Многоликий бог летит над волнами на четырёх лапах
Снимки этого необычного судна-паука начали гулять в Сети ещё в прошедшем сезоне. Но достоверным сведеньям о нём не было. Но рождалась масса догадок. Ещё бы — мимо для того чтобы создания тяжело пройти равнодушно.
И вот, наконец-то, в Сан-Франциско прошла официальная премьера экзотического аппарата.
Новинка несёт гордое имя Proteus, а по-русски Протей: древнегреческий морской всевышний-прорицатель, талантливый принимать любую форму. Мифологическое имя аппарат взял не напрасно. Создатели аппарата из американской компании Marine Advanced Reasearch именуют Proteus первым полноразмерным судном «адаптирующегося к волнам модульного» типа (Wave Adaptive Modular Vessel — WAM-V).
Изюминка этого судна – четыре огромные лапы, при помощи которых кабина с экипажем опирается на два долгих надувных поплавка. Причём опирается не напрямую, а через целую совокупность из рессор (титан плюс полимеры), формирующих что-то наподобие балансировочной подвески. Она разрешает поплавкам изгибаться при прохождении волн, так что судно не столько борется с волнами, сколько скользит над ними с минимальной раскачкой. Действительно, большую скорость судна его создатели не информируют.
Пока не прошли все опробования.
18 января судно на огромных лапах предстало перед удивлёнными взглядами обитателей залива Сан-Франциско (фото San Francisco Chronicle/Paul Chinn).
Изобрёл WAM-V инженер Уго Конти (Ugo Conti). А доводить идею до рабочего проекта и воплощать его в судьбу мистеру Конти помогали инженер Марк Гундерсен (Mark Gundersen), как уже было сообщено, компания Marine Advanced Reasearch, и — компании Antrim Associates, Wing Inflatables и ряд других подрядчиков.
Конти говорит, что это – первое судно в собственном родоначальник и родя нового класса судов. И он прав, потому, что слова «катамаран на упругих громадных ногах» не исчерпывают всех секретов Proteus.
Схема главных частей Proteus. Крупным планом – его рессоры.
Внизу: на этом снимке возможно рассмотреть всю подвеску поплавков (иллюстрация Marine Advanced Reasearch, фотографии just…eD/flickr.com и San Francisco Chronicle/Paul Chinn).
Его кабина (с четырьмя спальными местами), напоминающая вертолётную, на стоянке может опускаться в воду, отделяться и выполнять независимое плавание на маленькое расстояние. А это увеличивает гибкость применения нового аппарата. Кабина может подойти к пристани, покинув лапы в сотнях метров от берега.
И, основное, кабину возможно поменять, превращая один Proteus в многофункциональный аппарат.
В самой верхней части судна имеется хватает места для разнообразного груза. К примеру – поисково-спасательного оборудования. Кстати, со собственными упругими поплавками и возвышающейся над водой на пара метров кабиной, Proteus может «зависнуть» над лодкой либо отдельными людьми, терпящими бедствие.
И поднять пострадавших лебёдкой прямо наверх.
В одном из вариантов, как видим, кабина экипажа урезается до «головы». Фактически – какую как раз кабину поставить на эти «ноги» – не столь принципиально важно. Основное – остаётся принцип. Кстати, отдельная кабина с «хребтом» сзади, что на верхнем снимке, сильно напоминает известные вертолёты-краны «кисти» Камова и Сикорского.
По всей видимости, не просто так (фотографии Marine Advanced Reasearch и San Francisco Chronicle/Paul Chinn).
Тут снова напрашивается аналогия с вертолётом. Кстати, Конти уверен в том, что в операциях по спасению его судно может заменять вертолёт (из кабины раскрывается хорошей обзор), прочёсывая акваторию скоро, но с намного меньшими затратами.
Наряду с этим Proteus может пребывать в море большое количество дней, а запас его хода образовывает тысячи миль. Мореходность новаторской конструкции высока, вместе с тем для этого судна будет очень просто пробраться на мелководье. При половине загрузки осадка катамарана образовывает всего 40 сантиметров.
Причём его без повреждений возможно извлекать на пологий берег.
Уго Конти – создатель концепции WAM-V, шкипер и основной разработчик Proteus (фото San Francisco Chronicle/Paul Chinn).
Для трансокеанского перехода этому судну достаточно экипажа из двух человек, но отсек нужного груза возможно переоборудовать в дополнительные жилые помещения. Так что диапазон потенциальных сфер применения нового аппарата широк: научные экспедиции, вечеринки в комфортных лагунах либо высадка десанта.
Тут пора привести мало цифр: два дизеля, установленные в понтонах, выдают мощность по 355 лошадиных сил любой. С запасом солярки в 8810 литров (каковые запрятаны в поплавках, и и в кабине), Proteus владеет водоизмещением в 12 тысячь киллограм. Ко мне входит и нужный груз в две тонны.
Протяженность аппарата образовывает 30,5 метров, а ширина (по понтонам, само собой разумеется) 15,25 метра (фотографии San Francisco Chronicle/Paul Chinn).
Для постройки Proteus употреблялся титан, композитные ткани и алюминиевые сплавы. Кстати, авторы судна отмечают его экономичность, которая обеспечивается довольно малый для судна таковой длины смачиваемой поверхностью, вкупе с обтекаемой кабиной, на которую мало воздействует ветер.
Ещё необходимо отметить удобство транспортировки этого аппарата на борту другого судна. Marine Advanced Reasearch пишет, что при сдутых сложённых ногах и поплавках достаточно большое количество таких аппаратов возможно загрузить на палубу корабля, скоро доставляя к месту работы. Будь-то разведка, траление минных полей либо патрулирование с целью обнаружения браконьеров, катание туристов либо поиск потерпевших кораблекрушение.
Вверху слева: один из первых кадров судна, «просочившийся» с неофициальных опробований. Сейчас, но, компания-разработчик выкладывает не меньше снимков собственной необычной конструкции, чем энтузиасты сообщества flickr.com (фотографии just…eD/flickr.com и Marine Advanced Reasearch).
Как видим, гибкость – это то слово, которое самый удачно характеризует не только упругие поплавки Proteus, но и целый план в целом. Многоликий всевышний моря, так и имеется.
Изабелла Конти (Isabella Conti), супруга изобретателя и вице-президент Marine Advanced Research, говорит, что затраты на постройку Proteus всё ещё подсчитываются. В это же время, возможно не сомневаться, что при серийном производстве, спрос на таковой катамаран будет хорошей. Да и армейские в полной мере смогут заинтересоваться.
Тут компания ничем не рискует.
К сожалению, все снимки новинки сделаны при спокойном море. Но создатели Proteus уверены в том, что за счёт громадного «размаха» поплавков аппарат должен быть весьма устойчив (фото Marine Advanced Reasearch).
А вот сам создатель судна, 68-летний господин Конти говорит, считает собственную новацию риском, но относится к нему по-философски.
Он говорит, что мысль разработки WAM-V пришла к нему неспешно, за многие годы занятий парусным спортом. «Я обожал эластичные лодки, — поясняет Уго, — и я решил довести их принцип до предела. Это весьма инновационный опыт. Вы должны быть безумным и ветхим, дабы сделать это.
Вследствие того что в то время, когда вы ветхи, вы имеете возможность рисковать. Вам нечего терять, в случае если проиграете.»