Метрический повтор

Метрический повтор

Метрический повтор в композиции, либо «метр», как его время от времени именуют,— это неоднократное, с однообразным промежутком повторение какого-либо элемента. Повторы в технике носят очень всевозможный темперамент в зависимости от того, какие конкретно это элементы, каков их шаг и размер, повторяется ли один элемент либо в один момент пара различных любой со своим шагом чередования.

Это смогут быть одинаково оформленные и расположенные с одним и тем же промежутком шкалы, сигнальные лампы, кнопки либо тумблеры прибора, несущие конструктивные опоры, кронштейны, косынки, отверстия и т. п. В композиции смогут акцентироваться повторяющиеся стыки однообразных элементов, места разъемов, кроме того крепежные подробности. Для современных технических структур тема повтора особенно характерна.

В эру многосерийного индустриального производства, основанного на унификации и стандартизации, все большее значение покупают совокупности элементов, основанные на едином модуле. В любом операторском пункте либо лаборатории повторяются целые «цепочки» элементов. Обычно в одной совокупности элементов параллельно начинается пара последовательностей метрически повторяющихся объектов.

Композиционная стройность таковой совокупности, покоряя собственной упорядоченностью, облегчает движение сложного трудового процесса. В случае если же метрический порядок в рядах нарушается непредусмотренными, случайными включениями одного либо нескольких элементов, мы нечайно регистрируем это нарушение закономерности.

Метрический повтор в технике значительно чаще отражает темперамент функциональных процессов и связан с конструкцией (иллюминаторы судна либо самолета, окна, двери и простенки вагона, шкалы последовательности устройств и т. п.). Но время от времени повтор вводится искусственно и употребляется как дополнительное средство организации формы. Это должны быть не случайные, но строго закономерные вкрапления, композиционно развивающие всю совокупность.

Не смотря на то, что метрический повтор сам по себе очень активная закономерность, он еще не гарантирует гармонии, да и по большому счету увеличения эстетических параметров. В случае если вечно повторять одну и ту же ноту в музыкальном произведении либо строить архитектурную композицию на повторении лишь одного элемента, гармония не появляется. Наоборот, неизбежны скука и унылая монотонность, которая одолевает при взоре на уходящий вдаль дощатый забор.

Одновременно с этим в красивых монументах архитектуры тема метрического повтора (ход колонн, контрфорсов, скульптур и т. п.) постоянно использовалась весьма обширно. Но повтор в них не оставался примитивным, а развивался время от времени в сверхсложные совокупности гармонично скоординированных элементов, где одни поддерживали и обогащали повтор вторых.

Постараемся на условных моделях распознать кое-какие самые общие закономерности композиции, которые связаны с метрическим повтором. На рис. 76, а несложный метрический последовательность 1: однообразные кубики, расставленные с однообразными промежутками.

Потому, что число элементов последовательности тут мало, он воспринимается как что-то завершенное. В этом случае это скорее не последовательность, а просто три элемента. Мы кроме того принимаем средний как собственного рода центр, что противоречит понятию «последовательность».

В случае если додавать к ним все новые кубики, то в итоге многократный повтор перевоплотит завершенное в нескончаемое, в то время, когда предстоящее добавление элементов принципиально ничего уже не меняет в характере восприятия последовательности. Весьма интересно постараться уточнить крайние пределы последовательности: с одной стороны, в то время, когда повторенные элементы читаются уже как последовательность, а не поштучно, и с другой — в то время, когда число элементов еще может восприниматься как завершенность (несколько, собственного рода целое), а не «бесконечность».

Три кубика очевидно не последовательность — через чур мало повторов. По-видимому, мы начинаем принимать повтор как некоторый порядок с момента, в то время, когда перестаем мгновенно улавливать число элементов. С данной точки зрения кроме того пять повторов, пожалуй, в полном смысле не последовательность, потому, что мы подсознательно вычисляем его элементы.

В то время, когда же число повторов элементов достигает ше-сти-семи, мы перестаем вычислять их, принимая не в отдельности, а как группу 3. С этого момента, возможно, и начинает полностью влиять на отечественное восприятие закономерность метрического повтора.

Увидим, что повторы объемных и плоскостных элементов воспринимаются по-различному (сравните модели 1 и 4). Воспринимаясь в возможности, объемные элементы, к примеру веретена прядильных автомобилей, приводят к ощущению многократного повтора раньше, чем элементы на плоскости, к примеру шкалы устройств на щитах управления. Это связано с тем, что в объемных элементах существенно сложнее строй принимаемых нами повторов, связанных со сгущениями структуры в возможности, с пространственными наложениями элементов друг на друга.

Тяжелее ощутить, в какой момент данный последовательность перестает восприниматься как завершенность при добавлении к нему новых элементов. В случае если данный вопрос поставить довольно конкретного повтора (а последовательность в технике постоянно развивается в конкретной совокупности и чем-то ограничен), то очень многое зависит не только от числа самих элементов, но и от того, как они выделены в совокупность. В случае если последовательность элементов 5 ограничен, то в связи с равенством полей и интервалов появляется чувство случайного ограничения части метрического последовательности. При более больших, нежели промежутки, полях появляется композиционная завершенность того же последовательности 6.

В приборных комплексах, на пультах управления метрически повторяющиеся элементы обычно становятся таковой сильной темой, что для ее композиционной законченности нужны активные завершения по краям. Это смогут быть расширенные участки свободной поверхности либо (в то время, когда этого не разрешает величина панели) выделение тоном вертикалей поля, обрамление профилем, выпуск наружу ребра корпуса и т. п. По крайней мере, метрически многократно повторенный последовательность обязан восприниматься не как фрагмент, но как композиционно завершенное целое.

Организующая роль метрического повтора зависит от многих условий и в первую очередь от активности самого повторяющегося элемента, от его роли в композиции. Самый активны повторы в объемно-пространственной структуре изделия при сильных светотеневых контрастах, каковые в большинстве случаев становятся ведущей темой и держат всю композицию. Не столь очень сильно выражены повторы обрамлений шкал на панелях устройств ит. п., не смотря на то, что и тут очень многое зависит от фона и контраста пятна.

Правомерно разглядывать два вида метрических повторов — основанных на контрасте фона и элемента и на нюансных их отношениях. В каждом конкретном случае нужно соразмерять степень контрастности метрично повторяющихся элементов по отношению к метрическим рядам и фону вторых элементов.

Метрический последовательность возможно несложным, основанным на повторе одного элемента; более сложным, в то время, когда он скоординирован с другим; очень сложным, в то время, когда в композиции начинается в один момент пара последовательностей метрических повторов. Работа в этом случае усложняется, поскольку приходится координировать целые системы повторов и обнаружить такие переходы от одного метрического последовательности к второму, дабы композиция не теряла ясности, дабы прослеживался принцип ее организации.

Более несложная координация предполагает совпадение метрических осей последовательностей через определенные промежутки, к примеру совпадение вертикальных осей в трех последовательностях с шагом в 1,2,4 (1) либо 2, 3, 6 (2) (см. рис. 76, б). Более сложная координация 3 связана с несовпадением шага элементов во всех последовательностях.

В этих обстоятельствах серьёзна группировка элементов в последовательностей в определенные общности, в противном случае повтор может прекратить восприниматься как закономерность, покажется чувство беспорядка, а это большой недочёт, и подчас далеко не только эстетического характера.

Все эти явления выходят за рамки чисто композиционных вопросов, в то время, когда речь заходит о сложных совокупностях управления, для рациональной организации которых требуется участие не только дизайнера, но и психолога. Приемы координации различных последовательностей метрических элементов требуют, по-видимому, предстоящей теоретической разработки, тем более что подобные системы становятся все более многоэлементными и сложными.

Но в этом случае нас интересует восприятие композиции промышленного изделия в зависимости от организации метра. В визуально сложных многоэлементных совокупностях современной техники это в первую очередь неприятность визуальной активизации нужных осей, осуществляемой методом группировки элементов и связанной с широким диапазоном композиционных приемов их «графического» акцентирования.

По большому счету прием графического выделения осей или объединения групп элементов определенным цветом либо тоном достаточно обширно практикуется при разработке сложных панелей управления, но наряду с этим принципиально важно, дабы само введение нескольких цветов, объединяющих группы элементов, визуально не усложняло восприятия всей совокупности. Так как облегчая прочтение порядка в каждой группе, возможно непроизвольно переусложнить цветом всю панель и так затруднить ее восприятие.

Что же касается эстетической стороны, то современные композиции с одновременным развитием многих последовательностей метрически повторяющихся элементов сами по себе оказывают глубокое эмоциональное действие. Человека тут подкупает чёткость и порядок сложнейшей технической структуры. В этих-то случаях особенно серьёзна визуальная организация групп повторов, их акцентировка по композиционному и функциональному значению.

В технике много примеров развития целых последовательностей метрических повторов. У поезда метро, к примеру, сверхсложный метрический повтор окон, шага дверей и межвагонных промежутков. В зависимости от условий и целей влияние метрического повтора возможно усиливать либо ослаблять. Два варианта окраски вагона метро продемонстрированы на рис.

76, в. В одном случае цветом выделены двери, что очень сильно подчеркивает их ход, в другом через целый вагон совершена горизонтальная полоса, и это быстро ослабляет влияние повтора. Как вернее поступить в условиях метро? Возможно, первый композиционный прием создал бы неприятный стробоскопический эффект, потому, что чёрные пятна дверей будут мелькать прямо перед глазами стоящих на платформе пассажиров. Второй прием, наоборот, через чур очень сильно камуфлирует двери, что кроме этого было бы некомфортно.

По-видимому, выделение дверей небольшим западом и остеклением при одноцветной окрасе вагона предпочтительнее для условий эксплуатации—ни неестественного усиления, ни ослабления повтора в этом случае не нужно.

Незначительные отступления от метрического шага в большинстве случаев вычисляют меньшим грехом, чем явное изменение размера,— не так заметно! Композиция, но, этого не терпит. Любое изменение в метрическом последовательности возможно лишь явным и, очевидно, композиционно обоснованным, обыгранным, акцентированным.

Увидим, что близкое к разглядываемому средство композиции — ритм — по большому счету исключает возможность каких бы то ни было отступлений. Сбой ритма, в большинстве случаев, ведет к важным нарушениям целостности, тогда как композиционно продуманное изменение в метрическом последовательности не только возможно, но подчас во многих отношениях нужно.

Время от времени появляется такое явление, как перенасыщение метрического последовательности через чур близко расположенными элементами либо целыми группами элементов; в этом случае фон уже не является организующим началом, а сам метрический повтор перестает восприниматься. И напротив, при разреженности последовательности его элементы теряются («плавают») на через чур громадном, пустынном фоне. В то время, когда повтор чрезмерно нередок, контрастные цветовые либо тональные отношения между фоном и элементами ряда создают перенасыщение последовательности.

В этом случае сохранить целостность оказывают помощь нюансные, а не контрастные отношения между компонентами. Разреженность последовательности, наоборот, требует обычно предельно контрастных взаимоотношений, в противном случае метрический повтор теряет активную организующую роль.

Метрический повтор в технике — не только средство композиции, но и одна из самый деятельно проявляющихся закономерностей, и в случае если проектировщик подойдет к ней осознанно, это во многом окажет помощь ему организовать форму. В случае если сказать о метре как о закономерности, то направляться иметь в виду крайнюю нежелательность ее случайных нарушений, в особенности во всех тех случаях, в то время, когда такие трансформации элемента либо промежутка, по большому счету каждые трансформации заданного метрического порядка практически незаметны.

Falcon Heavy Test Flight


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: