Представление информации по счетам клиентов во время налоговой проверки

Представление информации по счетам клиентов во время налоговой проверки

На правоприменительном уровне видятся споры по вопросу правомерности истребования налоговыми органами у банков информации по квитанциям плательщиков налогов — клиентов банков (выписок по расчетным квитанциям организаций — клиентов банков) при проведении налоговой проверки в отношении банков. Разглядим данный вопрос с учетом последней судебной практики.// Ю.М. Лермонтов.Налогообложение, отчётность и учёт в коммерческом банке.

Номер 4/2009.

В соответствии с п. 12 ст. 89 Налогового кодексаРФ (потом -НКРФ) плательщик налогов обязан обеспечить возможность чиновниковов налоговых органов, проводящих выездную налоговую диагностику, ознакомиться с документами, которые связаны с уплатой и исчислением налогов.При проведении выездной налоговой проверки у плательщика налогов смогут быть истребованы нужные для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НКРФ.Как установлено п. 1 ст.

93 НКРФ,должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую диагностику, вправе истребовать у контролируемого лица нужные для проверки документы при помощи вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.В силу п. 3 ст. 93 НК РФ документы, каковые были истребованы на протяжении налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.На основании п. 4 ст.

93 НК РФ отказ контролируемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов либо непредставление их в срок будут считаться налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.При для того чтобы отказа либо непредставления указанных документов в срок должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую диагностику, создаёт углубление нужных документов в порядке, предусмотренном ст.

94 НК РФ.Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (либо) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о сборах и налогах, как закрепляет п. 1 ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за любой непредставленный документ.Судебная практика свидетельствует, что банки требования налоговых органов по истребованию на протяжении выездной проверки информации по квитанциям плательщиков налогов — клиентов банков законными не признают, тогда как налоговые органы на местах считают, что выписки по расчетным квитанциям клиентов банков смогут быть затребованы в порядке ст.

93 НК РФ.Согласно точки зрения банков, обязанность воображать выписки о перемещении денежных средств по квитанциям клиентов связана лишь с соблюдением положений ст. 86 НК РФ и только в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении клиентов банка, наряду с этим в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика-банка выписки по квитанциям клиентов не смогут быть истребованы в соответствии со ст.

93 НК РФ, поскольку проводимые клиентами расчетные операции не воздействуют на налогообложение банка.В соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии квитанций в банке и (либо) об остатках денежных средств на квитанциях, выписки по операциям на квитанциях организаций (личных предпринимателей) в правовом поле РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.Справки о наличии квитанций и (либо) об остатках денежных средств на квитанциях, и выписки по операциям на квитанциях организаций (личных предпринимателей) в банке смогут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (личных предпринимателей).Указанная информация возможно запрошена налоговым органом по окончании вынесения ответа о взыскании налога, а также в случае принятия ответов о приостановлении операций либо об отмене приостановления операций по квитанциям организации (личного предпринимателя).В силу ст.

331 НК РФ аналитический налоговый учет расходов и доходов, взятых (понесенных) банком в виде процентов по долговым обязательствам, ведется в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 328 НК РФ.В п. 2 ст.

328 НК РФ указано, что проценты, уплачиваемые банком согласно соглашению банковского счета, включаются налогоплательщиком в налоговую базу на основании выписки о перемещении денежных средств по банковскому счету плательщика налогов.Довольно того, основано ли на нормах НК РФ требование о представлении для налоговой проверки выписок о перемещении денежных средств по квитанциям клиентов банка, в судебной практике одной позиции нет.Часть судов поддерживают плательщика налогов по этому вопросу и удовлетворяют требования о признании неправомерным решения налогового органа о привлечении плательщика налогов (банка) к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление по требованию налогового органа расширенных выписок по квитанциям клиентов плательщика налогов.

В качестве для того чтобы примера возможно привести Распоряжение ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2008 № А56-30650/2007. Разглядим это судебное слушание подробнее.Налоговый орган на протяжении проведения выездной налоговой проверки плательщика налогов (банка) в порядке ст.

93 НК РФ направил требование о представлении в 10-дневный срок со дня получения нужных с целью проведения проверки документов: расширенных выписок банка (с указанием номера корреспондирующего счета, наименования и назначения плательщика/платежа и ИНН получателя) в электронном виде или на бумажном носителе по перечисленным в требовании банковским квитанциям; ведения и договоров открытия указанных квитанций, карточек с примерами оттиска и подписей печати нескольких организаций — клиентов банка.Во выполнение требования плательщик налогов представил в налоговый орган ведения счётов и договоры открытия клиентов перечисленных организаций. В отношении расширенных выписок по квитанциям клиентов плательщика налогов, карточек с оттиском печати и образцами подписей плательщик налогов направил в адрес налогового органа мотивированный отказ.

В обоснование собственного отказа представить названные документы плательщик налогов сослался на то, что их истребование противоречит ст. 26 законаот 02.12.1990 № 395-1 «О банковской деятельности и банках» (потом — Закон № 395-1) и влечет нарушение банковской тайны.

Помимо этого, плательщик налогов уверен в том, что спорные документы смогут являться основанием для проверки формирования облагаемой налогом на прибыль базы его клиентов, но не самого банка как плательщика налогов.По итогам проверки налоговый орган решил о привлечении плательщика налогов к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.В обоснование принятого ответа налоговый орган указал на непредставление налогоплательщиком затребованных документов.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 291 НК РФ проценты за применение денежных средств, находящихся на счетах в банке, относятся к расходам банков от осуществления банковской деятельности и учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли.Плательщик налогов не согласился с ответом налогового органа и оспорил его по суду.Позиция суда изложена в Распоряжении ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2008 № А56-30650/2007. Она заключалась в следующем.Из п. 1 ст.

126 НК РФ направляться, что ответственность наступает при непредставления документов и (либо) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о сборах и налогах. Иное толкование данной нормы о налоговой ответственности есть расширительным и недопустимым.В соответствии с ст. 30 Закона № 395-1 отношения между кредитными их клиентами и организациями осуществляются на основании контрактов, в случае если иное не предусмотрено законом .

В соглашении должны быть указаны ставки по вкладам и кредитам (депозитам), цена банковских одолжений и сроки их исполнения, а также сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение контракта, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, и порядок его расторжения и другие условия .Обязательства банка согласно соглашению банковского счета закреплены в п. 1 ст. 845 ГК Российской Федерации, в соответствии с которому банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (обладателю счета), финансовые средства, делать распоряжения клиента о выдаче и перечислении соответствующих сумм со счета и проведении вторых операций по счету.Плательщик налогов вел учет на основании утвержденного Банком России Положения о правилах ведения бухучёта в кредитных организациях, расположенных на территории РФ (потом — Положение) и утвержденного Банком России Положения о безналичных расчетах в РФ (потом — Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П), и на основании утвержденных самим налогоплательщиком форм первичных документов.Материалами дела подтверждается, что плательщик налогов представил в налоговый орган контракты банковского счета; мемориальные ордера; акты сверки по ведению рабочей группы; выписки банка по лицевым квитанциям балансового счета 70107; справки по лицевым квитанциям клиентов о расчетах между клиентами и налогоплательщиком; тарифы расчетно-кассовых операций юрлиц, действовавшие у плательщика налогов в контролируемый период; расчет процентов на остатки по расчетным квитанциям клиентов; регистры налогового учета по услугам расчетно-кассовых операций, каковые содержат сведения обо всех доходах плательщика налогов, взятых за указанный период.Требование же налогового органа о предоставлении расширенных банковских выписок по расчетным квитанциям клиентов плательщика налогов противоречит п. 1 ст.

93 НК РФ. Форма расширенной выписки с содержанием, указанным в требовании налоговой администрации, в качестве единого документа не утверждена ни одним нормативным актом Банка России и не содержится в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД), утвержденном Распоряжением Государственного стандарта РФ от 30.12.1993 № 299, в разделе 0400000 «Унифицированная совокупность банковской документации».Налоговый орган ни в акте проверки, ни в ответе не ссылается на акт законодательства о сборах и налогах, которым предусмотрена обязанность плательщика налогов составлять и вести упоминаемые им «расширенные выписки».Расширенные выписки по расчетным квитанциям организаций — клиентов плательщика налогов не являются документами, на основании которых последним формируется налоговая база по налогу на прибыль, потому, что эти документы не содержат информации о хозяйственных операциях самого банка как контролируемого плательщика налогов.

Исходя из п. 2 ст. 328 НК РФ и ст. 331 НК РФ порядок включения в налоговую базу, облагаемую налогом на прибыль, процентов банка как плательщика налогов осуществляется на основании выписки о перемещении денежных средств по счету самого банка, а не организаций — клиентов плательщика налогов, с которыми он заключил контракты банковского счета.

Помимо этого, в соответствии с п. 1 ст. 31 НК РФ и ст. 93 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у контролируемого плательщика налогов не каждые, а лишь нужные с целью проведения проверки документы, служащие основанием для уплаты и исчисления им налогов.Так, плательщик налогов не имел возможности представить истребуемые налоговым органом спорные документы ввиду их отсутствия у него.При таких событиях в действиях плательщика налогов отсутствует состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст.

126 НК РФ.Имеется и прямо противоположное судебное ответ по подобному делу. ФАС Волго-Вятского округа в Распоряжении от 07.11.2006 № А29-3812/2006А пришел к противоположным выводам, говоря о правомерности истребования в рамках выездной налоговой проверки банка выписок о перемещении денежных средств по клиентским квитанциям.Суд руководствовался абз. 1 п. 3 ст.

7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ», в соответствии с которому налоговые органы есть в праве приобретать от фирм, учреждений, организаций (включая банки и иные денежно-кредитные учреждения) справки, копии и документы с них, касающиеся хозяйственной деятельности плательщика налогов и нужные для верного налогообложения.С учетом изложенного суд заключил, что налоговый орган правомерно настойчиво попросил от банка представления справок по квитанциям организаций в целях получения информации об имуществе, хозяйственных операциях и обязательствах банка.Так, неправомерность истребования налоговым органом у банка информации по квитанциям клиентов при проведении налоговой проверки в отношении банка, разумеется, нужно будет доказывать в суде.

Проверка агентов (как обезопасить себя при налоговой проверке)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: