Изготовление трафаретов и монограмм
Для маркировки разных видов тары (бочек, коробок, тюков и многих вторых предметов) используются буквенные и цифровые трафареты, воображающие собой железный лист толщиной 0,2—0,3 мм с вырезанными в нем символами либо текстом (рис. 1, а).
Рис. 1. Трафареты без перемычек (а) и с перемычками (б)
Трафареты изготовляют из узкой листовой бронзы, цинка, оцинкованного железа, но значительно чаще из белой жести. Белая жесть не ржавеет, прекрасно обрабатывается любым механическим методом и рихтуется. Для нанесения знаков на трафаретах используют четыре главных метода: выпиливание лобзиком, вырубка зубильцами разных профилей, ручное и машинное на фрезерном станке с пантографом гравирование.
Выпиливание трафаретов. По этому методу изготовление производится следующим образом. Из листовой белой жести вырезают заготовку формы и нужного размера. После этого так же, как это делают при гравировании, наносят нужный текст. Буквы нарисованного шрифта обводят шпицштихелем для сохранения контура при выпиливании.
Рисунок знаков и шрифтов для трафаретов значительно отличается от простых знаков, употребляемых в гравировании. В трафаретах буквы вырезаются полностью, исходя из этого такие буквы, как О, В, Б, Ф и другие, подобные им, смогут не оказаться вовсе, поскольку ничем не закрепленная середина этих букв вываливается. Чтобы этого не случилось, их рисуют и вырезают, оставляя в них особые перемычки, как это продемонстрировано на рис. 1, б.
В то время, когда разметка закончена, нужно в каждом замкнутом контуре буквы просверлить отверстие диаметром 1—1,5 мм для ввода пилки лобзика. Число отверстий в каждой букве зависит от того, на какое количество частей она поделена перемычками, и определяется формой самой буквы. По окончании сверления всех отверстий приступают к выпиливанию букв по частям.
Наряду с этим нужно пристально смотреть за правильностью направления пилки по размеченным линиям цифр и букв. Выпилив первую цифру либо букву, освобождают пилку лобзика, вынимают ее из законченной вырезки и вставляют в отверстие следующей для продолжения операции. Последовательно буква за буквой выпиливают целый текст, по окончании чего трафарет рихтуют на ровной плите и зачищают наждачной бумагой края обрезов.
На одном из краев трафарета загибают узкую полосу под углом 90°, чтобы на протяжении маркировки было комфортно держать его в руке.
Вырубка трафаретов. Для вырубки трафаретов нужно иметь комплект зубильцев размеров и различных профилей. Лезвия зубильцев должны быть остро заточены. Для ускорения вырубки букв зубильца делают время от времени двойными, в следствии чего с одного удара металл прорубают сходу в двух местах. Использование таких зубильцев очень целесообразно, поскольку при их применении вырубленные буквы получаются с однообразной шириной штриха. Текст рисуют и размечают равно как и для выпиливания.
В этом случае нет необходимости сверлить отверстия под пилку, и к вырубке приступают сразу после разметки. Зубильце прикладывают к линии размеченной буквы и ударами молотка по его затылку (с перестановкой по окончании каждого удара на протяжении линии контура) вырубают букву. Так вырубают целый текст.
По окончании окончания вырубки оказавшиеся на краях подробности заусенцы зачищаются наждачной бумагой и надфилями, и трафарет подвергается рихтовке. Вырубленные трафареты существенно тяжелее рихтовать, чем выпиленные, поскольку при эхом методе жесть посильнее деформируется. Вырубку трафаретов направляться советовать в тех случаях, в то время, когда текст маленькой, а трафарет изготовлен из узкого материала.
В случае если в трафарете большое количество слов и находятся они на близком расстоянии друг от друга, то оптимальнееизготовлять его способом выпиливания, при котором практически нет необходимости в последующей рихтовке.
Гравирование трафаретов. Изготовление трафаретов способом гравирования вручную содержится в том, что по окончании разметки текста заготовку закрепляют на доске и при помощи спицшти-хеля гравируют линии контура знаков. Глубина гравированной линии должна быть близка к толщине страницы, и, в то время, когда гравирование текста трафарета закончено, части букв, подлежещие удалению, должны легко отрываться при маленьком нажиме.
Таковой метод по сравнению х первыми двумя есть более производительным, уровень качества работы — более высоким, и трафарет получается практически ровный, не требующий рихтовки.
Но самоё совершенным и производительным будет процесс изготовления трафаретов посредством копировально-фрезерного станка с пантографом. Наряду с этим методе не нужно таковой детальной разметки листового металла, как это необходимо в первых трех случаях. направляться произвести только разметку, показывающую расстояние и расположение строк их приятель от,приятеля.
Процесс изготовления трафаретов содержится в следующем. Размеченный лист белой жести устанавливают на пластину из мягкого материала (гетинакс, плексиглас и т. д.), положенную на рабочий стол станка, закрепляют и создают сквозное фрезерование по линиям вырезок. Мягкая подкладка под трафаретом нужна для предохранения от повреждения поверхности рабочего стола станка при фрезеровании вращающимся резцом-фрезой.
Надобность в разметке каждой из букв отпадает, поскольку фрезерование трафаретов производится конкретно по комплекту буквенных либо цифровых шаблонов, используемых при простом гравировании. В соответствии с чертежу и с учетом размера букв шаблонов, плечи пантографа настраивают в нужном масштабе и набирают текст нужной строки с .последующим закреплением ее на копирном столе станка.
Проверив правильность настройки станка, буквенных шаблонов и закрепления детали, приступают к фрезерованию на просвет. Наряду с этим перемычки у букв получаются в следствии подъёма резца и своевременного опускания в шпинделе одновременных задержек и пантографа копировального пальца в нужных местах.
Рис. 2. Последовательность изготовления монограммы
При ручном гравировании отпадает необходимость в рихтовке, в правке и расходе пилочек зубильцев, поскольку целый процесс производится только одним шпицштихелем. Практика изготовления трафаретов машинным методом (на копировально-фре-зерном станке с пантографом) дала весьма прекрасные результаты, в особенности при нанесении знаков с маленькой высотой.
При фрезеровании на просвет металл не подвергается деформациям и напряжениям, благодаря чего изделия по окончании изготовления не нуждаются в рихтовке. К тому же наряду с этим методе нет необходимости создавать трудоемкую разметку текста, нужную при первых трех методах.
Недочётом изготовления трафаретов на станке с пантографом есть то, что в переходах линий прорези (особенно в острых углах) получаются скругления от вращающегося инструмента. Для получения острых углов требуется их дополнительная опиловка.
Монограммы. Монограммы являются переплетениемДвух либо нескольких фигурных букв’ в разных вариантах. В создании красивых художественных монограмм не существует особых указаний и правил по их компоновке.
Исполнение самые удачных переплетений букв в рисунке зависит от мастерства и вкуса живописца.
Монограммы в большинстве случаев гравируют на сплавах цветных либо драгоценных металлов; значительно чаще для данной цели берут латунь, сплавы серебра либо золота. Сперва подготовляют железную пластинку нужной величины толщиной от 0,5 до 1 мм. Переводят на нее рисунок монограммы и создают разметку.
Во всех внутренних просветах будущей монограммы сверлят отверстия диаметром 1 мм для пропуска пилочки, по окончании чего лобзиком выпиливают просветы (соответственно разметке), а после этого — монограмму по наружному контуру, чем и заканчивается изготовление так именуемого скелета монограммы (рис. 2, а). Переходят ко второму этапу — полировке «скелета». По окончании закрепления его сургучом на древесной колодке гравируют подробности монограммы штихелями, придавая им вид переплетения (рис.
2, б). Завершающим этапом работы есть украшение монограммы другими элементами и всевозможными штрихами, каковые выделяют каждую букву в монограмме, как продемонстрировано на рис. 2, в. По окончании гравирования к обратной стороне монограммы припаивают штифты для ее закрепления.
—
Для маркировки разных видов тары (бочек, коробок, тюков и многих вторых предметов) используют буквенные и цифровые трафареты, воображающие собой железный лист толщиной 0,2—0,3 мм с вырезанными в нем символами либо текстом (рис. 28, а).
Трафареты. Их изготовляют из узкой листовой бронзы, цинка, оцинкованного железа, но значительно чаще из белой жести. Белая жесть не ржавеет, прекрасно обрабатывается любым механическим методом и рихтуется.
Для изготовления трафаретов используют четыре главных метода: выпиливание лобзиком, вырубку зубильцами разных профилей, ручное и машинное гравированиена граверном станке с пантографом.
Выпиливание трафаретов. Производится оно следующим образом. Из листовой белой жести вырезают заготовку формы и нужного размера. После этого так же, как это делают для гравирования, наносят нужный текст. Нарисованные буквы обводят шпицштихелем для сохранения контура при выпиливании. Рисунок знаков и шрифтов для трафаретов значительно отличается от рисунка простых знаков, употребляемых в гравировании.
В трафаретах буквы вырезаются полностью, исходя из этого такие буквы, как О, В, Б, Ф и другие, подобные им, смогут не оказаться вовсе, поскольку ничем не закрепленная середина этих букв будет вываливаться. Дабы этого не случилось, их рисуют и вырезают, оставляя в них особые перемычки.
Рис. 3. Трафареты
В то время, когда разметка закончена, нужно в каждом замкнутом контуре буквы просверлить отверстие диаметром 1 —1,5 мм для ввода пилки лобзика. Количество отверстий в каждой букве зависит от того, на какое количество частей она поделена перемычками, и определяется формой самой буквы. По окончании сверления всех отверстий приступают к выпиливанию букв по частям. Выпиливая, нужно пристально смотреть за правильностью направления пилки по размеченным линиям букв либо цифр.
Выпилив первую часть символа, освобождают пилку лобзика, вынимают ее из законченной вырезки и вставляют в отверстие следующей вырезки для продолжения выпиливания. Последовательно, буква за буквой выпиливают целый текст, по окончании чего трафарет рихтуют на ровной плите и зачищают наждачной бумагой края обрезов. Узкую полосу на одном из краев трафарета загибают под углом 90° чтобы на протяжении маркировки было комфортно держать его в руке.
Вырубка трафаретов. Для вырубки трафаретов нужно иметь комплект зубильцев размеров и различных профилей. Лезвия зубильцев должны быть весьма остро заточены.
Для ускорения вырубки букв зубильца делают ииогда двойными, в следствии чего с одного удара металл прорубают сходу в двух местах. Использование таких зубильцев очень целесообразно, поскольку при их применении вырубленные буквы получаются с однообразной шириной штриха. Текст рисуют и размечают равно как и для выпиливания.
В этом случае не требуется сверлить отверстия под пилку, и к вырубке приступают сразу же по окончании разметки. Зубильце прикладывают к линии размеченной буквы и ударами молотка по его затылку (с перестановкой по окончании каждого удара на протяжении линии контура) вырубают букву. Так вырубают целый текст.
По окончании окончания вырубки оказавшиеся на краях рубки заусенцы зачищают наждачной бумагой и надфилями и трафарет рихтуют. Вырубленные трафареты существенно тяжелее рихтовать, чем выпиленные, поскольку наряду с этим методе жесть посильнее деформируется. Вырубку трафаретов направляться советовать в тех случаях, в то время, когда текст маленькой, а трафарет изготовляют из узкого материала.
В случае если в трафарете большое количество слов и находятся они близко друг от друга, то оптимальнееиспользовать способ выпиливания, при котором практически не нужна последующая рихтовка.
Гравирование трафаретов. Изготовление трафаретов ручным гравированием содержится в том, что по окончании разметки текста заготовку закрепляют на доске и при помощи шпицштихеля гравируют линии контура знаков. Глубина гравированной линии должна быть близка к толщине страницы, и в то время, когда гравирование текста трафарета закончено, части буквы, подлежащие удалению, легко отрываются при маленьком нажиме.
Таковой метод изготовления трафаретов если сравнивать с первыми двумя есть более производительным, уровень качества изготовления более высоким, и трафарет получается практически ровный, не требующий рихтовки.
Но самые совершенным и производительным процессом есть машинное гравирование трафаретов. Наряду с этим методе не нужно таковой детальной разметки листового металла, как это необходимо в первых трех случаях. направляться произвести только разметку, показывающую расстояние и расположение строк между ними.
Изготовление трафаретов при помощи станка с пантографом содержится в следующем. Размеченную заготовку устанавливают на пластину из мягкого материала (гетинакс, плексиглас и т. д.), положенную на рабочий стол станка, закрепляют и создают сквозное фрезерование (гравирование) по линиям вырезок. Мягкая прокладка под трафаретом нужна для предохранения от повреждений рабочего стола станка при фрезеровании вращающимся резцом-фрезой.
Необходимость в разметке каждой буквы отпадает, поскольку фрезерование трафарета производится конкретно по комплекту буквенных либо цифровых шаблонов. В соответствии с чертежу и с учетом букв шаблонов плечи пантографа настраивают в нужном масштабе, набирают текст нужной строки и закрепляют ее на копирном столе станка. Проверив правильность настройки станка, буквенных шаблонов и закрепления детали, приступают к фрезерованию на просвет.
Наряду с этим перемычки у букв получаются в следствии подъёма резца и своевременного опускания в шпинделе одновременных задержек и пантографа копировального пальца в нужных местах.
Любой из четырех способов изготовления трафаретов имеет недостатки и свои достоинства. К примеру, при выпиливании трафаретов не нужна трудоемкая рихтовка, но расходуется большое количество пилочек для лобзика. Вырубкой трафаретов достигается громадная экономия рабочего времени если сравнивать с выпиловкой, но из-за большой деформации трафарета появляется необходимость в рихтовке.
При ручном гравировании трафаретов отпадает необходимость в рихтовке, в правке и расходе пилочек зубильцев, поскольку целый процесс производится только одним шпицштихелем.
Практика изготовления трафаретов машинным методом (на станке с пантографом) дала весьма прекрасные результаты, в особенности при изготовлении трафаретов с маленькой высотой знаков. При фрезеровании на просвет металл не подвергается деформациям и напряжениям, благодаря чего трафарет по окончании изготовления не испытывает недостаток в рихтовке, и нет необходимости создавать трудоемкую разметку текста.
Недочётом изготовления трафаретов на станке с пантографом есть то, что в переходах линий прорези (особенно в острых углах) получаются скругле-ния от вращающегося инструмента. Для получения острых углов требуется их дополнительная опиловка.
Монограммы. Монограммы представляют собой переплетения двух либо нескольких фигурных букв в разных вариантах. указаний и Специальных правил по компоновке букв при создании красивых художественных монограмм нет.
Исполнение успешных либо неудачных переплетений букв в рисунке всецело зависит от мастерства и вкуса живописца.
Монограммы в большинстве случаев гравируют на сплавах цветных либо драгоценных металлов; значительно чаще для данной цели берут латунь, сплавы серебра либо золота. Сперва подготовляют железную пластинку нужного размера толщиной 0,5—1 мм, переводят на нее рисунок монограммы и создают разметку.
Во всех внутренних просветах будущей монограммы сверлят отверстия диаметром 1 мм для пропуска пилочки, по окончании чего лобзиком выпиливают просветы (соответственно разметке), а после этого выпиливают монограмму и по наружному контуру. Этим заканчивается изготовление так именуемого «скелета» монограммы. Вторым этапом изготовления монограммы есть полировка «скелета».
По окончании закрепления его сургучом на древесной колодке гравируют штихелями пересечения букв и места переплетения монограммы. Завершающим этапом работы есть украшение монограммы другими элементами и всевозможными штрихами, каковые выделяют каждую букву в монограмме, как продемонстрировано на рис. 4, в. По окончании гравирования к обратной стороне монограммы припаивают штифты для ее закрепления.
Рис. 4. Изготовление монограммы