Изменения в валютном законодательстве. первые впечатления

Изменения в валютном законодательстве. первые впечатления

Обзор трансформаций, вносимых Законом от 18.07.2005 г. № 90-ФЗ в Закон О валютном регулировании и валютном контроле от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. // Роман Мозговой. Специально для Банкир.Ру.

20 июля были обнародованы трансформации в закон О валютном регулировании и валютном контроле. Это самые большие правки, вносимые в Закон с момента его принятия в декабре 2003-го и вступления в силу главных его положений в июне 2004-го. В течение года его полноценного действия их клиенты и банки накопили достаточно практического опыта в проведении валютных операций, регулируемых новым валютным законодательством.

За это же время выявились не сильный места и явные нестыковки Закона с жизненными реалиями, что и потребовало внесения больших поправок в его действующую редакцию. Нужно подчернуть, что Закон от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ О внесении трансформаций в кое-какие законы РФ вносит кроме этого трансформации в Таможенный и Налоговый кодексы, Закон О налоговых органах РФ и ряд других законов. Но, эти трансформации носят, скорее, косметический темперамент, в отличие от значительных поправок в закон О валютном регулировании и валютном контроле.

Ниже представлен обзор новых моментов, каковые привнесены в валютноезаконодательство.

 I . переводы и Расчёты

 1. Предусмотрена возможность введения спецсчета и (либо) резервирования по ранее проводимой без ограничений между нерезидентами лицами — и физическими резидентами валютной операции с внешними ценными бумагами на сумму до $ 150 000 в год (ст.8 ч.9).

2. Расширен список валютных операций между резидентами, проводимых без ограничений (ст.9 ч.1):

–         операции со всеми внешними ценными бумагами через ОРЦБ (а не только с бумагами, выпущенными от имени РФ, как сейчас) (п.5);

–         физическим лицам-резидентам кроме этого дано совершать операции между собой с внешними ценными бумагами (до этого такое право имели лишь юридические лица) (п.6);

–         осуществление выплат по внешним полезным бумагам (не считая векселей) (п.8);

–         возврат и выплата командировочных (п.9 – наконец-то устранено упущение начальной редакции Закона);

–         бюджетные платежи (п.10);

–         операции дипломатических ведомств (п.11);

–         переводы одних физических лиц-резидентов вторым физическим лицам-резидентам за границу в пределах $ 5000 в сутки (п.12 – устранена коллизия, в то время, когда не было возможности установить статус получателя, с выходом данного трансформации этого и не нужно; но такая же неприятность остается при переводах со счета физического лица-резидента на сумму более чем $ 5 000);

–         переводы одних физических лиц-резидентов вторым физическим лицам-резидентам из зарубежа, без ограничения суммы (п.13 – в продолжение п.12);

–         оплата работникам, чья работа имеет разъездной темперамент за пределами РФ (п.14);

–         прописана возможность совершения операций доверительными управляющими (п.15).

3. Установлено, что форму уведомления об открытии счета за границей устанавливает ФНС (ст.12 ч.2).

4.   Установлено требование информирования ФНС о закрытии резидентами квитанций за границей, не попадающих под ч.1 ст.12 (т.е. все рублевые квитанции за рубежом, и все счета – в инвалюте и рублях – в государствах, не входящих в ОСЭР либо ФАТФ). Форму уведомления разрабатывает ФНС (ст.12 ч.3).

5. Не запрещаеться средства, перечисляемые в соответствии с пп.10-12 ч.1 ст.9 (расчеты резидент-резидент: бюджетные и дипломатические платежи, и переводы физик — физик) зачислять на квитанции резидентов-получателей за рубежом (ст.12 ч.5).

6. На счета резидентов, открытые в государствах ОСЭР либо ФАТФ дано перечислять кредитные средства в инвалюте, полученные от нерезидентов (ст.12 ч.5):

–         являющихся агентами кабинетов министров зарубежных стран;

–         резидентов стран — участников ОЭСР либо ФАТФ по кредитным соглашениям на срок более чем двух лет.

7. Юридическим лицам-резидентам разрешено право осуществлять со собственных квитанций, открытых за рубежом, следующие расчеты с резидентами (ранее такие расчеты были запрещены) (ст.12 ч.6.1):

–         выплата заработной плата сотрудникам дипломатических международных организаций и учреждений (п.1);

–         выплата заработной плата сотрудникам зарубежного представительства юридических лица (п.2);

–         оплата затрат по командированию сотрудников в вышеуказанные зарубежные представительства/учреждения (п.3);

–         бюджетные и дипломатические платежи (п.4).

8. Юридическим лицам-резидентам дано рассчитываться наличными рублями с нерезидентами в розничной торговле, и при оказании одолжений населению (ст.14 ч.2 – устранена преграда для расчетов с физиками-нерезидентами в рублях по розничным операциям, что само по себе было нонсенсом).

9. Юридическим лицам-резидентам дано рассчитываться наличными валютой и рублями за обслуживание зарубежных воздушных и морских судов, и оплачивать портовыесборы (ст.14 ч.2).

10. Подвергнут редакции п.5 ч.3 ст.14 – сейчас в установленном Банком России порядке физикам-нерезидентам без открытия счета возможно не только отправлять переводы за границу, но и приобретать их (независимо – из зарубежа либо по РФ).

11. Физическим лицам-резидентам дано рассчитываться наличной инвалютой в магазинах свободной торговли, а также в международных транспортных средствах (ст.14 ч.3 п.7 – узаконено то, что происходило де-факто и в целом не противоречило сущности валютного законодательства).

 II .Ввоз / вывоз

12. Положение о возе валютных сокровищ в Российской Федерации дополнено разрешением (кроме этого без ограничений) на ввоз валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Кроме этого раздельно выделены дорожные чеки (позиция, приводившая к неоднозначному толкованию). При ввозе нерезидентами лицами (и физическими резидентами) в Российской Федерации сокровищ общей стоимостью ( валюта + рубли + дорожные чеки + внешние и внутренние акции) более чем $ 10 000 эти сокровища подлежат обязательному декларированию (ст.15 ч.1).

Ранее в соответствии с Законом декларировалась лишь иностраннаявалюта и внешние акции.

13. Право нерезидентов и (физических лиц резидентов) вывозить инвалюту и внешние акции в пределах их задекларированного ввоза распространено на рубли, дорожные чеки и внутренние акции (ст.15 ч.2).

14. Правила вывоза физическими лицами инвалюты, установленные ч.3 ст.15 распространены на рубли, причем при расчете предельной суммы вывоза/декларирования ($ 10 000 / $ 3 000) рубли и валюта суммируются.

15. Введена дополнительная часть о вывозе физическими лицами дорожных чеков (ч.3.1 ст.15).Сумма вывоза не ограничена (данный вопрос много раз дискутировался на форуме), установлено только требование об необходимом их декларировании при вывозе более чем $ 10 000.

16. Обязанность декларирования вывозимых сокровищ, не указанная в частях 2, 3 и 3.1 (практически – обязанность юрлиц) распространена на рубли, дорожные чеки и внутренние акции (ст.15 ч.4).

17. Исключена часть (5, ст.15), относящая установление порядка ввоза, пересылки и вывоза валюты РФ и внутренних ценных бумаг к компетенции Правительства и устанавливавшая возможность введения требования о предварительной регистрации аналогичных операций.

18. Установлен порядок пересчета ввозимых и вывозимых сокровищ в доллары США США по официальному курсу на сутки декларирования, наряду с этим для ценных бумаг за базу расчета берется (новая ч.5 ст.15):

–         по эмиссионным полезным бумагам – их стоимость по номиналу;

–         по вторым бумагам – сумма в соответствующей валюте, право на получение которой указанная полезная бумага удостоверяет.

 III . Резервирование и предварительнаярегистрация

 19. В ч.5 ст.16 уточнен порядок внесения резервирования до момента проведения операции. Сейчас это звучит как до осуществления валютной операции, до списания со особого счета либо до зачисления на особый счет денежных средств, внутренних и (либо) внешних ценных бумаг. Наряду с этим расширен список операций, каковые затрагивает данное требование за счет тех, по которым допускалось резервирование по окончании совершения валютной операции:

–         ч.7 ст.7 осталась без трансформации;

–         к ч.5 ст.8 прибавилась ч.6: дополнительно в данный список попали операции:

А. Резидентов:

§          получения кредитов от нерезидентов в инвалюте (п.2 ч.2 ст.8 – ранее эта операция не попадала в список операций, подлежащих предварительному резервированию);

§          с внешними ценными бумагами (п.3 ч.2 ст.8 и его перевертыш – п.3 ч.3 ст.8, – как и следующая операция, эта ранее попадала в этот перечень);

§          небанковские операции кредитных организаций (п.5 ч.2 ст.8).

Б. Нерезидентов:

§          с внешними ценными бумагами (тот же п.3 ч.2 ст.8 / п.3 ч.3 ст.8, – в отличие от следующих операций ранее попадала в этот список);

§          предоставления резидентам кредитов в рублях (п.2 ч.3 ст.8 – ранее эта и следующая операции подлежали резервированию в один момент с их проведением);

§          с внутренними ц/б (п.5 ч.3 ст.8).

–         ч.3 ст.11 (раньше – лишь п.2 данной части);

–         ч.4 ст.12 – как и было;

–         ч.5 ст.13 (раньше – п.1 ч.5 ст.13);

–         ч.5 ст.14 (раньше – п.1 ч.5 ст.14).

Так, по ст.11, 13 и 14 дополнительно предусмотрен предварительный порядок резервирования при установления требования о резервировании 20 % суммы на срок до года и более. Не говорит ли это о том, что направляться ожидать появления новых нормативных актов по резервированию?

20. Исключена ч.6 ст.16 – именно та, где устанавливался порядок резервирования в сутки осуществления валютной операции.

21. Незначительно уточнен порядок совершения операций впериод действия резервирования (ч.7 ст.16).

22. Предусмотрен порядок возврата сумм резервирования при ликвидации либо реструкуризации банка, через что осуществлялось их внесение (ст.16 ч.9).

23. Предусмотрен досрочныйвозврат суммы резервирования при ее ошибочного внесения (ст.16 ч.12 п.8).

24. Срок досрочного возврата сумм резервирования (Банка России банкам и банками клиентам) увеличен с двух до трех дней (ст.16 ч.13).

25. Из ст.18 последовательно исключены положения о предварительной регистрации ввоза / вывоза / пересылки валюты РФ и внутренних ценных бумаг (ст.18 чч.1, 2, 4, 7).

26. Предварительнаярегистрация открытия счета за рубежом отнесена к компетенции ФНС (ст.18 ч.6).

 IV . Другие трансформации

27. Расписаны случаи исключения из требования о репатриации валютной выручки резидентами, которые связаны с зачетом обоюдных требований. Дополнительно к предусмотренным Законом операциям зачета у организаций и транспортных организаций, занимающихся рыбным промыслом, добавлены случаи зачета в перестраховочной деятельности (ст.19 ч.2 пп.4, 5).

28. Из списка агентов валютного контроля исключены территориальные органы федеральных органов аккуратной власти, являющихся органами валютного контроля и добавлены налоговые органы (ст.22 ч.3). Соответствующие правки внесены по тексту Закона (ст.22 ч.6, ст.23 ч.6).

29. Принято, что разрешения на совершение операций иоткрытие квитанций, выданные до вступления в силу Закона и срок действия которых не установлен, действуют до 1 января 2007 г. (ст.28 ч.8).

30. Предусмотрен порядок необязательного отказа резидента от предоставленного ему до вступления в силу Закона разрешения (ст.28 ч.9). Обрисован порядок действий резидента по окончании аннуляции таких разрешений (ст.28 п.10).

 Как возможно подметить, внесенные трансформации носят чисто практический темперамент и не изменяют ни сути, ни неспециализированной направленности валютного законодательства России на пути к его либерализации. Поправки, которые связаны с порядком расчетов, позваны требованиями, предъявляемыми бизнесом к проведению валютных операций. Они в полной мере логичны, объяснимы и необходимость их внесения всегда обсуждалась в течение последнего года.

Дополнение к порядку ввоза / вывоза рублей и внутренних ценных бумаг в полной мере объяснимо с позиций объединения в одном законодательном акте процедуры перемещения сокровищ через границу. Трансформации, а правильнее было бы сообщить, чистовая правка предварительной регистрации и порядка резервирования готовят землю для предстоящего смещения выговоров валютного законодательства с позиций контроля на позиции разумного сдерживания.

Так, валютноезаконодательство России развиваетсяи, нужно дать должное, это эволюционное развитие, имеющее под собой базис накопленного опыта и цель – обеспечение условий для полной конвертируемости рубля.

Трансформации в валютном законодательстве


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: