Неземной плацдарм. часть первая: станционные смотрители

Где-то за тучами, на высоте 400 километров, летают практически 200 тысячь киллограм алюминия, титана, стали, пластика и передовой людской мысли. С очевидным наименованием «Интернациональная космическая станция». Данный материал – первый в отечественном обзоре настоящего и будущего МКС, которое неразрывно связано с космонавтикой в целом.

Репортажи с борта МКС, кроме того в то время, когда к ней, как говорят, «с рабочим визитом» прибывает шаттл, уже не вызывают очень бурного интереса со стороны публики. Их принимают в полной мере буднично, если сравнивать с материалами, допустим, о будущих полётах к Луне и Марсу.

А вдруг задуматься, то с ноября 1998 года, в то время, когда первое зёрнышко МКС – российский модуль «Заря» — поднялся на орбиту, и по настоящий момент, человечество соорудило в космосе что-то очень впечатляющее.

Представьте. Более 183 тысячь киллограм веса, приблизительно 425 кубов обитаемого внутреннего пространства, протяженность 44,5 метра (на протяжении основной оси, по которой выстроились главные модули), высота – практически 27,5 метров, ширина (по солнечным панелям) – более 73 метров. И это не считая временно прилетающих и улетающих космических судов.

Неземной плацдарм. часть первая: станционные смотрители

Схема МКС по состоянию на настоящее время. Не считая «такси» — «Альянса» (конечный слева) и пары транспортных «Прогрессов» (внизу), тут продемонстрированы главные модули станции.

Почва на этом рисунке – внизу. Станция летит вправо – модулем Destiny вперёд. Вся цепочка от «Звезды» (слева) до американской лаборатории – это основная ось МКС.

Основная ферма присоединена к Destiny и расположена поперёк полёта, как и солнечные панели, на вершине вертикальной фермы (иллюстрация с сайта spaceflight.nasa.gov).

В случае если пройти всю станцию на протяжении основной оси (на рисунке – слева направо), то мы заметим следующие её блоки. Российский сегмент: служебный модуль «Звезда», к которому (со стороны, обращённой к Почва) подсоединён стыковочный отсек-модуль «Пирс»; потом, за «Звездой», расположен функциональный грузовой блок «Заря», продолжающий основную цепочку модулей.

За «Зарёй» начинается американский сегмент: узловой модуль Unity, к которому сбоку (справа по ходу полёта) примыкает шлюзовой модуль Quest, а сверху – вертикальная (в случае если учитывать ориентацию по отношению к проплывающей снизу Почва) ферма.

Потом, по окончании Unity, идёт американский лабораторный модуль Destiny, к которому сверху прикреплена широкая ферма, именуемая основной. Она ориентирована поперёк оси модулей.

Так МКС выглядит сверху… (фото NASA).

Нужно подметить, что фермы станции не просто поддерживают солнечные батареи. Тут размещена куча электроники, гироскопы, совокупности охлаждения с радиаторами, антенны, а основная ферма ещё есть и базой для рельсов, но о них – ниже.

Ответственным элементом МКС есть 17,6-метровая робот-рука Canadarm 2 (сделанная в Канаде), которая, благодаря однообразным разъёмам на обоих собственных финишах, может не только перемещать грузы, но и сама передислоцироваться на различные места станции. А также, на так называемый Mobile Transporter — сравнительно не так давно отремонтированную тележку, которая ездит на протяжении станционной «железной дороги». Последняя проложена на протяжении основной фермы МКС.

Благодаря такому «паровозу» рука станции взяла огромную территорию досягаемости.

…А так снизу (фото NASA).

Вот таков на данный момент орбитальный порт, плавающий под флагами трёх частей света.

Кстати, о порте: доставку людей на станцию снабжают «Альянсы» и американские многоразовые челноки, а грузы смогут попадать на МКС как благодаря «Прогрессам», так и тем же шаттлам.

В последнем случае челноки смогут брать в собственный грузовой отсек так называемый многоцелевой модуль логистики (MPLM) – громадный цилиндр (6,4 х 4,6 метра) со стыковочным узлом. Это — вклад в МКС со стороны Италии, которая выстроила три таких аппарата – Leonardo, Raffaello и Donatello.

Пустой MPLM весит 4,5 тонны, и в него возможно загрузить до 10 тысячь киллограм оборудования для расходных материалов и экспериментов.

Юрий Гидзенко плавает в MPLM Leonardo. 2001 год, первый полёт модулей логистики MPLM на МКС (фото NASA).

По окончании станции и стыковки шаттла MPLM вынимают из грузового отсека челнока и перестыковывают, при помощи руки-манипулятора, конкретно к орбитальному форпосту Почвы. А по окончании переноса грузов (в оба финиша, кстати) MPLM возвращают в шаттл, что и доставляет модуль обратно на Землю.

Так МКС обеспечивается собственной главной работой – бессчётными опытами, о которых в большинстве случаев говорят и пишут не через чур много.

В случае если задать вопрос среднестатистического человека о роли МКС в развитии отечественной техногенной цивилизации, то чуть ли он отыщет в памяти больше, чем громкие восхищения по поводу прилёта шаттла, наконец, помой-му разобравшегося со своим страшным, теряющим пену внешним топливным баком.

Восхищения уместны, учитывая, что американцы проделали большую работу по модернизации собственных челноков (Space Shuttle). Но на этом фоне будущее и сама работа развитие МКС уходит в тень. А ведь в этот самый момент имеется о чём поболтать.

Вот опыт, навскидку выловленный из перечня опытов, проводимых на МКС при участии России: «Получение высокоэффективных штаммов микроорганизмов для производства препаратов биодеградантов нефти, средств защиты растений, и экзополисахаридов, применяемых в нефтяной индустрии».

Для неспециалиста подобные резюме смогут показаться неинтересными, но за такими строками — прогресс, что, в случае если так возможно сообщить, спускается к нам с небес на Землю. Новые материалы, приобретаемые в условиях невесомости, и изучение реакции человека на долгий полёт, изучение космических лучей и биологические испытания, призванные оказать помощь в создании новых лекарств — это и имеется основная задача МКС.

Члены экипажа Discovery (STS-121) на протяжении визита на МКС трижды выходили в открытый космос. На кадре от 12 июля 2006 года – Пирс Селлерс (Piers J. направляться) (фото NASA).

И дальше число таких опытов, проводимых в один момент, будет увеличиваться лавинообразно. Потому что строительство Интернациональной космической станции, начатое во второй половине 90-ых годов двадцатого века и прерванное в 2003-м – не будет прекращено уже летом-осенью нынешнего года.

Свет в конце тоннеля забрезжил для МКС по окончании успешного полёта Discovery. Так как по окончании продолжительного ограничения на число постоянных жителей – всего-то в два человека — экипаж станции насчитывает сейчас троих.

На данный момент на МКС трудится Экспедиция-13 в составе начальника Павла Виноградова, американского инженера Джеффа Вилльямса (Jeff Williams) и германского космонавта Томаса Райтера (Thomas Reiter), представителя Космического агентства ЕС (ESA).

И шаттлы снова готовы к доставке узлов станции – для её монтажа.

Следующий полёт челнока на МКС (а это будет Atlantis) – именно сборочный. Миссия STS-115, запланированная на конец августа либо сентябрь, обязана доставить на орбиту очередные элементы станции – новые фермы, аккумуляторы и солнечные батареи.

После этого будут ещё старты шаттлов с другими узлами и фермами на борту, а в одном из следующих полётов американцы пристыкуют к лаборатории Destiny (спереди по ходу полёта) модуль называющиеся «Узел 2» (Node 2).

Будущие лаборатории МКС. Европейская Columbus (слева) и японская Kibo (иллюстрации ESA и JAXA).

Это очень важный элемент МКС. Дело в том, что позднее, справа и слева по направлению полёта, как раз к Node 2 причалят европейская лаборатория Columbus и японская Kibo.

Columbus, где, например, поместиться европейская биолаборатория, обязан стартовать в следующем году. Японский модуль – позднее (дата пока не выяснена).

Японская лаборатория складывается из трёх больших элементов, каковые должны быть доставлены на МКС за три отдельных полёта шаттла. Это фактически центральный модуль лаборатории, дополнительный наружная платформа и складской «модуль расширения», на которой в открытом космосе будут поменять то либо иное экспериментальное оборудование, предназначенное для опытов в вакууме.

Роскошный автопортрет американского космонавта Майкла Фоссума (Michael E. Fossum), что в забрале собственного шлема поймал отражение напарника — Селлерса, а за ним – МКС и земной шар. 8 июля 2006 года (фото NASA).

Кстати, все лабораторные модули МКС владеют стандартизированными стойками для установки блоков с экспериментальным оборудованием. Фактически такие блоки составят один из основных грузов на линии «почва-орбита».

Завершая объяснение важности Node 2, добавим, что к нему смогут стыковаться модули и различные корабли MPLM.

Со временем МКС обрастёт ещё рядом модулей и узлов. В этот самый момент необходимо отметить российский сегмент, что пополнится научно-энергетической платформой, многоцелевым исследовательским модулем Enterprise и вторым функционально-грузовым блоком (ФГБ-2).

Экспедиция 13 МКС (слева направо: Виноградов, Райтер и Вильямс) помахала шаттлу Discovery ручкой, но скоро к ним должны прибыть новые гости на челноке Atlantis (фото NASA).

Кроме этого необходимо отыскать в памяти увлекательный узел «Купол» (Cupola, наименование итальянское, поскольку выстроен данный объект в Италии), что будет смонтирован на модуле «Узел 3» (Node 3).

Это вправду купол с рядом весьма больших иллюминаторов, через каковые жители станции, как в театре, смогут замечать приход судов и осуществлять контроль работу собственных сотрудников в открытом космосе.

А трудиться так как будут всё больше и чаще. Так как по окончании достройки МКС она будет весить 455 тысячь киллограм и насчитывать 1,2 тысячи кубов обитаемого количества.

Во целый рост поднимается вопрос: Кто и как всё это хозяйство будет обслуживать и снабжать пассажиро- и грузопоток по автостраде «Почва-МКС»? Неужто снова «Прогрессы»? Далеко не только они.

Собственные «новые ответы» на данный вопрос приготовили Европа, Россия и япония.

Продолжение направляться.

ВИКТОР АСТАФЬЕВ. \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: