Остробюджетная политика
Главные интриги главного денежного документа.
Возможно поддержать пенсионеров, но тогда нужно будет урезать затраты на образование, медицину, быть может, и оборону. Либо инвестироватьв молодежь и признать — старикам в новой бюджетной действительности не место. Министерство финансов утверждает: в проекте бюджета нет резервов для разногласий, а имел возможность бы сообщить несложнее: денег нет и не будет.
Главный вопрос современности
Настоящие политики должны мочь договариваться и обнаружить неспециализированное ответ. Бюджетный процесс дает участникам правительства РФ все шансы показать эти похвальные качества, не смотря на то, что по окончании некоторых неспециализированных ответов министрам приходится еще какое-то время выяснять, что же они такое нашли.
К примеру, осталось тайной, что именно правительство имело в виду, принимая 25 июня за базу проект Главных направлений фискальной политики на 2016 плановый период и год 2017 и 2018 характеристики и годов будущего бюджета страны. Прошедшие на прошлой семь дней заседания у премьера (совещание совета экспертов, встреча с управлением Единой России, заседание с участниками правительства) ясности не добавили. Заместитель министра финансов Максим Орешкин, находившийся на заседании 2 июля, от комментариев отказался.
В это же время на брифинге по окончании июньского совещания кабмина министр финансов Антон Силуанов показывал, что в одобренных документах находятся предложения и об индексации пенсий, и о продолжении оптимизации затрат. Другими словами финансирование госпрограмм, сокращенное в начале 2015 года, в дальнейшем останется сокращенным, а пенсии и пособия будут проиндексированы лишь на тот уровень инфляции, что предусматривали прогнозы годичной давности: в 2016 году — 5,5%, в 2017-м — 4,5%, в 2018-м — 4% (целевой уровень инфляции, установленный ЦБ).
Эти два ответы разрешают нам сбалансировать бюджет, решить вопросы сокращения недостатка бюджета, сохранить резервы, неспешно применяя их в течение двух следующих лет,— сказал министр финансов. Но скоро обнаружилось, что, согласно точки зрения помошника премьер-министра Ольги Голодец, в конечном итоге Министерство финансов внес предложение об другом порядке индексации пенсий (цитата по Интерфаксу).
Строго говоря, дискуссия о том, какие конкретно же предложения Министерства финансов правительство в действительности поддерживает, может длиться хоть до глубокой осени, пока не придет пора вносить бюджет в государственную думу. В большинстве случаев, кстати, так и происходит. Но в этом случае, говоря словами Силуанова, у правительства нет ресурсов на разногласия.
Индексация пособий и пенсий по фактической инфляции, на которой настаивает социальный блок правительства, потребует дополнительных денег (в 2016 году — более чем 500 млрд руб., за три года — около 2,5 трлн), и забрать их, в общем, негде.
По подсчетам Министерства финансов, недостаток бюджета и без того составит 1,9 трлн руб. в 2016-м и 1,7 трлн в 2017 году, и на его покрытие придется каждый год тратить более 1 трлн руб. из Резервного фонда (к 2018 году от него останется лишь 510 млрд руб.), плюс от 700 млрд до 900 млрд руб. занимать на рынке. А вдруг для пенсий резать другие статьи, это, давал предупреждение министр финансов, приведет к понижению качества таких ответственных одолжений, как здравоохранение и образование, понижению оборонных затрат и нереализации темпов экономического подьема, заложенных в прогнозе. Но, все это в полной мере может произойти, даже в том случае, если индексировать пенсии по минимуму.
Жертвы бюджетной экономии
Главные направления бюджетной политики (проект документа размещён на сайте Министерства финансов) предусматривают только символический рост затрат на реализацию госпрограмм: с 8,29 трлн руб. в 2015 году до 8,31 трлн в 2016-м, на 0,3% в номинальном выражении. Формально это дало Силуанову предлог утверждать на совещании кабмина, что в бюджете 2016 года растут затраты на транспорт, на космическую деятельность, затраты на программу по Дальнему Востоку — практически вдвое, затраты на программы образования, здравоохранения, фармацевтики, растут затраты на федеральные целевые программы, а также развитие русских космодромов.
Но практически эти затраты сократятся: в 2016 году в настоящем выражении (прогнозируемая инфляция — 7%), а в 2017-м, по всей видимости, и в номинальном. Как отмечается в документе, финансирование госпрограмм (и в безотносительном выражении, и как часть в расходах бюджета) в целом снизится из-за опережающих темпов роста затрат на развитие пенсионной совокупности и обеспечение обороноспособности. С прошлым годом количества финансирования возможно кроме того не сравнивать: большая часть госпрограмм пострадало при секвестре бюджета в начале 2015-го, и о восстановлении до прошлых уровней, согласно расчетам Министерства финансов, в ближайщее время не может быть и речи.
Министерство финансов не смог предложить второй выход из обстановки, не считая увеличения эффективности применения бюджетных ассигнований. К примеру, в сфере здравоохранения, с данной точки зрения, нужно будет оптимизировать список крайне важных лекарственных препаратов, и медицинских изделий, каковые возможно взять безвозмездно. Такая же будущее ожидает численность и структуру медицинского персонала — при сохранении, действительно, качества и доступности медицинской помощи.
Программу госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи ведомство предлагает конкретизировать. Высокотехнологичную помощь — перевести на финансирование за счет ОМС. И само собой разумеется, развивать механизмы передачи части имущества медицинских организаций в долговременную аренду частным управляющим компаниям.
В сфере образования увеличение эффективности также не обещает ничего хорошего: развитие сети федеральных образовательных организаций… в соответствии с перспективными задачами развития русского общества подразумевает оптимизацию количества национальных институтов и сокращение бюджетных мест. Положение закона об образовании, по которому на каждые 10 тыс. обитателей в возрасте от 17 до 30 лет должно приходиться не меньше 800 студентов-бюджетников, предлагается пересмотреть, с 2017 года снизив норматив до 750. Чистая экономия, если судить по демографическому прогнозу Росстата, составит более 100 тыс. бюджетных мест (а с учетом ожидаемого сокращения численности молодежи — более 200 тыс.).
В деле социальной помощи граждан эффективность, в соответствии с предложениям Министерства финансов, возможно достигнута за счет большей адресности (в частности, льготы по оплате ЖКУ не должны распространяться на участников семей льготников, а доплаты ветеранам должны учитывать их совокупный доход), и за счет замены финансовых выплат чернобыльцам дополнительными одолжениями в рамках ОМС. Получается собственного рода демонетизация льгот.
Риск оптимистических ожиданий
Ориентированные на твёрдую экономию предложения Министерства финансов базируются на достаточно оптимистическом прогнозе развития экономики. Действительно, заложенная в него стоимость одного бареля нефти — $60 за баррель Urals в 2016-м, $65 в 2017-м и $70 в 2018-м — кроме того ниже консенсуса (консенсус-прогноз Центра развития ВШЭ на 2016 год — $68), но ожидания экономического подьема на 2,3% уже в 2016 году представляются завышенными. Консенсус-прогноз Рейтерс — рост экономики на 0,4%, а также самая оптимистическая из оценок, рост на 1,6%, хуже ожиданий правительства.
Наряду с этим последняя статистика заставляет думать, что и прогноз правительства на 2015 год — снижение ВВП на 3% — окажется через чур хорошим. В мае 2015-го ВВП сократился на 4,9% к маю 2014-го, инвестиции — на 7,6%, промпроизводство — на 5,5%. Источников роста не видно.
Опросы ИЭП имени Гайдара фиксируют хороший баланс инвестиционных намерений лишь в госсекторе. Предприятия вторых форм собственности, по выражению завлабораторией конъюнктурных опросов Сергея Цухло, пребывают в глубоком инвестиционном пессимизме. Начальники фирм жалуются на цены на оборудование (56%), непредсказуемость и неясность экономической обстановке (52%) и высокие ставки по кредитам (51%).
Действительно, Министерство финансов, призывая к сдерживанию бюджетных затрат, показывает, что в возможности это приведет к понижению инфляции, соответственно, ставок, но другие неприятности кажутся фактически нерешаемыми. Это значит, что существует большой риск того, что прогноз правительства опять разойдется с действительностью, и бюджет не возьмёт налоговых доходов, на каковые на данный момент рассчитывает, кроме того при условии стабильных стоимости одного бареля нефти.
Иначе, в этом имеется собственный плюс. Быть может, острая дефицит денег вынудит в противном случае посмотреть и на неприятности устойчивости бюджета Пенсионного фонда РФ, и на кажущиеся практически безжалостными и потому пока не заложенные ни в какие конкретно расчеты предложения Министерства финансов. Самые радикальные среди них: увеличение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и мужчин (на шесть месяцев в год), отказ от выплаты пенсий трудящимся пенсионерам с доходом более чем 2,5 прожиточного минимума и реформирование совокупности досрочных пенсий.
В итоге, вариантов вправду мало. Или вы опережающими темпами наращиваете затраты на пенсионное обеспечение, экономя на всем остальном, или отказываетесь от приоритетного финансирования пенсий, но в достаточном количестве финансируете другие социальные обязательства.
Или, предположим, финансируете и то и другое за счет, к примеру, затрат на безопасность и оборону: думается, по окончании бурного роста финансирования в прошлые годы эти статьи бюджета от общего сокращения затрат страдают меньше всего. Но, последний вариант, думается, никем не рассматривается.
Главные характеристики бюджета страны
Доходы, всего (млрд руб.) | 12 539,7 | 13 958,8 |
а также: | ||
Нефтегазовые доходы (млрд руб.) | 5 686,7 | 6 292,1 |
% от общего объема | 45,3 | 45,1 |
Ненефтегазовые доходы (млрд руб.) | 6 853,0 | 7 666,7 |
% от общего объема | 54,7 | 54,9 |
Затраты, всего (млрд руб.) | 15 215,0 | 15 865,0 |
Недостаток (млрд руб.) | 2 675,3 | 1 906,2 |
% ВВП | 3,7 | 2,4 |
Ненефтегазовый недостаток (% ВВП) | 11,4 | 9,9 |
Источник: Министерство финансов.
Затраты бюджета страны
Национальная защита | 3 107,9 | 2 930,9 | 94,3 |
правоохранительная деятельность и Национальная безопасность | 2 049,9 | 2 077,2 | 101,3 |
Национальная экономика | 2 166,0 | 2 211,6 | 102,1 |
ЖКХ | 127,7 | 86,4 | 67,7 |
Охрана внешней среды | 46,8 | 49,7 | 106,2 |
Образование | 602,4 | 602,7 | 100,1 |
кинематография и Культура | 90,9 | 91,6 | 100,8 |
Здравоохранение | 385,5 | 395,8 | 102,7 |
Социальная политика | 4 214,7 | 4 897,7 | 116,2 |
спорт и Физическая культура | 71,3 | 70,1 | 98,2 |
СМИ | 72,8 | 57,1 | 78,4 |
Обслуживание национального и муниципального долга | 585,3 | 690,9 | 118,0 |
Межбюджетные трансферты характера | 611,4 | 602,7 | 98,6 |
ВСЕГО | 15 215,0 | 15 865,0 | 104,3 |
Источник: Министерство финансов.