Развитие советского законодательства в области изобретательства, рационализации и патентно-лицензионного дела

Развитие советского законодательства в области изобретательства, рационализации и патентно-лицензионного дела

Базы советского законодательства в области изобретательства были заложены декретом «Положение об изобретениях» от 30 июня 1919 г., подписанным В. И. Лениным. Данный декрет установил охрану изобретений на новых социалистических началах. В декрете указывалось, что всякое изобретение, признанное нужным Комитетом по делам изобретений, возможно по распоряжению Президиума ВСНХ заявлено достоянием РСФСР.

Эти изобретения поступали в пользование всех граждан и учреждений на условиях, оговоренных в каждом отдельном случае. Изобретения, заявленные достоянием страны, относящиеся к национальной обороне либо особо важные, не подлежали патентованию за рубежом и передаче третьим лицам либо по большому счету разглашению. Нарушение этого правила влекло за собой уголовную ответственность.

За автором любого изобретения сохранялось право авторства на это изобретение, что удостоверялось выдачей ему авторского свидетельства. Изобретатель был в праве на вознаграждение при объявления его изобретения достоянием РСФСР.

В соответствии с декрету всякое изобретение, сделанное на территории РСФСР, должно быть заявлено в Российской Федерации, перед тем как заявка будет подана в другие страны.

Последующее изменение законодательства было обусловлено переходом к новой экономической политике. Было издано распоряжение ЦИК и СНК СССР от 12 сентября 1924 г. «О патентах на изобретения». Это распоряжение (закон) в отличие от патентного права капиталистических государств, как и прошлый декрет, снабжало защиту права настоящего изобретателя.

По закону от 12 сентября 1924 г. заявителем мог быть либо создатель изобретения либо лицо, которое купило от автора право на его изобретение. Изобретение охранялось методом предоставления и выдачи патента его обладателю необыкновенного права на изобретение. Законом 1924 г. устанавливалась защита прав служащих и рабочих на их изобретения, сделанные конкретно на производстве.

Право на изобретение в этом случае сохранялось за автором. Патент на имя предприятия мог быть выдан лишь тогда, в то время, когда деятельность изобретателя по роду его служебных обязанностей была направлена именно на создание данного вида изобретений и в случае если наряду с этим изобретение не выходило за пределы задания, взятого от предприятия.

Ответственное значение в развитии изобретательства имел приказ ВСНХ от 11 апреля 1925 г., подписанный Ф. Э. Дзержинским. В нем указывалось, что для поощрения широкого коллективного творчества рабочих целесообразно премировать каждое усовершенствование, предложенное и созданное рабочим на заводе. Самое значительное — это оказать помощь рабочему-изобрета-телю преодолеть те трудности, каковые стоят перед ним на пути к осуществлению его изобретения из-за нехватки научно-технических знаний.

Техническая реконструкция народного хозяйства, проводившаяся на базе первого пятилетнего замысла, подняла еще выше рационализации и роль изобретательства. ЦК ВКП(б) 26 октября 1930 г. принял особое распоряжение «О положении массового изобретательства под углом его влияния на рационализацию производства». Это распоряжение, отмечая значение массового изобретательства в создании новой техники, наметило конкретные меры по его формированию.

Начальникам хозяйственных органов и предприятий вменялось в обязанность вовремя разглядывать рабочие предложения, ликвидировать волокиту с внедрением полезных рационализаторских предложений и изобретений, организовать на фирмах производственную базу для их разработки, испытания и изготовления опытных образцов. Одобрялось ответ ВЦСПС создать Всесоюзное необязательное общество изобретателей.

Указанное распоряжение содействовало принятию ЦИК и СНК СССР «Положения об технических усовершенствованиях и изобретениях» от 9 апреля 1931 г. Исходя из новых условий, сложившихся у нас, в Положение были введены две формы правовой охраны изобретений — патент и авторское свидетельство. В Положении подчеркивалось, что действовавшее до сих пор патентное законодательство, защищавшее интересы изобретателя методом предоставления ему необыкновенного права на его изобретение, уже не соответствует рвениям передовых изобретателей — сознательных строителей социалистического общества.

