Отвертки специального назначения
При исполнении регулировочных операций довольно часто приходится трудиться в один момент двумя инструментами: отвёрткой и гаечным ключом. Громадное удобство в этом случае представляют собой комбинации из этих инструментов. Используя их, возможно сделать нужную работу с достаточной точностью в более маленький срок.
В практике употребляется большое количество разных комбинированных инструментов. Разглядим кое-какие из них.
Отвертка для регулирования редукционных клапанов гидросистемы самоходных комбайнов СК-3 и СК-4 также комбинированная и складывается из фактически отвертки (рис. 1) и торцового ключа для гайки с шестигранным углублением под ключ.
При пользовании инструментом необходимо сначала надеть на контргайку регулировочного болта торцовый ключ, после этого засунуть в паз болта отвертку. Затем, придерживая одной рукой отвертку за ручку, нужно ослабить гайку, вращая ключ приспособления гаечным ключом.
Высвободив регулировочный болт, направляться, пользуясь отверткой, установить его в необходимое положение. И, наконец, Удерживая болт отверткой, затянуть контргайку.
Рис. 1. Комбинированная отвертка для регулировки редукционных клапанов гидросистемы комбайнов СК-3 и СК-4: 1 — отвертка; 2 — торцовый ключ; 3 — ручка
Отвертки для регулирования тепловых зазоров в механизме газораспределения двигателей внутреннего сгорания.
Одна из конструкций таковой отвертки продемонстрирована на рисунке 2, а. Она складывается из отвертки, засунутой в торцовый ключ с воротком. Отвертка второго типа, предназначенная для той же цели, продемонстрирована на рисунке 2, б. Она отличается от прошлой конструкции тем, что на финише стержня возможно устанавливать сменные наконечники, разрешающие вращать регулировочные болты с хвостовиками разной формы, что делает данный инструмент универсальным.
Отвертка для регулирования без щупа тепловых зазоров в механизме газораспределения двигателей внутреннего сгорания. Более идеальную конструкцию комбинированной отвертки внес предложение конструктор Ункелис. Эта отвертка продемонстрирована на рисунке 3. Она складывается из торцового ключа с ручкой. В ключа засунута отвертка с головкой, боковая сторона которой накатана. На корпусе ключа установлен неподвижный диск, а на отвертке — подвижный лимб.
Лимб держится на отвертке силами трения между ними.
Рис. 2. Комбинированные отвертки для регулирования тепловых зазоров в механизмах газораспределения: а — конструкция первая; б — конструкция вторая; 1 — отвертка; 2 — торцовый ключ; 3 — ручка (вороток); 4 — сменный наконечник
Рис. 3. Комбинированная отвертка: 1 — головка; 2 — отвертка; 3 — лимб; 4 — диск; 5 — торцовый ключ; 6 — ключ
Дабы отрегулировать тепловой зазор, необходимо ключом отвернуть контргайку регулировочного болта, после этого отверткой развернуть болт так, дабы всецело выбрать зазор между бойком коромысла и стержнем клапана. Затем, удерживая без движений отвертку, направляться развернуть лимб так, дабы его метка поднялась против метки А на неподвижном диске. Наконец, требуется отвернуть отверткой регулировочный болт так, дабы метка на лимбе поднялась против метки Б на неподвижном диске.
Наряду с этим болт повернется на угол х, а тепловой зазор будет соответствовать норме.
Отвертка для регулирования ручного тормоза автомобиля «Москвич-407» — комбинированная. Ею возможно регулировать положение тормозных колодок.
Устройство таковой отвертки фактически не отличается от отверток, обрисованных выше, и ясно из рисунка 49. При применении этого инструмента необходимо расширить окна в тормозных барабанах до 18,5 -19 мм.
Приспособления для вывертывания пробок из коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 в большой степени облегчают работу ремонтника и, помимо этого, предохраняют коленчатые валы от механических повреждений. Эти приспособления смогут быть выполнены в виде следующих конструкций.
Первый варцант. Приспособление изготовляется из ветхого шатуна двигателя ЗИЛ-130. Необходимо изогнуть тело шатуна (рис. 5) так, как это продемонстрировано на рисунке, отрезать его верхнюю головку и вместо нее приварить стакан, После этого в отверстие стакана ввернуть гайку, которая является упором для подвижной гайки. Ход резьбы гайки должен быть равен шагу резьбы пробки.
Гайка круглой формы, ее возможно перемещать на протяжении оси стакана, но нельзя вращать около нее, поскольку она удерживается от этого штифтом. В гайку ввернута отвертка с ручкой.
Рис. 4. Комбинированная отвертка для регулировки ручного тормоза автомобиля «Москвич-407»: 1 — отвертка; 2 — торцовый ключ; 3 – ручка
Рис. 5. Приспособление для вывертывания пробок из коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 (первый вариант):
Вывертывать пробки из коленчатого вала рекомендуется в таковой последовательности.
Закрепить приспособление на шатунной шейке коленчатого вала с помощью нижней головки — шатуна, после этого засунуть в прорезь пробки отвертку и прижать ее гайкой. Затем, трудясь ручкой, нужно вывернуть пробку.
Второй вариант. Приспособление подобно первому, но пара иного типа (рис. 6).
Оно складывается из крышки с приваренной к ней пластиной и гайки с отверткой.
Крышка изготовлена из полосовой стали и ей придана форма крышки коренного подшипника коленчатого вала. Пластина 6 приварена к крышке так, что при установке приспособления на место крышки коренного положение, параллельное щеке подшипника она занимает коленчатого вала.
Гайка закреплена на пластине двумя винтами с резьбой М 10X 1,5. Резьба гайки М 30X 1,5, т.е. совершенно верно такая же, как резьба вывинчиваемой пробки. Отвертка делается двух размеров: длиной 64 и 109 мм.
Дабы вывернуть пробку из коленчатого вала с помощью этого приспособления, необходимо сначала снять крышку коренного подшипника, расположенную рядом со щекой, из которой будет вывинчиваться пробка, поставить на ее место приспособление и привернуть его теми же винтами, которыми крепилась крышка. Затем в прорезь пробки нужно засунуть отвертку (длиной 106 мм при отвертывании пробок со стороны первой и пятой коренных шеек либо длиной 64 мм для всех остальных), навернуть на нее гайку до упора в пластину и совсем закрепить гайку на пластине винтами. Вращая отвертку гаечным ключом за квадрат, нужно вывернуть пробку из коленчатого вала.
Рис. 6. Приспособление для вывертывания пробок из коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 (второй вариант): 1 — крышка; 2 — винт; 3 — пробка; 4 — отвертка; 5 — гайка; 6 — пластина
Приспособление для вывертывания блока жиклеров из карбюратора К-22. Тем, кто разбирал карбюратор К-22, известно, как тяжело не редкость вывернуть блок жиклеров. Сильная затяжка его в гнезде корпуса карбюратора, окисление либо повреждение резьбы мешают вывертыванию с помощью простой отвертки.
При попытках вывернуть все-таки блок отверткой довольно часто повреждается либо сам блок, либо корпус карбюратора.
Всего этого возможно избежать, в случае если вместо отвертки применить приспособление, складывающееся из плиты (рис. 7) с закрепленными на ней стойками, к которым приварена шестигранная трубка.
Для работы необходимо закрепить корпус карбюратора на плите при помощи барашковой шпильки, навернуть на винт-отвертку шестигранную гайку, засунуть их в трубку и продвинуть вниз так, дабы отвертка вошла в прорезь блока жиклеров. Затем направляться закрепить винтом с барашком гайку в трубке и вращать винт-отвертку против часовой стрелки за рукоятку (в ее головке имеется трещотка) , пока блок жиклеров не выйдет за кромку торца гнезда корпуса карбюратора.
Рис. 7. Приспособление для вывертывания блока жиклеров из карбюратора К-22: 1 — плита; 2 и 9 — стойки; 3 — шпилька с барашком; 7 — винт-отвертка; 9 — гайка; 10 — корпус карбюратора
Рис. 8. Самозарядная отвертка: 1 — стержень отЕертки; 2 — патрон; 3 — шлицы; 4 — муфта; 5 — пружина; 6 — выступ; 7 — поворачивающийся упор; 8 — неподвижный упор; 9 — пружина; 10 — корпус; 11 — защелка; 12 — водило; 13, 14 и 17 — шестерни; 15 — шпиндель; 16 — обойма; 18 — коронная шестерня; 19 — буртик
Самозарядная отвертка… При ввертывании винтов их приходится сперва провертывать на пара оборотов, прилагая к отвертке маленькое упрочнение, а после этого с силой дотягивать на 0,5-1 оборот. Следовательно, первая часть операции требует большое количество времени и мало энергии, а вторая, напротив, мало времени и большое количество энергии.
Учитывая это событие, изобретатель И. Кобин сконструировал самозарядную отвертку. В ней устроен механизм, машинально заводящий пружинный двигатель в момент затяжки винта. Эта запасенная энергия и употребляется для начального завинчивания винтов на 8-10 оборотов.
В корпуса таковой отвертки (рис. 8) размещен двигатель с ускорителем в виде планетарного шестеренчатого редуктора. Все подробности механизма установлены на водиле, снабженном полым валом, оканчивающимся шлицами.
В вала водила расположен шпиндель, что с помощью блока планетарных, жестко соединенных между собой шестерен находится в постоянном зацеплении с внутренними зубьями коронной шестерни. Коронная шестерня впрессована в обойму и вольно надета на вал водила. Торцовая часть коронной шестерни снабжена прямоугольными выступами, взаимодействующими с храповой защелкой, вделанной в корпус.
На валу водила расположена предварительно закрученная заводная пружина. Один финиш ее прикреплен конкретно к корпусу инструмента, а второй упирается в установленный на водиле неподвижный упор, что взаимодействует с вращающимся упором и через него с укрепленным на рукоятке выступом.
Патрон шпинделя помогает для зажатия гаечного ключа либо отвертки. Он находится в постоянном зацеплении с муфтой, соединяет шпиндель с водилом, минуя редуктор.
Для автоматического поддержания постоянной готовности механизма к заводке пружина и муфта отведены в крайнее правое положение. В случае если отжать буртик, то муфта передвинется в крайнее двигатель и левое положение сработает.
Оба крайних положения муфты фиксируются так, что, вращаясь совместно со шпинделем, она не соприкасается с неподвижными либо медлительно вращающимися подробностями и не тормозит их.
Закрепляя ввернутый винт, рабочий поворачивает корпус отвертки с упрочнением. Сейчас шпиндель, соединенный через патрон с закрепляемым винтом, остается неподвижным. Кроме этого неподвижны водило, связанное со шпинделем муфтой, и закрепленные на водиле конец и выступ пружины.
Следовательно, при повороте корпуса пружина закручивается, что ощущается по слабому силы пощелкиванию и возрастанию противодействия храповой защелки. При полной заводке вращение пружины ограничивается упорами.
Заведенная пружина по окончании снятия отвертки с закрепленного винта пытается развернуть водило. Но данный поворот неосуществим до тех пор, пока не будет отодвинут буртик. Тогда под действием пружины водило повернется и обкатит планетарную шестерню по зубьям коронной шестерни.
Шпиндель через шестерню сделает пара оборотов и винт будет скоро ввернут до упора.
Буртик возвращается в исходное положение, что позволяет, развернув корпус отвертки, закрепить резьбовое соединение и в один момент снова подзавести пружину двигателя.
Рис. 9. Предельная отвертка: 1 — стержень с лезвием; 2 — втулка; 3 — сухарь; 4 — пружина; 5 — рукоятка; 6 — гайка; 7 — болт; 8 — крышка
Самозарядную отвертку возможно включать, надавив громадным и указательным пальцами на буртик. Но фактически это происходит машинально при нажатии на рукоятку.
Предельная отвертка. Для завертывания винтов либо шурупов с определенным упрочнением возможно использована предельная отвертка, продемонстрированная на рисунке 9.
Она устроена следующим образом. Стержень с лезвием засунут квадратным хвостовиком во втулку, изготовленную заодно с болтом. На втулке нарезаны зубья, каковые входят в зубья сухаря, засунутого в пазы рукоятки.
На болт надета пружина, затягиваемая гайкой.
Дабы завернуть гайку, необходимо предварительно с рукоятки снять крышку.
Действует отвертка так. В начале ввертывания шурупа либо винта отвертка трудится как простая. Но когда упрочнение завертывания возрастет и превысит установленную норму, винт начнет тормозить лезвие, зубья сухаря 3 выйдут из зацепления с зубьями втулки, случится характерный треск, по которому и возможно делать выводы о финише завертывания.
Настраивать отвертку на заданный момент возможно равно как и предельные ключи.
Отвертки для работы с распределителем гидросистемы трактора. На рисунке 10 продемонстрированы отвертки, применяемые для вывинчивания и завинчивания пробки золотника (рис. 10, а) и регулировочного винта (рис.
10, б).
Отвертка для отвертывания гайки центрального тумблера света автомобиля. Для завёртывания и удобства отвертывания круглой гайки, крепящей центральный тумблер света машин на щитке устройств, предлагается особая отвертка с вырезом и широким лезвием в средней части (рис. 10, в).
При работе поводок тумблера, с которого предварительно снята ручка, помещается в вырез лезвия отвертки, а финиши лезвия вводятся в шлиц гайки.
Рис. 10. Отвертки: а — пробки золотника; б — регулировочного винта; в — центрального тумблера света; г — главного жиклера карбюратора К-125
Использование таковой отвертки разрешает избежать повреждения гайки и уменьшает время работы.
Отвертка для вывертывания главного жиклера карбюратора К-125. Для данной операции рекомендуется особая отвертка с направляющим цилиндром, продемонстрированная на рисунке 55, г.
Отвертка для стремительного отвертывания винтов либо шурупов имеет следующее устройство. В ручке запрессована втулка с прямой накаткой на наружной поверхности. В втулки засунуты муфта 6 с торцовыми шлицами и ось, соединенные между собой болтом.
Рис. 11. Отвертка для стремительного отвертывания винтов: I — сменная лопатка; 2 — пружина; 3, 5, и 11- втулки; 4 — шариковые подшипники; 6 — муфта; 7 — ось; 8 — болт; 9 — ручка; 10 — сальник; 12 — гайка; 13 — корпус; 14 — головка; 15 — фиксатор; 16 – винт; 17 – гайка
На оси посажено два шариковых подшипника, между которыми установлена распорная втулка. Подшипники на оси закреплены гайкой.
На шариковых подшипниках вращается корпус, соединенный винтами с головкой, в которую вставляются сменные лопатки. На наружной поверхности корпуса сделана накатка, а на правом торце — шлицы такой же формы, как и шлицы муфты. В проточке корпуса установлен войлочный сальник, в — спиральная пружина, которая через нажимную втулку всегда отжимает корпус от ручки.
Пользоваться отверткой необходимо так. Дабы вывернуть винт либо шуруп, необходимо засунуть лопатку отвертки в шлиц этого винта и очень сильно надавить на ручку. Наряду с этим корпус сожмет пружину и переместится вправо, его шлицы войдут в зацепление со шлицами муфты.
Затем, поворачивая отвертку за рукоятку, нужно иногда на эргономичный угол поворота начать вывертывать винт. Когда упрочнение вывертывания уменьшится, нажим на ручку направляться уменьшить, тогда шлицы выйдут из зацепления и корпус необходимо будет вращать громадным и указательным пальцами.