Критерии женской красоты на руси, или кто такие славутницы
То, что критерии красоты всегда меняются с течением времени, – факт общеизвестный. Теперешние представления об совершенных параметрах женского тела и моральных качествах кардинально отличаются от тех требований, каковые выдвигали к девушкам в прошлые столетия. Идеалом, хорошим подражания, в Киевской Руси считались «славутницы» (либо «славницы»). Кто же попадал под это определение?
Классические представления о красоте и о совокупности женских добродетелей в Киевской Руси оставались неизменными в течение столетий. Прежде всего это касается деревенского уклада, сохранившего незыблемость и свою самобытность вплоть до конца XIX в.
В частности, продолжительное время не теряли актуальностипредставления о девичестве и так называемой «славутности».
«Сверхзадачей» любой девушки в Киевской Руси было рождение и замужество детей. Период девичества наступал в 13-14 лет, а в 15-16 лет девочки-дети преобразовывались в зрелых «славутниц». Их главной целью было обучиться нравиться окружающим и стать интересными для мужчин.
По словам И. Шангиной, «в девочке старались воспитать в первую очередь «женство» – уровень качества, благодаря которому она сможет выполнить собственный назначение на земле».
Как пишет И. Шангина, «славутность – сверхсложное понятие, включавшее в себя целый комплект качеств: приятный внешний вид, обаяние, умение прекрасно наряжаться, вести себя правильно, принятым в обществе, и, само собой разумеется, «честное» имя. «Славутность» считалась свойством, которое расцветает вместе с девичеством». Среди главных параметров красоты были крепкое телосложение (дородность), высокая грудь, крутые бедра, круглое лицо, долгая коса. Показавшаяся позднее в дворянской среде мода на субтильных девушек в деревне не прижилась – хрупкое телосложение и бледная кожа воспринимались как показатели заболевания либо физической незрелости.
«Красавами», «красулями» именовали статных, белолицых, румяных, белозубых, чернобровых. Это были не только критерии красоты, но и знаки жизненной энергии и здоровья. Особенную красоту девушке придавали долгие частые волосы, заплетенные в толстую косу, и «нередкая» походка – небольшие шажки с колыханием груди и плавным покачиванием бёдер.
Но внешней красоты было не хватает, дабы именоваться «славутницей». Особенно ценилась «умнота» – умение умно, верно себя вести. Женщина должна была быть доброжелательной, вежливой, скромной, но и в меру раскованной. Дабы поразить будущего мужа и его семью, славутнице надлежало быть учтивой, нежной и послушной.
Наряду с этим излишняя скромность воспринималась так же очень плохо, как и развязность, поскольку дабы нравиться юношам, женщина должна была быть радостной и остроумной, мочь плясать и петь.
Важное условие успеха – безукоризненная репутация. Потеря девственности до свадьбы означала и потерю славутости. Исходя из этого беречь собственную честь и хорошее имя – обязанность каждой юной девушки.
Помимо этого, считалось, что от невинной чистоты зависит здоровье будущего потомства.
Девушки несли ответственность не только за собственное хорошее имя, но и за репутацию всей деревни. Статус русской деревни определялся наличием в ней девушек, о которых по всей округе идет хорошая слава. Чем больше таких «славниц» – тем больше чести всей деревне.
Они в большинстве случаев управляли торжественные гулянья молодежи, занимали почетные места на зимних посиделках, их первыми набирали в хоровод, из них составляли первые пары в кадрили.
Серьёзным качеством славутницы было кроме этого трудолюбие. Девушек учили ткать, шить, прясть, жать, заботиться за скотом, готовить еду, нянчить детей и т.д. Девичьим занятием считалось конопли и выращивание льна, из которых позже приобретали волокно для пряжи.
Популярным занятием среди девушек было вышивание – в случае если славутница умела искусно вышивать, значит, уже готовьсяк замужеству.