Изобретатель имел возможность молить о выдаче на собственный изобретение авторского свидетельства либо патента; в последнем случае он получал необыкновенное право на изобретение. В рамках Положения 1931 г. была введена правовая охрана рационализаторских предложений, и притом не только технических, но и организационно-производственных. В положении был четко поставлен вопрос о плановом внедрении изобретений в индустрию, что произошло лишь в условиях планового социалистического хозяйства, и отмечалось, что внедрение изобретений представляет собой самый важный этап во всей организации изобретательского дела.

Построение социализма у нас, сопровождавшееся стремительным развитием всех отраслей народного хозяйства на базе новых технических ответов, потребовало внесения значительных дополнений и изменений в законодательство по изобретательству. Вследствие этого 5 марта 1941 г. СНК СССР было утверждено новое Положение об технических усовершенствованиях и изобретениях.

Этим Положением на министерстваСССР и союзных республик, и на комитеты и главные управления при СНК СССР и кооперативные центры возлагалось плановое управление изобретательской деятельностью методом разработки перспективных и текущих тематических замыслов, организации конкурсов, направленных на разрешение наиболее значимых технических задач, и т. п. Эти органы должны были заниматься внедрением и разработкой в народное хозяйство изобретений, рационализаторских предложений и технических усовершенствований. Наряду с этим государство брало на себя заботу о реализации изобретений, на каковые были выданы авторские свидетельства.

В следствии увеличения творческой активности науки и работников производства в послевоенные годы были поставлены новые задачи в области управления техническим прогрессом. Положение об технических усовершенствованиях и изобретениях, утвержденное в 1941 г., и Инструкция о вознаграждении за изобретения, рационализаторские предложения и технические усовершенствования, утвержденная в 1942 г., не всецело отвечали собственному назначению.

Исходя из этого по окончании создания Комитета по делам открытий и изобретений при Совете Министров СССР (сентябрь 1955 г.) была начата подготовка новых законов. К их разработке были привлечены широкие круги рационализаторов и изобретателей.

24 апреля 1959 г. распоряжением Совета Министров СССР были утверждены «Положение об открытиях, рационализаторских предложениях и изобретениях» и «Инструкция о вознаграждении за открытия, изобретения и рационализаторские предложения»

В Положении 1959 г. в первый раз были даны рационализаторского предложения и определения изобретения. Отсутствие четкого рационализаторского предложения и определения изобретений ранее затрудняло практическую работу и вызывало произвольные и противоречивые толкования при квалификации предложений.

Положением 1959 г. устанавливались лишь два вида технических предложений, на каковые распространялась правовая охрана, — изобретения и рационализаторские предложения,— вместо трех ранее установленных, т. е. были исключены технические усовершенствования. Регламентировался рассмотрения заявок и порядок подачи на открытия.

Правовая охрана научных открытий не была известна законодательству капиталистических государств. Положение 1959 г. предоставило рационализаторам и изобретателям право принимать участие в осуществлении работ по внедрению их изобретений, предусмотрело порядок, по которому споры о сроках и размере выплаты вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения первоначально рассматриваются администрацией предприятия совместно с профсоюзными организациями; при неудовлетворении этого требования создатель имел возможность обращаться с жалобой в вышестоящий орган, а после этого с иском в суд.

Положением введены льготы и новые поощрения. Указами Президиумов Главных Советов союзных республик установлены почетное звание «Заслуженный изобретатель республики» и «Заслуженный рационализатор республики», каковые присваиваются с вручением соответствующего нагрудного символа.

Более широкому применению в народном хозяйстве рационализаторских предложений и изобретений содействовало распоряжение ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1960 г. № 531 «О мерах по улучшению внедрения в народное хозяйство рационализаторских предложений и изобретений» Новое законодательство содействовало предстоящему формированию изобретательства в стране и внесло солидной вклад в ускорение научного прогресса.

Распоряжение Совета Министров СССР от 14 июня 1962 г. № 607 «Об улучшении охраны национальных заинтересованностей в области изобретений и о предстоящем улучшении организации изобретательства в СССР»2 наметило предстоящие дороги совершенствования управления изобретательством. Этим распоряжением, например, фирмам, научно-исследова-тельским и вторым организациям вменялось в обязанность подача в соответствии с правилами заявок на выдачу авторских свидетельств в СССР и при необходимости — патентов за рубежом на созданные на этих фирмах и в организациях автомобили, устройства, оборудование, технологические процессы, каковые смогут быть признаны изобретениями.

В соответствии с этим распоряжением в организациях и на фирмах были созданы патентные работы, каковые начали организовывать работу по патентованию и отбору изобретений за рубежом, по подготовке материалов на продажу лицензий, диагностику объектов техники на патентную чистоту и т. д. (см. гл. 5).

Советом Министров СССР от 30 июня 1964 г. было принято Распоряжение № 560 «О мерах по улучшению дела рационализации и изобретательства в сельском хозяйстве»3. Принятие этого распоряжения содействовало ускорению рационализаторских предложений и внедрения изобретений в сельском хозяйстве, улучшению рационализаторов и материального стимулирования изобретателей, оказанию им помощи в осуществлении и разработке их предложений.

Весьма ответственное значение имеет организация патентно-лицензионной работы. Исходя из этого 19 мая 1967 г. было принято Советом Министров СССР распоряжение № 449 «О мерах по улучшению патентно-лицензионной работы в стране»1. Были повышены ответственность и роль Комитета по делам открытий и изобретений при Совете Министров СССР.

Комитет обязан осуществлять управление развитием патентного дела в стране, разрабатывать мероприятия по предстоящему совершенствованию патентно-лицензионного дела, координировать работу ведомств и министерств и проводить контроль за их деятельностью в данной области.

За время действия Положения 1959 г. случились ответственные трансформации в методах и экономике страны национального управления народным хозяйством. Все эти трансформации не могли не отыскать отражения и в сфере организации изобретательской деятельности.

Усилилось научное сотрудничество СССР с социалистическими, капиталистическими и странами третьего мира, прежде всего в применении результатов изобретательского творчества.

Вышеперечисленные события потребовали совершенствования законодательства в области изобретательства, снабжающего создание нужных условий для развития технического творчества в стране. С целью достижения указанных целей ЦК КПСС и Совет Министров СССР 20 августа 1973 г. приняли распоряжение № 575 «О предстоящем развитии изобретательского дела в стране, улучшении применения в народном хозяйстве открытий, рационализаторских предложений и изобретений и увеличении их роли в ускорении научного прогресса»2, а Совет Министров СССР принял Распоряжение от 21 августа 1973 г. № 584 об утверждении Положения об открытиях, рационализаторских предложениях и изобретениях 3. Положение получило юридическую силу с 1 января 1974 г.

Названное распоряжение ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Основы и «Положение гражданского законодательства Альянса ССР и союзных республик» (разделы V и VI), утвержденные Верховным Советом 8 декабря 1961 г. (потом Базы гражданского законодательства), являются наиболее значимыми нормативными актами, которыми регламентируются рационализации и вопросы изобретательства, патентно-лицензионной деятельности, и вопросы правовой охраны научных открытий. Очевидно, отдельные вопросы, касающиеся оформления заявок на изобретения, порядка проведения экспертизы предложений, выплаты вознаграждения за открытия, изобретения и рационализаторские предложения, определения его размеров и другие процедурные моменты не могли находиться в Положении, поскольку сделали бы его через чур громоздким.

Исходя из этого с выходом Положения развитие законодательства в рационализации и области изобретательства нельзя считать завершенным. Многие моменты уточняются и развиваются в сопутствующих Положению актах Госкомитета СССР по делам открытий и изобретений.

Ознакомление с этими актами, правильное следование на практике предусмотренным в них нормам существенно облегчают труд разработчиков, правовую защиту советских изобретений и применение в СССР как отечественных, так и зарубежных научно-технических достижений.

Пираты цифровой сети: Мертвецы не слушают mp3


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: