Ракетный вертолёт нарастил мускулы c приёмными родителями

Полёт этого аппарата сопровождает пронзительный свистящий звук. Возможно, из-за него автомобили для того чтобы типа уже полвека не смогут выкарабкаться из категории подающих надежды. А ведь им имеется чем гордиться: надёжностью конструкции и колоссальной простотой.

Новую попытку довести увлекательную идею до серийного производства предприняла сейчас транснациональная команда инженеров.

Заманчиво избавить вертолёт от дорогого, громоздкого и сложного турбовального двигателя, но поршневые моторы и ванкели также не всем конструкторам по вкусу. Но имеется альтернатива – схема, при которой несущий винт раскручивается маленькими реактивными или ракетными двигателями, размещёнными на финише каждой лопасти.

Такие автомобили взяли неспециализированное наименование Tip jet. Они имеют занимательную и достаточно давешнюю историю, но хорошие вертолёты доминируютв небе, оставляя реактивные винтокрылы на уровне единичных испытательных образов либо экзотики, выпущенной «серией» аж в пара экземпляров. Переломить эту тенденцию призван одноместный ракетный мини-вертолёт Dragonfly DF1.

Ракетный вертолёт нарастил мускулы c приёмными родителями

Главные параметры Dragonfly DF1: большая скорость – 185 км/ч, круизная – 65 км/ч, скороподъёмность – 700 метров в 60 секунд, спуск на авторотации – 335 м/мин, потолок – 4 километра, вес безлюдной автомобили – 106 кг, полный взлётный – до 360 кг (с топливом и пилотом), диаметр ротора – 6 м, тяга каждого движка на финише лопастей – по 15 кг, обычный бак – 70 литров, дополнительный (опция) – 60 л, время полёта на круизной скорости – 50 мин., либо 1 час 40 мин. с одним и двумя баками соответственно (фото с сайта swisscopter.us).

Данный аппарат – детище американской компании Swisscopter Americas и её швейцарской «сестры» SwissCopter AG. (обе — дочерние структуры корпорации Innosuisse), плюс многих «соучастников» (из Германии, Сербии и Британии). Но начать рассказ направляться с компании, создавшей для DF1 двигатели, потому, что в них-то вся соль.

Это прекрасно нам знакомая мексиканская компания Tecnologia Aeroespacial Mexicana (TAM). Её глава Хуан Мануэль Лозано (Juan Manuel Lozano) много лет занимается ракетными поясами и миниатюрными пилотируемыми вертолётами. В своё время мы подробно говорили и о проектах, и о достижениях TAM.

Говорили мы и о сложной судьбе столь диковинных средств передвижения, как сверхминиатюрные вертолёты, практически ранцы. И упоминали, что вариант «карманных» винтокрылов как раз с ракетными движками на финишах лопастей первым придумал и реализовал американский изобретатель Гилберт Мэгилл (Gilbert W. Magill) более полувека назад: те двигатели питались 90-процентным пероксидом водорода, либо перекисью водорода.

В середине 1950-х по заказу армейских Мэгилл создал пара предположений собственного ракетного мини-вертолёта. Они и послужили прообразами для проекта, прошедшего за пара лет через руки последовательности компаний и обернувшегося сейчас вертолётом DF1 (фото с сайта tecaeromex.com).

Вертолёты Мэгилла летали, чему свидетельство ролик 1954 года. В нём запечатлён первый аппарат Гилберта, неофициально прозванный Pinwheel. Но довести план до настоящего блеска заокеанскому изобретателю не удалось.

К счастью, примечательная мысль не пропала: уже куда ближе к нашему времени разработки и патенты Гилберта достались европейским компаниям, сперва Liteco, а от неё – компании Intora. Так появилось новое поколение ракетных винтовых аппаратов — одноместный Firebird и двухместный Atlas.

Последовательность обстоятельств, а также денежных, помешал разработчикам довести эти автомобили до рынка. Но вот сейчас нашлась компания, выкупившая эти проекты и всё, что осталось от работ самого Мэгилла. SwissCopter жёстко решила не только усовершенствовать конструкцию данных автомобилей, но сертифицировать их и запустить, наконец-то, в продажу.

В этом добропорядочном деле швейцарско-американской команде деятельно оказывают помощь Лозано и его компания: над доводкой Firebird и Atlas начала и фирма трудиться, ещё в то время, когда эти вертолёты принадлежаликомпании Intora.

SwissCopter добавила большое количество свежей начинки в DF1: авионику, навигационные огни и без того потом. Среди другого имеется и опциональный прозрачный колпак, изготавливаемый одним из партнёров проекта (иллюстрация с сайта swisscopter.us).

Сейчас Firebird превратился в Dragonfly DF1. Наряду с этим модернизации подверглись многие подробности, к примеру машине «приживили» новые лопасти винта. А основное – эволюцию претерпели и «ракеты» на кончиках лопастей.

Как нетрудно додуматься, это двигатели от компании TAM.

Посмотрите, кстати, на опробование DF1, прошедшее в декабре 2009 года в Швейцарии. Белый пар, в особенности заметный сначала, это самая простая вода, небольшие капельки которой мгновенно конденсируются в холодном воздухе. При более тёплой погоде, утверждают создатели автомобили, выброс «пероксидного» вертолёта невидим, поскольку в движка создаётся весьма тёплый пар.

И в любом случае он полностью чист.

Трудятся упомянутые двигатели на перекиси водорода всего 70-процентной концентрации – это куда более массовый и эргономичный в обращении продукт, чем 90-процентная перекись. Эксперты TAM очень подчёркивают данный факт, растолковывая, что секрет успеха – «пентаметаллический» катализатор, формула которого была создана Лозано.

Блок катализатора от TAM, что приводит к бурному разложению пероксида водорода, причём без стартового подогрева, является сэндвичемиз множества чередующихся между собой весьма узких решёток, выполненных из чистых солей золота, родия, палладия, серебра и платины (фото TAM).

Компания говорит, что подобранный ею состав – намного более сильный катализатор, нежели классический для ракетчиков состав на базе серебра, и потому, дескать, движки TAM владеют высокой мощностью при малых размерах.

Это снабжает ракетным вертолётам SwissCopter хорошие технические данные. А основная красота – простота обслуживания. узлов и Подвижных деталей в таких винтокрылах – кот наплакал. Устройство двигателей, в случае если сравнивать с вертолётными газотурбинными движками, – несложное.

Ломаться фактически нечему, и следить тут очень не за чем.

И преимущества ракетной схемы на этом не заканчиваются. Кроме того с одним несущим винтом таковой машине, по идее, не нужен винт хвостовой. А его неисправность либо удар о препятствие –распространённые обстоятельства трагедий вертолётов.

Кстати, вы обратили внимание, что у DF1 хвостовой винт однако имеется? Он нужен, растолковывают инженеры, не для компенсации момента от главного винта (в этом нет необходимости), а чтобы «стрекоза» имела возможность разворачиваться на месте. Утрата хвоста к падению таковой автомобили не приведёт.

Двухместный ракетный Atlas, технически весьма близкий к DF1, кроме этого достался SwissCopter в наследство от компаний-предшественников, обладавших правами на разработки Мэгилла и сумевших их значительно развить. Но над совершенствованием данной автомобили инженеры работаюти поныне (фото с сайта swisscopter.кожный покров).

Сейчас ясно, из-за чего швейцарцы и американцы мечтают запуском столь неприхотливых винтокрылов в серию: в случае если довести продукт до ума (от подводных камней и шероховатостей никто не застрахован) – он может стать хитом. Так как число подробностей если сравнивать с простым вертолётом тут сведено к минимуму. Кстати, налюбуйтесь на полёт аппарата SwissCopter Atlas – двухместной вариации DF1 с закрытой кабиной.

Совместно с партнёрами SwissCopter продвигает на рынок сходу пара винтокрылов. Кроме ракетных пилотируемых автомобилей это пара беспилотников более классической конструкции (фото SwissCopter AG/Innosuisse).

Читатели вправе задать вопрос: а что же с собственным проектом вертолёта-портфеля от TAM — Libelula? Он до тех пор пока так и остаётся на бумаге. Но имеется надежда, что длящаяся работа над DF1 окажет помощь мексиканским экспертам воплотить и данный необыкновенный план.

В следующем ролике возможно взглянуть, как обязан смотреться взлёт человека с аппаратом Libelula за плечами.

Помимо этого, налюбовавшись на эффектные полёты над озером водного ранца JetLev-Flyer, в котором человека поднимают замечательные струи воды, TAM решила выстроить личный вариант для того чтобы аппарата.

Мексиканская версия должна быть замечательнее, а применять её предполагается для тренировок и обучения перед полётами на ракетных ранцах, штучное производство которых TAM наладила ещё три года назад.

Кроме потрясающего веселья и внешнего эффекта, сопровождающего кульбиты верхом на «брандспойте», TAM показывает на одно ответственное свойство таковой совокупности – полёты проходят над водой, так что при неточности пилоту ничего не угрожает.

В этот самый момент необходимо опять заявить, что высокая безопасность и безотказность вертолётов на перекиси водорода, по идее, должны перевесить их недочёты наподобие утомляющего шума. Будет жаль, в случае если эти броские проекты шумом и останутся.

Позднее SwissCopter, быть может, распространит принцип привода винта ракетными движками и на беспилотные аппараты (иллюстрация SwissCopter AG/Innosuisse).

Накачай собственные мускулы кроме этого! Это легко СУПЕР!


Темы которые будут Вам интересны: