Фондовый рынок ценных бумаг: его участники и регулирование

Фондовый рынок ценных бумаг: его участники и регулирование

Рынком ценных бумаг принято именовать часть денежного рынка (второй его частью есть рынок банковских ссуд), в которой проводятся купля-эмиссия и продажа ценных бумаг.

Он есть индикатором рыночной экономики и по совместительству ее главным денежным рычагом. Ориентируясь на темперамент обращения ценных бумаг, его возможно разглядывать как первичный и вторичный. В первом случае это первичное размещение ценных бумаг, каковые были выпущены на денежном рынке среди инвесторов, а во втором – купля-продажа осуществляется с ценными бумагами, каковые были выпущены ранее.

Участники рынка ценных бумаг – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения для ответа вопросов о переходе прав на акции.

Опытными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, среди которых смогут быть и кредитные организации, несущие ответственность за:

  • Дилерскую деятельность;
  • Брокерскую деятельность;
  • Депозитную деятельность;
  • Деятельность по определению обоюдных обязательств (клиринг);
  • Деятельность по управлению ценными бумагами;
  • Деятельность по составлению списка обладателей ценных бумаг;
  • Деятельность по ведению торговли на рынке ценных бумаг.

Существует пять главных групп участников рынка ценных бумаг:

  1. Эмитенты – юридические (реже физические) лица, производящие акции в обращение и несущие ответственность за их сохранность перед обладателями;
  2. Инвесторы – физические и юридические лица, вкладывающие собственные накопления либо капиталы в акции. В случае если инвестор проводит личный выпуск ценных бумаг, то он есть и эмитентом;
  3. Фондовые посредники – лица, связывающие инвесторов и эмитентов. Они владеют национальных лицензий на брокерские и дилерские услуги, являющиеся посредническими видами деятельности; Брокеры являются фондовыми посредниками, каковые выполняют операции с ценными бумагами на средства клиента, ориентируясь на контракты поручения либо комиссии. Доход брокера представляет собой комиссионное вознаграждение;
  4. Дилеры – это фондовые посредники, каковые реализовывают операции с ценными бумагами на собственные средства. Их доход рассчитывается, как отличие между стоимостью продажи и покупки ценных бумаг;
  5. Управляющие компании – это фондовые посредники, каковые занимаются доверительным управлением ценных бумаг и/либо денежных средств, предназначенными для приобретения ценных бумаг либо высвобождающимися от их продажи, в интересах и по поручению собственных клиентов.

Под регулированием рынка ценных бумаг понимается упорядочение деятельности всех его участников на нем и операций, проводящихся между ними со стороны тех организаций, каковые уполномочены обществом на эти действия.

Различают внутреннее и внешнее регулирование участников рынка. Внутреннее регулирование является подчинённостьюдеятельности разглядываемой организации принадлежавших ей нормативным документам, в числе которых: правила, устав и другие внутренние нормативные документы.

Под внешним регулированием понимается подчиненность деятельности разглядываемой организации нормативным актам страны, иных организаций и интернациональным соглашениям.

За регулирование рынка ценных бумаг отвечают органы либо организации, уполномоченные на исполнение регулирующих функций. Так, разглядывают:

  • Национальное регулирование рынка, которое проводится национальными органами;
  • Регулирование, осуществляемое опытными участниками рынка ценных бумаг, либо независимое регулирование рынка;
  • Регулирование, проводимое при помощи публичного мнения, либо публичное регулирование.

Цели регулирования рынка ценных бумаг:

  • Поддержание на рынке порядка, создание оптимальных условий на рынке для более комфортной работы всех его участников;
  • Предостережение участников рынка от недобросовестных действий организаций либо отдельных лиц;
  • Обеспечение открытого и свободного процесса составления цен на акции, опираясь на предложение и спрос;
  • Создание рынка с повышенной эффективностью, где постоянно имеются стимулы с целью проведения предпринимательской деятельности и для каждого риска имеется адекватное вознаграждение;
  • Создание новых рынков, помощь рынков, нужных обществу, и рыночных структур, нововведений и начинаний;
  • Действие на рынок с последующим достижением каких-либо публичных целей.

В состав современного рынка входят разные элементы, механизмы их мотивации и взаимодействия. Рынки разделяются, в большинстве случаев, на товарные, денежные и интернациональные. В случае если совместить все рынки страны, то мы возьмём национальный рынок, а мира – всемирный рынок.

Товарные рынки складываются из рынков потребительских товаров, средств производства, интеллектуального труда, рабочей силы и информации; денежные – из валютных, рынков ценных бумаг и капиталов.

Вследствие этого, рынок охватывает те элементы, каковые связаны конкретно с обеспечением производства, и элементы финансового и материального обращения. Но элементы рынка, являющиеся отдельными рынками, по собственному значению разны. Рынок начинается тогда, в то время, когда появляется возможность приобретения рабочей средств и силы производства, т.е. трудовых и инвестиционных ресурсов в один момент.

Без этого о функционировании производства не может быть и речи.

Огромным экономическим значением владеет потребительский рынок. В случае если данный рынок не будет развиваться, то потеряется всякий смысл взаимоотношений обмена. Состояние потребительского рынка воздействует на обеспеченность населения, устойчивость финансового отношения и уровень потребления.

Денежный рынок (либо рынок ссудных капиталов) несёт ответственность за подвижность капиталов, их переход в более прибыльные и перспективные производственные отрасли. Разглядим структуру денежного рынка и их составляющих:

  1. Финансовый рынок:
    • рынок кратковременных кредитных операций;
    • рынок казначейских векселей;
    • рынок иных кратковременных ценных бумаг;
    • учетный рынок;
    • межбанковский рынок;
    • валютный рынок.
    • Рынок капиталов:
      • рынок среднесрочных ценных бумаг (акций);
      • рынок долговременных ценных бумаг (облигаций);
      • рынок среднесрочных банковских кредитов;
      • рынок долговременных банковских кредитов.

      Масштабы рынка определяются его степенью развития. В начале, в то время, когда осуществляется простое товарное производство, появляется рынок с некоторыми ограничениями, в котором подвергаются реализации, в большинстве случаев, лишь предметы потребления.

      В будущем происходит стремительное расширение сферы обращения разных товаров, в частности, начинается совокупность рынков, на которых проводятся операции купли-продажи не только потребительских товаров, но и средств производства, рабочей силы и пр.

      © Сергей Чашенков, TimesNet.ru

      Урок 2.2. Национальное регулирование деятельности опытных игроков фондовой биржи


      Читайте также: