На пути к супермаркету
Банки готовы реализовывать чужие денежные продукты. // Константин Фрумкин. Рабочий еженедельник Компания №93 28 августа 2006
Коммерческие банки деятельно осваивают нишу агентов по продаже паев инвестиционных фондов. Многие банки, аффилированные с управляющими компаниями, реализовывают продукты не только собственных ПИФов, но и их соперников. Банкиров не смущает, что ПИФы являются кроме этого и соперниками вкладов.
Согласно точки зрения специалистов, мы имеем дело с переходным этапом превращения банков в «денежные супермаркеты».
Время от времени о происходящих в экономике трансформациях возможно определить, разбирая потоки новостей. В последнее полугодие все чаще стали попадаться сообщения о том, что коммерческие банки заключают соглашения с управляющими компаниями (УК) и начинают делать функции агентов по продаже их продуктов – в первую очередь паев инвестиционных фондов (ПИФов).
Так, один лишь Внешторгбанк 24 за шесть месяцев заключил агентские соглашения с шестью управляющими компаниями, для которых стал агентом по выдаче, погашению и обмену паев через собственную филиальную сеть. Во втором квартале количество проводимых черезбанк сделок с паями увеличилось в 4 раза, а количество обслуживаемых ПИФов выросло с 3 до 24.
Коммерческие банки, каковые все время пробовали завлекать деньги населения для себя, сейчас делают это для сторонних организаций – эмитентов ценных бумаг и инвестиционных фондов. Сами же банки удовлетворяются маленьким агентским вознаграждением.
Дойти до людей
Эта перемена имеет огромное социальное значение. Так как впредь до последнего временифондовая биржа была доступна только для самый продвинутых и небедных граждан, по большей части жителей столичных городов. Лишь эти пара сотен тысяч людей имели возможность пользоваться преимуществами «цивилизованных инвестиций», вкладывая деньги вакции, облигации и ПИФы.
Для подавляющего большинства населения самой дешёвой и понятной формойсбережения денег были и остаются «чулки», «банковские» вклады и матрасы. Причем для обитателей маленьких городов и сельских населенных пунктов единственный банк – Сбербанк. Разъясняется это отнюдь не тем, что инвестиционные продукты через чур дороги для рядовых граждан. На русском рынке показались ПИФы с «ценой входа» в 10 000 а также 1000 рублей.
Значительно серьёзнее то, что население просто не знает о таковой возможности, а управляющие компании не имеют региональной инфраструктуры, дабы донести собственные услуги до россиян.
В этих условиях единственныйшанс инвестиционных компаний предложить собственные продукты широким весам населения содержится в том, дабы наладить их продажу в банковских отделениях. Банки являются единственным видом денежных университетов, располагающих конторами по всей стране.
Филиальные сети управляющих компаний и банков несопоставимы по своим возможностям: согласно данным УК «УралСиб», российские банки располагают 2752 дополнительными офисами 9338 и филиалами, тогда как в распоряжении управляющих компаний имеется лишь 124 агентских приема точек и 459 пункта заявок продаж. Иными словами, банковская сеть приблизительно в 24 раза шире.
В том случае, если УК имеют возможность «впрячь» банки в распространение собственной продукции, создание собственной сбытовой инфраструктуры для них делается уже ненужным. «Применяя банки в качестве агентов, управляющие компании приобретают выход к бессчётной клиентской базе, возможность информировать потенциальных клиентов и реализовывать паи через развитые филиальные сети банков, – отмечает председатель совета директоров ООО «ДВС Инвестмент» Елена Логинова. – Население России в намного большей степени осведомлено о продуктах финсектора: порядка 40% населения имеют срочные вклады и как минимум одну банковскую карту. Что касается паевых инвестиционных фондов, то они показались в Российской Федерации лишь во второй половине 90-ых годов XX века, и данный денежный продукт потенциальному инвестору известен не так прекрасно.
Важным причиной есть наличие у банков-агентов филиальной сети. Для управляющих компаний не нужно, а довольно часто и нереально создавать широкую филиальную сеть, поскольку это влечет за собой большие денежные и временные затраты».
Никто, не считая банков
По подсчетам Национальной лиги управляющих (НЛУ), к настоящему времени агенты по продаже паев ПИФов и других подобных инвестпродуктов действуют в 200 городах России – при том, что 90% управляющих компаний сосредоточено в столицах. Для того чтобы громадного территориального охвата удалось достигнуть за счет того, что к числу банков-агентов присоединился Сбербанк, и его дочерний Северо-Западный банк. Как нетрудно додуматься, разветвленность филиальной сети есть одним из основных преимуществ потенциального банка-агента.
«Чем шире филиальная сеть банка, чем громче его имя, чем прочнее его репутация, чем лучше подготовлен его персонал с позиций работы с розничными клиентами, тем большее количество управляющих компаний желали бы видеть таковой банк в числе собственных агентов», – утверждает глава департамента развития агентской сети ОАО «КИТ Финанс» Игорь Безруков. Очевидно, банков, удовлетворяющих всем этим параметрам, относительно мало, соответственно, они смогут выбирать, продукцию какой управляющей компании предлагать клиентам.
По словам зампреда правления Импэксбанка Евгения Ромакова, «борьба за банки между управляющими компаниями, непременно, существует, потому, что банков с развитой филиальной сетью не так много». А директор по формированию УК «ИнвестКапитал» Дмитрий Шлогин поведал, что банки уже кроме того начали устраивать тендеры среди управляющих компаний.
По большому счету коммерческие банки, трудящиеся с агентами, возможно поделить на две группы. В первую входят кредитные организации, у которых имеются аффилированные управляющие компании. Они реализовывают по большей части фонды этих компаний. К примеру, Банк Москвы есть агентом УК Банка Москвы, Альфа-банк есть агентом «Альфа-Капитала», а Росбанк – агентом УК Росбанка. Ко второй группе относятся банки с разветвленной филиальной сетью, реализовывающие фонды нескольких свободных от них компаний.
Это, в первую очередь, Сбербанк, Внешторгбанк, Ситибанк. «Принципиальная позиция отечественного банка содержится в том, дабы не создавать собственной управляющей компании в Российской Федерации, – заявил «Ко» начальник отдела инвестиционных продуктов Ситибанка Андрей Шадрин. – Мы желаем сохранить независимость по отношению к управляющим компаниям и обеспечивать клиентам свободную экспертизу предлагаемых им паевых фондов». По словам Игоря Безрукова из «КИТ Финанс», на данный момент известны случаи, в то время, когда число предлагаемых одним банком ПИФов достигает нескольких десятков.
Но, многие банки, имеющие собственные управляющие компании, время от времени реализовывают паи фондов-соперников. «Наличие инфраструктуры, снабжающей сильные позиции банка, очень затратно, и продажа ПИФов вторых УК разрешает банкам расширить рентабельность капитала», – разъясняет вице-президент Renaissance Investment Management Владимир Пахомов.
К сожалению, никакой статистики о том, сколько как раз реализованных паев приходится на банки, не существует. ясно лиш, что значение банков как каналов сбыта инвестпродуктов всегда растёт. Управляющий директор УК «Альфа-Капитал» Арен Апикян уверен в том, что среди свободных банков-агентов возможно выделить Ситибанк, что, по некоторым оценкам, дает около 15% всех продаж паевых фондов на рынке.
«Восемь из первой десятки наибольших русских банков уже имеют в собственной продуктовой линейке паевые фонды», – констатирует замгендиректора УК «УралСиб» Александра Водовозова.
Взор в будущее
Для чего это необходимо банкам? Так как ПИФы – прямые соперники вкладов. «Сейчас обстановка и в Москве, и в Санкт-Петербурге не разрешает сказать о конкуренции между ПИФами. Многие инвесторы выбирают фонды сходу нескольких УК.
ПИФы соперничают в первую очередь с наличной валютой и депозитами, и эта обстановка скоро не изменится», – отмечает помощник главыБанка Проектного Финансирования Вадим Вяльшин.
Так, реализовывая паи инвестиционных фондов, банки содействуют тому, что деньги уходят из совокупности вкладов. Правда, пока силы не равны. На банковских депозитах населения аккумулировано около 3 трлн рублей, а в ПИФах – порядка 340 млрд, другими словами в 9 раз меньше.
Но соотношение это скоро изменяется: за последний год чистые активы ПИФов выросли в 2,3 раза.
Комиссионные банков составляют в среднем от 0,5% до 1,5% от привлеченных в ПИФы средств. Деньги это маленькие. «Для коммерческих банков этот бизнес на данный момент не есть приоритетным, потому, что комиссионные выплаты являются до тех пор пока нематериальными в общей структуре доходов банка», – уверен Евгений Ромаков из Импэксбанка.
Действительно, нельзя не учитывать, что прибыли банков по данной статье растут так же быстро, как и активы ПИФов. «Учитывая приток вкладчиков и огромный всплеск интереса в ПИФы в 2005-м и особенно в 2006-м годах, эти доходы для розничных банков должны быть хорошими. Пологаю, что замыслы по ним все перевыполнили», – говорит глава управления денежных рынков Инвестсбербанка Алексей Жуляев.
И все же дело не в деньгах. Дело в стратегическом прицеле банков, борющихся за расширение клиентской базы.
«Наличие паев ПИФов в продуктовой линейке предоставляет довольно широкие возможности для финучреждения, – уверена Александра Водовозова из «УралСиба». – Во-первых, это расширение продуктовой линейки, которую банк предлагает клиенту, что неизменно благоприятно отражается на имидже. Во-вторых, это свидетельство нового современного уровня предоставления денежных одолжений. И в-третьих, самое основное – это действенный метод привлечь новых клиентов.
По статистике до 73% клиентов ПИФов при продаже паев переводят полученные средства на депозит, 100% клиентов ПИФов имеют счет в банке, а 34% берут другие банковские продукты».
«В конкурентной борьбе на банковском розничном рынке побеждает тот, у кого больше продуктов и одолжений для клиентов», – резюмирует Арен Апикян из «Альфа-Капитала».
Другими словами для банков ответственна не столько продажа паев как вид бизнеса, сколько возможность иметь эту услугу в собственном ассортименте. Согласно точке зрения ряда экспертов, стратегическим направлением эволюции русских банков будет их постепенное превращение в «денежные супермаркеты», в которых клиенты имели возможность бы покупать не только банковские, но и разнообразные инвестиционные а также страховые продукты.
Как отмечает Вадим Вяльшин из Банка Проектного Финансирования, серьёзным причиной, побуждающим трудиться с ПИФами, «может стать маркетинговая политика банка по созданию денежных холдингов и выработки ассоциированного отношения ко всем денежным продуктам». «Так, у потребителя складывается чувство о том, что тут он может реализовать все собственные инвестиционные потребности, поскольку ему предоставлен самый весь спектр одолжений», – подмечает специалист. Кстати, перспективность создания «денежных супермаркетов» видят не только в банках.
Весьма медлительно, но к предоставлению денежных одолжений приходит почта. Имеются случаи создания сети агентских пунктов вне банков – примером этого помогает сеть паевых супермаркетов «Алор». И все же как раз у банков имеются наилучшие возможности для предоставления населению вправду комплексных денежных одолжений.
Российский финсектор начинается весьма скоро, и банковско-инвестиционно-страховые супермаркеты смогут показаться в самое ближайшее время.
Сравнительные возможности коммерческих банков и управляющих компаний
Показатель | Банки | Управляющие компании |
Филиальная сеть | Более 12 000 офисов и филиалов | Более 500 мест продаж |
Клиентская база | 50 млн человек (35% населения) имеют средства на срочном вкладе | 219 000 человек (0,15% населения) являются пайщиками инвестфондов (без ПИФов)
|
Аккумулированные средства | $113 млрд на депозитах населения | $13 млрд – суммарные чистые активы инвестиционных фондов |
Источники: УК «УралСиб», ЦБ РФ, НЛУ, расчеты автора