Регулирование рынка ценных бумаг
Каждая совокупность испытывает недостаток в регулировании, и экономика не есть исключением. Но отдельные отрасли экономики, конкретные сферы рабочий деятельности имеют собственную специфику, что естественным образом отражается и на том, что регулирование каждой из них владеет собственными изюминками. Рынок ценных бумаг у нас насчитывает не такую продолжительную историю, но «юный возраст» не мешает тому, дабы уже сложилась определённая совокупность регулирования.
Как мы знаем, рынок ценных бумаг это тот сегмент денежного рынка, где осуществляются торговые операции с разнообразными ценными бумагами. Под регулированием данного рынка подразумевается комплекс нормативных документов и действий, направленных на упорядочение деятельности всех участников рынка ценных бумаг (эмитентов, инвесторов, организаций, несущих ответственность за поддержание и создание инфраструктуры рынка, опытных посредников), осуществляемое со стороны определённых организаций. Главными целями функционирование совокупности регулирования рынка ценных бумаг являются следующие:
- создание условий для упорядоченной работы всех участников рынка, обеспечение свободного ценообразования на полезные бумаге на базе предложения и открытого спроса;
- защита участников рынка от недобросовестных и мошеннических действий;
- при определённых условиях – действие на рынок с целью достижения социально значимых задач (к примеру, понижения уровня безработицы) либо для новых денежно-экономических структур.
Наряду с этим само регулирование включает в себя последовательность основополагающих действий. Среди них такие, как отбор опытных и добросовестных участников рынка, создание нормативной базы («правил игры»), осуществление контроля за соблюдением всеми участниками зафиксированных норм рыночной деятельности и, при необходимости, использование совокупности санкций за их нарушение.
Регулирование рынка ценных бумаг, как и любое второе регулирование, может носить как внутренний, так и внешний темперамент. Другими словами определённые ограничения смогут налагаться на функционирование рынка через дисциплину внутри его участников, посредством закреплённых в уставах, приказах и внутренних правилах той либо другой организации.
Иначе, регулирование возможно внешним по отношению к участникам рынка, другими словами осуществляться третьей силой, функцию которого смогут делать правовые документы вышестоящих в рабочий либо юридической иерархии организации, правовая база того либо иного страны либо нормы международного денежного права. Как раз в соответствии с этим фундаментальным делением на внутреннее и внешнее регулировании различаются и конкретные виды регулирования рынка ценных бумаг.
В первую очередь, это национальное регулирование, которое очевидно носит внешний по отношению к рынку ценных бумаг темперамент. Причём у страны имеется возможность для осуществления как прямого, так и косвенного регулирования рынка ценных бумаг.
В случае если сказать о стране как авторе законов и контролёре за их выполнением, и как о главном арбитре при разрешении появляющихся между участниками рынка споров, то тут, непременно, речь заходит о прямом регулировании. В данной части у страны имеется последовательность неоспоримых преимуществ: как раз оно через деятельность отдельных собственных властей осуществляет опытное лицензирование и регистрацию участников рынка ценных бумаг, и самих ценных бумаг; как раз оно несёт ответственность за поддержание правового порядка на рынке и устанавливает требования, регламентирующий действия всех его участников; как раз оно занимает обеспечением свободного и равноправного участия всех заинтересованных лиц в деятельности рынка.
Но не следует забывать, что государство может выступать на рынке ценных бумаг не только в юридическом, но и в экономическом нюансе. И в данной связи стоит заявить, что государство способно осуществлять косвенное регулирование посредством таких инструментов, как участие в торговых операциях в качестве эмитента (выпуск национальных ценных бумаг), инвестора при управлении акциями больших посредника и предприятий при осуществлении приватизационных аукционов.
Промежуточный темперамент имеет авторегулирование рынка при помощи деятельности его участников, в котором сочетаются показатели внешнего и внутреннего регулирования. Это регулирование осуществляется по большей части за счёт деятельности саморегулируемых организаций, каковые носят необязательный негосударственный некоммерческий темперамент и создаются для регулирования тех либо иных качеств рыночной деятельности.
Саморегулируемые организации смогут появиться как по инициативе самих участников рынка, так и по инициативе страны, в случае если последнее примет решение «разгрузить себя» в той части функционирования рынка ценных бумаг, где имеется предпосылки для действенного авторегулирования. У нас полной правовой ясности со статусом саморегулируемых организаций до тех пор пока нет, но всеми участниками рынка признаётся тот принцип, что пара аналогичных организаций не смогут регулировать одну и ту же сторону деятельности рынка ценных бумаг либо его конкретный сегмент. В функции саморегулируемых организаций входят, в частности:
- разработка стандартов опытной рыночной деятельности;
- установление необходимых требований и контроль за их соблюдением участниками рынка;
- подготовка кадров, защита интересов и предоставление информации участников рынка.
Что касается третьего вида регулирования рынка ценных бумаг, то он в громаднейшей степени соответствует правилам внутреннего регулирования и поэтому самый размыт и неконкретен. В этом случае речь заходит о том, что то либо иное влияние на развитие событий на рынке может оказать любой его участник и каждая заинтересованная сторона, исходя из мотивов и собственных интересов. самый показательным примером аналогичного публичного регулирования есть та роль, которую обычно играются на рынке ценных бумаг СМИ, от ракурса освещения которыми событий либо тенденций на рынке сильно зависит реакция широких деловых и публичных кругов, что напрямую воздействует и на сугубо экономическую составляющую (стоимость акций и другое).
Александр Бабицкий