Паи нестандартной ориентации
В Российской Федерации практически всем обитателей страны до тех пор пока и классические инвестиционные продукты кажутся экзотикой. Однако вправду экзотические продукты в данном сегменте уже появляются. // Ольга Кочева. Издание «Деньги» № 47(653) от 03.12.2007
На Западе рынок коллективных инвестиций в далеком прошлом купил оттенок фриковости. на данный момент в том месте популярны фонды lifestyle, каковые в Российской Федерации ассоциируются с гламуром: они инвестируют вакции производителей дорогих брэндов — автомобилей, одежды, часов, вин. В Российской Федерации практически всем обитателей страны до тех пор пока и классические инвестиционные продукты кажутся экзотикой.
Однако вправду экзотические продукты в данном сегменте уже появляются. Действительно, воспринимаются они чаще не как форма удовлетворения нестандартных запросов потребителей, а как попытки управляющих компаний погромче заявить о себе.
Товарищество на вере
В многонациональных государствах уровень достатка человека прекратил быть единственным критерием при определении управляющими компаниями собственной целевой аудитории. В одном случае — политкорректность, в другом — гипертрофированная религиозность, в третьем — пиар вынуждают их обращать внимание на конфессиональную принадлежность будущих пайщиков.
Мысль приращения презренного металла праведным методом распространена больше всего в Соединенных Штатах и мусульманских государствах. У американских католиков, протестантов, включая узкие религиозные группы пресвитериан, лютеран и евангелистов, имеется собственные достаточно большие паевые фонды. Самый популярны обоюдные фонды Ave Maria, семейство фондов The Timothy Plan (План святого Тимофея), LKCM Aquinas Funds (Aquinas — в честь святого Фомы Аквинского) и Thrivent Financial (от Thrive — благоденствие).
Распоряжаются деньгами прихожан немаленькие кроме того по западным меркам компании. К примеру, у компании, консультирующей один из фондов The Timothy Plan, всего под управлением находится $72 млрд. Исламские сокровища берегут в халяльных фондах типа Amana Mutual Funds Trust (amana — вера, доверие на арабском), размер которого образовывает $1 млрд.
При формировании аналогичных фондов управляющему приходится оглядываться не столько на законодательные ограничения, сколько на Священное Писание либо Коран. Прежде всегоограничения относятся к выбору ценных бумаг. По неспециализированному правилу во всех религиозных фондах не разрещаеться покупатьакции компаний, каковые создают либо распространяют алкоголь, табак, порнографию, опошляют домашние сокровища.
В частности, из-за последних двух пунктов табу наложено на акции компаний, имеющих отношение к СМИ, рекламе, азартным играм. По понятным обстоятельствам в исламских сумках нет места кроме этого продавцам и производителям свинины, помимо этого, не разрещаеться покупать ценные бумаги торговых сетей, торгующих не одобряемой исламом продукцией. Индексные агентства Dow Jones и SP при выборе активов для расчета серии шариатских индексов не включили в них кроме этого акции страховых компаний и банков, поскольку их деятельность ассоциируется с запрещенной в исламе рибой — ростовщичеством.
Так, с позиций ислама под запретом выясняются вложения, к примеру, в акции табачной компании Philip Morris, McDonald`s, торговой сети Wal-Mart. Подобные требования распространяются на Дженерал моторс, Citigroup и JP Morgan, поскольку большинство доходов этих компаний взята в виде процентов от выдачи кредитов, а также товарных. Зазорным считается вкладывать и в компании с громадной долговой нагрузкой.
Чтобы получить доступ к управлению религиозным фондом, исламские эксперты сдают экзамены на знание стандартов инвестиционной деятельности по законам шариата, созданные Глобальным исламским комитетом. Все же инвестиционные предложения русских управляющих должны контролироваться мусульманской организацией Зам Зам +, которая собственные решения планирует отправлять на суд исламского комитета в Бахрейн.
Если судить по длине цепочки, на согласования каждого трансформации структуры фонда может уйти много времени. Это делает фонд неповоротливым, что особенно не очень приятно на протяжении рыночной коррекции.
Однако сравнительно не так давно на этом рынке показался российский след. Уральская компания БКС решила создать фонд для мусульман Халяль. Имам казанской мечети Кул Шариф и по совместительству председатель совета директоров Зам Зам + хазрат Рустем Зиннуров поведал Деньгам, что уже утверждены акции 10 компаний из более чем 40 эмитентов, первоначально предоставленных БКС.
Соответствующий запрос отослан в бахрейнский комитет, и по сей день от него ожидают одобрения.
Согласно данным Зам Зам +, в Российской Федерации около 20 млн мусульман, из которых приблизительно 30-40% строго следуют предписаниям ислама и избегают вкладывать деньги в классические для большинства населения денежные инструменты. Не обращая внимания на это, мысль привить на русском земле халяльные паевые фонды думается русским управляющим экзотической.
Управляющему директору МДМ Asset Management Павлу Крапчитову мысль запуска конфессионального фонда напоминает скорее пиар-акцию: Фонд БКС — данный тот случай, в то время, когда компания желает применять нестандартную идею, дабы завлечь инвесторов. Это больше похоже на маркетинговый движение. Создавая особый продукт, компания говорит, что ей некого больше привлечь. Я в это не верю.
В действительности хорошая почва — в более широком круге инвесторов, каковые по большому счету понятия не имеют, что такое ПИФ. Вот где отдача громадная.
председатель совета директоров УК Агана Иван Гелюта менее категоричен. Он согласился, что мысль БКС ему кроме того близка, поскольку у него самого была подобная идея, но он решил повременить с экзотикой в пользу стандартных стратегий. Мы не отказались от данной идеи, тем более что во всемирной практике имеется успешные примеры конфессиональных фондов.
Легко текущая рыночная обстановка — не для экзотических вложений. Управляющие компании борются за вкладчиков не столько между собой, сколько с банковскими депозитами, каковые В первую очередь года опережают по количеству привлеченных средств,— говорит управляющий.
Всевышний из автомобиля
Если вы решили доверить накопления управляющей компании, по нынешним временам полезно спросить ее происхождением. В том смысле, какого именно рода у управляющего интеллект — естественный либо неестественный.
Арбитражник Григори показался на рынке сравнительно не так давно, но уже успел порадовать результатами собственных хозяев из Церих Кэпитал Менеджмент. По результатам конкурса РТС, Григори был лучшим управляющим-роботом, продемонстрировавшим за октябрь доходность портфеля выше 200%. В Церихе, действительно, утверждают, что робот оказывает помощь выполнять сделки только клиентам брокерского подразделения, а к управлению активами он непричастен.
И такая позиция неслучайна. Инвестиционные компании стараются откреститься от применения в управлении клиентскими деньгами труда бездушных автомобилей, не смотря на то, что законодательных ограничений на их использование нет. Мысль с роботами именно из разряда инноваций, каковые смогут навредить репутации компании. Это все равно что сообщить: Мы используем пластмассовые рельсы.
Однообразные по эффекту признания,— поясняет пресс-секретарь Церих Кэпитал Менеджмент Сергей Еремин.
Но на рынке все же нашлось пара компаний, каковые не скрывают, что завлекают управленческие таланты сотрудников Григори для управления клиентскими сумками и частично ПИФами. Популяризировать идею роботизации планирует УК Неофитус и входящая в нее ИК Тала. Мы будем продвигать механизированное управление как визитку компании. Действительно, у клиентов, в особенности ритейловых, больше предрассудков, чем доверия к таким совокупностям.
Приходится устно согласовывать с клиентом условия применения робота,— жалуется помощник генерального директора ИК Тала Олег Бакатанов.
У для того чтобы подхода к управлению капиталом имеется собственные приверженцы. Григори — только программа с заложенным разработчиком комплектом действий. Изначальную же структуру клиентского портфеля задает опытный управляющий. Хороший трендовый робот делает другую работу — разбирает эти по цене акций, количеству операций с ними, совершает сделки на фондовом рынке.
Это завлекает тех, кто опасается спекулятивной активности управляющих-людей.
Преимущество автомобили и в отсутствии таких проявлений людской натуры, как смена и утомляемость настроений. Робот может трудиться неизменно одинаково стабильно, в то время как пределы людской трудолюбия ограничены физическими возможностями. При действенном управлении один робот руководит 100 сумками, в то время как живой управляющий ведет 3-4 портфеля.
Робот в один момент смотрит за перемещением тысячи акций, в то время как управляющему доступно не более десятка,— делится собственными наблюдениями Олег Бакатанов. Сергей Еремин додаёт, что робот может выполнить от 200 до 500 сделок за сутки.
Яков Марков, финдиректор УК Доход, которая частично использует роботов для управления фондом акций, резюмирует: установив одного робота, возможно экономить на заработной плате как минимум десятерых управляющих. Понижение затрат на опытных менеджеров, действительно, не отражается на комиссионных сборах инвесткомпаний — они совершенно верно такие же, как и при классическом управлении. Но таковой автопилот неимеетвозможности всецело заменить человека.
Он не может играть на новостях либо рыночных слухах, его навыков приобрести-реализовать не хватает для управления большими суммами и при происхождении кризисных обстановок. Кстати, имеется версия, что сегодняшний ипотечный кризис случился именно по вине роботов, каковые начали синхронно реализовывать упавшие в цене ипотечные облигации.
Иван Гелюта уверен в том, что на рынок роботов стоит пускать лишь под присмотром опытных управляющих: Робот четко выполняет стратегию, а отсутствие чувств сокращает количество неточностей. Но машину нереально вынудить учитывать антропогенные факторы — новости, слухи. Исходя из этого я склоняюсь к тому, что сотрудничество человека и компьютера — лучшая разработка.
Народный дух
Шесть или семь месяцев назад управляющая компания Финам совершила на рынке коллективных инвестиций мелкую революцию. Она дала народу власть над паевым фондом, взявшим наименование Финам Народный. на данный момент им руководят около тридцати активных пайщиков.
Технический управляющий фондом Юрий Шапошников говорит, что в действительности пайщиков значительно больше, легко далеко не всем хочется принимать решения. Сутки у активной части инвесторов начинается с формирования структуры портфеля. Собственные предложения пайщики оставляют на сайте компании. Задача технического управляющего — свести эти тридцать предложенных сумок в один.
Приоритеты выстраиваются в зависимости от значимости пайщика. Как это в большинстве случаев и случается, равноправием жертвуют в пользу более богатых и успешных. Вес пайщика оценивается в баллах. Совершенный пайщик может взять 25 баллов — для этого ему нужно положить больше всех денег и продемонстрировать высокую результативность собственных вариантов портфеля, история которых хранится на сайте компании.
В отличие от роботов успешные пайщики—управляющие фонда получают зароботную плату: до тех пор пока идет продвижение фонда, УК решила направлять им вознаграждение в размере 2% цены чистых активов в год.
В большинстве случаев на рынке видятся две крайности: первая — в то время, когда торгуешь сам, испытывая постоянные стрессы, вторая — в то время, когда все отдаешь в чужие руки и просто пассивно замечаешь. Отечественный фонд может подойти аудитории, которая находится где-то посередине. Тут тебя подстрахуют, ты можешь уехать в отпуск и месяцами не торговать, а фонд живёт ,— поясняет Юрий Шапошников.
Действительно, самоуправство клиентов время от времени порождает конфликты. Юрий Шапошников никак неимеетвозможности забыть выходку новых пайщиков, вложившихся в фонд именно на протяжении ипотечного кризиса: Они вышли на форум, где у нас проходят дискуссии, с радикальной позицией: все в облигации и деньги. В итоге фонд очень сильно отстал от рынка.
Никакие убеждения не помогли.
Другие управляющие уверены в том, что народный ПИФ Финама — ход, вызванный жаждой компании напомнить о себе. Хорошая маркетинговая мысль, парни трудятся с огоньком. Но клиентов интересуют не маркетинговые ответы, а итог.
Кардинального трансформации на рынок одолжений это не принесет. У людей, приходящих в УК, имеется настоящая потребность, которую они формулируют приблизительно так: Нам некогда либо нет свойств самостоятельно заниматься управлением, мы выбираем вас и отдаем вам собственные деньги,— говорит Павел Крапчитов. Схожая позиция и у Ивана Гелюты: ПИФы подразумевают опытное управление, в котором инвестор не участвует.
Он просматривает результаты и выбирает необходимый ему продукт.