Походная электростанция

Походная электростанция

Предлагаю конструкцию бензоэлектрического агрегата (БЭА) «Светлячок», предназначенного для зарядки аккумуляторная батарей, питания осветительной других потребителей и лампы постоянного тока напряжением 12 В. Я создал данный агрегат три года назад по просьбе моего товарища, рыболова и заядлого охотника. С того времени «Светлячок» исправно помогает, освещая его таежную избушку, и оказывает помощь ему в хозяйственных делах.

Относительно масса и небольшие габариты, экономичность, надежность, и возможность стремительной изменении в бензопилу — эти качества БЭА привлекательны не только для охотников, но и лесников, лесорубов, рыбаков, геологов.

БЭА весьма несложен в изготовлении. Планирует он преимущественно из деталей бензопилы и доступных узлов «Дружба» (либо «Урал») и складывается из следующих главных частей: двигателя с редуктором, рамы, генератора, соединительных кабелей и пульта управления.

Рама представляет собой сварную конструкцию. В качестве лонжерона использована часть шины пильного аппарата неисправной бензопилы. К продолговатому установочному отверстию лонжерона с левой стороны приварена гайка М10 для болта крепления нижнего финиша регулировочной планки. Верхний финиш планки имеет паз, разрешающий поворачивать генератор и тем самым натягивать клиновой ремень. Лонжерон стыкуется с редуктором двигателя равно как и штатная шина пильного аппарата бензопилы.

Бензоэлектрический агрегат «Светлячок»:

1 — двигатель бензопилы «Дружба» (либо «Урал»); 2— редуктор; 3 — клиновой ремень (1018x10x8,5); 4 — регулировочная планка; 5 — генератор Г-250; 6 — пульт управления; 7 — зажимы типа «крокодил»; 8 — рама; 9 — зубчатый упор пилы; 10 — гайка с ручкой крепления рамы к редуктору; 11 — сменный ведущий шкив

Под углом 90° к лонжерону приварена поперечина из уголка сечением 63x40x5 и длиной 450 мм.

В финишах малой полки уголка просверлены два отверстия диаметром 10,2 мм под болты, которымив случае необходимости возможно жестко закрепить БЭА на дополнительном основании — толстой доске, брусе, бревне и т.п. Соединение лонжерона с опорным уголком усилено металлической косынкой толщиной 1,8 мм. К вершине косынки приварен упор, спрофилированный в соответствии с выступом картера редуктора.

В косынке просверлены отверстия диаметром 6,1 мм под болты фиксатора кабеля (либо реле-регулятора при его установки). С внешней стороны упорного уголка приварены три кронштейна для крепления генераторов различных типов.

По окончании сварочных работ и окончания слесарных готовая рама была загрунтована и окрашена автомобильной эмалью тёмного цвета.

Ведущий шкив забран без трансформаций от привода вентилятора двигателя автомобиля ГАЗ-53.

К ступице он прикреплен четырьмя болтами М8. Ступица самодельная, с применением шлицевой части штатной ведущей звездочки цепного привода бензопилы.

Габариты БЭА «Светлячок»

Ступица изготовлена следующим образом.

На токарном станке зубья штатной звездочки сточены так, дабы на их месте появился цилиндр диаметром 30 мм. Раздельно выточен фланец — кольцо толщиной 14 мм и диаметрами 69 мм (внешний) и 30 мм (внутренний); по внутреннему диаметру сняты фаски 3×45°. После этого цилиндр звездочки впрессован в кольцо и обварен по фаскам.

Полученная заготовка ступицы обточена до размеров, приведенных на рисунке, и в ней просверлены резьбовые отверстия для крепления шкива.

Все электроприборы смонтированы в корпусе пульта управления. На лицевую панель выведены амперметр на силу тока 20 А, выключатель В-45, розетка для подключения потребителей постоянного тока и держатель ДПК1 -1 для плавкого предохранителя на 15 А. Реле-регулятор РР-350 прикреплен двумя винтами М6 к крышке пульта изнутри.

Монтажные провода — с площадью сечения жилы 2,5 мм2.

Монтажная электрическая схема БЭА есть частью схемы электрооборудования автомобиля ГАЗ-53.

Перед монтажом устройств корпус был зачищен мелкозернистой наждачной бумагой, обезжирен бензином, загрунтован и окрашен автомобильной эмалью тёмного цвета. По окончании просушки на лицевую панель посредством белой эмали и трафаретов нанесены все нужные надписи.

Снизу корпус имеет крышку из стали толщиной 1,8 мм.

Она прикреплена болтами М5 с резиновыми втулками на головках, каковые помогают пульту опорами на горизонтальной поверхности. Пульт может трудиться и в вертикальном положении, для этого он имеет петлю-вешалку, шарнирно соединенную с корпусом.

Рама агрегата:

1 — косынка (лист s1,8); 2 — поперечина (уголок 63x40x5); 3 — кронштейн крепления генератора Г-21 (полоса s5); 4 — полоса крепления и кронштейн-250 (генератора s5); 5 — обший кронштейн крепления генераторов (полоса s5); 6 — лонжерон (часть шины пильного аппарата бензопилы); 7 — гайка М10 крепления регулировочной планки; 8 — упор

От случайных механических повреждений устройства защищены двумя скобами из металлического прутка диаметром 5 мм, установленными на лицевой панели пульта слева и справа.

«Светлячок» укомплектован эластичными соединительными кабелями марки КРПТ.

Они имеют длину 2— 2,5 м и площадь сечения жилы 2,5 мм2. Рабочие выводы кабеля, соединяющего пульт управления и заряжаемый аккумулятор, снабжены зажимами типа «крокодил» с маркировкой символами «+» и «-».

В боковое отверстие корпуса пульта засунут кабельный ввод — втулка из толстой резины. На финиши монтажных проводов кабелей оловом напаяны латунные клеммы и надета дополнительная изоляция из отрезков поливинилхлоридных трубок.

Эксплуатация бензоэлектрического агрегата весьма несложна.

С бензопилы снимают цепь, шину пильного аппарата и ведущую звездочку цепи и к картеру редуктора лонжероном крепят раму БЭА. Вместо звездочки надевают сменный ведущий шкив, регулируют натяжение клинового ремня. На этом изменение бензопилы в БЭА заканчивается — и он готов к работе.

В случае если требуется, к примеру, зарядить аккумулятор, то его соединяют кабелем с пультом управления с соблюдением полярности зажимов типа «крокодил». Потом запускают двигатель.

По окончании появления тока и возбуждения генератора (это продемонстрирует амперметр) регулировочным винтом устанавливают обороты коленчатого вала, нужные чтобы получить мощность, потребляемой аккумулятором. Момент окончания процесса зарядки определяют, как в большинстве случаев — по показаниям амперметра и по плотности электролита.

«Светлячок» — конструкция, возможно сообщить, испытанная временем, исходя из этого советую ее умельцам-практикам.

Тем же, кто больше склонен к опытам, желал бы дать совет вероятные дороги ее модернизации.

Во-первых, вместо автомобильного генератора Г-250 со встроенным выпрямительным блоком и бесконтактно-транзисторного реле-регулятора РР-350 возможно применять модели более поздних выпусков, к примеру Г-21 и РР-24. Или генератор Г-130 с самовозбуждением совместно с РР-130 и т.д.

Во-вторых, отказаться от выносного пульта управления, смонтировав все нужные электроприборы на П-образном кронштейне из листовой стали, закрепленном на косынке рамы, или по большому счету выполнить пульт на косынке.

В-третьих, применить клиновой ремень меньше и тем самым уменьшить габариты, а следовательно, и массу конструкции.

В.

ПЕТРОВ, Красноярский край

Походная солнечная электростанция \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: