Молодость старой гитары
Сравнительно не так давно появившись, электрогитара уже успела обзавестись собственной историей. Сперва это был нехитрый гибрид простого корпуса с электрической схемой. Позже показались так именуемые «доски»: вся гитара представляла собой практически одну гипертрофированную верхнюю деку. «Доски» взяли широчайшее распространение во всем мире и… неспешно разочаровали многих музыкантов.
Все-таки что-то было в ветхом, добром корпусе. Без него гитара обеднела. Звук ее утратил нежность и мягкость, а через чур плотный симбиоз с электроникой стал причиной тому, что инструмент утратил свойство петь своим собственным голосом.
Было нужно «обернуться назад». Современная электрогитара — попуакустическая — опять владеет корпусом, но особенным, предназначенным как раз для нее. Она снабжена множеством электрических и механических приспособлений, создающих бесчисленные музыкальные эффекты.
Она легче «доски» и, наконец, может играться сама, без электрических ассистентов.
Одно из таких электромузыкальных чудес представили на выставку конструкторов-любителей северо-западной территории нашей страны ленинградцы Д. Медведовский и О. Гузевич. Сверкающая малиновая красивая женщина отличалась изяществом и элегантностью, но владела очень сложным техническим «оружием».
Конструкторы электрогитары взяли основной приз выставки по разделу электромузыкальных инструментов.
Создавая электрогитару, мы попытались учесть все требования, каковые предъявляются сейчас к инструментам для того чтобы типа. В гитаре установлены три универсальных датчика с регулируемыми сердечниками, расположенными под каждой струной, темброблок на 9 фиксированных тембров, предварительный усилитель, раздельные регуляторы громкости по низким, средним и высоким звуковым частотам, механический вибратор, глушитель, другие устройства и демпфер, разрешающие приобретать узкие музыкальные эффекты.
В электрогитару (рис. 1) входят следующие главные узлы и части: корпус, гриф, головка грифа с колковой механикой, элементы и механическая группа электрической схемы.
Рис.
1. Электрогитара:
1 — колковая механика, 2 — головка грифа, 3 — прижим струн (скоба), 4 — верхний порожек, 5 — лады, 6 — точки, 7 — надкладка, 8 — пятка грифа, 9 — место демпфера, 10 — датчик № 1, 11—темброблок, 12 — корпус, 13 — датчик № 2, 14 — «эфы», 15 — датчик № 3, 16 — глушитель с подставкой, 17 — регуляторы громкости звука, 18 — разъем, 19 — механический вибратор, 20 — держатель для ремня.
Корпус электрогитары полый.
Он складывается из верхней и нижней дек, объединенных боковой стенкой — обечайкой. Для подробностей корпуса рекомендуется применять качественную древесину мягких пород — ель, сосну, липу, ольху. Влажность ее не должна быть больше 8—10%.
Сперва делают заготовку обечайки-склеивают столярным клеем 2—3 бруска. Их нужно шепетильно подогнать друг к другу — отфуговать. Размеры заготовки в мм: протяженность — 510, ширина — 410, толщина — 36.
После этого выпиливают внешний и внутренний обводы обечайки, а в верхнем и нижнем выступах делают вырезы шириной 10 мм и глубиной 15 мм. В эти пропилы для жесткости вклеивают шепетильно подогнанные прямоугольные рейки сечением 10X15 мм.
Из доброкачественной фанеры толщиной 3—4 мм но картонному шаблону (рис. 2) вырезают деки, проделывают в них отверстия и приклеивают к обечайке. Операция эта очень важная. В первую очередь нужно подготовить обе кромки обечайки по всему периметру. Шепетильно обработать рашпилем склеиваемые подробности. Затем, забрав 8—10 струбцин либо прижимов, без клея подгоняют деки к обечайке и делают пробный зажим.
Убедившись, что деки хорошо прижаты по всему периметру, промазывают поверхности столярным клеем и оставляют на 24 часа для просушки.
Рис. 2. Шаблон для верхней и нижней дек.
Гриф следует сделать из дерева жёстких пород — бука, березы и др. Лучше, если он будет двухслойным, поскольку нагрузки ему предстоят большие: любая струна дает натяжение до 12 кг, а неспециализированная статическая нагрузка образовывает около 80 кг.
Заготовка под гриф имеет длину 480 мм, ширину 50 мм, толщину 45 мм.
Верхняя часть грифа делается плоской — под декоративную накладку, которая несет на себе кнопки и лады. Накладка изготовляется из планки (груша, орех, красное дерево и др.) толщиной 6—7 мм.
Нижняя часть грифа полукруглая, а в месте соединения грифа с корпусом — прямоугольная. Протяженность грифа зависит от мензуры —- рабочей части струны, которая определяется расстоянием от нижней подставки до порожка.
В отечественном — мензура равна 650 мм, а протяженность грифа — 480 мм (рис. 3).
Рис. 3. Гриф.
Головка грифа кроме этого изготовляется из жёстких пород дерева. размеры и Форма ее определяются колковой механикой. Гриф, накладка и головка грифа с прекрасно подготовленными поверхностями склеиваются. Причем гриф и головка грифа соединяются под углом 15°.
Дабы скрепить готовый гриф с корпусом, нужно в первую очередь обозначить на них продольные осевые линии, а после этого, совместив осевые линии и бережно очертив место соединения, выбрать стамеской вырез в выступе обечайки. Такое соединение снабжает достаточную прочность инструмента при натяжении струн. Нужно не забывать, что гриф обязан крепиться к корпусу не параллельно, а под маленьким углом, приблизительно в 1°.
Это продлит его жизнь.
Крепится гриф к корпусу четырьмя шурупами 40×3.
установка и Разметка грифа ладов являются наиболее значимыми этапами работы.
Они требуют аккуратного исполнения и большого внимания, поскольку от верного расчета во многом будет зависеть голос гитары.
Как было сообщено выше, мензура равна 650 мм.
Протяженность ладов определяется по формуле:
Ln = Ln-1/K,
гдеLn-1 — расстояние от подставки до прошлого лада (в мм), К — эмпирический коэффициент, равный 17,8. Учтите, что для верной разметки грифа положение каждого последующего лада нужно определять, прибавляя его длину к расстоянию от верхнего лада (базы) до прошлого.
В таблице вы отыщете расчет грифа с точностью до десятых.
Как перевести полученные эти на гриф? Поставив линейку на протяжении грифа, намечают шилом положение всех ладов, посредством рейсшины выполняют параллельные линии. Этим же шилом наносят риски, каковые углубляют до 2,5 мм узкой ножовкой.
Смазав канавки клеем БФ-2, нужно засунуть лады в гриф. оптимальнееприменять лады от простой гитары, но возможно их сделать самим из листовой бронзы толщиной 1,5 мм. От страницы направляться отрезать 21 полосу шириной по 4 мм и одну полосу в 7 мм.
Длину их определяет ширина грифа.
Лады должны возвышаться над грифом на однообразную высоту, равную 1,2—1,3 мм. Исходя из этого их подравнивают наждачной бумагой и напильником. Исключение образовывает лишь 1-й лад.
Его высота 1,7 мм. На этом ладу надфилем делают поверхностные канавки для каждой струны.
На расстоянии 3—5 мм от первого лада нужно приклеить верхний порожек из пластмассы, жёсткого дерева либо кости высотой 6—7 мм, шириной у основания 5 мм, у вершины — 3 мм. Ка этом порожке ножовкой делают канавки, каковые не дают струнам перемещаться в поперечном направлении.
Для лучшей ориентации при игре на некоторых ладах ставятся «кнопки» из белого целлулоида толщиной 1 —1,5 мм. Их направляться засунуть по окончании разбивки грифа, но до вклейки ладов.
Колковую механику, пара переделав ее, вы имеете возможность забрать от простой гитары. Возможно ставить отдельные колки либо блоки из трех штук. В соответствии с колками в головке грифа просверливают отверстия под втулки, выточенные из алюминия либо латуни.
Втулки предохраняют колковую механику от преждевременного износа равно как и металлическая скобочка, изготовленная из проволоки O 8 мм. Она прижимает струны к верхней части головки грифа.
Отделать инструмент возможно по-различному.
Все зависит от того, какими материалами вы располагаете.
Мы предлагаем три вида покрытий: непрозрачный, прозрачный, оклейку цветным целлулоидом. В первом случае инструмент окрашивают нитроэмалью, закрывая тем самым текстуру дерева. Во втором используют водный раствор краски, покрывают после этого поверхность восковой пастой, лакируют либо полируют ее.
На гитаре появляется прозрачная блестящая пленка, которая не закрывает текстуры, а, напротив, красиво подчеркивает ее рисунок.
На покрытии из художественного целлулоида, самый прочном по сравнению с другими, направляться остановиться очень. Разработка оклейки такова. Подбирается целлулоид любого цвета и рисунка толщиной не более 0,5—0,7 мм.
Перед оклейкой корпус инструмента нужно окрасить тёмной тушью, а целлулоид загрузить на 2—3 часа в прекрасно смешанный и отстоявшийся раствор, составленный из 50% ацетона и 50% воды. По окончании распарки в таком растворе целлулоид делается мягким, как сукно, и его сходу направляться наклеить на корпус цапонлаком. Все стыки для прочности промазывают ацетоном.
Оклеенную электрогитару нужно сушить 7 10 дней.
Затем все неровности спиливают напильником, циклюют и отшлифовывают небольшой наждачной бумагой. После этого тампоном, намоченным в ацетоне и прекрасно отжатым, круговыми перемещениями обрабатывают поверхность. Следите, дабы тампон все время находился в движении. Полируют инструмент пастой ГОИ с керосином суконным тампоном.
Рекомендуется пасту настрогать небольшой стружкой и всыпать в банку с керосином. Помешивая смесь, нужно взять сметанообразную пасту, которой шлифуют корпус до получения ровного зеркального блеска по всей поверхности.
В конструкции корпуса имеется еще одна очень важная подробность. К его внутренней поверхности клеем БФ-2 приклеивается узкая железная фольга.
При монтаже электрических узлов она соединяется с неспециализированным проводом разъема, образуя экран, что гарантирует радиолюбителю отсутствие наводок.
В случае если раньше музыкантов удовлетворял один, «естественный» голос гитары, то сейчас требования изменились. Исполнителю хочется получить от инструмента дополнительные музыкальные эффекты, разные нюансы звучания.
Исходя из этого в конструкции современной электрогитары предусматривается так называемая механическая несколько, в которую входят в большинстве случаев вибратор, особая подставка, демпферное устройство и глушитель.
Механический вибратор (рис. 4) приводит к дополнительной вибрации струн. «Секрет» управления им сводится к тому, что музыкант громадным и указательным пальцами правой руки легко покачивает рукоятку: натяжение струн то ослабевает, то улучшается.
Соответственно увеличивается либо понижается на 0,5—1 тон звук, получая необычную «вибрирующую» окраску.
Рис. 4. Механический вибратор:
1 — струнодержатель, 2 — основание, 3 — рычаг, 4 — рукоятка, 5 — наконечник, 6 — винт, 7 — пружина, 8 — втулка.
Вибратор складывается из струнодержателя 1, талантливого перемещаться на маленький угол относительно основания 2. Струнодержатель имеет рычаг 3, к которому посредством винта 6 крепится рукоятка 4. Между рычагом 2 и основанием 3 установлена спиральная проволока 0 2 мм.
Пружина обязана сопротивляться натяжению струн с таковой силой, дабы рукоятка вибратора составляла с корпусом гитары угол в 13—16°.
Главные подробности устройства выполнены из бронзы. рукоятка и Винт металлические, ручка — из пластмассы.
Вибратор формирует горизонтальное перемещение струн.
Между ними и подставкой появляется трение, в результате которого приходит в негодность железная канитель. Исходя из этого с вибратором в большинстве случаев используют особую подставку. В ней струны опираются на подвижные ролики, что сводит воздействие трения к минимуму.
Так как канитель изнашивается неравномерно, то положение струн приходится регулировать как по горизонтали, так и по вертикали, что в отечественной подставке предусмотрено. Состоит она из нижней платы 1 (рис.
5), каретки и 2 стального основания 3 с роликами. Нижняя плата кроме этого металлическая, в ней просверливаются отверстия и нарезается резьба М4 для шпилек длиной 30 мм. С обратной стороны нижней платы шпильки расклепываются.
Рис. 5. глушитель и Специальная подставка:
1 — нижняя плата, 2 — основание, 3 — каретка с роликом, 4 — фиксатор, 5 — планка, 6 — поворотная скоба, 7 — гайка.
Сборка подставки производится следующим образом: на основание устанавливается в ряд шесть кареток с роликами, винтами М2 с обеих сторон основания крепятся планки 5. В отверстия одной из них вставляются винты М3 длиной 15 мм, проходящие через каретки и через вторую планку.
Финиши винтов развальцовываются. Высота основания регулируется гайками 7.
Глушитель придает голосу гитары отрывистость и сухость, что делает его похожим на звук «банджо». Устройство представляет собой поворотную скобу 6, укрепленную на основании подставки 2 винтами М3. К передней части скобы снизу приклеена полоса губчатой резины, форма которой обязана снабжать однообразное давление на все струны.
К хвостовику скобы прикреплена ленточная пружина шириной 5 мм. толщиной 0,5 мм, забранная от часового механизма: в ее впадины заходит фиксатор 4.
В простом положении глушителя хвостовик находится в нижнем положении и струны звучат вольно. Приподнимая хвостовик вверх, мы опускаем переднюю часть скобы и губчатой резиной прижимаем все струны Конфигурация ленточной пружины снабжает фиксацию двух главных положений глушителя.
Скоба изготавливается из листовой бронзы либо стали толщиной 1 мм и хромируется.
Звук древнего музыкального инструмента — челесты гитара воспроизводит посредством демпфера. Главная его подробность — «прямоугольник» 2 (рис. 6), жестко соединенный винтом М1 с осью 4. В центре скобы 6 имеется отверстие с резьбой под винт М2, что закрепляет пружину 5: второй собственной плоскостью она упирается в грань «прямоугольника», фиксируя его.
Рис.
6. Демпфер:
1 — поролон, 2 — «прямоугольник», 3 — рукоятка, 4 — ось, 5 — пружина, 6 — скоба.
На одну из сторон «прямоугольника» наклеивается полоса поролона 1.
В рабочем положении (см. рис. 6) она снизу давит на струны. При нажиме на рукоятку 3 совокупность принимает горизонтальное положение, и поролон выясняется ниже ладов.
Главные подробности демпфера изготавливаются из бронзы и хромируются.
О. ГУЗЕВИЧ, Д. МЕДВЕДОВСКИЙ, Ленинград