Реклама грозит городам полным уничтожением
Полное уничтожение города — дело, в неспециализированном-то, ерундовое. Юный человек на фото вверху этим, фактически, и занят. Собственными руками он камня на камне не оставляет.
Исчезают люди, машины, дома, улицы. Все, что остаётся — одеяло из рекламы, которое покрывает целый город. Возможно ли вычислять такое уничтожение полным?
Возможно, вы ещё не забыли двух австрийцев, каковые удалили улицу в Вене. То «удаление», напомним, заключалось в заклеивании жёлтой плёнкой всех рекламных щитов, указателей, вывесок и знаков. Мысль: без рекламы будто-то бы и улицы нет.
С этим в принципе согласен исследователь и архитектор с отчизны Nokia, 38-летний Пази Кольхонен (Pasi Kolhonen). Но он отправился совсем вторым путём. Рекламу он напротив — оставляет, а сами города уничтожает всецело (City Wipeout).
Причём предлагает взяться за это любопытствующим зрителям, для которых соорудил незатейливый интерфейс.
В марте 2001 года Кольхонен прогулялся по центру родного Хельсинки и нащёлкал снимков, каковые свойственны сейчас практически для любого мегаполиса: автомобили, прохожие, дома и, само собой, ужасная масса рекламы.
Всё это публика, пришедшая на выставку Пази, видит перед собой на экране и может практически смахнуть это тряпкой со особого столика-кафедры. Раз, два – и нет города. Висит одно только «одеяло рекламы», некогда его покрывавшее.
И какое толстое, плотное одеяло!
Уничтожение центра Хельсинки по принципу «было — стало» (иллюстрации с сайта saumadesign.net).
Финского архитектора это «визуальное загрязнение» никак не радует. «Нас так приучили к вездесущей рекламе, что иногда нам практически тяжело осознать, сколько её около, — сокрушается Пази. — Количество мест без той либо другой формы рекламирования быстро уменьшается в сегодняшних западных городах. Поле зрения муниципального обитателя — во власти торговли».
Выше было указано, что Кольхонен — исследователь. Это действительно, он изучает действие рекламы на городское пространство в университете дизайна и искусства Хельсинки (UIAH) и написал на волнующую его тему в полной мере важную статью, в которой применял установку City Wipeout.
«Ничто в отечественной культуре не показывает, что растущий количество рекламирования уменьшится в скором времени, — пишет Пази. — Думается, что рекламы, а также, её новых форм, с каждым днём появляется на улицах всё больше и больше. В этом свете возможно утверждать, что реклама неспешно начинает господствовать над визуальным видом города, быть может, кроме того больше, чем мы желали бы допустить».
Значит, не Кольхонен устраивает полное уничтожение города? Совершенно верно. Это делает реклама. Либо уже сделала?
«Отечественная картина города скоро делается городом картин. Неизменно возрастающая часть отечественного поля зренияпродана за рекламу, — негодует финн. — Город задрапирован объявлениями и эмблемами, двумерная графика рекламы время от времени одерживает верх над трёхмерным муниципальным ландшафтом. Мы редко подмечаем это в полном масштабе, но это — всегда присутствует в отечественной повседневной жизни».
Тот факт, что люди фактически прекратили обращать хоть какое-то внимание на засилье рекламы, подтвердила в выставочных залах и установка City Wipeout. Стирая город и видя «рекламное одеяло», зрители очень поражены — «из-за чего мы не подмечали этого раньше?».
Кольхонен пишет: «Традиционно считается, что городская структура состоит лишь из постоянных элементов: строения, площади и улицы. Если сравнивать с ними реклама имеет неустойчивый темперамент. Кроме того притом, что она присутствует неизменно, всё равняется она постоянно является временным явлением и возможно поменяна в любую секунду.
Собственное «одеяло рекламы» обнаружилось и при уничтожении Нью-Йорка (иллюстрация с сайта contempaesthetics.org).
Не смотря на то, что та либо другая реклама может иногда попадаться нам на глаза, мы не отлично можем оценить её влияние полностью. Однако, кроме того наблюдение рекламных обоев, каковые покрывают большая часть западных городов, возможно изучено. Но из-за чего мы должны это изучать?» – задаёт вопросы создатель статьи. И отвечает:
«Нравится нам это либо нет, реклама — значительная часть визуальной действительности, которая преобладает в современных городах. Одновременно с этим реклама — один из объединяющих визуальных элементов, каковые возможно отыскать в практически любом городе. Многие транснациональные корпорации рекламируют собственные продукты, применяя практически однообразные кампании в мире. Время от времени достаточно только перевести текст на местный язык, а часто ставка делается на изображения, для которых не нужна никакая интерпретация.
Я полагаю, было бы оплошностью не принять такие неспециализированные интернациональные визуальные явления», — финиш цитаты.
Создатель отдаёт себе отчёт в том, что в сегодняшних городахизбежать рекламы «практически нереально». Он и не ищет дорог борьбы с ней, он исследует. И предлагает для описания существующего положения дел применять термин «эстетика экономиста» — это в то время, когда все видимые поверхности считаются потенциальными местами для рекламы, хочется нам этого либо нет.
Термин Пази обязан напоминать нам о втором термине — «эстетика инженера» — что ввёл известный архитектор аккумуляторная Корбюзье (Le Corbusier) в первой половине 20-ых годов двадцатого века. Он восхищался работой инженеров, каковые, в отличие от архитекторов того времени, не заботились о стиле либо художественном оформлении строений, но были в состоянии решить структурные неприятности несложным рациональным методом.
На взгляд Ле Корбюзье, это машинально приводило к рождению несложных и прекрасных форм: «Инженер, вдохновлённый законами экономики и движимый математическими вычислениями, приводит нас в соответствие с универсальным законом, он достигает гармонии», — сказал архитектор.
Кольхонен растолковывает: «Надеявшаяся на экономику „эстетика инженера“ Корбюзье постоянно приводила к чистым белым стенкам. На данный момент реклама есть значительной частью экономики. И сейчас те белые стенки были бы покрыты рекламой. По логике „эстетики экономиста“, стенки без рекламных объявлений — потерянная возможность сделать деньги.
Так, „эстетика инженера“ уступает либо, честно говоря, проигрывает „эстетике экономиста“ с очень функциональными и экономичными строениями, покрытыми рекламой».
Вторым примером проигрыша «инженерной эстетики» Корбюзье, согласно точки зрения Пази, являются машины. Раньше, проектируя автомобиль, инженеры должны были изучить и проверить каждую подробность перед стартом серийного производства. И всё, машина сходила с конвейера.
Сейчас, дабы обрисовать «эстетику экономиста» на примере развития машин, возможно применять болиды Formula 1 — без рекламы эти гоночные машины кроме того не существовали бы. Другими словами, реклама — не просто «добавка» к машине, в противном случае, что заставляет их двигаться.
Останки стёртого с лица земли Хьюстона (иллюстрации с сайта saumadesign.net).
Ровно то же самое, на взгляд Кольхонена, в наше время возможно сообщить и о строительном, и о практически любом втором бизнесе:
«В случае если мы взглянуть на муниципальные строения с позиций „эстетики экономиста“, то заметим два разных метода обращения с ними. Во-первых, они громадные, и к ним легко приклеить огромную рекламу — строения смогут употребляться как огромные рекламные щиты без каких-либо модификаций.
Во-вторых, на сами строения возможно взглянуть как, конкретно, на рекламу. В большинстве случаев то либо иное архитектурное чудо опознаваемо говорит о авторе его проекта либо марку его обладателя.
Строение, которое не может быть покрыто рекламными щитами, употребляется как-то по-второму в том же коммерческом царстве. Это ведет к обстановке, в которой практически каждое строение в городе возможно некоей формой рекламы», — заключает Пази.
И додаёт, что никуда мы от таковой ситуации, само собой разумеется, не денемся. Но должны выработать новое отношение к коммерческой культуре и рекламированию. «Лучшее, что мы можем сделать — пробовать осознать механику рекламы, её визуальное и социальное действие и принять обоснованные ответы при развитии отечественных городов».
Продолжим полное уничтожение?