Неземной плацдарм. часть вторая: поставка боеприпасов

на данный момент мы знаем: начальные замыслы по развёртыванию МКС, составленные десятилетие назад, были через чур оптимистическими. Но сейчас опять имеется предлог для оптимизма. Строительство возобновлено, а основное – страны участницы продвигают множество проектов, призванных всерьёз перевоплотить дорожку для людей в космос, поддерживаемую по большей части «Альянсами», в широкую магистраль.

С 2009 года постоянный экипаж МКС будет увеличен до 9 человек. Соответственно, возрастёт и количество опытов.

Приятно подчернуть, что лишь Российская Федерация было у меня в планах на следующие годы аж 331 опыт на МКС; в медико-биологической сфере, по изучению природных ресурсов Земли и изучению планет Нашей системы, по космическим технологиям и биотехнологиям, по изучению космических лучей, в сфере материаловедения и без того потом.

без сомнений, не отстанут в этом деле и партнёры России по МКС – Европа, Канада, США и Япония. А это значит, что тонны и тонны оборудования, расходных материалов будут с «нетерпением» ожидать доставки на орбиту. Поток грузов возрастёт в разы.

И тут будет тяжело переоценить роль новых космических аппаратов, создаваемых в ряде государств.

Неземной плацдарм. часть вторая: поставка боеприпасов

МКС на данный момент – июльские снимки с борта шаттла (фото NASA).

Очевидно, в строю останутся проверенные пилотируемые «транспортники» и Союзы «Прогресс». Да и шаттлы, до 2010 года, должны сыграть громадную роль в работе станции и крайне важную – в её досборке.

Но возможности по обеспечению «логистики МКС» этими двумя совокупностями не исчерпываются.

Космическое агентство ЕС (ESA) и его партнёры уже выстроили новый корабль-транспортник — Automated Transfer Vehicle (ATV), что будет выводиться на базисную орбиту (высотой 300 километров) ракетой Ariane-5 ES ATV, откуда ATV за счёт собственных двигателей перейдёт на орбиту МКС (400 километров над Почвой).

Нужный груз этого автоматического корабля длиной 10,3 метра и диаметром 4,5 метра образовывает 7,5 тысячь киллограм. Это будет и экспериментальное оборудование, и пища, и воздушное пространство, и вода для экипажа МКС.

ATV стартует и пристыковывается к МКС (иллюстрация ESA).

Первый из последовательности ATV, рассчетных к запуску на МКС, взял имя собственное Жюль Верн (Jules Verne). Он обязан отправиться на орбиту в следующем году.

По окончании стыковки с МКС (кстати, в автоматическом режиме) ATV сможет проработать в её составе полгода, по окончании чего корабль загрузят мусором и в управляемом режиме затопят в Тихом океане.

Кстати, в ATV возможно заправить до 4,7 тысячь киллограм горючего, и посредством собственных двигателей он сможет пара раз за время собственного полугодового «дежурства» поднимать орбиту МКС.

ATV поднимает орбиту МКС (иллюстрация ESA).

По большому счету же, ATV планируется запускать раз в год, а всего их будет выстроено 7 либо больше (правильное число пока не выяснено).

И это не единственный из последователей русских рабочих лошадок — судов снабжения «Прогресс». Позднее к программе МКС подключится японский непроизвольный грузовик H-II Transfer Vehicle (HTV), выводимый на орбиту японской же ракетой-носителем H-IIB, которую на данный момент ещё разрабатывают.

Полный вес HTV составит 16,5 тысячь киллограм, из которых 6 тысячь киллограм – это нужный груз для станции. Он сможет оставаться пристыкованным к МКС до одного месяца.

Японский грузовой корабль по окончании взлёта (на врезке) приближается к японскому лабораторному модулю (иллюстрация JAXA).

А что же Российская Федерация? Главный конструктор РКК «Энергия» Николай Севастьянов в интервью (PDF-документ) изданию Новости космонавтики поведал, что нынешние отечественные пилотируемые Альянсы претерпят в ближайщее время глубокую модернизацию, из-за которой от прошлых судов останутся разве только корпуса.

Будет заменена вся начинка, в особенности – связи и электронные системы управления, что разрешит нарастить нужную нагрузку корабля за счёт сокращения веса электронного оборудования.

Таковой модернизированный «Альянс» покажется на «сцене» в 2010 году. Он будет не только действеннее в доставке грузов и людей на МКС, но и сможет пребывать в составе станции практически один год.

«Альянс» сменяется, обновляется, но не уходит (фото NASA).

Новая электронная аппаратура, отработанная на обновлённом «Альянсе» – позднее перекочует на перспективный многоразовый российский корабль «Клипер».

Данный шестиместный крылатый челнок задуман в двух вариациях. В базе каждой – многоразовый возвращаемый аппарат. А вот позади к нему, перед запуском, возможно будет додавать два различных отсека – агрегатно-бытовой (АБО) либо двигательный (ДО).

Первый вариант запланирован на таковой сценарий полёта. Ракета-носитель «Альянс-2-3» выводит «Клипер» на опорную орбиту. С неё до орбиты МКС челнок добирается за счёт двигателей АБО.

Данный же отсек помогает для стыковки с МКС и через него же экипаж перебирается на станцию, переносит грузы.

При возвращении двигатели АБО снабжают тормозной импульс, по окончании чего «Клипер» планирует к себе, на посадочную полосу, а АБО отбрасывается и сгорает в воздухе.

А вот второй вариант эксплуатации «Клипера», возможно сообщить, практически многоразовый, если не считать, само собой разумеется, ракеты-носителя.

«Клипер» в варианте с АБО. Справа: «Паром» (он с солнечными панелями) с пристыкованным грузовым контейнером (иллюстрации РКК «Энергия»).

Секрет тут в том, что за «Клипером», вставшим в космос, но на относительно низкую орбиту, будет прилетать межорбитальный буксир «Паром», неизменно дежурящий в составе МКС.

«Паром» – это новая разработка, призванная поменять со временем грузовые «Прогрессы». Данный буксир обязан подтягивать с низкой опорной орбиты до орбиты МКС так именуемые «контейнеры» – относительно простые грузовые «бочки» с минимум оборудования, выводимые в космос при помощи «Альянсов» либо «Протонов» и несущие, соответственно, от 4 до 13 тысячь киллограм грузов.

«Паром» имеет два стыковочных узла: один для контейнера, второй – для причаливания к МКС. По окончании вывода контейнера на орбиту паром за счёт собственной двигательной установки спускается к нему, стыкуется с ним и поднимает его к МКС.

А по окончании разгрузки контейнера «Паром» спускает его на более низкую орбиту, где тот отстыкуется и самостоятельно тормозит (у него также имеется маленькие двигатели), дабы сгореть в воздухе.

Буксир же останется ожидать новый контейнер, дабы доставить его к МКС. И так много раз. От контейнеров же «Паром» дозаправляется, а, пребывав на дежурстве в составе МКС, проходит, по мере необходимости, профилактический ремонт.

«Клипер» с «Паромом» пристыкован к русскому сегменту МКС. К второму узлу того же модуля (в самом низу комплекса) пристыкован второй «Паром» с контейнером наперевес (иллюстрации РКК «Энергия»).

В первый раз «Паром» обязан полететь в космос в 2009 году, и сперва – как раз как буксир для контейнеров. Но по окончании взлёта «Клипера» (первый его пилотируемый рейс на орбиту, испытательный, намечен на 2014 год, ввод в эксплуатацию – 2016-й) «Паром» сможет трудиться и как буксир для «Клипера», которому, так, не пригодится АБО для поднятия собственной орбиты с опорной до высоты МКС.

«Паром» же будет и спускать «Клипер» на низкую орбиту, перед тем, как челнок, уже за счёт собственных двигателей, расположенных в отсеке ДО, затормозит для входа в воздух.

«Клипер» планируется выпустить в пяти экземплярах, любой из которых сможет слетать в космос до 60 раз.

В случае если ещё отыскать в памяти, что американцы полным ходом разрабатывают собственный корабль CEV, возможно заявить, что через пара лет земная космонавтика не будет испытывать недочёта в транспортных и пилотируемых судах. А ведь в эту область ещё и маленькие частные компании нацелились.

Практически так обязана смотреться МКС практически перед самым окончанием сборки. Из больших узлов не продемонстрированы вертикальная ферма с солнечными панелями, уже имеющаяся, и будущие научно-энергетическая платформа – ферма, которую, возможно, прикрепят к «Пирсу», а ещё последовательность дополнительных целевых модулей, каковые займут кое-какие из стыковочных узлов на русском и американском сегменте (иллюстрация с сайта spaceflight.nasa.gov).

На этом фоне замыслы по возвращению на Луну (для американцев) и первому пилотируемому полёту к ней же (для России) не кажутся через чур фантастическими.

А сама МКС во всех этих рейсах, да и в последующих рейсах к Марсу также, сможет сыграть роль интернациональной перевалочной базы. И туристической.

Севастьянов говорит, что при необходимости «Клипер» сможет летать к МКС всего с двумя опытными астронавтами на борту и аж с четырьмя «платными» туристами. И, само собой разумеется, данный корабль сыграет ключевую роль в лунных экспедициях.

Соответственно, за отелем на орбите и катанием около Луны в первых рядах показываются лунные турбазы и, кто знает, может, и постоянные марсианские поселения.

Лишь о чём тогда будут фантастические романы?

Сирия задержала еще одну поставку вооружения боевикам в Восточной Гуте: ФАН публикует видео


Темы которые будут Вам интересны: