Мва: исход из рая

Мва: исход из рая

В бизнес-образовании назрели драматические трансформации — MBA достигла в собственном развитии поворотной точки. Не все бизнес-школы держатся этого же мнения, но как раз на данный момент решается будущее программы. Погибнет ли MBA либо сумеет возродиться в новом качестве?

Единственное, что до тех пор пока увеличивает жизнь MBA а также формирует иллюзию устойчивого спроса,— интерес к ней в государствах с развивающейся экономикой. В первую очередь в Северо-Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, где создаются локальные или совместные с западными партнерами программы. На начальном этапе они во многом копировали западные стандарты, но достаточно скоро осознали, что необходимо искать уникальные ответы.

В этих государствах начали появляться проекты, каковые хоть и назывались МВА, но во многом отличались от хороших программ. Громаднейшее влияние на данный процесс оказали социально-культурные изюминки, нормы и традиции поведения, каковые резко отличаются от западных.

Говоря о размывании модели МВА из-за широкой диверсификации программ, необходимо принимать в расчет, что в бизнес-образовании происходят важные трансформации. В случае если в индустриальном обществе обучение было ориентировано на то, дабы дать ответы на вопросы что? и как?, то в современном обществе — на из-за чего?, для чего?, в чем суть?. на данный момент необходимы менеджеры, владеющие не только квалификацией и знаниями, но и определенными личностными качествами, такими как этичное поведение, эмпатия, критическое мышление, креативность, важное отношение к делу.

Вследствие этого появились пара острых вопросов: соответствует ли МВА новым условиям? Отвечает ли МВА в достаточной степени вызовам со стороны бизнеса? Сможет ли МВА в будущем играть роль локомотива развития бизнес-образования?

Поднимается кроме того более твёрдый вопрос: выживет ли МВА как особенный тип образовательной программы?

Под огнем критики

Сравнительно не так давно издание The Economist разместил статью Поразмысли два раза. В ней Филип Делвс Бротон, создатель известной книги Чему они учат вас в Гарвардской школе бизнеса, пишет: Все больше студентов вычисляют обещания бизнес-школ безлюдными. Прибыльность от инвестиций в MBA идет по пути суверенного долга Греции.

В случае если у вас в 25-30 лет хорошая работа, покидать ее для МВА, за исключением случаев, в то время, когда вас будет спонсировать компания,— значит рисковать очень ранее. В то время, когда у вас уже имеется хороший опыт в бизнесе, лучшая стратегия — опираться на него и так делать себя более нужным, а не гнаться за эфемерными латунными колечками школы бизнеса…

Но в случае если мы взглянуть на самые развитые бизнес-организмы, то заметим, что MBA отнюдь не есть нужным условием чтобы быть успешным. Сообщено жестко, но в целом справедливо. И в случае если это так, значит за углом МВА поджидает кризис.

Первая школа бизнеса была создана в Wharton в первой половине 80-ых годов XIX века. В середине ХХ века программы МВА стали распространяться в мире. США тут есть мировым фаворитом — более 4 тыс. программ.

Растет их количество и в развивающихся государствах. Так, в 2008 году в Китае было около 300 программ МВА и ЕМВА, в Индии — более 1 тыс. В Российской Федерации около 75 школ бизнеса выдают приблизительно 5 тыс. дипломов MBA в год.

Кроме хорошей двухгодичной full-time МВА, сейчас на рынке предлагают все больше вариаций, включая кратковременные, заочные, вечерние, модульные и дистанционные направления, и EMBA. Помимо этого, студенты смогут выбрать специализацию в области финансов, маркетинга, ИТ и др. Многие из этих программ весьма условно смогут быть отнесены к разряду МВА. Программа MBA распространилась в мире, но в один момент стали раздаваться и голоса критиков.

По большей части они касаются двух качеств.

Первое — программы МВА не ориентированы на настоящие задачи, каковые появляются в неизменно изменяющейся бизнес-обстановке. Традиционно студентов учили принимать верные управленческие ответы: им показывали, как разбирать содержание, контекст и динамику происхождения неприятности, применяя для этого аналитические инструменты и теоретические модели.

Таковой подход, непременно, оттачивает аналитические навыки, но не развивает у людей свойства улавливать не сильный сигналы, самостоятельно трактовать содержание и природу неприятности. В следствии у студентов складывается неосознанное, но устойчивое представление, что неприятность готова, а параметры ответа заданы.

Подобный упор на анализ и инструменты уводит слушателей от действительности. Знания ответственны, но все-таки ответственнее свойство ощущать конкретную обстановку. Студенты должны осознавать, что настоящие управленческие процессы значительно сложнее, чем те задачи, каковые они решают в классе.

Менеджмент — это мастерство и искусство, и в нем довольно много скрытых моментов. И вдобавок громадное значение имеют этика и мораль. Бизнес-школы не должны исключать эмоциональные нюансы менеджмента.

Обучение обязано не только информировать, давать знания и вооружать инструментами, но и наполнять учебный процесс сильными чувствами, заставлять трудиться правую половину мозга.

Второе направление критики МВА — обучение на базе отдельных дисциплин. Студентов нашпиговывают знаниями по отдельным функциям менеджмента, таким как производство, финансы, персонал, маркетинг. Упрощенный комплект знаний формирует у выпускников МВА неверное представление о собственных возможностях, порождает завышенную самооценку.

Не смотря на то, что наряду с этим оказывается, что они не готовы трудиться в скоро изменяющейся ситуации.

Программы МВА готовят к ответу задач, появляющихся в условиях неуверенности — в то время, когда вы что-то понимаете и наряду с этим воображаете, как ваше знание соотносится с вашим незнанием. Другими словами вы не уверены, удастся ли взять желаемый итог. Но в ситуации неопределенности вы кроме того не понимаете, верно ли задаете вопросы. И не уверены в том, что в принципе понимаете, каким возможно итог.

Решать задачи, появляющиеся в условиях неопределенности, программа МВА в принципе не готовит.

Программы MBA кроме этого осуждают за кейсы — как за их недочёт, так и за избыток.

С одной стороны, распространение отвлечённых количественных изучений довольно часто происходит в ущерб применению кейс-способа. С другой — кейсы тренируют студентов обнаружить решения, но не учат их, к примеру, взаимодействовать с подчиненными. Другими словами кейс-способ формирует иллюзию цельности обучения, но эта цельность иллюзорна, лишена живого людской начала.

Один из самые жёстких критиков МВА доктор наук McGill University Генри Минцберг пишет: Кейс-способ учит людей наблюдать на неприятности поверхностным взором, от раза к разу предлагая им принимать решения на базе данных, представленных в эргономичной и стройной форме. Это делает менеджеров оторванными от людей, которыми они руководят.

активные дискуссии и Критика приводят к заметным трансформациям в программах MBA. Так, школы создают альянсы и предлагают программы, более приближенные к настоящим условиям развивающихся экономик. Они стараются завлекать менеджеров в качестве учителей, организуют управленческую практику студентов.

Отвечая на твёрдую критику, школы бизнеса вводят направления по вопросам этики, экологической и социальной ответственности, и уделяют большее внимание формированию личностных качеств студентов. Растет число дистанционных и part-time программ МВА, студенты смогут совмещать работу с учебой, а школы — расширять географию собственной деятельности. Согласно данным AACSB, в 2008-2009 годах 57% студентов США выбирали программы MBA с частичной занятостью, тогда как full-time — только 34%.

Решение нашлось

Что же разрешит программам MBA продержаться еще какое-то время?

Во-первых, крайне важно, дабы студенты обучились разбирать личные действия — осознали недостатки и свои возможности, оценили направления развития и свой потенциал роста. Вот что должно быть смыслом обучения на МВА.

Не наполнение людей знаниями, а оказание им помощи в осознании того, как изменяются их поведение и реальные возможности. Хорошее бизнес-образование открывает глаза обучающегося на настоящий мир, окружающую реальность. Хорошее бизнес-образование открывает глаза студента на него самого в окружающей действительности.

Для этого обучение слушателей должно идти от настоящих неприятностей, а не от инструментов и концепций. Иными словами, МВА обязана развивать у людей свойство видения.

Как раз видение разрешает предпринимателям и менеджерам поступать не так, как другие. Морин Фаррелл в книге Are You Born to Be a Billionaire? пишет: Self-made миллиардеры не господствуют в отраслях — они их изменяют и создают новые. Для этого требуется больше, чем интеллект, сила духа и счастливый случай.

Нужно создающее перемещение видение. Видение — это не предвидение либо интуиция. Это метод действия, открытие новых дорог, зачатки которых чуть заметны или по большому счету еще никак не проявились. Говоря словами Питера Друкера, visible but not seen yet (англ. видимый, но незамеченный). Вместо того дабы задаваться вопросом Вероятно ли это?, студентам лучше думать так: Вероятно все, что не противоречит законодательству и этическим нормам. Нужно лишь приложить максимальное колличество усилий. Видение расширяет границы.

Все, что вы имеете возможность представить, вы имеете возможность сделать. Студентам необходимо понимать, что без рвения к неосуществимому нельзя сделать действительностью великое.

Во-вторых, бизнес-школа обязана оказать помощь студентам мыслить независимо и критически осмыслять реальность. Для этого необходимо шире использовать критическую педагогику, исходящую не из того,что верно и неправильно, а из того, что теории и инструменты имеют ограниченное использование. Студентам полезно знать, что возможно сделать посредством конкретного инструмента, и чего возможно добиться, опираясь на определенные теоретические положения.

Но слушатели кроме этого должны осознавать, к каким негативным последствиям может привести применение этого инструмента, и какие конкретно опасности смогут прятаться за прекрасным фасадом теорий.

В-третьих, программы МВА должны быть ведомы рынком, а не продуктом. Глобальный рынок в высшей мере турбулентен. Его запросы не только всегда повышаются, изменяются, но и носят все более неясный темперамент.

Нужно не просто систематично производить перерасмотрение учебные программы, но и создавать новые — по задачам, методологии и содержанию обучения.

В-четвертых, для преодоления уклона программ МВА в сторону академизма необходимо усилить сообщение школ бизнеса с самим бизнесом. В определенном смысле обучение менеджеров должно быть похожим на подготовку в медицинских университетах. Обучение через воздействие, которое максимально приближено к действительности бизнеса,— вот что будет базой развития программ МВА в новых условиях.

В-пятых, любая программа МВА обязана отражать локальные культурные, социальные, политические и экономические изюминки. Бизнес — это не схемы, балансы либо замыслы. Это люди с их проблемами, заинтересованностями, моралью, чувствами. И не учитывать такое разнообразие в управлении — значит, ничего не осознавать в бизнесе.

Бизнес постоянно существует в конкретной среде с конкретными людьми. Но любое локальное воздействие происходит в глобальном контексте, соответственно, программа МВА, будучи локальной, в один момент должна быть и глобальной. Крайне важно, дабы студенты осознали: быть глобальным в бизнесе — это не то, где вести бизнес, в противном случае, как вести бизнес.

В-шестых, глобализация и прогресс открывают большое количество возможностей, но и порождают важные негативные последствия. К примеру, морально-этическую деградацию. Программы МВА значительно в большей мере должны быть нацелены на этический нюанс бизнеса в целом и менеджмента в частности.

Легко учить людей, как зарабатывать деньги, но весьма тяжело учить тому, как быть этичными менеджерами. Фермера возможно научить бухгалтерским навыкам, но бухгалтеру весьма тяжело привить этику фермера.

Один из основателей совокупности обучения действием доктор наук Реджинальд Вильям Реванс сообщил: Самый ответственный вопрос для того, кто обучается,— что такое честный человек и как я могу им стать? Программы МВА должны вызывать у студентов потребность задать себе данный наиболее значимый для современного менеджера помочь и вопрос им обнаружитьнего ответ.

МВА у поворотной точки. Сохранятся программы либо же неспешно сойдут на нет, зависит от того, имеется ли в действительности у этого продукта внутренний потенциал для развития, тождественный вызовам нового времени. Экстенсивный рост за счет новых развивающихся рынков, равно как и растущее разнообразие программ, вряд ли может сказать о наличии для того чтобы потенциала. Исходя из этого вопрос остается открытым.

Более того, создается чувство, что бизнес-образование все более наполняется программами, каковые по собственной сути, форме и содержанию принципиально отличаются от МВА. Посмотрим, что будет. Возможно, ожидать осталось совсем недолго.

ад и Рай. Душа. Книга Валаама. Финал. Золотой телец. Человек. Творец. Мацих Л.А.


Темы которые будут Вам интересны: