Остробюджетная политика

Остробюджетная политика

Главные интриги главного денежного документа.

Возможно поддержать пенсионеров, но тогда нужно будет урезать затраты на образование, медицину, быть может, и оборону. Либо инвестироватьв молодежь и признать — старикам в новой бюджетной действительности не место. Министерство финансов утверждает: в проекте бюджета нет резервов для разногласий, а имел возможность бы сообщить несложнее: денег нет и не будет.

Главный вопрос современности

Настоящие политики должны мочь договариваться и обнаружить неспециализированное ответ. Бюджетный процесс дает участникам правительства РФ все шансы показать эти похвальные качества, не смотря на то, что по окончании некоторых неспециализированных ответов министрам приходится еще какое-то время выяснять, что же они такое нашли.

К примеру, осталось тайной, что именно правительство имело в виду, принимая 25 июня за базу проект Главных направлений фискальной политики на 2016 плановый период и год 2017 и 2018 характеристики и годов будущего бюджета страны. Прошедшие на прошлой семь дней заседания у премьера (совещание совета экспертов, встреча с управлением Единой России, заседание с участниками правительства) ясности не добавили. Заместитель министра финансов Максим Орешкин, находившийся на заседании 2 июля, от комментариев отказался.

В это же время на брифинге по окончании июньского совещания кабмина министр финансов Антон Силуанов показывал, что в одобренных документах находятся предложения и об индексации пенсий, и о продолжении оптимизации затрат. Другими словами финансирование госпрограмм, сокращенное в начале 2015 года, в дальнейшем останется сокращенным, а пенсии и пособия будут проиндексированы лишь на тот уровень инфляции, что предусматривали прогнозы годичной давности: в 2016 году — 5,5%, в 2017-м — 4,5%, в 2018-м — 4% (целевой уровень инфляции, установленный ЦБ).

Эти два ответы разрешают нам сбалансировать бюджет, решить вопросы сокращения недостатка бюджета, сохранить резервы, неспешно применяя их в течение двух следующих лет,— сказал министр финансов. Но скоро обнаружилось, что, согласно точки зрения помошника премьер-министра Ольги Голодец, в конечном итоге Министерство финансов внес предложение об другом порядке индексации пенсий (цитата по Интерфаксу).

Строго говоря, дискуссия о том, какие конкретно же предложения Министерства финансов правительство в действительности поддерживает, может длиться хоть до глубокой осени, пока не придет пора вносить бюджет в государственную думу. В большинстве случаев, кстати, так и происходит. Но в этом случае, говоря словами Силуанова, у правительства нет ресурсов на разногласия.

Индексация пособий и пенсий по фактической инфляции, на которой настаивает социальный блок правительства, потребует дополнительных денег (в 2016 году — более чем 500 млрд руб., за три года — около 2,5 трлн), и забрать их, в общем, негде.

По подсчетам Министерства финансов, недостаток бюджета и без того составит 1,9 трлн руб. в 2016-м и 1,7 трлн в 2017 году, и на его покрытие придется каждый год тратить более 1 трлн руб. из Резервного фонда (к 2018 году от него останется лишь 510 млрд руб.), плюс от 700 млрд до 900 млрд руб. занимать на рынке. А вдруг для пенсий резать другие статьи, это, давал предупреждение министр финансов, приведет к понижению качества таких ответственных одолжений, как здравоохранение и образование, понижению оборонных затрат и нереализации темпов экономического подьема, заложенных в прогнозе. Но, все это в полной мере может произойти, даже в том случае, если индексировать пенсии по минимуму.

Жертвы бюджетной экономии

Главные направления бюджетной политики (проект документа размещён на сайте Министерства финансов) предусматривают только символический рост затрат на реализацию госпрограмм: с 8,29 трлн руб. в 2015 году до 8,31 трлн в 2016-м, на 0,3% в номинальном выражении. Формально это дало Силуанову предлог утверждать на совещании кабмина, что в бюджете 2016 года растут затраты на транспорт, на космическую деятельность, затраты на программу по Дальнему Востоку — практически вдвое, затраты на программы образования, здравоохранения, фармацевтики, растут затраты на федеральные целевые программы, а также развитие русских космодромов.

Но практически эти затраты сократятся: в 2016 году в настоящем выражении (прогнозируемая инфляция — 7%), а в 2017-м, по всей видимости, и в номинальном. Как отмечается в документе, финансирование госпрограмм (и в безотносительном выражении, и как часть в расходах бюджета) в целом снизится из-за опережающих темпов роста затрат на развитие пенсионной совокупности и обеспечение обороноспособности. С прошлым годом количества финансирования возможно кроме того не сравнивать: большая часть госпрограмм пострадало при секвестре бюджета в начале 2015-го, и о восстановлении до прошлых уровней, согласно расчетам Министерства финансов, в ближайщее время не может быть и речи.

Министерство финансов не смог предложить второй выход из обстановки, не считая увеличения эффективности применения бюджетных ассигнований. К примеру, в сфере здравоохранения, с данной точки зрения, нужно будет оптимизировать список крайне важных лекарственных препаратов, и медицинских изделий, каковые возможно взять безвозмездно. Такая же будущее ожидает численность и структуру медицинского персонала — при сохранении, действительно, качества и доступности медицинской помощи.

Программу госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи ведомство предлагает конкретизировать. Высокотехнологичную помощь — перевести на финансирование за счет ОМС. И само собой разумеется, развивать механизмы передачи части имущества медицинских организаций в долговременную аренду частным управляющим компаниям.

В сфере образования увеличение эффективности также не обещает ничего хорошего: развитие сети федеральных образовательных организаций… в соответствии с перспективными задачами развития русского общества подразумевает оптимизацию количества национальных институтов и сокращение бюджетных мест. Положение закона об образовании, по которому на каждые 10 тыс. обитателей в возрасте от 17 до 30 лет должно приходиться не меньше 800 студентов-бюджетников, предлагается пересмотреть, с 2017 года снизив норматив до 750. Чистая экономия, если судить по демографическому прогнозу Росстата, составит более 100 тыс. бюджетных мест (а с учетом ожидаемого сокращения численности молодежи — более 200 тыс.).

В деле социальной помощи граждан эффективность, в соответствии с предложениям Министерства финансов, возможно достигнута за счет большей адресности (в частности, льготы по оплате ЖКУ не должны распространяться на участников семей льготников, а доплаты ветеранам должны учитывать их совокупный доход), и за счет замены финансовых выплат чернобыльцам дополнительными одолжениями в рамках ОМС. Получается собственного рода демонетизация льгот.

Риск оптимистических ожиданий

Ориентированные на твёрдую экономию предложения Министерства финансов базируются на достаточно оптимистическом прогнозе развития экономики. Действительно, заложенная в него стоимость одного бареля нефти — $60 за баррель Urals в 2016-м, $65 в 2017-м и $70 в 2018-м — кроме того ниже консенсуса (консенсус-прогноз Центра развития ВШЭ на 2016 год — $68), но ожидания экономического подьема на 2,3% уже в 2016 году представляются завышенными. Консенсус-прогноз Рейтерс — рост экономики на 0,4%, а также самая оптимистическая из оценок, рост на 1,6%, хуже ожиданий правительства.

Наряду с этим последняя статистика заставляет думать, что и прогноз правительства на 2015 год — снижение ВВП на 3% — окажется через чур хорошим. В мае 2015-го ВВП сократился на 4,9% к маю 2014-го, инвестиции — на 7,6%, промпроизводство — на 5,5%. Источников роста не видно.

Опросы ИЭП имени Гайдара фиксируют хороший баланс инвестиционных намерений лишь в госсекторе. Предприятия вторых форм собственности, по выражению завлабораторией конъюнктурных опросов Сергея Цухло, пребывают в глубоком инвестиционном пессимизме. Начальники фирм жалуются на цены на оборудование (56%), непредсказуемость и неясность экономической обстановке (52%) и высокие ставки по кредитам (51%).

Действительно, Министерство финансов, призывая к сдерживанию бюджетных затрат, показывает, что в возможности это приведет к понижению инфляции, соответственно, ставок, но другие неприятности кажутся фактически нерешаемыми. Это значит, что существует большой риск того, что прогноз правительства опять разойдется с действительностью, и бюджет не возьмёт налоговых доходов, на каковые на данный момент рассчитывает, кроме того при условии стабильных стоимости одного бареля нефти.

Иначе, в этом имеется собственный плюс. Быть может, острая дефицит денег вынудит в противном случае посмотреть и на неприятности устойчивости бюджета Пенсионного фонда РФ, и на кажущиеся практически безжалостными и потому пока не заложенные ни в какие конкретно расчеты предложения Министерства финансов. Самые радикальные среди них: увеличение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и мужчин (на шесть месяцев в год), отказ от выплаты пенсий трудящимся пенсионерам с доходом более чем 2,5 прожиточного минимума и реформирование совокупности досрочных пенсий.

В итоге, вариантов вправду мало. Или вы опережающими темпами наращиваете затраты на пенсионное обеспечение, экономя на всем остальном, или отказываетесь от приоритетного финансирования пенсий, но в достаточном количестве финансируете другие социальные обязательства.

Или, предположим, финансируете и то и другое за счет, к примеру, затрат на безопасность и оборону: думается, по окончании бурного роста финансирования в прошлые годы эти статьи бюджета от общего сокращения затрат страдают меньше всего. Но, последний вариант, думается, никем не рассматривается.

Главные характеристики бюджета страны

Показатель 2015 год (закон) 2016 год (проект)
Доходы, всего (млрд руб.) 12 539,7 13 958,8
а также:
Нефтегазовые доходы (млрд руб.) 5 686,7 6 292,1
% от общего объема 45,3 45,1
Ненефтегазовые доходы (млрд руб.) 6 853,0 7 666,7
% от общего объема 54,7 54,9
Затраты, всего (млрд руб.) 15 215,0 15 865,0
Недостаток (млрд руб.) 2 675,3 1 906,2
% ВВП 3,7 2,4
Ненефтегазовый недостаток (% ВВП) 11,4 9,9

Источник: Министерство финансов.

Затраты бюджета страны

Разделы классификации 2015 год, млрд руб. (закон) 2016 год (проект) млрд руб. % к 2015 году
Национальная защита 3 107,9 2 930,9 94,3
правоохранительная деятельность и

Национальная безопасность

2 049,9 2 077,2 101,3
Национальная экономика 2 166,0 2 211,6 102,1
ЖКХ 127,7 86,4 67,7
Охрана внешней среды 46,8 49,7 106,2
Образование 602,4 602,7 100,1
кинематография и Культура 90,9 91,6 100,8
Здравоохранение 385,5 395,8 102,7
Социальная политика 4 214,7 4 897,7 116,2
спорт и Физическая культура 71,3 70,1 98,2
СМИ 72,8 57,1 78,4
Обслуживание национального и муниципального долга 585,3 690,9 118,0
Межбюджетные трансферты характера 611,4 602,7 98,6
ВСЕГО 15 215,0 15 865,0 104,3

Источник: Министерство финансов.

Лекция Антона Силуанова \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: