существующий) был недалеко от Дилле.

От него и отправился цементный канал, закрытый сверху (дабы не допустить попадание в птиц и воду животных, их экскрементов, и — дабы во тьме не развивались водоросли).

По окончании местечка Адраа (Adraa) начались неприятности: автостраду пересекало горное ущелье. Водовод развернули и неспешно спускали на протяжении склонов, по большей части вгрызаясь в толщу гор, пока не удалось преодолеть и это препятствие. Каменные блоки данной части акведука до сих пор возможно найти на дне ущелья.

Но громаднейшим вызовом стало создание самого долгого постоянного туннеля, что шёл уже до конца замечательного сооружения. Вначале нужно было совершить большие по точности геодезические работы, а позже «протянуть» нить туннеля на громадной глубине в точности под «вешками», обозначавшими автостраду, причём ювелирно выполняя точность уклона. Как это удалось без современных инструментов?

По окончании прокладки маршрута инженеры приступили к бурению огромной серии запасных наклонных шахт (с уклоном 50 градусов) на протяжении всего будущего акведука. Они шли каждые 20-200 метров автострады. Отличие высот между входами определяли с большой точностью при помощи измерительных гигантского уровня и инструментов хоробат (chorobate), заимствованного римлянами у персов.

Потом линию автострады «спускали» по ступеням «сервисных шахт», каковые заодно решали сходу пара неприятностей.

Первая из них — скорость. При последовательной прокладке туннеля в нём в один момент имели возможность бы трудиться лишь только четыре легионера (высота туннеля образовывает 2,5 метра, а ширина — 1,5 м). Пробивая в скальной породе по 10 сантиметров в сутки, они довели бы акведук до Гадара только к нашему времени.

Но вот в горах было проделано практически три тысячи сервисных туннелей (более 600 их них сейчас найдены группой Дёринга), и сейчас тысячи человек имели возможность в один момент строить подземный акведук, пробиваясь навстречу друг другу.

Схема строительства. 1 – вспомогательные туннели (шахты) снабжались ступенями и уходили в породу на десятки метров; 2 – в то время, когда две секции доходили к соединению, рабочие сперва пробивали маленькие пилотные туннели, а по окончании смычки расширяли их; 3 – легионеры трудились на двух уровнях, расположенных уступом, дабы возможно было вести туннель с каждой стороны сходу вчетвером.

На врезке – карта маршрута акведука, на которой продемонстрированы надземная (4) и подземная (5) части (иллюстрация Der Spiegel).

Само собой разумеется, неточностей избежать не удалось. В туннеле имеется смычки, где видно, что на последних метрах рабочие начинали делать зигзаги, пробуя поймать встречный движение. Возможно, они перестукивались и ориентировались по звуку.

И однако точность работ потрясает: на первых 60 километрах туннель имеет градиент всего в 30 сантиметров на любой километр!

Вторая неприятность, которую решили тысячами шахт, — вентиляция туннеля на время работ. Третья — удаление породы.

В то время, когда в 129 году император Адриан посетил Декаполис, стройка была в самом разгаре. Рабочие трудились денно и нощно при свете масляных ламп и под призывные звуки труб, а вереницы рабов поднимали выбитый долотами камень наверх.

В то время, когда же акведук был открыт, он стал успехом инженерной мысли. Действительно, успех был омрачён просчётом. Уровень воды, поступавшей из туннеля, был через чур низким, дабы возможно было питать ею обещанные когда-то фонтаны.

Однако водопровод действовал.

Сейчас кроме того найти его на местности выяснилось сложной задачей. Время поработало над прекрасным сооружением. К тому же практически все вспомогательные шахты на протяжении акведука были замурованы ещё самими строителями — чтобы обезопасисть воду от загрязнения животными.

на данный момент только пара входов, выглядящих как провалы в почве, доступны для учёных, вооружённых теодолитами, альпинистским снаряжением и GPS-навигаторами. Но и эти входы забиты горами останков и мусора животных, так что пробиться вглубь выяснилось непросто.

В туннеля — сырая темень, хлопанье крыльев летучих мышей, древние и грязь стенки, на которых проступают письмена. Трудиться тут сложно, учёные вынуждены довольно часто выбираться наверх — не достаточно кислорода. Воздушное пространство неподвижен.

В отдельных местах, наоборот, гуляют сквозняки, создающие шум, как в аэродинамической трубе, и без конца течёт дождевая вода.

Столь же непросто было и по крупицам вернуть картину строительства водопровода. И однако команда Матиаса собирается возвратиться в акведук Гадара в апреле, дабы продолжить изучение этого шедевра Римской империи.

Сечение туннеля и шахт в нескольких местах. Греческие письмена. Схема измерений при постройке.

Пара фрагментов туннеля и останки надземной части акведука (фотографии с сайта h-da.de).

подземные тоннели


Темы которые будут Вам интересны: