Гены печати раскрыли тайну молекулярных часов книг

Гены печати раскрыли тайну молекулярных часов книг

Беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник…. Но так бывает не всегда. Имеется ещё такая вещь, как междисциплинарный подход. Работа одного американского биолога – красивое тому подтверждение.

Он забрал, да и создал новый метод определения дат древних печатных изданий.

Блейр Хеджес (Blair Hedges), доктор биологических наук университета Пенсильвании (Pennsylvania State University), изобрёл блестящий способ датирования древних документов, вдохновившись… способом анализа мутаций в генах.

Эксперты отмечают, что изобретение Хеджеса может дать историкам в далеком прошлом разыскиваемую данные о времени выпуска примерно тысячи недатированных до сих пор работ (карт, книг, репродукций), напечатанных на ручных прессах перед развитием современных способов печати.

А началась эта история с хобби Хеджеса. Учёный есть собирателем географических карт ренесанса.

Кропотливо разглядывая их через увеличительное стекло, биолог обратил внимание, что карта, отпечатанная позднее, имела больше оттиснутых недостатков, чем она же, но более раннего года выпуска.

Блейр Хеджес и карта Карибского бассейна 1579 года, одна из тех, что помогла в создании нового способа (фото AP).

Обстоятельство была в том, что в течение десятилетий для оттиска мастера применяли одинаковые медные пластины и деревянные блоки, ухудшавшиеся с годами. Замена их на новые обходилась недёшево и, по обстоятельству экономии, применяли их подолгу.

Систематично появляющиеся же трещинки в дереве отражались на бумаге в виде разрывов линий, а картина, выполненная на металле, теряла яркость и чёткость в подробностях: небольшие.

Хеджес поразмыслил, что эти недочёты будут похожим мутации, каковые происходят в генетическом материале. Такие мутации идут не равномерно, но если вы имеете возможность отыскать большое количество таких недостатков, возможно высчитать и среднюю норму, по которой мутации происходят в течение продолжительного времени. Это именуется техника молекулярных часов.

«Я привык применять молекулярные часы и вычислять мутации в генах, — говорит Хеджес. — Я поразмыслил, что тот же самый принцип имел возможность бы оказать помощь и при с печатными изданиями».

Новый способ назван print clock — «Печатные часы». Потому что Хеджес отыскал, что рост таких недостатков в оттисках одного и того же изображения различных лет выпуска происходил с регулярностью часового механизма.

Дабы проверить собственную догадку, создатель изучения собрал базу данных по 2674 оттискам эры Ренессанса. Для некоторых из них он знал даты изготовления, для других — нет.

Применяя программу анализа изображений, Хеджес смог посчитать на всех этих изображениях разрывы в линиях и степень «исчезновения» небольших подробностей (кстати, изучение Хеджеса будет издано в Слушаниях Королевского Общества (Proceedings of the Royal Society A: Mathematical, Physical and Engineering Sciences).

Мелкий (чуть больше сантиметра) фрагмент древней карты Поркаччи, показывающий исчезновение подробностей изображений на более позднем издании, разрешивший начертить линию старения для данного клише (иллюстрация с сайта live.psu.edu).

Потом в дело вступила статистика, продемонстрировавшая, как эти недостатки распределены во времени.

Так и оказалось: в случае если, скажем, некая карта имела 10 разрывов в линиях и датировалась 1550 годом; а второй оттиск той же карты имел 20 разрывов и был напечатан в 1560-м, то средняя скорость старения клише составляла 1 разрыв в год.

В случае если третий оттиск той же карты, с неизвестной датой выпуска, но от того же самого издателя имел 30 разрывов — возможно было с уверенностью высказать предположение, что напечатан он был в 1570-м.

Принципиально важно подчернуть, что биолог надёжно установил: ухудшение состояния клише происходило вне всякой связи с числом оттисков, выполненных на нём.

Другими словами, не от тиража оно (ухудшение изображения) зависело, а только от старения дерева (при с досками). А при печати с металла: от утончения гравированных линий, позванного эрозией бронзовой поверхности, происходившей из-за кислот в воздухе. Плюс на состояние бронзовой пластины воздействовало периодическое удаление накопленного коррозионного материала, при периодической полировке пластин.

Примечательно, что отысканная биологом, по анализу отпечатков, норма деградации бронзовых пластин в 1-2 микрометра каждый год, прекрасно соотносится с известным темпом для атмосферной коррозии меди.

Хеджес уже применил собственный способ для определения даты выпуска горячо обсуждавшегося атласа Бордоне (Bordone) — «Isolario». Для трёх его выпусков (напечатанных с древесного клише) дата была известна: 1528, 1534 и 1547 годы. Но существует и четвёртое издание, дата выхода в свет которого обсуждалась экспертами аж 200 лет кряду, с оценками в пределах от 1537 до 1570 года.

Для калибровки шкалы старения Хеджес проанализировал на компьютере 23 копии данной книги, содержавших 112 различных оттисков любая.

Наряду с этим изобретатель способа высчитал для этого атласа двое «Печатных часов». Одни — по самим картам, а вторые — по так называемой марке издателя, мелкому изображению, оттискиваемому на первой странице всех книг от данного мастера. «Я был поражен, что эти два свободных способа дали мне совершенно верно одну и ту же дату», — заявил Хеджес.

Среди изученных работ были и цветные оттиски – репродукции картин, выполнявшиеся путём печати с нескольких досок. Но компьютер трудился только с «чёрно-белыми» данными (фото с сайта sciam.com).

Это, к слову, свидетельствует, что сейчас возможно установить кроме того дату выхода книги, напечатанной только в один раз, в случае если сравнить состояние её марки издателя, с той же маркой, напечатанной на вторых книгах того же мастера, но относящихся к второму времени.

Итог же расследования по атласу Бордоне был таков: дата обсуждаемого выпуска — середина февраля 1565-го, плюс-минус 1,3 года, что светло показывает: данный выпуск — вправду четвёртый и последний. Он так как содержал 550 разрывов в линиях на картах, против 300 у выпуска номер 3.

Данный же способ биолог применил, дабы вычислить сутки, в то время, когда в древесной доске не было никаких недостатков, другими словами — в то время, когда мастер вырезал её. Оказалась, на первый взгляд, необычная вещь — доску создали за 10 лет до даты первой печати. Но оказалось, что эта дата вырезания, продемонстрированная компьютером, согласуется с историческими записями, каковые помещают данную карту в более раннее десятилетие.

Изучения же бронзовых досок сосредоточились на двух книгах, содержащих древние карты Ямайки, Кубы и Гаити. Одна из книг, от Поркаччи (Porcacchi), была напечатана в шести выпусках в течение более чем пяти десятилетий, начиная с 1572 года; вторая, от Маджини (Magini), была выпущена в трёх выпусках, начавшихся во второй половине 90-ых годов шестнадцатого века.

Все выпуски обеих книг были напечатаны с уникальных бронзовых досок и были неравномерно распределены во времени. Анализ изображений продемонстрировал, что трансформации в качестве печати следовали как раз из хода времени, а не от числа отпечатанных с одной пластины экземпляров либо огромного давления пресса, якобы утончающего пластину.

«Если сравнивать с текущими способами, типа применения отметок уровня воды, „часы печати“ имеют преимущество: определение даты создания оттиска и, в некоторых случаях, уникальных художественных работ (к примеру, вырезанных на древесных досках картинок), а не бумаги», — говорит создатель способа.

Сейчас биолог собирается установить дату печати последовательности экземпляров пьес Шекспира — «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», относящихся приблизительно к началу 1600-х, а, помимо этого, последовательности древних репродукций Рембрандта. Похоже, что в скором будущем интересы учёного, не считая его главной работы в лаборатории эволюционной биологии, выйдут далеко за пределы древних карт Карибского моря.

Интервью с рептилоидкой Ласерта (часть 1)


Темы которые будут Вам интересны: