Литье древних
Заря металлургии
Человек познакомился с металлом в незапамятные времена. Вначале это была самородная медь, но довольно быстро люди освоили выплавку ее из руды. Древнейшие медные изделия, датируемые VII—VI тысячелетиями до н. э., найдены археологами на территории Анатолии. Спустя тысячелетие медь начинают использовать для мелких поделок в Двуречье.
В V тысячелетии в Египте медными бусинами украшают останки соплеменников. В III—II тысячелетиях в эпоху металла вступили многие народы на огромной территории Европы, Азии и Северной Африки.
Трудно переоценить роль металла в становлении цивилизации. Американский этнолог Генри Льюис Морган писал, что когда варвар научился получать и применять металл, тогда «девять десятых борьбы за цивилизацию было выиграно». Металл способствовал не только техническому — в земледелии, строительстве, ремеслах, но и социальному прогрессу — образование первых государств происходит именно в эпоху раннего металла.
Древнейшие очаги культуры располагались в Двуречье, в долинах Инда, Нила и на Крите. В этих областях успешно развивалось земледелие, высокого уровня достигло развитие ремесел — ткацкого, гончарного и др. К началу III тысячелетия ближневосточные металлурги заменяют чистую медь сплавами — различными бронзами. Есть данные, что древние мастера наряду с ковкой меди применяли литье ее в открытые каменные формы.
Но самостоятельное развитие литейного ремесла начинается со времени использования бронзы. Совершенствуются технические приемы литья, применяются закрытые формы как одногнездовые, так и многогнездовые. Литейщики изготовляют оружие и орудия труда — копья, топоры, скребки, серпы, мотыги, рыболовные крючки. Литые украшения свидетельствуют о высоком уровне не только ремесла, но и искусства.
Золотая голова быка из Ура, отлитая около XXVI в. до н. э., и сейчас вызывает восхищение совершенством исполнения, реализмом изображения и точностью отделки (рис. 1).
Рис. 1. Золотая голова быка из Ура. Древний Шумер, около XXVI в. до н. э.
Мастерам долины Инда (культура Хараппа) уже в III тысячелетии до н. э. было известно литье с применением стержней (для получения отверстий а отливках). К этому времени относится изобретение нового способа литья — по восковой выплавляемой модели. Этот метод получил широкое распространение у всех древних народов и дал толчок развитию художественного литья.
Древ нейшая художественная отливка, полученная литьем по восковой модели,— это бронзовая статуэтка молодой танцовщицы из Мохенджо-Даро. Несмотря на некоторую непропорциональность фигуры, художнику-литейщику удалось передать динамичность позы и жизненную правдивость жестов танцовщицы, создать убедительный реалистический образ.
Рис. 3. «Аполлон из Пьомбино» — древнегреческая скульптура. Начало V в. до н. э.
Рис. 4. Химера. Этрурия, V в. до н. э.
Одними из первых зачинателей статуарного литья следует считать египтян (по-видимому, Древнего Царства). Однако изготовление металлических статуй было там настолько редким и из ряда вон выходящим событием, что об этом составлялись памятные записи. Египтяне предпочитают дерево и камень вплоть до Позднего Царства (VII—VI вв. до н. э.), когда создаются многочисленные литые скульптуры и статуэтки божеств, фараонов, священных животных и т. д. (рис.
2).
Приходят в упадок, гибнут древнейшие цивилизации, а на противоположном берегу Средиземного моря в XIII в. до н. э. на Балканском и Апеннинском полуостровах зарождаются новые очаги культуры, которым суждено было сыграть огромную роль в истории Западной Европы. Древние эллины и этруски явились наследниками великих цивилизаций, впитали лучшие достижения мастеров и художников Египта, Критского государства и малоазиатских народов.
Становление и расцвет Древней Эллады и Этрурии приходятся на период поздней бронзы и начало широкого распространения железа. Литейщикам не нужно было открывать способы обработки металлов, и все свое мастерство они направили на совершенствование искусства изготовления различных изделий. Греческие литые бронзовые украшения и сосуды, оружие, светильники и подставки на протяжении многих веков считаются недосягаемыми образцами совершенства и примерами для подражания в различные периоды истории искусства.
Особое место в жизни эллинов занимала скульптура. Мраморные и бронзовые статуи были неотъемлемой частью храмов, украшали площади, улицы и стадионы. Архаическая скульптура находилась под сильным влиянием египетских канонов. Та же неподвижность форм или же условное изображение движения, та же «архаическая улыбка». Отливки не отличаются тонкостью исполнения и оригинальностью отделки (рис.
3).
Но на рубеже VI—V вв. до н. э. происходят решительные перемены в характере изобразительного искусства. Ваятели и литейщики создают более близкие к жизни образы, реалистичнее изображают человеческую фигуру и ее движение. Скульптура периода высокой классики
выражает возвышенные идеалы, представление о гражданской доблести, о духовном, нравственном и физическом совершенстве свободного эллина, о красоте и гармонии человеческого тела. Прекрасные бронзовые статуи свидетельствуют не только о высоком художественном вкусе древних греков, но и о значительном усовершенствовании способов литья. Создание крупных отливок невозможно силами одних лишь скульпторов.
Для этого требовались литейщики-ваятели, высокоразвитое литейное производство и филигранная техника литья.
Подобно грекам, огромный вклад в сокровищницу европейской культуры внесли этруски— народ, подчинивший своему влиянию в VII—VI вв. до н. э. почти весь Апеннинский полуостров и достигший высокого уровня развития. В частности, в искусстве обработки металлов этруски не имели себе равных в центральном Средиземноморье, а металлические изделия были основными товарами экспорта, способствуя установлению торговых отношений с соседними странами.
Сохранилось много произведений литейного искусства этрусков, о которых они могли по праву говорить: «Полные радости, взирайте на наши деяния…» Музеи Италии и других стран и сейчас пополняются чудесами литейной техники этого замечательного народа. Не так давно при одной из раскопок была обнаружена литая целая бронзовая колесница — творение рук этрусков.
Как и в Греции, в древней Этрурии большое развитие получила скульптура, поскольку искусство скульптурного портрета занимало большое место в похоронном ритуале. Своеобразие этрусского искусства, в том числе и статуарного литья, проявляется в реализме, в умении подчеркнуть характерные детали, что иногда граничит с натурализмом, в сочетании простоты и изысканности. Одним из высших достижений художественного гения этрусков считается бронзовая статуя химеры, относящаяся к V в. до н. э. (рис.
4). Восхищение вызывает не только художественная композиция мифологического существа, но и мастерство, с которым отдельные части скульптуры слиты в единое целое. Достигнуто это благодаря поистине математической точности и совершенству исполнения отливки.
Современное статуарное литье в Западной Европе многим обязано классическим работам эллинских и этрусских мастеров, заложившим основы техники литья современных скульптур.
На земле наших предков
На территории нашей страны эпоха металла началась в трех южных районах: Южной Туркмении (культура Анау), Закавказье (ареал теперешнего Азербайджана, Армении и Грузии), Молдавии и Юго-Западной Украине (трипольская культура). Найденные в Средней Азии и на Кавказе медные изделия довольно развитой формы — ножи, топоры-тесла, булавки, украшения — относятся к V—IV тысячелетиям до н. э. Уже к этому времени древние мастера обладали навыками литья в открытые каменные формы. Изделия из меди трипольской культуры датируются концом IV — началом III тысячелетия.
На огромной территории от Волги до Днепра металлические изделия появились в III тысячелетии до н. э., о чем свидетельствуют находки в катакомбных погребениях. В Закавказье в это время появляется бронза, во II тысячелетии получившая распространение не только в Восточной Европе, но и на территории Казахстана, Западной Сибири и Южного Приуралья, т. е. в степной и лесостепной зоне, занимаемой племенами андроновской и срубной культур. Эти племена имели высокоразвитое литейное ремесло, применяли хоть и каменные, но уже закрытые сложные литейные формы.
Большим достижением древнего литейного производства можно считать изготовление вначале простых, а затем и сравнительно сложных топоров с проушинами. В Закавказье, в центральной части территории СССР и в других местах топоры, как оружие, приобретают вид боевых бердышей.
Почти во всех странах с развитием бронзолитейного дела эволюция литых топоров шла по двум направлениям: улучшались ударные качества за счет изменения формы и соотношения его частей и совершенствовалась техника литья, развивались элементы, присущие художественным отливкам.
Основные типы топоров древности — вислообушные и кельты. Их изготовление требовало высокого уровня литейной техники. Сложная конфигурация отливки и сквозное отверстие у первого вида усложняли устройство разъемных каменных форм. А наличие глубокой полости, литых изображений на наружных поверхностях и неравностенность кельтов (рис.
5) требовали от литейщиков такого же умения и мастерства, как и при изготовлении сложных художественных отливок.
Рис. 5. Один из видов литых топоров — кельт
Пожалуй, еще ближе к художественным отливкам, как по оформлению, так и по приемам литья, литые мечи. Вряд ли можно найти хоть один народ, который, владея мастерством литья, не изготовлял бы бронзовых мечей. Этого требовали и хозяйственные работы, и нужды защиты.
Мечи раньше других бронзовых орудий становятся произведениями искусства. Древние мечи, найденные при археологических раскопках, часто богато инкрустированы серебром, золотом, снабжены замысловатыми рукоятями с литыми узорами, орнаментированными украшениями и сложными изображениями в виде животных, геометрических фигур и др. (рис. 6).
Высокой техникой литья оружия и разнообразием приемов владели мастера Древней Грузии (конец II — начало I тысячелетия). Они совершенствуют каменные формы, устраивают в них газоотводные каналы, применяют формы не только с горизонтальным, но и с вертикальным разъемом, используют глиняные стержни.
Литейщики Закавказья очень любили и умело использовали способ литья по восковым моделям, который зародился здесь еще в III тысячелетии до н. э. и способствовал созданию шедевров литейного искусства. При изготовлении мечей литье по восковым моделям применялось для нанесения рисунка или для получения биметаллических отливок. В мечах, характерных для кобанской культуры (I тысячелетие до н. э.), бронзовая рукоять наливалась на бронзовое лезвие.
Это позволяло клинок меча или кинжала отливать или выковывать из твердых сортов бронзы, а рукояти — из мягкой бронзы с хорошими литейными свойствами и цветом.
Рис. 6. Литые мечи: закавказский (а) и кобанской культуры (б).
Много нового ввели в военное дело скифы, народ, почти тысячу лет населявший Северное Причерноморье на обширной территории от Дона до Дуная. Скифы появились здесь в VIII в. до н. э., и в течение сравнительно небольшого периода (с VII по III в. до н. э.) культура скифских племен достигла необычайного расцвета. Ее воздействие сказалось на культуре племен не только в Восточной Европе, но и далеко за ее пределами, в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.
Древние греческие и римские авторы восторженно писали об искусстве скифских мастеров, особенно высоко оценивая достижения металлургов и кузнецов, в частности оружейников.
Скифы ввели массовую конно-стрелковую тактику и начали применять стрелы с граненым втулчатым наконечником из бронзы. К тому времени во всем мире пользовались двумя основными способами литья — в каменные формы и по восковым моделям. Ни один из этих способов не позволял решить задачу массового производства наконечников. И скифы пошли по совершенно новому пути — применили металлические формы.
Литье в металлические формы — кокили — связано с определенными трудностями и требует достаточно высокой культуры производства. Удивительно то, что в Скифии около двух с половиной тысяч лет назад успешно применили этот способ. Лесостепные племена Восточной Европы применяли кокили для литья наконечников стрел еще в предскифское время, а скифы использовали их опыт и внесли свои усовершенствования.
Такое мнение основывается на весьма важной археологической находке из Новочеркасского клада — четырехместном кокиле для литья наконечников (рис. 7, г).
Скифские литейные формы для наконечников обычно состояли из двух или трех металлических частей (рис. 7, а), формировавших наружную поверхность отливки, и стержня (рис. 7, б), предназначенного для выполнения внутреннего отверстия наконечника (рис. 7, в).
Собранная форма скреплялась специальными обручами и устанавливалась вертикально. Ряд таких форм заливали расплавленной бронзой через верхнее отверстие. Впоследствии верхнюю часть отливки (прибыль) отламывали, а место излома в наконечнике соответствующим образом затачивали.
Позже опыт скифского литья в кокиль был утрачен. Возник он вновь в России лишь в XVII в.
О незаурядном мастерстве литейщиков и хорошо подготовленном, достаточно развитом литейном ремесле свидетельствует изготовление скифами больших (иногда до метра высотой) бронзовых котлов для варки пищи, незаменимых при кочевом образе жизни.
В скифских котлах две части: корпус и коническая ножка. Корпус в плане представляет собой круг или, реже, овал. Чаще всего наибольший диаметр приходится примерно на середину их высоты, и только у отдельных котлов наиболее широкой частью является верхняя кромка корпуса.
Орнамент представляет собой выпуклые литые узоры в виде горизонтальных линий, зигзагов или сетки. Во многих случаях такой орнамент выполнен наложением на восковую рубашку двухвиткового шнура толщиной около 4 мм, поэтому он получил название «шнуровой». Иногда орнамент имеет сложные дополнения в виде фигур козлов, пальметок (стилизованный лист в орнаменте), букраний (изображение головы быка) или солярных знаков (знаков солнечного культа).
Рис. 7. Часть литейной формы (а), стержень (6) скифского бронзового наконечника стрелы (в) и половина предскифского четырехместного кокиля (г)
В торце верхнего края котла отливали от двух до восьми вертикальных ручек дугообразной формы или звериного стиля. Изредка дуговые ручки выполняли в виде простых боковых приливов к верхней части корпуса.
Конфигурация котла, небольшая толщина стенки, художественные украшения — все это делало его трудным для литья. Между тем скифы в отличие от других племен пошли на еще большее усложнение — они отливали корпус вместе с ножкой, часто орнаментированной горизонтальными и вертикальными валиками, зигзагами и шнуровым рисунком. Это могли себе позволить лишь литейщики, владевшие разнообразными приемами литья.
Отливались котлы дном кверху. Форма для них изготовлялась следующим образом. Специально по шаблону вращения выполнялся глиняный болван, затем на него наносилась восковая модель котла, или, как ее называют литейщики, восковая рубашка.
Шаблон вращался на оси.
После нанесения восковой рубашки и изготовления верхней части формы глина в отверстии уплотнялась и в него проседала восковая масса. Впоследствии на отливке получался отпечаток, но уже не в виде углубления, а в виде выступа на внутренней поверхности дна.
Наружная форма состояла из двух частей (если не считать ушек): в одной формировалась ножка и литник, а в другой — наружная часть корпуса.
Металл был дорогим материалом для племен, удаленных от месторождений руд. Поэтому он шел в основном для отливок прикладного назначения. Но и в самых обыденных вещах у тех же скифов встречаются элементы творчества.
Художественные отливки представляют собой различного рода образцы мелкой пластики, походные украшения, детали конской сбруи и личного оружия.
Там же, где меди было достаточно, из бронзы изготовляли не только орудия труда и оружие, но и использовали ее для других целей. В I тысячелетии до н. э. в Закавказье наблюдается яркий расцвет художественного бронзового литья. Нас не перестают удивлять и восхищать прекрасные украшения, огромные пряжки, статуэтки лошадей, зверей, фантастических змей.
Литой барс из Самтавро — произведение мастеров умельцев Древней Грузии, свидетельствующее о высоком уровне литья по восковым моделям и самобытности грузинского художественного литья.
По восковым моделям, как правило, изготовлялись и урартские отливки, представляющие собой сложные и высокохудожественные изделия. Урартская техника литья, особенно художественного, сыграла значительную роль в развитии литейных ремесел древних народов Закавказья, Скифии и Ближнего Востока. Из металла отливаются великолепные художественные изделия: фигурная мебель, художественное оружие, всевозможные статуэтки.
При раскопках Урартской крепости Тейшебаини VII в. до н. э. найдено много замечательных изделий из металла. Там же был открыт клад из 83 металлических кубков с надписями и узорами, относящихся ко времени царей Менуа, Аргишти и Сардура. Эти творения древних мастеров обладают чудесной особенностью — кубки издают протяжный мелодичный звон, своеобразный напев, стоит только дотронуться до них деревянной палочкой.
Рис. 8. Крылатый лев. Урарту, VIII в. до н. э.
К более раннему времени — к VIII в. до н. э.— относится литая бронзовая фигура крылатого льва с человеческим торсом (рис. 8). Когда-то сфинкс был позолочен и вместе с другими фигурами украшал бронзовый трон урартского царя.
Все эти изображения, отлитые по восковым моделям, отличаются исключительной тщательностью литья и гравировки.
Там, где восходит солнце
Бронза в Китае появилась позже, чем во многих других странах,— лишь во II тысячелетии до н. э., когда произошло разложение первобытнообщинного строя и начался постепенный переход к рабовладельческому обществу. По-видимому, одними из первых отливок эпохи Шан-Инь (1766—1122 гг. до н. э.) было оружие. Интересно отметить, что уже первые отливки имеют характерный сложный литой орнамент, который позволяет, во-первых, определить, что эти изделия изготовлены методом литья, во-вторых, утверждать, что в Древнем Китае не было периода изготовления бронзовых отливок как заготовок для ковки; в-третьих, высказать предположение, что китайцы заимствовали технику литья у других, более развитых народов.
Рис. 9. Бронзовый сосуд периода Мин (а) и чу. гунный жертвенник (б)
Появлению сложных видов литья способствовало весьма распространенное в Китае гончарное ремесло с оригинальным, хорошо налаженным печным хозяйством.
Кроме оружия, представленного саблями, алебардами, топорами, ножами, и мотыг, из бронзы отливали украшения колесниц и базы под деревянные колонны, роскошные ритуальные сосуды и домашнюю утварь, почти во всех случаях представляющую собой художественно оформленные отливки.
На древнекитайских бронзовых изделиях, начинал с эпохи Шан-Инь, часто делали иероглифические надписи — дарственные надписи, записи актов, рассказы о событиях и военных походах и т. д. Поэтому многие из них оказались своеобразной бесценной литой летописью истории с описаниями способов хозяйствования, общественных укладов и т. п.
Особое значение металлургия приобретает в эпоху Западного Чжоу (XII—VIII вв. до н. э.). Техника обработки бронзы достигает в этот период своего наивысшего расцвета. Об этом свидетельствуют великолепные бронзовые сосуды, употреблявшиеся в быту и при торжественных религиозных церемониях,— жертвенные сосуды, курильницы.
С этого же времени в Китае начинают применять литые деньги.
Интересно отметить, что металлические деньги со времени их появления (середина I тысячелетия до н. э.) почти до периода правления последней династии, свергнутой в 1911 г., изготовлялись не ковкой, штамповкой или чеканкой, а литьем. Применение литья для изготовления денег было вполне закономерным. В Древнем Китае было мало бронзы, а литое оружие, как и орудия труда, ценилось очень высоко.
Первоначально средством обмена служили мотыги и ножи из бронзы, постепенно превращаясь в своего рода деньги. Об этом свидетельствует форма первых литых китайских денег в виде мечей и мотыг. В более позднее время деньги начали отливать круглой формы с квадратной дыркой внутри, чтобы удобней было носить их на поясе.
Даже крупный счет вели на «связки» денег.
На рис. 9 представлены китайские литые ритуальные сосуды, изготовленные в различные периоды: бронзовый
Периода Мин (рис. 9, а) и чугунный жертвенник (рис. 9, б), который до сих пор украшает вход в храм и воспринимается как неотъемлемая часть китайской архитектуры с ее несколько вычурными, но изящными линиями.
Культура Древнего Китая оказала большое влияние на•культурное развитие соседних народов, населявших обширные территории Монголии, Маньчжурии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии.
В Японии металл начинает применяться довольно поздно — в I тысячелетии до н. э. На рубеже нашей эры появляются земледельческие поселения. В это же время наряду с развитием керамики создаются своеобразные изящные бронзовые сосуды и украшения. Поскольку ко времени становления самурайских государств в Японии (около 500 г. н. э.) бронза повсеместно вытеснилась железом, оружие военной аристократии — знаменитые мечи — изготавливается из стали.
А бронза находит широкое применение в художественном литье, которое быстро развивается после распространения в Японии буддизма.
Металлургия черного континента
Становление металлургии у всех народов в основном шло классическим путем: камень — медь — бронза — железо. Но у ряда народов, живших в лесных районах, железный век следовал непосредственно за каменным. По такому пути, например, развивались финно-угорские племена лесных охотников в Восточной Европе и некоторые восточно-славянские племена, которые уже в самом Начале I тысячелетия до н. э. использовали для получения железа болотную или озерную руду.
В лесах и саваннах тропической Африки почти нет залежей меди, ввоз ее был сильно затруднен из-за песчаного барьера Сахары. Поэтому зарождение металлургии в Африке южнее Сахары могло опираться только на свои собственные ресурсы (а ими оказались болотные руды и латериты), что и определило специфичность ее черт — век металла здесь начался с железа. 1 акой скачок от камня к железу имел колоссальное значение.
Поскольку в общее прогрессивное развитие включились народы степных и лесостепных районов. Возвышение империй Западного Судана и государств Межозерья, расцвет культуры народов бенинского «окна» и загадочной Мономотамы, несомненно, уходят корнями в складывающуюся автохтонную культуру железа.
Данные археологических раскопок позволяют сделать вывод, что черная металлургия впервые возникла в Центральной Африке, на плато Конго — Замбези. Найденные плавильные печи и шлак дают основание предполагать, что примитивная выплавка железа в этом районе имела место в самом начале II тысячелетия до н. э. А плавка железа на Кавказском хребте, считавшемся «местом рождения» черной металлургии, относится лишь к середине II тысячелетия до н. э.
В I тысячелетии до н. э. металлургия железа возникает на территории тропических лесов. В Северной Нигерии на плато Баучи была обнаружена культура, получившая у археологов название Нок. Оказалось, что уже в I тысячелетии до н. э. местные мастера используют железо.
Особый размах железоплавильное дело получает в Мероэ (Нубия) более 25 столетий назад. В то время когда Египет оставался цитаделью бронзового века, ме-роэты искусно готовили из железа орудия труда, оружие и даже складные стулья. При изготовлении грубых изделий африканские литейщики расплавленный металл заливают в форму, приготовленную прямо в земле.
Для литья гвоздей, бус и других изделий они издавна применяют специальные формы.
Систематическая добыча меди в Тропической Африке началась довольно поздно и основывалась на применении железного орудия. К этому времени техника обработки железа достигла высокого уровня и послужила основой для развития бронзолитейного ремесла. И именно поэтому первые же изделия из бронзы поражают высокой техникой исполнения и развитой формой.
Медь и бронза использовались для художественных поделок. Мастера народа сао, жившего в IV—XII вв. на берегах озера Чад, отливали из бронзы и меди статуэтки людей, кулоны в виде ящериц, уток, слонов и крокодилов, браслеты, подвески и т. д. В деревушке Иабо (Восточная Нигерия) в погребении полутысячелетней давности обнаружены художественные отливки из бронзы в виде черепа леопарда и рукоятки посоха, увенчанной фигурой всадника, маски людей, животных, различные украшения, изумительно орнаментированные бронзовые сосуды в форме раковин.
Рис. 10, а. Литой пор. грет из Африки: скульптура Ифэ
Наибольшего развития бронзолитейное искусство получает в Ифэ — городе-государстве на территории современной Нигерии. Все найденные металлические памятники в Ифэ (в основном бронзовые головы) поражают своей красотой, одухотворенностью и блестящим качеством литья.
Стиль этой скульптуры определяют как «идеализирующий натурализм», -так как при всей реалистичности изображения головы богов и царей являются не столько портретами, сколько своеобразным идеалом человеческой красоты, как ее представляли африканцы XIII в. (рис. 10, а).
Другой город-государство, прославившийся бронзовой скульптурой,— Бенин — находился недалеко от Ифэ. Бе-нинская скульптура создавалась на протяжении нескольких столетий — с XIV до XIX в. Кроме многочисленных барельефов и знаменитых бронзовых голов, она представлена стилизованными, богато декорированными фигурами различных животных: змей, рыб, птиц, леопардов; небольшими статуэтками, изображающими воинов и музыкантов.
Основным фактором, определившим стиль и характер бенинского дворцового искусства, была его узкая направленность, которая привела к выработке точных и жестких канонов, оставшихся неизменными на протяжении веков. Каноническими, при отливке голов царей и цариц, были тип лица, характер украшений и общая композиция скульптуры.
Скульптуры Ифэ, а также бронзовые изделия Игбо и Сао создавались методом литья по выплавляемым моделям. Необходимо обладать блестящими техническими навыками, чтобы получить достаточно тонкую бронзовую отливку, а толщина стенок ранних бенинских скульптур не превышала 2—3 мм. Это тем более поразительно, что в Италии XV в. техника бронзового литья еще не достигла подобной тонкости.