Marine current turbines: подводные мельницы для ловли электричества
Недорогая электричество — вещь дорогая. В том смысле, что последствия работы большинства типов электростанций дорого нам обходятся. Всемирный океан — кладезь бесплатного электричества, лишь руку протяни.
Вернее, не руку, а тысячи маленьких подводных турбин-генераторов.
Сходу оговоримся, что не начнём рассматривать современность и богатую историю других типов экологичных электростанций на возобновляемых источниках энергии.
Обращение сейчас отправится лишь об одном, но сулящемневиданные возможности проекте: Marine Current Turbines (MCT — «Турбины морского течения»).
Оговоримся ещё раз, что вся эта заманчивая техника существует до тех пор пока в виде прекрасных деклараций и картинок о намерениях. Но, волшебное воздействие совокупности данных факторов уже побудило к активности состоятельных инвесторов.
Еврокомиссия (European Commission) выложила грант в миллион евро. Правительство Англии подбросило 960 тысяч островных фунтов (примерно в полтора раза больше). Власти Германии раскошелились всего на 150 тысяч евро.
Деньги предназначены не для конкретных свершений на океанских просторах, а всего лишь для исследований и кабинетных разработок. Что же акционеры желают видеть в недалёком будущем?
взглянуть на обстановку глазами британцев, главных вкладчиков — тем более, что и компания MCT базируется в маленьком городе Бейзингсток (Basingstoke) британского графства Гемпшир, занимая офис на втором этаже милого древнего особнячка.
Боевой форпост будущего британской энергетики (изображение с сайта marineturbines.com).
Может, и мелковато для будущей спасительницы Европы от энергетического кризиса, но арендная плата не кусается.
Более чем двух третей электричества в Англии добывается на газовых и угольных ТЭС, чуть больше пятой части — на АЭС, остаются жалкие проценты на экологически чистые источники энергии, из которых один процент любезно выдаёт гидроэнергетика.
Что касается ядерных станций, то их в ближайшие 10-20 лет все позакрывают, а новые строить не собираются. И ещё желают к середине XXI столетия на 60% сократить эмиссию вредного углекислого газа в воздух.
А электричества уже не достаточно, кроме того импортировать приходится. В таковой ситуации без природных возобновляемых источников электричества легко руки опускаются.
MCT предлагает кардинальное решение проблемы: нужно возвести некое количество морских приливно-отливных гидротурбин. Для обустройства электростанции хватает соблюдения минимальных требований к обстановке: скорости волн порядка 2 м/сек при глубине акватории 20-30 метров.
Аналогичных мест даже больше чем нужно на протяжении всего побережья, за исключением восточной оконечности острова. А также соседям из континентальной Европы имеется, где приспособить чудо-агрегаты.
Красным обозначены места предполагаемого скопления приливных турбин (изображение с сайта marineturbines.com).
Главное преимущество данного типа турбин пребывает в том, что выработка электричества носит предсказуемый плановый темперамент и фактически не зависит от причуд изменчивой погоды, как-то происходит с ветряными станциями.
Устроена приливная турбина достаточно легко. Два двухлопастных пропеллера диаметром 15-20 метров вращают ротор электрогенератора, подобного употребляющимся в ветряных электростанциях.
Двигатели вынесены на обтекаемые крылоподобные кронштейны, крепящиеся к центральной трубчатой мачте трёхметрового диаметра. Фундамент мачты устанавливается в отверстие, предварительно просверленное в морском дне.
Разработка постройки таких мачт прекрасно отработана компанией Seacore — наибольшим акционером MCT. От мачты на берег выработанное электричество передаётся по подводному кабелю километровой длины.
Любая из турбин будет развивать мощность от 500 до 1000 КВт, в зависимости от скорости приливно-отливных потоков.
В отличие от ветряных турбин, приливные возможно устанавливать весьма тесно в самые благоприятных местах.
Во-первых, они намного меньше, за счёт высокой плотности воды, во-вторых, приливно-отливные течения строго двунаправлены, а ветер переменчив.
Предполагается расставлять турбины группами по 10-20 штук. Затраты на работы не через чур громадны, а оборудование сразу же начинает приносить доход.
Многие английские АЭС уже дышат на ладан (фото с сайта news.bbc.co.uk).
Что касается экологических последствий, то пропеллеры турбины вращаются существенно медленнее винтов морских судов, а всякие водные твари, по мысли технологов, достаточно умны, дабы не попасть под лопасть.
В пример наряду с этим ставятся морские млекопитающие с их ультразвуковым слуховым аппаратом, как словно бы не считая дельфинов и не жаль никого.
Грандиозные замыслы разбиты на пара технологических этапов, причём сама MCT берёт на себя координатора и разработчика скромную роль технологии, а уж внедрением и производством оборудования пускай занимаются третьи компании.
Первый этап (1999-2003 годы) — установка умелой мачты с одиночным однонаправленным пропеллером диаметром 11 метров. Развиваемая мощность — 300 КВт, цена— 2,3 миллиона фунтов.
Второй этап (2002-2004 годы) — установка опытного образца коммерческого двухвинтового (диаметр винта — 8 метров) двунаправленного агрегата. Развиваемая мощность — 300 КВт, цена— 1,2 миллиона фунтов.
Третий этап (2003-2005 годы) — установка в нескольких частях света коммерческих станций мощность по 750 –1200КВт. Цена — 3 миллиона фунтов, частичная самоокупаемость.
Последний умелый этап (2004-2005 годы) — установка первой промышленной группы турбин мощностью 2,5-5МВт, затраты 4-7 миллионов фунтов, стремительная самоокупаемость.
Ветроустановки неумолимо наступают на идиллические красоты британской природы (фото с сайта news.bbc.co.uk).
Завершающий этап, в плане не обозначен (2005-скончание столетий) — повсеместный успех разработки.
Что-то мы отвлеклись и забыли, какой на данный момент год. Ага, 2003-й. И что сделано, разрешите полюбопытствовать?
К началу осени 2002-го закончены большинство и мачта главных структурных элементов Первого этапа.
Что и было презентовано на конференции MAREC 2002 в Ньюкасле. Фотографии не прилагаются.
Всё. Никаких вторых новостей на сайте MCT не увидено. Сторонние источники информации, в большинстве случаев, содержание источника.
Не смотря на то, что, самые прозорливые пеняют на подверженность приливных турбин коррозии в солёной воде, сложность ремонта и обслуживания подводных частей, недостаточную денежную эффективность разработки.
Ещё более необычно, что, не обращая внимания на частичное национальное финансирование деятельности MCT, нам не удалось отыскать по большому счету никаких упоминаний о ней в новостях ВВС, в большинстве случаев очень чуткой к подобным инновациям.
Вместо этого, английские корреспонденты детально расписывают перспективы и преимущества ветряных станций. Кстати, уже выстроенных в большом количестве в местах предполагаемого обитания приливных.
Дескать, Англия — самая ветреная страна Европы, грех не воспользоваться, даёшь 10% суммарной выработки электричества к 2010 году. А к 2020-му – все 20%!
Кто же зажжёт «лампочку Блэра»? (фото с сайта news.bbc.co.uk).
Протестуют только обитатели Южного Уэльса, которым ветроустановки портят вид и пейзаж на море.
А как же отечественные приливные мессии? А они дали обещание всего лишь создать концепцию, ну и сайт с завлекательными картинками заодно обустроили, спонсоров нагнали.
Задержка, якобы, за Саутгемптонским университетом (University отряд специального назначения Southampton) — никак неимеетвозможности саму турбину запроектировать.
Для начала, профиль лопастей вычислить непросто.
Ну и позже кавитация, понимаете ли, появляется. Такие маленькие воздушные пузырьки, нещадно бьющие по механизму и разрушающие всю идею.
Но вот, в феврале 2003-го университетским учёным выделили аж 215 тысяч фунтов на трёхлетние изучения разработки турбин. Не мало ли?
Может, MCT поделиться с бедным университетом собственными спонсорскими миллионами? Всё равняется вкладывать их до тех пор пока решительно не во что. Притом, что лица всех семи директоров компании излучают убийственный оптимизм.