Редкие, но очень нужные

Редкие, но очень нужные

В июне 1942 года, в дни ожесточённых боев за Отчизну, газета “Правда” так писала о значении цветной металлургии в удачах на фронтах ВОВ: “Дело обороны страны, дело разгрома ненавистных оккупантов находится в руках бурильщиков бронзовых рудников, электролизников алюминия, мастеров плавильных печей так же-как в руках летчиков, артиллеристов, танкистов, пехотинцев. Работники цветной металлургии добывают и создают стратегическое сырье, без которого нельзя воевать.

Цветные и редкие металлы стали металлами войны. Не танками и одними самолётами, кинутыми на поля битвы, измеряется военная мощь страны — его армейский потенциал в запасах стратегического сырья, в производственных мощностях и природных богатствах. За год войны работники цветной металлургии много сделали для снабжения фронта; в развитии авиационного, танкового, артиллерийского и оружейного производства — плоды их смелого труда, но на данный момент нельзя остановиться на достигнутом.

Нам необходимо больше оружия, снарядов, значит необходимо больше металлов, тёмных, цветных, редких”.

Редкие металлы (тогда в эту группу входили молибден и вольфрам) не просто так были выделены в ряд наиболее значимых, поскольку как раз от них во многом зависела прочность танковой брони, смертоносность снарядов, первоклассность оружия.

В развитии вольфрамовой и молибденовой индустрии особенно громадное значение имела работа геологоразведчиков, обычно становившихся горняками и строителями, поставлявшими первые тонны наиболее значимых концентратов из труднодоступных неосвоенных мест.

На базе снова открытых и разведанных месторождений были выстроены и введены в воздействие вольфрамовые фирмы в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане. Работы по развитию добычи и созданию мощностей и производства вольфрама, молибдена, ртути, сурьмы под управлением Наркомцветмета организовывались Главредметом, главой которого был А.С.Микуленко, главным инженером А.В.Крылов.

Из месяца в месяц увеличивал добычу Колыванский рудник в Алтайском крае. в первой половине 40-ых годов XX века колыванпы сумели изготовить сомостоятельно, применяя местные ресурсы, большую часть сложного обогатительного оборудования.

Как уже говорилось, недалеко от Балхаша в невиданно маленький срок было разведано молибденовое месторождение с богатыми рудами. Уже в первой половине 40-ых годов XX века тут действовали обогатительная фабрика и рудник.

Еще во второй половине 30-ых годов двадцатого века в Забайкалье начались поисковые работы, подтвердившие открытие месторождения молибденита, названного Шах-таминским. В первой половине 40-ых годов двадцатого века началось строительство рудника с обогатительной фабрикой, а в феврале 1942 года страна взяла первые тонны молибденового концентрата.

Коммунисты этих фирм своим примером и горячим словом вели за собой коллективы, мобилизуя их на увеличение производительности труда, на повышение выпуска продукции. Рабочих рук не хватало. В шахту, на фабрику, на лесозаготовки пошли трудиться дамы и дети.

Особенно тяжело было в шахтах. Недоставало спецодежды, освещать забои приходилось карбидными лампами, каковые заправлялись соляркой. Пыль, копоть находились в забое.

Трудилась в шахте семья Ануфриевых. Анна Михайловна с 1939 по 1948 год трудилась в штольне на погрузке руды из бункеров. Ее дети — Георгий, Клавдия, Екатерина, Александра, Мария — все трудились в шахте: дочери на откатке руды, а сын забойщиком.

Заслуженным уважением пользовалась эта семья в поселке. Самоотверженный труд Ануфриевых много раз отмечался признательностями, почетными грамотами, премиями.

Освоение большинства месторождений, расположенных в труднодоступных местах, было осложнено оторванностью их от населенных пунктов, удаленностью от транспортных магистралей.

Один из участков вольфрамового рудника в горах Киргизии находился в зоне вечных льдов, где кроме того в августовские дни свирепствовали снежные бураны. продовольствие и Оборудование в такие места возможно было доставлять лишь самолетом и сбрасывать на намерено изготовленных парашютах громадной грузоподъемности. Забои высекались довольно часто в отвесных горах на 200 метров выше площадки. Рабочие взбирались в том направлении при помощи альпинистского снаряжения.

Преодолевая трудности, строители и горняки в новых районах вели ускоренное строительство дорог, обогатительных фабрик, жилых домов, рудников.

Первенец вольфрамовой индустрии Средней Азии рудник “Лянгар” размещался на высоте 2000 метров над уровнем моря. Строители пришли ко мне в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Пара избушек геологоразведчиков и обнажённые горы встретили их.

Скоро тут собрались тысячи работников колхоза близлежащих селений, дабы проложить путь от ЖД станции к руднику. Через скалы, через бурные горные реки в невиданно маленький срок они выстроили дорогу, по которой доставлялись оборудование обогатительной фабрики, строительные и другие материалы, нужные для работы.

Строители еще подводили водопровод, строили казармы для жилья, а горняки днем и ночью при свете прожекторов уже выдавали десятки тысячь киллограм отличной продукции. В 1942—1943 годах тут вводились в строй новые участки, от районной электростанции прокладывалась электролиния длиной 70 километров; к 1 мая 1944 года готовьсяк сдаче в эксплуатацию обогатительная фабрика. На месте перевала в вершинах Нуратинских гор встало предприятие наиболее значимого оборонного значения.

Чорух-Дайронское вольфрамовое месторождение детально было изучено в первой половине 40-ых годов XX века. В отрогах Моголтау неподалеку от Ленинабада на поверхности равнины была обнаружена богатейшая залежь, практически вертикально уходящая в глубь почвы. Замечательная территория разлома на границе известняков и гранитов была заполнена рудоносной массой, пронизанной шеелитом.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века тут началась добыча вольфрама. Первые рудокопы поселились в палатках; сразу же установили дизель-электростанции, взрывами аммонита вскрыли первый карьер для разработки руды и разрешили войти в работу перфораторные молотки. эксплуатационники и Строители соорудили первые обогатительные фабрики, жилые дома, заложили электростанцию, совершили водопровод, посадили деревья.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века горняки Чорух-Дайрона стали бесперебойно поставлять шеелитовый концентрат — исходный продукт чтобы получить вольфрам.

Неподалеку от Лянгара в первой половине 40-ых годов XX века полным ходом шло строительство Ингичкинского вольфрамового предприятия. Одвременно с этим входил в вольфрамовый рудник и строй. В степях Казахстана вырастал Акчатауский горно-обогатительный комбинат.

В первой половине 40-ых годов XX века к нему подвели дорогу , водопровод длиной в пара десятков километров; выстроили рудник, обогатительную фабрику, поселок для шахтеров. В эту тяжёлую пору комбинат удачно возглавлял ветшайший шахтер Я.В.Тимошенко.

Джидинский комбинат в Бурятии, созданный в первой половине 30-ых годов XX века на базе Джидинского рудного поля, давал перед войной более половины вольфрамового концентрата в стране. В 1941—1942 годах на предприятие прибыли эвакуированные эксперты с Тырныаузского комбината. Имея богатый производственный опыт, они внесли солидной вклад в повышение выпуска продукции.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века Джидинский комбинат выдал первый молибден. Все производство предприятия было перестроено на армейский лад. Уже в первой половине 40-ых годов XX века если сравнивать с 1940 выпуск вольфрамового и молибденового концентратов заметно возрос.

За самоотверженный труд в годы ВОВ, за успешное исполнение заданий правительства по добыче цветных металлов Указом Президиума ВС СССР от 16 мая 1945 года многие труженики комбината награждены медалями и орденами. Среди награжденных орденом Трудового Красного Знамени были первооткрыватель Джидинского рудного комплекса М.В.Бесова, глава рудника “Холтосон” Ф.А.Лой, бурильщик того же рудника Г.Т.Порожняков, глава горного участка Ф.А.Кузнецов, помощник главного инженера комбината геолог Н.А.Хрущев.

Забайкальские молибденовые месторождения были открыты еще перед тем, как нацисты напали на нашу страну. Война многократно ускорила добычи сырья и темпы разведки. На что в мирное время ушли бы годы, сейчас тратили семь дней, месяцы.

В жгучие январские морозы 1942 года поезда стали подвозить материалы и рабочих к одному из пикетов в Забайкалье. В феврале разрешили войти электростанцию, в марте — первый замечательный компрессор. Заложили шахты, приступили к постройке обогатительной фабрики, которая скоро готовьсяпринять первую руду.

Используя скоростные способы проходки, горняки превращали разведочные шурфы в шахты. Уже в июне 1942 года коллектив Забайкальского молибденового рудоуправления, превысив замысел по производству концентратов, завоевал первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании.

Перед тем как добраться до рудных залежей, коллективу строителей было нужно преодолеть 60 километров болот, трясины, непроходимых зарослей тайги. Через них необходимо было перевезти, перетащить, перенести на руках оборудования и огромное количество грузов. Энергетический первенец строительства – тяжелый двигатель — бригада в составе 14 человек доставляла 14 дней.

Рабочие прорубали таежные за’росли, расчищая дорогу тягачу, тянувшему двигатель.

В дальневосточной тайге кроме этого развернулось сражение за молибден. С Умальтинского рудника из-за распутья тяжело было отправлять готовый концентрат, а протекавшая поблизости река имела через чур бурный и страшный “темперамент”. Но так как издревле россияне умели пользоваться речными дорогами для перевозки грузов. Любой школьник знает о том, как еще в IX—XI столетиях русские торговцы вели торговлю на пути “из варяг в греки”, применяя бессчётные водные артерии.

Подробное описание походов Ермака, которые связаны с страшными переправами через своенравные уральские реки, находим мы и в труде русского историка Н.М.Карамзина “История государства Российского”. Опыт предков понадобился работникам цветной металлургии в годы ВОВ.

Осваивая месторождения нужных ископаемых в необжитых труднодоступных районах, не имея в собственном распоряжении ни дорог, ни транспорта, горняки Дальнего Востока спускали в бурную реку высокобортные лодки, в каждой из которых пребывало по тонне молибденового концентрата, и, идя берегом, тащили их практически 200 километров. Все это делалось во имя самой высокой цели, во имя спасения Отечества.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века по окончании реконструкции рудника вступила в строй флотационная фабрика, была проведена дорога. За строителями шли бурильщики, крепильщики, откатчики. Десятки автомашин каждый месяц стали доставлять из тайги к ЖД перевалочным пунктам тонны драгоценного металла.

Для горняков и строителей молибден прекратил быть легко металлом. Он стал их вкладом в великое дело Победы.

Фашистские захватчики пологали, что захватив Никитовку с ее замечательным ртутным предприятием, они лишили советскую индустрию этого наиболее значимого сырья. Более того, они рассчитывали эксплуатировать Никитовский комбинат для собственных потребностей. И в том и втором они жестоко просчитались.

Никитовской ртути им так и не удалось добыть.

В маленький срок в горах Алайского хребта, в Киргизии, на базе эвакуированного оборудования Никитовского комбината было создано новое большое предприятие, базирующееся на Хайдарканском месторождении ртути. Тут появились поселок, рудник, обогатительная фабрика, металлургический завод, связанный многокилометровой электролинией с районной электростанцией.

Строительство вели самоотверженно, как сражение. на данный момент тяжело растолковать, как доставили через перевал цилиндрическую печь весом в 21 тонну на обычной трехтонной машине. Агрегат имели возможность, само собой разумеется, разобрать и переправить на стройку по частям.

Но последующая сборка и разборка заняли бы большое количество дней. А тут финал решала любая 60 секунд, поскольку строительство главного металлургического завода, на которое в большинстве случаев затрачиваются годы, необходимо было закончить за два месяца… И печь перевезли в собранном виде. Это был подвиг. А разве не таким же подвигом стал труд монтажников и строителей, семь дней не покидавших площадку, где воздвигался завод?

Они не были ни каменщиками, ни плотниками, мало среди них выяснилось и специалистов-монтажников. Но они стали ими, по причине того, что фронту нужен был металл. И менее чем за два месяца в заоблачной выси появился один из металлургических фабрик комбината.

В тяжёлых условиях при большом удалении от железной дороги в Хайдаркан приходилось доставлять все — стройматериалы и оборудование, продукты и горючее питания. Снежные заносы перекрывали дорогу на перевале. Расстояние 87 километров преодолевали за двое-трое дней.

Работы по созданию ртутного производства в Хай-даркане проводились под управлением прибывших ко мне работников Никитовского комбината: В.Ф.Игошина, С.Г.Моисеева, М.А.Власова, Н.А.Струповой, JI.Я.Кроля, Ф.Б.Левиной.

В годы войны потребности оборонной индустрии в ртути полностью снабжала Киргизия. Для повышения производства этого металла применяли все методы. Инженеры — металлурги и механики Хайдаркана конкретно на месторождениях соорудили неповторимые металлургические агрегаты.

В творческом содружестве с работниками Физико-Химического университета АН СССР имени Карпова хайдарканцы создали конструкции шахтных, ретортных и других печей, приспособили их к работе на любом виде горючего, доставили по узким горным тропам и прямо на месте добычи руды посредством данной “карманной” металлургии начали выплавлять ртуть. Отпала необходимость в транспортировке млн кг руды.

Кое-какие старательские артели трудились высоко в горах. Рудник “Сыман”, которым руководил Н.П.Есипчук, был на расстоянии 82 километров от Хайдаркана на высоте 2800 метров над уровнем моря. Условия работы в том месте были сложнейшие.

Руда транспортировалась в Хайдаркан вьюками.

На Хайдаркане выросли превосходные кадровые работники: мас-тер-взрывник коммунист Садвер Матраимов, мастер рудника Г.И.Ки-рилюк, помощник директора В.В.Мориц, глава компрессорной станции А.О.Айрапетян, ушедшие на данный момент на заслуженный отдых Асан Осмонов, М.И.Аначицкий, Г.Ф.Бутенко, Р.Л.Казаев, С.Г.Шварц, Е.Л.Эстерле, А.М.Коновалова, М.М.Лапшина и многие, многие другие.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века был разрешён войти в эксплуатацию Акташский ртутный рудник, выстроенный под управлением А.С.Паршенкова, а в первой половине 40-ых годов XX века начата разработка ртутного месторождения Орлиной горы.

Для обжига богатейших руд в первой половине 40-ых годов двадцатого века в первый раз в стране была создана электровакуумная ретортная печь уникальной конструкции. И не смотря на то, что выгрузка и загрузка ее производились вручную, установка обеспечила получение высококачественного металлапри минимальных утратах. Ее создатели — основной механик Р.А.Траубе, директор комбината М.А.инженер и Власов Ф.Б.Левина были удостоены Национальной премии СССР.

Главным поставщиком сурьмы все годы войны был Кадамджай-ский сурьмяный комбинат. Коллективу предприятия были предъявлены особенные требования — существенно повысить уровень качества сурьмы. В первой половине 40-ых годов XX века кадамджайцы ввели в строй действующих цех электролиза сурьмы, развернули строительство плавильного цеха и начали выпуск железной высококачественной сурьмы .

Производство сурьмяной продукции в 1945 году более чем вдвое превысило довоенный уровень.

Работники редкометаллической индустрии с честью выполнили задание Отчизны. в течении всего военного времени они бесперебойно снабжали оборонную индустрию стратегическими металлами.

15 САМЫХ РЕДКИХ ЖИВОТНЫХ В МИРЕ


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: