«Федеральная резервная система» в роли главного спасителя америки
FinNews.ru перепечатывает статью, размещённую на сайте Русская народная линия.
Согласно точки зрения доктора наук Валентина Катасонова, вторых спасителей уже не остается …
Уже многие десятилетия (за исключением всего нескольких лет) бюджет страны США сводится с недостатками. Так, происходит неуклонное наращивание госдолга США.
Как Америка прикрывала собственные бюджетные дыры
Начиная с 2007/2008 денежного года величина недостатка годового бюджета США начала превышать планку 1 трлн. долларов. Госдолг США ежегодно возрастает на величину годового недостатка американского бюджета, достигнув к лету нынешнего года отметки в 17 трлн. долларов. Покрывается бюджетный недостаток посредством заимствований. В прошлом десятилетии приблизительно 1/3 недостатка закрывалась так называемыми нерыночными заимствованиями.
Речь заходит о том, что правительство берёт на возвратной базе деньги из социальных фондов, каковые кроме этого входят в состав национальной денежной совокупности, но функционируют самостоятельно от бюджета страны. Получаются необычные внутренние заимствования, каковые имеют особые методы учёта и оформления. Вторая часть недостатка (в среднем 2/3) покрывалась посредством казначейских бумаг, каковые размещаются в США и за их пределами.
В соответствии с последним данным (2013 год), на внутренние (нерыночные) заимствования страны приходится уже лишь 1/4 прироста госдолга, а 3/4 обеспечивается за счет казначейских бумаг.
Главными клиентами казначейских бумаг традиционно выступает Федеральная резервная совокупность (ФРС) США, американские банки и другие денежные организации, и зарубежные инвесторы, каковые представлены в основном суверенными фондами и центральными банками других государств.
Часть ФРС среди держателей казначейских бумаг (% к общему объему размещённых казначейских бумаг, на конец года): 2008 год – 7,8%; 2009 год – 10,3%; 2010 год – 11,1%; 2011 год – 16,2%; 2012 год – 14,7%; 2013 год (середина года) – 16,6%. В публицистике и популярной литературе даётся в большинстве случаев пара упрощенная схема национальных заимствований США. Говорится о том, что якобы главным держателем казначейских бумаг выступает Федеральная резервная совокупность США, которая на корню скупает все выпуски этих бумаг.
Действительно, со времени окончания экономического кризиса часть ФРС неспешно увеличивалась, достигнув приблизительно 1/6 (в полном выражении около 2,2 трлн. долл. в середине 2013 год). Для справки напомним, что в истории Соединенных Штатов бывали моменты, в то время, когда часть ФРС во владении казначейскими бумагами превышала сегодняшний уровень. К примеру, в середине 1970-х годов часть ФРС достигла 23% (в безотносительном выражении – 75 млрд. долл.).
Часть других денежных организаций США (%, на конец года): 2008 год – 28,2%; 2009 год – 23,6%; 2010 год – 21,5%; 2011год – 22,5%; 2012 год – 22,6%; 2013 год (середина года) – 21,6%. В состав других денежных организаций входят разные инвестиционные фонды (в первую очередь обоюдные фонды), негосударственные пенсионные и социальные фонды, депозитно-кредитные организации (банки), страховые компании и т.д.
Зарубежные держатели казначейских бумаг США
Традиционно главная нагрузка в затыкании бюджетных дыр возлагалась на финансовые власти других государств. До конца прошлого века это были практически только центральные банки. В первую очередь нынешнего века в государствах-экспортерах начался бурный рост так называемых суверенных фондов, в которых стали концентрироваться избыточные валютные доходы.
Эти фонды стали управляться министерствами финансов (казначействами) соответствующих государств. Их активы размещались в самые надёжных долговых бумагах, а также (и прежде всего) в бумагах казначейства США.
Часть зарубежных держателей казначейских бумаг (%, на конец года): 2008 год – 52,9%; 2009 год – 48,4%; 2010 год – 48,6%; 2011 год – 48,8%; 2012 год – 48,9%; 2013 год (середина года) – 47,9%. Как видно, за период 2008-2013 годов часть зарубежных держателей сократилась на 5 процентов.
Частично это возможно растолковать следующим: доверие к американским долговым бумагам понижается; золото-валючные резервы центральных банков и суверенных фондов перенасыщены бумагами, номинированными в валюте США; во всём мире растёт опасение того, что американская долларовая совокупность может упасть. В это же время, в безотносительном выражении прирост запасов казначейских бумаг США в интернациональных резервах центральных банков других государств происходил до осени прошлого года. Легко темпы прироста варьировали.
В 2006 году был зафиксирован рекордный прирост закупок американских казначейских бумаг центральными банками – 10%. Главными держателями казначейских бумаг США за пределами США выступают япония и Китай. При неспециализированном количестве казначейских бумаг у зарубежных держателей на конец июля 2013 год в 5590,1 млрд. долларов на указанные две страны приходилось 2412,7 млрд. американских долларов, либо 43,2%.
Количественные смягчения как соломинка для тонущей Америки
Полагаем, что в политике размещёния госдолга финансовыми властями США сейчас наметились увлекательные трансформации. Они связаны с программой так называемых количественных смягчений (КС), которая была запущена Федеральной резервной совокупностью США ещё в разгар экономического кризиса в 2009 году. Сущность её содержится в повышении финансовых вливаний в экономику США методом выкупа Федеральным резервом разных видов бумаг, находящихся в активах американских банков.
В первую очередь, таких бумаг, каковые ухудшают балансы американских банков. Последние, меняя нехорошие бумаги на деньги ФРС, по плану идеологов количественных смягчений, должны активизировать кредитование настоящего сектора экономики и содействовать экономическому восстановлению страны по окончании экономического кризиса. С сентября 2012 года реализуется уже третья программа КС, которая предусматривает ежемесячный выкуп бумаг на сумму 85 млрд. американских долларов, причем выкуп казначейских бумаг на сумму 45 млрд. долларов и ипотечных бумаг – на сумму 40 млрд. долларов.
Что же получается? В течение прошедшего денежного года (2012/2013) недостаток бюджета страны, по предварительным оценкам, составил 680 млрд. долларов. В первый раз за последние пять лет удалось значительно снизить бюджетный недостаток, он был ниже планки 1 трлн. долларов. Будем исходить из того, что на долю нерыночных заимствований в истекшем денежном году было нужно 25% покрытия бюджетного недостатка.
Тогда возьмём, что посредством казначейских бумаг было покрыто приблизительно 500 млрд. долларов прироста госдолга за истекший денежный год. За данный же истекший год, в соответствии с третьей программе КС, было выкуплено 45 млрд. долларов Х 12 = 540 млрд. долларов. В действительности, как показывают статистику ФРС, выкуп казначейских бумаг Федеральным резервом в течение прошедшего денежного года был ниже запланированного и пребывал в среднем на уровне 40 млрд. долларов в месяц.
Получается, что фактически целый прирост госдолга США в истекшем денежном году закрывался третьей программой КС, другими словами печатным прессом ФРС.
Центральные банки других государств больше не желают выручать Америку
Отечественные расчеты подтверждаются и второй статистикой. В 2013 году, согласно данным Банка интернациональных расчетов, МВФ и минфина США, многие страны стали сокращать запасы и свои закупки американских казначейских бумаг. В первой половине 2013 года приобретения зарубежными странами казначейских ценных бумаг США упали на 0,6%. Оценки говорят в пользу того, что и за целый 2013 год будет иметь место понижение приобретений если сравнивать с прошлым годом.
Это будет первое годовое понижение, начиная с 2000 года. Но, понижение уровня закупок теоретически не всегда может приводить к понижению количества запасов казначейских бумаг. Но очень многое говорит о том, что запасы кроме этого падают.
Эти за второй квартал 2013 года говорят о том, что запасы центральных банков в виде казначейских бумаг США сократились на 48 млрд. долларов. Бразилия, Россия и Тайвань в совокупности уменьшили собственные вклады на 22 миллиарда долларов. на данный момент тяжело сказать, как долговременной есть тенденция центральных банков по сбросу американских долговых бумаг.
Кое-какие аналитики уверены в том, что это конъюнктурный момент, который связан с тем, что, дескать, центральные банки начали осуществлять валютные интервенции, направленные на сдерживание через чур падения направлений национальных финансовых единиц. Вправду такое падение имело место по обстоятельству того, что глава ФРС Бен Шолом Бернанке весной нынешнего года начал намекать на возможность сворачивания программы КС.
В июне месяце глава ФРС кроме того объявил, что в 2014 году Федеральный резерв прекратит по большому счету закупать казначейские бумаги. Этих намеков выяснилось достаточно для того, чтобы зарубежный капитал начал уходить из экономик государств периферии мирового капитализма (ПМК). Сейчас уже данный фактор не работает: Бернанке прекратил кроме того заикаться по поводу вероятного сворачивания количественных смягчений.
Согласно нашей точке зрения, сохранение КС может привести только к тому, что центральные банки ПМК прекратят реализовывать американские казначейские бумаги. Но брать новые они кроме этого не будут. Так как они знают, что до бесконечности программа количественных смягчений не существует.
Российская Федерация как держатель и покупатель казначейских бумаг США
Были времена, в то время, когда Российская Федерация в собственных интернациональных резервах имела достаточно скромный пакет американских казначейских бумаг. Ещё в конце 2007 года их сумма не превышала 32,7 млрд. долларов. Но к концу 2008 года их количество увеличился до 116 млрд. американских долларов, т.е. в 3,5 раза.
Потом, до середины 2012 года, запасы американских казначейских бумаг в резервах РФ росли медлительно, достигнув собственного пика в январе 2013 года – 164,4 млрд. долларов. Многие обратили внимание на заявление отечественного главы МинФина Антона Силуанова, сделанное им в октябре 2012 года по поводу американских казначейских бумаг. Он заявил, что бумаги являются надежными, их часть в золотовалютных резервах РФ образовывает 45%, добавив, что в скором будущем мы не планируем менять эту долю.
Тут требуются кое-какие пояснения. Во-первых, часть казначейских бумаг ниже. В мае 2013 года тогдашний первый помощник главы банка России Алексей Улюкаев в одном из собственных публичных выступлений заявил, что она находится на уровне 30%.
И это действительно, достаточно познакомиться с официальной статистикой на сайте того же Банка России. По всей видимости, Силуанов имел в виду лишь часть валютных запасов, относящуюся к Министерству финансов. Это средства Фонда и Резервного фонда национального достояния – валютные кубышки русского казначейства.
В части резервов, которыми владел нацбанку, часть казначейских бумаг значительно ниже той цифры, которую назвал Силуанов. Во-вторых, незадолго до этого Российская Федерация как совершила достаточно значительное сокращение собственного портфеля казначейских бумаг США. В соответствии с последним имеющимся данным, в конце этого года у России казначейских бумаг имелось на сумму 131,6 млрд. долларов.
Следовательно, за шесть месяцев случилось сокращение их запаса составило 32,8 млрд. долларов. Понижение запасов казначейских бумаг за указанный период, по данным минфина США имело место кроме этого на Тайване, в Швейцарии, Германии, Гонконге, Сингапуре, в группе государств-экспортеров нефти. Но во всех этих случаях размеры сокращений намного меньше, чем в Российской Федерации.
По большому счету, увидено, что часть американского американского доллара и особенно казначейских бумаг в интернациональных резервах той либо другой страны есть чутким индикатором, фиксирующим степень зависимости данной страны от США, и состояние ее взаимоотношений с Америкой.
Не пологаю, что появившиеся в последние месяцы осложнения в отношениях Соединенными Штатами и Россией (шпионская история с участием Эдуарда Сноудена, противостояние по поводу обстановки около Сирии, заявление группы американских сенаторов о необходимости введения денежно-экономических санкций против Москвы и др.) будут содействовать наращиванию Россией запасов казначейских бумаг США. Либо кроме того сохранению их на прошлом уровне.
Упомянутое выше заявление Силуанова возможно принимать как проявление дежурного политеса. Кстати, в то время, когда Российская Федерация реально в первой половине нынешнего года уменьшала собственный портфель американских казначейских бумаг, отечественные должностные лица по большому счету предпочитали об этом не упоминать. В случае если в середине 2011 года Российская Федерация пребывала на 6-м месте среди зарубежных держателей казначейских бумаг США, то в середине 2012-го – на 8-м месте, а в середине 2013 года – уже на 11-м месте.
Денежное положение США: Куда не кинь, везде клин
В данной ситуации не позавидуешь ни Федеральному резерву, ни американскому казначейству. Федеральный резерв обязан продолжать плохую деятельность по предстоящей скупке ипотечных агентств и бумаг казначейства, не имея права не только прекратить эту деятельность, но кроме того заикнуться о возможности для того чтобы прекращения. Федеральный резерв напоминает мчащийся на свирепой скорости автомобиль, у которого отказали тормоза.
Американское казначейство оказывается в состоянии неопределенности. Так как из года в год делается все сложнее размещать казначейские бумаги, как за границей, так и на внутреннем рынке. Это раньше все было несложнее: основной задачей американского казначейства было своевременно обеспечить увеличение потолка госдолга, а в рамках новой квоты печатались казначейские бумаги, каковые разлетались по миру как жареные пирожки.
17 октября в Америке закончился очередной акт спектакля называющиеся увеличение потолка госдолга. Потолок народные избранники на Капитолийском бугре подняли, а нужного количества желающих брать тёплые пирожки уже не находится. Возможно, само собой разумеется, повысить привлекательность пирожков. Как именно? Поднять доходность по казначейским облигациям. Но тут кроме этого появляется последовательность проблем.
К примеру, в бюджетных расходах увеличится часть, идущая на обслуживание госдолга (процентные затраты). на данный момент ставки в Америке низкие, исходя из этого часть процентных затрат находится на уровне 7%. А при вторых ставках эта часть может удвоиться либо кроме того утроиться.
Нужно иметь в виду, что казначейские бумаги инвесторы принимают прежде всего не как инструмент получения прибыли, а как инструмент защиты капитала. Исходя из этого на рынке казначейских бумаг собственная логика: чем надежнее бумага, тем ниже проценты и выше её цена. И, напротив: увеличение ставок настораживает инвесторов, бумага дешевеет.
Вот, к примеру, сейчас Европа переживает тяжелейший долговой кризис. Дабы как-то закрывать бюджетные дыры, многие европейские страны должны повышать ставки по своим облигациям. Были уже случаи, в то время, когда ставки достигали отметки 10%. А рыночные стоимости облигаций наряду с этим падали.
Федеральный резерв, берущий бумаги казначейства, весьма настороженно относится к вероятным увеличениям ставок по бумагам. В этом случае обесценивается его портфель казначейских бумаг. Если он постарается реализовывать бумаги, то понесет убытки. Либо кроме того дойдет до банкротства.
Я уже детально разглядывал тему вероятной смерти Федерального резерва в ряде собственных публикаций, отсылаю к ним самые пытливых читателей (наблюдай статью Банкротство Федеральной резервной совокупности: разве такое не редкость? и Центральные банки также смогут стать банкротами).
Не желаю дальше утомлять читателя тонкостями рынка казначейских бумаг. Пускай об этом болит голова у хозяев Федерального резерва и главы МинФина США. Обстановку, в которую попали финансовые власти в Вашингтоне, возможно выразить русской пословицей: Куда не кинь, везде клин.
казначейство и Федеральный резерв США: оба в роли утопающих
Итак, подытожим сообщённое выше: за последний год случилось радикальное изменение структуры размещёния национального рыночного долга США. В случае если раньше облигации казначейства получали, в первую очередь, финансовые власти (центральные банки и находящиеся в ведении министерств финансов суверенные фонды), во вторую очередь разные американские фонды (пенсионные, обоюдные, другие инвестиционные), и страховые компании и банки, то сейчас чуть ли не единственным нетто-клиентом казначейских бумаг стал Федеральный резерв. Как мы продемонстрировали выше, он раньше был большим, но все-таки только подстраховочным клиентом американских национальных долгов.
Чем растолковать таковой разворот на рынке казначейских бумаг США? Во-первых, дяде Сэму уже не удаётся (как раньше) уговаривать другие страны брать в добровольно-принудительном порядке фантики американского казначейства. Я уже не говорю о том, что кое-какие страны по большому счету стараются отказываться от долларов и всех бумаг, номинированных в долларах, считая эту валюту ненадежной. Во-вторых, американская экономика так и не сумела придти в себя по окончании экономического кризиса.
Я не исключаю, что Федеральный резерв вправду пробует разгрузить финансовые компании и банки от разнообразные бумаг и вынудить их финансировать настоящую экономику. Но из этого ничего не получается. В случае если так возможно выразиться, имеет место нецелевое применение денег Федерального резерва: они идут не в настоящий сектор американской экономики, а на денежные рынки, а также за пределы США.
Спасательная Операцияамериканской экономики может окончиться для Федерального резерва весьма плачевно. Он очень быстро расширяет собственные активы посредством бумаг, каковые в будущем смогут создать важные убытки и довести Федеральный резерв до банкротства. Тогда за ФРС на дно отправится и американское казначейство.
А, значит, и государство называющиеся США.
Источник:Доктор наук Валентин Юрьевич Катасонов