Граммофон-плуг использует поле вместо винила
Отыскать музыку в пашне – задача не меньше необычная, чем найти её в сошедших с ума телефонах. Но подобные фирмы тщетны только на поверхностный взор стороннего наблюдателя. А для кого-то это один из дорог к воодушевлению, возможно, нужному для чего-то более важного.
А вдруг приём не сработает, это наконец легко радостно.
«Само собой разумеется, имеется более поздние музыкальные воспоминания. Но это произошло, в то время, когда я, 11-летний мальчик, надавил на три белые, пыльные и жирные клавиши С, Е и G где-то в середине отечественного сравнительно не так давно приобретённого пианино. Жизнь изменилась окончательно. В огромном древесном коробке не вибрировали струны: он пел о втором мире. Мире за пределами отечественной тесной гостиной. Он открыл дверь во что-то второе.
Что-то прекрасное. Что-то лучшее. Аккорд затих. Я осознал, что пути назад нет: это был мой мир».
Так обрисовывает собственное приобщение к красивому музыкант, композитор, диджей и продюсер из Стокгольма Олле Корнеер (Olle Corneer). В его биографии имеется много достижений на ниве музыки (в первую очередь электронной), но нам больше занимательны его проекты, смешивающие всё ту же музыку с современным мастерством и мало с изобретательством.
Разумеется, Terrafon – вещь тяжёлая. Но запрягать его в лошадь авторы устройства не стали.
Музыкальный инструмент всё-таки (фото Olle Corneer).
Проект «Урожай» (Harvest), удачно реализованный прошлым летом, — одна из таких необычных работ. Совместно с Мартином Любке (Martin Lubcke), физиком и музыкантом-теоретиком, Корнеер выстроил Terrafon – огромных размеров граммофон, в котором роль тонарма выполняет особый «звукоснимающий» плуг.
Дорожка для для того чтобы инструмента – сама почва. А приводить его в перемещение, по плану авторов, направляться только людской тягловой силой, и обязательно с музыкальным слухом.
В противном случае как растолковать, что опробования «Террафона» Олле доверил церковному хору Алунды (Alunda), ведомому кантором Яном Хельгреном (Jan Hallgren). Где-то на севере исторической провинции Уппланд одетые уж через чур строго хористы извлекли первые ужасные звуки из поля.
Одежда хористов мало подходит для прогулки по полю, а уж с учётом трудной работы и подавно. Но эти костюмы всецело соответствуют торжественности (и комичности) момента – никто ещё не догадывался, что пашню возможно проиграть как грампластинку (фото Olle Corneer).
Урожай, снятый церковным хором, был представлен на фестивале электронной музыки Volt в Упсале. Как и ещё одна работа, выполненная кроме этого в соавторстве с Любке, при помощи последовательности программистов.
В этом случае звуки генерировались «музыкальными бактериями», программами, заложенными в пара мобильников iPhone. Суть программы был несложен: услышав систематично повторяющийся звук извне, телефон должен был его запомнить и начать подпевать, другими словами копировать услышанное, стараясь попадать в ритм.
«Стайка» телефонов с этими программами по окончании «затравки» – хлопков руками либо маленькой фразы, сказанной вслух, — начинала подстраиваться приятель под приятеля, создавая что-то наподобие хора. Наряду с этим в следствии появлялось звучание, иногда и в самом деле мало музыкальное, которое мало было похожим начальный пример.
Эта работа именуется Public Epidemic No 1. И она есть эволюцией давешнего проекта Олле и Любке – «Бактериальный оркестр» (Bacterial Orchestra). В нём же для обрисованного выше результата употреблялись не телефоны, а просто собранное «железо». Любая «бактерия» либо «клетка» представляла собой комплект из колонок, управляющего и микрофона компьютера.
«Бактериальный оркестр» стартовал в 2006 году, успев поездить по последовательности государств, перед тем как трансформировался в «Эпидемию».
Bacterial Orchestra заметили Берлин, Берген, Стокгольм, Сан-Паулу и ряд других городов (фотографии с сайта bacterialorchestra.com).
Авторы нового варианта инсталляции радуются находке: сейчас, дескать, для живущего независимой судьбой виртуального оркестра не требуется городить особое оборудование – достаточно софт на телефоны присутствующих.
Наряду с этим, потому, что никакого центрального звена тут нет, число мобильников не ограничено. Согласовывая собственное «пение» лишь на слух, они, по образному выражению создателей совокупности, формируют музыкальный организм. Эволюционирующий к тому же.
В случае если одна из клеток не хорошо справляется со собственными обязанностями (не попадает в ритм, или около неё – через чур шумно либо через чур негромко), она «умирает», программа «мутации» корректирует софт, меняя в нём последовательность параметров, и с новой «ДНК» «звуковая клетка» снова начинает прислушиваться к собственному окружению.
Создатели «Эпидемии» говорят, что за несерьёзным на вид софтом кроются последствия зубодробительных изучений в области теории хаоса, самоорганизующихся нейронных сетей и систем (кадр с сайта bacterialorchestra.com).
Цель Олле – «мировая звуковая пандемия», распространяющаяся через популярные телефоны. А вдруг серьёзно, музыкант новые методы самовыражения. Так же, как ищет фон, настрой, что помог бы создавать новые музыкальные произведения, в этом случае уже в полной мере простые.
Для этого Корнер кроме того запустил ещё один проект — Trying to Find the Music. Это онлайн-ежедневник творческих мук. Он выставляет напоказ «промежуточные результаты» на протяжении произведения новых мелодий.
Отражает поиск воодушевления в окружающих человека вещах, природе, людях и сохраняет для слушателей любой перебор неудачных нот.
Тут композиторы сродни поэтам. «В то время, когда б вы знали, из Тысячи тонн» и «какого сора словесной руды» — не забывайте, само собой разумеется? У Олле всё то же самое, лишь оцифрованное и упакованное в недра сервера.
Вот 21 июля 2009-го солнышко светило, настроение было хорошее, и появляется бодрая такая мелодия «090721» (на сайте проекта вы её легко отыщете по «календарю», номера отрывков – это даты). А на следующий сутки, допустим, настроение и дождь — ни к линии, и рождается что-то ну такое невразумительное – опус «090722».
Свежее важное начинание Олле – Super Viral Brothers – дуэт с Энтони Майллсом (Anthony Mills). Внизу: ранее Корнеер был известен под псевдонимом Dibaba (это его соло-проект в стиле хаус/техно) и как участник группы Dada Life – это совместная его работа со Стефаном Энгбломом (Stefan Engblom) (фотографии с сайтов ollecorneer.com, rooklynzoombc.blogspot.com).
Имеется у шведа опыты с записью голоса и каких-то шумов, имеется фрагменты мелодичные и нарочито диссонирующие, имеется композиции в различных стилях, переделки чего-то. Это вправду поиск у всех на глазах и отражение переживаний музыканта, изменяющихся каждый день. Скажем, весьма интересно сравнить две соседние майские мелодии: 090518 и 090519.
Как раз в предисловии к Trying to Find the Music Олле и вспоминает собственное первое знакомство с фортепиано. В этот самый момент же подводит читателя к нынешним своим опытам. И делается светло, из-за чего достаточно юный, кстати, музыкант мечется между произведением мелодий построением безумных и традиционным образом инсталляций.
Это потрясающее мироощущение, это острая необходимость успеть создать что-то новое.
«Прошли годы. Сейчас они ощущают, что я уже подошёл к концу. Но я не готов покинуть данный мир, легко медлительно угаснув.
Я обязан постараться отыскать дорогу обратно.
Это одна из многих попыток. Ежедневно я буду писать музыку. Это возможно мелодия, звуки, аккорды, песни, оперы. Что угодно.
Поразмыслите об этом сайте как о гарантии того, что я продолжу перемещение. Я пробую отыскать музыку (опять)».