Производственный рисунок

Граверу частенько приходится иметь дело со шрифтами, копировать рисунки и штрихи и всевозможные фигуры , исходя из этого ему нужны навыки в черчении и рисовании. Занятия по рисованию в большинстве случаев начинаются с изображения самых несложных шрифтов с постепенным переходом к более сложным. Помимо этого, нужно делать непростые и правильные работы по углублению фона в целях получения выпуклого другие работы и изображения.

В ходе граверных работ частенько приходится создавать разметку некоторых фигур . Для этого будущему граверу нужно усвоить простые геометрические построения, практикуясь сперва на бумаге.

Разметка заготовок. Для симметричного других изображений и расположения текстов на заготовках нужно в первую очередь мочь поделить прямую на две либо пара равных частей.

Дабы поделить отрезок А В на две равные части, необходимо ножку циркуля поставить в точку А и радиусом, пара громадным половины длины прямой, совершить дугу CD. После этого тем же радиусом из точки В сделать засечки на дуге в точках С и D. Прямая линия, соединяющая точки С и D, перпендикулярная отрезку А В, пересечет его в точке О и поделит на две равные части АО и ОВ. Таким же образом возможно поделить пополам отрезки АО и ОВ и т. д.

Нахождение радиуса и центра дуги. Время от времени в граверной практике используют дугообразные заготовки, на каковые нужно нанести угловые деления, а центр, необходимый для правильной установки таких заготовок, не всегда известен. Для определения длины и нахождения центра радиуса любой дуги используют следующий метод. На заданной дуге отмечают три произвольные точки a, b и с и соединяют их прямыми.

Дробят отрезки ab и cb пополам и через их середину выполняют обоюдные перпендикуляры до их пересечения в точке О, которая и явится центром дуги. Расстояние от точки О до дуги будет искомым радиусом.

Для построения квадрата существует пара способов. Разглядим два из них, самые простые.

Первый метод — сторона квадрата не обусловливается определенным размером (рис. 1, а). Для построения для того чтобы квадрата в первую очередь направляться вычертить окружность произвольного радиуса.

Точки пересечения окружности с двумя взаимно перпендикулярными диаметрами (Е, F, М и N) соединяют прямыми, в следствии чего получается квадрат, диагонали которого равны диаметру окружности.

Второй метод — построение квадрата по заданной длине стороны (рис. 1, б). На произвольно забранной прямой откладывают отрезок АВ, равный заданной длине L. Из точек А и В выполняют дуги радиусом, равным заданной длине, каковые пересекутся в точке С. Из точки С тем же радиусом делают засечку на продолжение дуги АС и приобретают точку D. Соединяют точку D с точкой А прямой, которая пересечет дугу ВС в точке Е. Из точки С радиусом, равным СЕ, делают засечки на продолжении дуг (в верхней части) АС и ВС и приобретают точки К и Т. Соединив точки А и К, К и Т, Т и В прямыми линиями, приобретают квадрат требуемого размера.

Производственный рисунок

Рис. 1. Построение квадратов

Рис. 2. Приближенное построение эллипса по заданным осям

В случае если заданы значения горизонтальной А В и вертикальной CD осей (рис. 2), то построение эллипса создают следующим образом. Начертив перпендикулярные прямые, от точки О откладывают на них полуоси.

Из точки О радиусом OD выполняют дугу вправо до пересечения с горизонтальной осью в точке Е. После этого выполняют прямую AD, на ней от точки D откладывают отрезок, равный BE (разность между горизонтальной и вертикальной полуосями) и приобретают точку Ег. К середине отрезка прямой АЕ1 восстанавливают перпендикуляр и продолжают его до пересечения с горизонтальной полуосью в точке 0Х и вертикальной полуосью в точке 02.

Отрезок ОгО откладывают вправо от точки О на горизонтальной оси и приобретают точку 03, а отрезок 002 откладывают вверх от точки О на вертикальной оси и приобретают точку 04. Точки 0г и 03 являются центрами концевых дуг, а точки 03 и 04 — Центрами верхней и нижней серединных дуг эллипса. Радиусами концевых дуг будут отрезки ОгЛ и 03В, а радиусами верхней и нижней серединных дуг будут отрезки 02К и 04. Выстроив все четыре дуги, сопряженные в точках К, L, М и N, приобретают эллипс. т,,

Для построения верного треугольника, вписанного в окружность (рис. 3), нужно поделить радиус OD пополам и точки пересечения М и N линии деления с окружностью соединить хордами с точкой Е, в следствии чего получается равносторонний треугольник EMN.

Рис. 3. Построение треугольника, вписанного в окружность

В случае если даны размеры всех трех сторон треугольника, то построение треугольника с заданными размерами сторон происходит так. Отложив на прямой одну из сторон А В треугольника (рис. 4, а), растворами циркуля, равными последовательно длинам двух вторых сторон, выполняют дуги из финишей прямой АВ.

Точка пересечения С будет вершиной треугольника. По окончании проведения линий АС и СВ окажется заданный треугольник.

В случае если даны стороны ромба и его громадная диагональ, то ромб возможно выстроить следующим образом. Выполняют отрезок А В (рис. 4, б), после этого, поставив ножку циркуля в точку А, обрисовывают дуги радиусом, равным стороне ромба, над линией АВ и под ней.

То же делают и из точки В. Получается пересечение дуг в точках С и D. Соединив точки А, В, С и D, приобретают ромб.

Шкалы и шрифты, используемые в гравировании. Главная область применения шкал (штриховых мер) — это приборостроение, контрольно-измерительные системы и измерительные приборы прецизионных станков, агрегатов и автомобилей. Точность отсчета по этим мерам зависит от расстояния между штрихами, соотношения между интервалом шкалы и шириной штриха и качества штриха.

Расчет элементов штриховой меры производится с учетом разрешающей свойстве глаза наблюдателя.

В правильном приборостроении шкалы, сетки и подобные им изделия в зависимости от допусков подразделяют на три группы: правильные — при допуске на линейные размеры менее 0,01 мм, средние — при допуске в промежутке 0,1—0,01 мм и неотёсанные — при допуске более чем 0,1 мм.

В зависимости от ширины штрихов их дробят на пять групп: с шириной штриха не меньше 20, 10, 5, 1,0 и 0,1 мм (субмикрометрические).

Под штриховой мерой знают подробность, на поверхности которой нанесены отметки (штрихи), изображающие последовательность последовательных чисел, соответствующих измеряемой величине. Время от времени штриховой мерой именуют меру, протяженность которой определяется расстоянием между штрихами, нанесенными на поверхность заготовки. Штрихи должны быть прямыми, параллельными, однообразной ширины и располагающимися под прямым углом к краю плоскости шкалы; финиши штрихов должны быть острыми, без возвышений и вмятин.

Рис. 4. Построение треугольника (а) и ромба (б) с заданными размерами сторон угольной (б) формы

Используются разнообразные штриховые меры, отличающиеся по виду рисунка, материалу заготовок, конфигурации и точности штрихов. Громаднейшее распространение взяли брусковые, ленточные и проволочные штриховые меры.

По назначению штриховые меры подразделяются на рабочие и примерные. Примерные штриховые меры помогают для сохранения и воспроизведения единицы измерения длины, а рабочие меры — для яркого измерения линейных размеров. Штриховые меры смогут иметь разные площади поперечного сечения и разную длину в зависимости от величины контролируемых изделий.

По точности штриховые меры возможно классифицировать в зависимости от точности оборудования, на котором они употребляются. Штриховые меры, используемые в станкостроении, делятся на три группы:

1) допуски штриховых мер нулевого класса составляют 30—40% допусков станков класса С;

2) допуски штриховых мер первого класса составляют 60—94% допусков станков класса С либо 30—50% допусков станков класса А;

3) допуски штриховых мер второго класса составляют 60—83% допусков класса А либо 30—42% допусков станков класса В.

Штрихи штриховых мер имеют треугольную (рис. 5, а) либо прямоугольную (рис. 5, б) форму.

Каждая штриховая мера характеризуется следующими показателями: делением — расстоянием между серединами близлежащих штрихов; допуском и толщиной штриха на толщину штриха; длиной штриха.

Требования, предъявляемые к штриховым мерам, применяемым в металлообрабатывающих станках, следующие.

1. Штрихи должны иметь постоянную ширину на всей протяженности и верную геометрическую форму.

2. Края штрихов должны быть ровными, контрастными и параллельными.

3. Ширина штрихов по окончании повышения должна быть не меньше 0,01 мм.

4. Грани штрихов должны быть матовыми, рассеивающими свет.

5. Поверхность, на которой нанесены штрихи, должна иметь большой коэффициент отражения, быть зеркальной и плоской.

6. Коэффициент линейного расширения материала заготовки должен быть близок к коэффициенту линейного расширения материала, на котором крепится шкала.

7. Поверхность со штрихами обязана пребывать в нейтральном слое заготовки и не должна испытывать напряжения при монтаже на станке.

Рис. 5. Штрихи штриховой меры треугольной (а) и прямо

Главным недочётом железных штриховых мер есть их низкая отражательная свойство (50—60%) и трудность оцифровки каждого штриха. К недочётам стеклянных штриховых мер возможно отнести изменение размеров меры во времени из-за старения стекла, сложность монтажа штриховых мер в железной оправе, трудность получения правильных геометрических размеров заготовок.

К стеклянным штриховым мерам, каковые в большинстве случаев складываются из двух пластин (на одной нанесены на однообразном расстоянии друг от друга штрихи, а вторая, покровная, помогает для защиты этих штрихов от повреждения на протяжении эксплуатации), предъявляются следующие требования.

1. Пузырность в границах основной рабочей территории на глубине до 4 мм от поверхности, на которой нанесены деления, обязана соответствовать классу 1Б, на глубине от 4 до 8 мм — классу 2Б, на глубине более чем 8 мм — классу ЗБ. За пределами основной рабочей территории пузырность не нормируется. Под основной рабочей территорией знают территорию поверхности, прилегающую к знакам и штрихам шкалы.

2. В зоне штрихов и знаков не допускаются точки и царапины.

3. В основной рабочей территории и вне территории штрихов допускается не более 10 точек размером до 0,006 мм, не сосредоточенных в одном месте, не более трех царапин толщиной 0,0015 мм и длиной до 1,5 мм и не более двух царапин толщиной 0,002 мм и длиной до 0,5 мм. Все недостатки контролируются устройствами, имеющими повышение не меньше 100.

4. Толщина штрихов (0,005 + 0,001) мм. Разность по толщине на протяжении штрихов допускается до 0,001 мм.

5. Допуск на расстояние между двумя штрихами зависит от длины штриховой меры L и равен ±(2 + 0,002) мкм.

6. Финиши штрихов, обращенные к цифрам, должны лежать на одной прямой, перпендикулярной к штрихам, с отклонением не более ±0,2 мм.

7. Толщина шрифта и штриха для обозначения марки завода должны быть не более (0,007 + 0,003) мм.

8. Символы должны быть расположены относительно штрихов симметрично с отклонением не более ±0,02 мм.

9. Штрихи, обозначения и цифры марки завода должны быть заполнены тёмной краской.

Время от времени для измерения перемещений рабочих органов станков, автомобилей и агрегатов используют измерительные совокупности со шкалами, имеющими равные по ширине штрихи, расположенные на однообразном расстоянии друг от друга, либо со шкалами, имеющими до тысячи расположенных на равном расстоянии матовых и прозрачных полос либо соприкасающихся канавок. Существуют амплитудные шкалы, складывающиеся из попеременно чередующихся прозрачных н непрозрачных (в проходящем свете) либо неотражающих и отра-жащих (в отраженном свете) линий однообразной ширины.

Для контроля угловых перемещений используют круговые штриховые меры, именуемые лимбами, воображающие собой железную либо стеклянную заготовку, на одной поверхности которой нанесены на равном друг от друга расстоянии штрихи. Для прецизионных лимбов погрешность деления не должна быть больше 2”. погрешность и Цена деления лимба зависят от области его применения и от диаметра заготовки.

Нониусы, служащие для отсчитывания дробных частей главной шкалы, используются как для линейных, так и для угловых шкал. Промежуток шкалы нониусов в 1 /п раза больше (нониус с отставанием) либо меньше (нониус с опережением) главной шкалы. При необходимости стремительного отсчета нониусы не используются, а употребляются индексы.

Форма индекса возможно разной, но значительно чаще в виде штриха.

Любой 5-й и 10-й штрихи штриховой меры оцифровываются, а время от времени цифры проставляются на каждом миллиметровом штрихе. При рассмотрении шкалы невооруженным глазом высота цифр выбирается равной полуторакратной величине промежутка с округлением до 0,5 мм, но не меньше 2 мм. При рассмотрении шкалы под микроскопом высота цифр равна 0,6—0,8 длины малого штриха.

Так, мельчайший размер цифр на серебре 0,2 мм, а на латуни и нейзильбере —0.3 мм.

Допуски на ширину штрихов, разглядываемых невооруженным глазом, устанавливают исходя из свойства глаза подмечать смещение одной линии довольно второй, равное 0,012 мм. При рассмотрении штрихов через микроскоп допуск значительно уменьшается на повышение совокупности.

Толщина штрихов, промежуток шкалы (деление шкалы) и допуски на толщину штрихов выбираются в зависимости от материала заготовки и способа отсчёта. Протяженность же штриха зависит от промежутка шкалы. Причем, в большинстве случаев, штрихи 5-го и 10-го делений должны быть длинее штрихов вторых делений.

Допуск на расхождение в длинах штрихов допускается не более 5%.

Сетка является пластинкой , на поверхности которой нанесен рисунок в виде отдельных цифр и штрихов либо группы штрихов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от назначения сетки. Сетки возможно поделить на следующие группы: визирные, служащие для наведения на измеряемый объект; измерительные, по которым создают измерение; комбинированные, делающие функции визирных и измерительных сеток.

Визирные сетки активно используются в контрольно-измерительных устройствах для наведения на измеряемый объект, на шкалу измерительной сетки и на штриховую меру. Точность наведения зависит от геометрических размеров рисунка, в частности от толщины штриха, контрастности рисунка, площади и симметричности сравнения.

Для качества предела изображения и определения разрешения устройств употребляются миры, каковые являются штриховые испытательные таблицы с изменяющимися по определенному закону расстояниями между штрихами.

Мира складывается из 25 элементов; любой из них со своей стороны включает в себя четыре квадрата, в которых нанесены штрихи в четырех разных направлениях. Штрихи миры должны быть полностью тёмные на белом фоне (либо белые на тёмном фоне), причем ширина ярких промежутков между штрихами одного элемента — величина постоянная.

В большинстве случаев для контроля устройств используется комплект мир, различающихся масштабом нанесенного на них рисунка. Не считая рассмотренных элементов на мире нанесены две пары параллельных штрихов, расстояние между осями которых (база миры) определяет ее масштаб.

Уровень качества изображения объективов контролируют по фотометрическим сеткам, каковые являются заготовкойверной геометрической формы (квадрат, прямоугольник, круг либо шестиугольник) с прозрачными отверстиями на непрозрачном фоне. Размер отверстий в большинстве случаев не редкость однообразным, а распределение их по полю сетки подчиняется определенной математической функции.

Для оценки качества изображения, воспроизводимого на экранах телевизионных совокупностей, используют таблицы, главные технические требования, к каким следующие:

1) таблицы должны выполняться на стекле с непрозрачными покрытиями (оптимальнеесеребряное покрытие);

2) покрытие не должно иметь недостатков в виде дырок, включений и разводов разных частиц;

3) отклонение длины и ширины штриха от заданного размера должно быть не более ±5%;

4) прозрачность штрихов должна быть равна не меньше 97—99%;

5) края штрихов должны быть ровными с хорошей контрастностью между прозрачными и непрозрачными промежутками; допустимая неровность краев не более 0,001 мм;

6) отклонение углов таблиц от номинальных значений не должно быть больше ±10%.

Кроме легендарныхуниверсальных таблиц сейчас используются все более сложные таблицы, разрешающие проводить измерение черт трубок. Существуют и простые таблицы, складывающиеся из одной, двух и трех групп штрихов. Такие таблицы имеют разные ширину штриха и число штрихов в группе.

Рис. 6. Брусковый шрифт

Для проверки качества телевизионного изображения на контрольных устройствах и на экранах телевизионных приемников бытового, промышленного и особого назначения на данный момент существует более 50 разных по собственному виду тестов. Тесты складывающиеся из штрихов, обозначений и цифр, расположенных по определенному закону, помогают для разложения изображения на 400, 625, 1200 и второе число строчков. Наряду с этим любой элемент теста имеет собственный целевое назначение.

Так, несколько клиньев в центре теста и клинья, расположенные по углам, помогают для определения разрешающей свойстве передающих и приемных трубок телевизионных совокупностей. Четкость горизонтальных последовательностей определяют по контрастности вертикальных клиньев, а вертикальных последовательностей —по контрастности горизонтальных клиньев.

При гравировании используется по большей части брусковый, рожковый и рукописный шрифты. Исходя из этого гравер обязан первоначально изучить построение цифр и букв этих шрифтов. самый простой и распространенный из них —брусковый, либо, как его время от времени именуют, палочный либо ленточный. Один из видов брускового шрифта изображен на рис.

6. Он имеет буквы, выстроенные на совсем ровных, однообразной толщины линиях —брусках. С трансформацией ширины букв брускового шрифта в ту либо другую сторону изменяется вид этого шрифта.

Вторым по сложности есть рожковый шрифт, продемонстрированный на рис. 7. Данный шрифт, как и брусковый, имеет пара разновидностей. Третий и самый сложный из чаще всего используемых граверами шрифтов — рукописный, один из вариантов для того чтобы шрифта продемонстрирован на рис. 8. Наименование шрифта связано с его писанием от руки с утолщениями и закруглениями линий от нажима пера, соединительными линиями между буквами и т. д. Любой вид шрифта имеет собственный назначение, к примеру для золототиснения используется значительно чаще рожковый шрифт, для клеймения заводских подробностей либо шильдиков — брусковый, для надверных табличек — рукописный и т. п.

Рис. 7. Рожковый шрифт

Рис. 8. Рукописный шрифт

Нужно практиковаться в изображении как строчных, так и прописных букв. Для жёсткого усвоения рисования шрифта нужно воспроизводить все буквы до тех пор, пока не станет ясно, что рука натренирована в рисовании всех перечисленных шрифтов и любой из них получается любой раз совсем однообразным.

Правила размещения текста. В то время, когда гравером усвоено написание шрифтов и он без особенного труда может скоро нарисовать буквы и любые цифры, возможно затевать на бумаге упражнения по размещению текста (в данной книге речь заходит по большей части о производственном гравировании, исходя из этого в ней не рассматривается процесс создания композиции текста, что по большому счету есть функцией конструктора либо живописца). В виде оригинала граверу вручают уже готовую композицию текста: в натуральную величину, в случае если необходимо перевести его на металл в масштабе 1:1, или с указанием его рабочей площади, размеров знаков (т. е. цифр и букв) либо масштаба.

Но время от времени вместо оригинала граверу смогут дать текст, написанный от руки либо набранный на машинке. В этом случае гравер сам обязан дать добро последовательность вопросов, от которых зависит уровень качества делаемой гравировки, в частности: размер шрифта и какой вид избрать и в каком размещении произвести разметку текста на гравируемой подробности.

Разглядим следующий пример. Граверу дана для изготовления фирменная таблица к какому-либо станку, где должно быть обозначено наименование завода, города, номер станка, дата и т. д. Перед тем как приступить к разметке данного текста, направляться произвести предварительную разметку таблички и отыскать центр. Это осуществляется методом пересечения таблички диагональными линиями.

В случае если в тексте всего три ^троки, то для верного и симметричного их размещения через центр таблички выполняют горизонтальную и вертикальную линии. Верхнюю и нижнюю части таблички дробят пополам горизонтальными линиями как продемонстрировано на рис. 9. Так, верхняя, средняя и нижняя линии являются местом размещения трех строчек текста.

Рис. 9. Разметка таблички на три строки

При разметке любого текста необходимо учитывать размер больших и уширенных букв, таких как Д, М, Ш, Щ, Ы, Ю и каждую из них по ширине вычислять за полтора символа. Для симметричной разметки текста вычисляют количество букв в слове и дробят их пополам’ в случае если слово складывается из 16 букв, то их располагают поровну, по восемь букв с правой и левой сторон от вертикальной центровой линии, отмеченной на табличке. Таким же приемом пользуются и для всех остальных строчков.

разметка текста и Нанесение рисунка на металле производится следующим образом. Сперва рисуют карандашом целый нужный текст (с учетом всех обрисованных приемов, снабжающих симметричность и правильность его размещения), а после этого создают разметку шпицштихелем либо особой разметочной иглой. На протяжении разметки совсем корректируют нарисованное, и ликвидируют возможность стирания карандашных линий в ходе гравирования.

Копирование изображения. Копирование какого-либо рисунка, факсимиле либо другого изображения есть ответственным звеном в граверной работе. Существует пара способов копирования. Самое популярное и простое копирование создают следующим образом. Берут кальку либо папиросную (рисовую) бумагу, промасливают ее, равномерно протирая пальцем по всей площади веретенным маслом, и по окончании того как бумага станет максимально прозрачной, накладывают на оригинал.

После этого шепетильно закрепляют бумагу кнопками, и остро отточенным мягким карандашом совершенно верно переводят на нее оригинал. Данный метод копирования используют в тех случаях, в то время, когда требуется сохранить правильный размер оригинала в зеркальном (обратном) виде.

При необходимости перевода оригинала на металл в прямом изображении создают так именуемое двойное копирование: сперва копируют с оригинала на папиросную бумагу, после этого перевертывают ее лицевой стороной вниз и вторично обводят карандашом контур рисунка, по окончании чего переводят его на металл.

Часто граверу приходится сталкиваться с картинками, каковые должны быть строго симметричны. Для изображения для того чтобы рисунка достаточно воспроизвести его правую либо левую сторону, после этого согнуть бумагу по отмеченному центру и протереть ее сверху жёстким предметом. Изображение рисунка переходит на Другую сторону и воспроизводит его вторую половину с совершенной симметричностью.

Независимо от метода копирования рисунка приемы перевода 0 на металл неизменно однообразны. Для изготовления, к примеру,

клише на латунной пластинке, перед тем как приступить к переводу рисунка на металл, необходимо лекальной линейкой проверить прямолинейность рабочей поверхности. Убедившись в ее хорошем качестве, поверхность покрывают узким слоем белой акварельной краски либо цинковыми белилами, растирая их круговыми перемещениями пальца.

По окончании подсыхания краски к пластине прикладывают папиросную бумагу с рисунком (с учетом прямого либо зеркального изображения), и, покрыв ее какой-нибудь плотной бумагой, протирают тыльной стороной рукоятки штихеля. Рисунок воспроизводится на металле. Остается прекрасно отточенным шпиц-штихелем произвести разметку рисунка, т. е. его оконтуривание по переведенному графитному рисунку.

Для более четкого перевода рисунка на металл существует еще один метод подготовки его поверхности. Сущность его содержится в следующем: заготовку покрывают белой краской уже известным приемом и по окончании подсыхания подогревают пластину и прикладывают к ней кусочек чистого пчелиного воска, что, расплавляясь, покрывает всю окрашенную рабочую поверхность узким слоем.

Графит с рисунка на бумаге, приложенной к таковой поверхности, в особенности прекрасно переводится, и копия рисунка получается весьма отчетливая. Но наряду с этим методе, так же как и в первом варианте, нужно произвести разметку шпиц-штихелем.

В граверной работе нередки случаи, в то время, когда граверу приходится пользоваться оригиналом, размеры которого не соответствуют размерам будущего изделия, т. е. в то время, когда рисунок оригинала больше либо меньше требуемого в граверном выполнении и его нужно расширить либо уменьшить.

Активно используется метод повышения либо уменьшения размера оригинала при помощи сетки. Около рисунка, подвергающегося повышению, вычерчивают рамку карандашом узкими линиями. Дробят площадь в рамке пополам по горизонтали и вертикали, а полученные четверти, со своей стороны, дробят линиями на восьмушки, шестнадцатые, тридцать вторые и т. д. Для удобства работы точки деления сторон рамки, в которую заключен рисунок, нумеруют по вертикали и горизонтали цифрами.

После этого на бумаге чертят подобную рамку, увеличенную либо уменьшенную в необходимое число раз относительно оригинала, и дробят ее на такое же число клеток. Затем рисунок перерисовывают по частям, перенося поочередно изображение из каждой клетки оригинала в соответствующую клетку на бумаге. Чем больше число клеток в сетке, тем правильнее окажется переводимый оригинал. На рис. 90 продемонстрировано изображение, увеличенное вдвое относительно оригинала.

В случае если оригинал нужно сохранить, рекомендуется скопировать рисунок на построение и бумагу сетки создавать по копии.

Для приобретения главных навыков в гравировании штихелями нужно выполнить последовательность упражнений возрастающей сложности.

Рис. 10. изображение и Оригинал, увеличенные вдвое

1. Гравирование прямых параллельных линий, заблаговременно размеченных на определенном расстоянии друг от друга (рис. 11, а).

2. Гравирование взаимно перпендикулярных прямых линий в виде квадратной сетки (рис. 11, б).

3. Гравирование углов с заданным промежутком (рис. 11, в).

4. Получение разного тона цвета (от тёмного до белого) в окружности, поделённой на четыре части методом трансформации размера между линиями (рис. 11, г).

5. Гравирование концентрических окружностей определенных диаметров, что еще более закрепляет нужный практический опыт, накопив что, возможно приступать конкретно к гравированию по глянцу разных текстовых обозначений (рис. 11 ,д).

6. Гравирование параллельных волнообразных линий, что в значительной мере развивает твердость руки, нужную при трансформации направления резания в сочетании с поворотом подробности навстречу режущей кромке штихеля (рис. 11, ё).

7. Исполнение обронных работ, к каким приступают по окончании овладения указанными выше приемами. Эти работы осуществляются в большинстве случаев на заготовках из хрупкого материала. Заготовку, выполненную по заданным размерам, размечают в зависимости от размера и числа знаков, т. е. цифр и букв, после этого прорезают канавки, определяющие расстояние между двумя буквами.

К примеру, для гравирования слова «контроль» его размечают в зеркальном изображении исходя из количества знаков, и прорезают канавки шпиц-штихелем так, дабы все прямоугольные площади были однообразной высоты и ширины. В будущем эти размеры не нужно изменять, поскольку они являются размерами будущих букв. Работа по гравированию ведется штихелем соответствующих профилей в зависимости от гравируемой буквы.

Так, при гравировании буквы О используется флахштихель для закругления и подрезки наружных углов, а для выборки внутренней углубления — боль-штихель. При нанесении буквы Н применяют шпицштихель и флахштихель, а буквы Р —флахштихель, шпицштихель и боль-штихель и т. п. На рис. 11, ж видны (на не до конца выгравированных буквах) характерные вырезы, свойственные штихелям разных профилей.

Рис. 11. Картинки для тренировочных упражнений

Рис. 12. Символы ножевого типа

Одной из разновидностей гравирования есть кроме этого изготовление инструмента для вырезания букв, других изделий и цифр из липкой ленты, т. е. особых буквенных, цифровых и других знаков ножевого типа. Потребность в таких символах позвана всевозрастающим развитием электронных устройств, производство которых нереально без применения печатных плат, куда, со своей стороны, требуется много букв, цифр и разных контактных площадок. Инструменты ножевого типа изготовляют из стали марки 4X18, а процесс гравирования ведется как механическим, так и ручным методом.

Приступая к работе, в первую очередь выбирают заготовку, соответствующую габаритным размерам буквы с припуском на обработку 0,6—0,7 мм (рис. 12). К примеру, в случае если высота символа в готовом виде должна быть 10 мм, то высота заготовки в этом случае берется равной 11,5—12 мм. После этого при помощи резца-фрезы делают выборку соответствующих углублений с внутренней и наружной стороны в зависимости от силуэта буквы либо цифры.

По окончании завершения машинного гравирования приступают к ручной обработке символа при помощи штихелей, получая «остроты символа» (режущая кромка равна 0,05 мм) за счет снятия припуска. Гравирование ведется срезанием припуска на конус к основанию, благодаря чего и получается режущая кромка символа.

Производственный рисунок Александры Соловьёвой


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: