«Решили, пусть инвесторы сами это дело финансируют»

«Решили, пусть инвесторы сами это дело финансируют»

Президент ОАО УЭК Николай Ульянов — о том, куда отправилась универсальная электронная карта.

В первую очередь следующего года любой гражданин России должен был получить возможность обзавестись средством денежной связи с страной, в один момент являющимся платёжным инструментом и идентификатором личности — универсальной электронной картой. Но реализация этого амбициозного проекта на общероссийском уровне отложена на год. О том, кто был не готов к его запуску, из-за чего до сих пор совершенно верно неизвестно, сколько денег на него уже израсходовано, и из-за чего федеральный проект остался без федерального финансирования, “Ъ” поведал президент ОАО «Универсальная электронная карта» (УЭК) Николай Ульянов.

— Государственной дума приняла поправки к закону «Об организации предоставления национальных и муниципальных одолжений», перенеся сроки запуска проекта УЭК на 1 января 2013 года. В чем обстоятельство для того чтобы решения?

— Функции по внедрению универсальной карты поделены между регионами и федеральным центром. Был риск, что не все субъекты смогут совладать со своей частью задач к 1 января 2012 года, другими словами к моменту начала повсеместного приема заявлений о выдаче карт. Подобно на федеральном уровне существовал риск неготовности последовательности ведомств к полноценному информационному сотрудничеству в электронном формате.

Но, не обращая внимания на то что, согласно нашей точке зрения, фактически все было готово к началу выпуска карт в изначальный срок, было решено подстраховать отдельные не через чур подготовленные ведомства и регионы и дать им еще задаток времени. Наряду с этим, не обращая внимания на формальный перенос, выпуск карт начнется намного раньше, по мере фактической готовности инфраструктуры.

— какое количество регионов запустят проект в начале 2012 года?

— Мы планируем, что их будет порядка 40–50.

— По какой причине не было организовано межведомственное электронное сотрудничество как на федеральном, так и региональном уровнях? Какое ведомство несёт ответственность за это?

— Совокупность межведомственного электронного сотрудничества есть главным элементом электронного правительства, разрешающим всем ведомствам и министерствам обмениваться информацией в электронном виде по правилам и единым стандартам. Продолжительное время госорганы развивали личные информационные совокупности без достаточной степени координации. В прошедшем сезоне важным за внедрение совокупности межведомственного сотрудничества стали Минкомсвязи и «Ростелеком», сделавшие довольно много.

Мы сохраняем надежду, что работа по унификации и объединению стандартов электронного сотрудничества будет закончена в середине 2012 года.

— Второй обстоятельством стала неготовность регионов, в ряде из которых до конца не организованы уполномоченные организации субъектов, а в ряде — не готова инфраструктура. Что им помешало все это организовать?

— Во-первых, задержка связана с грандиозным масштабом всего проекта. Инновационных проектов для того чтобы уровня в Российской Федерации больше нет. Конечно, проект подвержен большому количеству рисков, начиная от граждан и ряда ментальной неготовности чиновников и заканчивая недочётом финансирования, неготовностью инфраструктуры, несовершенством законодательной базы. Со всеми этими проблемами мы вместе с сотрудниками из правительства боремся с момента старта проекта.

Работа проделана огромная, и итог не так долго осталось ждать будет.

— Что осталось сделать для начала выдачи карт по заявлениям?

— Должно полностью получить электронное правительство — как на федеральном, так и на региональном уровне. Отсутствие этого функционала запуску проекта в некоторых регионах не помешает, но в этом случае комплект дешёвых одолжений обязан будет значительно пополняться. Это будет делаться дистанционно. Кроме этого нужно бесперебойности и обеспечение безопасности при обработке трансакций.

Нужно выстроить защищенные каналы связи с уполномоченными организациями, организовать выдачи приема карт и пункты заявлений в регионах, отладить защищенное информационное сотрудничество с центрами изготовления и персонализации.

— Потребуются ли дополнительные средства на запуск проекта, учитывая, что сроки перенесены на год? Так как это показывает, что приносить доход карты также начнут на год позднее, но трудиться еще год на что-то необходимо.

— Непременно, перенос сроков потребует дополнительных затрат. Бюджет обсчитывается, и эти издержки, к сожалению, лягут на плечи отечественных акционеров (акционерами ОАО УЭК являются банки Сбербанк, «Уралсиб» и «Ак Барс».— “Ъ”).

— Учитывая, что совокупность межведомственного электронного сотрудничества так и не создана, чем карты, выданные отдельными регионами в 2012 году, будут различаться от простых банковских?

— Инфраструктура УЭК агрегирует собой всех существующих поставщиков одолжений. А электронное правительство, через СМЭВ, есть поставщиком только части этих одолжений. Универсальная электронная карта несет много вторых, а также коммерческих одолжений.

В отличие от простых банковских карт, эти услуги посредством УЭК одинаково дешёвы в произвольных терминальных устройствах, в любой точке страны, и через интернет. Кроме более многих одолжений и большей их доступности отличительным показателем есть наличие встроенной юридически значимой идентификации, разрешающей не просто получить услугу, а взять ее без ручного ввода личных потери и параметров времени с одновременной оплатой.

Четвертое отличие — это более тарифы и низкие комиссии по обслуживанию, потому, что УЭК применяют национальную платежную совокупность, а не интернациональные платежные сервисы, каковые затратнее для граждан. Помимо этого, универсальные карты возможно будет применять для проезда в транспорте, причем везде, где принимаются электронные карты.

— Рассчитывалось ли, сколько клиентов захотят взять карты по заявлению? Считаются ли такие клиенты более перспективными?

— По заявлению мы планируем выдать около 20–25 млн карт. До тех пор пока сложно оценить, как такие клиенты будут перспективными, и заявить, что это будут за люди. Мы будем рады всем.

— Как вы собираетесь привлечь этих клиентов?

— По поручению президента правительство должно создать список мер для стимулирования граждан к получению госуслуг в электронном виде, а также методом понижения национальных пошлин и иных необходимых платежей для потребителей последовательности одолжений. Дополнительно правительством разрабатывается программа обучения граждан пользованию УЭК, и получения гражданами информации о преимуществах применения таких карт.

— какое количество положено инвестиций в ходе проекта? Кто есть главным источником этих средств?

— Сложно оценить, по причине того, что мы не имеем всех данных из регионов. Но отечественные соучредители уже израсходовали более $40 млн. Отечественную компанию финансируют акционеры, но также, имеется центры изготовления, центры персонализации, десятки банков, 83 уполномоченные организации субъектов. И в различных случаях источники финансирования смогут быть различными.

Выпуск карт на долевой базе может финансироваться субъектом, уполномоченной организацией субъекта, коммерческими инвесторами и банками, в ряде регионов они уже имеется.

— Но, предполагая временную возможность окупаемости, вы должны быть основаны каких-то цифрах. Необычно, в то время, когда компания, важная за организацию проекта, не знает, сколько он стоит.

— Инфраструктура универсальной электронной карты — это не только инфраструктура федеральной уполномоченной организации, но и инфраструктура регионов. В случае если ОАО УЭК подразумевает сроки окупаемости 6–7 лет, то в регионах они смогут разниться от 3–4 лет в том месте, где развита инфраструктура электронных одолжений, до10–15 лет в регионах, где этого нет.

— Наряду с этим, не обращая внимания на уже произведенные затраты, было решено совершить допэмиссию акций ОАО на 800 миллионов рублей. Каким будет распределение долей по окончании ее выкупа?

— Дополнительно в состав акционеров войдут «Ситроникс» и «Тройка Диалог». Контрольного пакета не будет ни у одной из компаний, включая Сбербанк. Это принципиальная позиция акционеров.

7% будет у «Ситроникса», около 40% — у Сберегательного банка, «Ак Барс» и «Уралсиб» будут обладать по 12,5%. Другое какое-то время будет принадлежать «Тройке Диалог», но позднее ее пакет либо его часть будут переданы стратегическим инвесторам.

— Интернациональным платежным совокупностям либо еще кому-то?

— Мы приобретаем большое количество предложений, прежде всего от интернациональных совокупностей. Кроме них обращаются наибольшие ряд и российские банки госмонополий, конкретно сообщить не могу. Но участие интернациональных совокупностей в капитале УЭК — это вопрос, а также политический, переговоры на эту тему ведутся.

Наряду с этим ответственным условием участия интернациональных совокупностей в капитале УЭК есть доступ ко всем имеющимся и будущим технологическим ответам.

— Как возможна возможность организации на платформе УЭК национальной совокупности платежных карт по аналогии с Visa и MasterCard?

— Это отечественная задача, стране нужна недорогая платежная совокупность, обслуживающая внутренние платежи.

— Стало ли создание УЭК ответом на заявление президента Медведева в 2009 году, в котором он сказал о необходимости понижения зависимости от интернациональных совокупностей?

— Непременно, эти вещи связаны. Это элемент некоей стратегической безопасности, в экстремальной обстановке страна не должна появляться без платежной системы.

— Нет ли при таких условиях несоответствия в том, что в проекте УЭК будут принимать участие интернациональные платежные совокупности?

— Внутренняя платежная совокупность обязана пребывать в тесном сотрудничестве с интернациональными, прежде всего в части технологических ответов, базирующихся на открытых западных стандартах. Дополнительно гражданин должен иметь возможность оплатить услуги и свои покупки в любой стране мира, для этого планируется применять кобренд с интернациональными совокупностями. Но это достаточно сложная вещь, переговоры еще не закончены.

Вероятнее, на начальной стадии УЭК будет локальной.

— Имеется ли цель сокращения доли карт интернациональных совокупностей? Ставит ли УЭК собственной целью доминирование на карточном рынке?

— До тех пор пока мы не говорим о доле рынка, которую предполагаем занять, сообщу только, что замыслы амбициозны. Само собой разумеется, хотелось бы поконкурировать с интернациональными платежными совокупностями, но задачи вытеснить их нет.

— Не позовёт ли количество выдаваемых карт и метод их выдачи вопросов у антимонопольной работы? Учитывая, что подобная неприятность уже появилась в Подмосковье у одного из акционеров УЭК — банка «Уралсиб».

— объём и Порядок выдачи карт выяснены законом «Об организации предоставления национальных и муниципальных одолжений», исходя из этого неприятностей быть не должно.

— За счет чего УЭК будет соперничать с Visa и MasterCard?

— За счет более широкого функционала. За счет более удачных тарифов для эквайеров и, как следствие, торгово-сервисных фирм, каковые, в большинстве случаев, переносят указанные комиссии в цена товаров для граждан. Планируется, что размер межбанковского вознаграждения по операциям услуг и оплаты товаров будет значительно ниже, чем у интернациональных совокупностей, и составит в среднем 0,3%.

Указанная мера разрешит создать широкую инфраструктуру приема карт и обеспечить удобство держателей при применении УЭК. Кроме этого мы планируем, что последовательность тарифов будет удачен и для банков-эмитентов.

— Чем еще будут заниматься банки в ходе проекта?

— Кроме привычных функций эмитента и эквайера банковского приложения, центра персонализации (в части вероятного предоставления одолжений субъектам) банки станут операторами банкоматной сети, поставщиками одолжений, в их отделениях смогут быть организованы пункты приема-выдачи карт.

— Условия участия будут однообразны для всех банков?

— Да, но структура тарифов по аналогии с тарифами Visa и MasterCard предусматривает разделение в зависимости от количеств операций.

— Дабы присоединиться к проекту, банку необходимо внести какой-то платеж?

— Да, и для каждого из участников он собственный. В целом платеж за присоединение к совокупности будет приблизительно на 20% дешевле, чем для MasterCard, и на 30% дешевле, чем для Visa.

— какое количество банковских приложений обязан будет эмитировать банк, дабы окупить вступление в совокупность?

— Окупаемость достигается за счет трансакционной активности и количеств операций. Банк сам рассчитывает собственную экономику с учетом действующей стратегии в части розничного бизнеса.

— Не окажется ли так, что карту решат производить только большие банки, талантливые выпустить количество, нужное для окупаемости вхождения в проект?

— Вопрос не числом карт, а в том, как эта карта будет задействована, как деятельно клиенты будут применять какой объём и карту операций выполнять с ее применением.

— Будут ли банки соперничать между собой? Размером рабочих групп, спектром услуг.

— У каждого банка собственные тарифы, каковые не регулируются нами. Конечно, банки заинтересованы в как возможно большем количестве клиентов, исходя из этого борьба между ними точно будет.

— Банки—предполагаемые партнеры показывают, что до тех пор пока с ними подписаны только соглашения о неразглашении, но ни тарифов, ни условий участия они не видели. Наряду с этим о собственном участии в проекте заявили банки «Уралсиб», Сбербанк и «Ак Барс». Получается, что статус акционера ОАО УЭК помог им ранее вторых ознакомиться с правилами и войти в проект?

— Мы никоим образом никого не ограничивали, те из банков, кто был заинтересован, взяли правила и тарифы участия. Главным тормозом было согласование отечественных правил в Министерства экономики. на данный момент эти правила согласованы.

— Тормозом для всех, не считая акционеров.

— Нет, акционеры работу по их изучению до момента согласования, исходя из этого смогли присоединиться раньше остальных. на данный момент около 20 банков готовы присоединиться к совокупности, но я не могу назвать их до окончательного подписания контракта. Это различные игроки, от топовых до располагающихся во второй сотне.

Недавно, например, к совокупности присоединились Столичный индустриальный банк, банк «Центр-инвест», банк «Петербург».

— Как именно клиенты будут выбирать банк, в случае если ему делают карту по умолчанию? Либо же УЭК решает, какой банк и кому будет эмитировать карту?

— Клиенту будет предоставлен перечень банков. Единственное, о чем мы будем его информировать, это количество терминальных устройств банка, находящихся в том либо другом регионе.

— А возможно ли будет взять карту без банковского приложения?

— Да. Теоретически возможно. Но не пологаю, что сам гражданин будет отказываться от дополнительного сервиса. Приложение, вероятнее, будет стоить каких-то денег, сумма подобна стоимости годового обслуживания банковских карт.

Но потому, что не у всех банков имеется ежегодные тарифы, я не вижу обстоятельств отказываться и самого себя ограничивать. Имеется определенная категория граждан, каковые по большому счету говорят, что им не нужна УЭК. Значит, они будут получать услуги стандартным методом, предусматривающим посещение разных госучреждений и ожидание в очередях.

— Другими словами, в случае если банковское приложение не будет необходимым, получается, что это не главная функция УЭК?

— Карта должна быть удобной для граждан, она обязана дать доступ к базам данных различных ведомств и разрешить тут же оплатить услуги этих ведомств и многие другие услуги. Карта заменит собой последовательность документов. Кроме этого она станет идентификатором. Принципиально карта значительно более надежный источник идентификации, чем паспорт. Позже паспорт это прошедший век.

Для чего носить с собой 10 документов?

— Иначе, в паспорте написано, что у меня имеется регистрация либо прописка. В карте таковой информации нет, но она есть серьёзной при проверке документов на улице милицейским. Как это решать?

— Эта информация имеется в базах страны, а карта — ключ к данной информации. Любой представитель власти, будь это ГИБДД либо ФМС, сможет посредством картридера взять максимально все данные, доступ к которой ему разрешён. Это значит, что представитель МВД не возьмёт данные, к примеру о ваших заболеваниях, он просто не сможет попасть в эту базу данных.

К таковой информации имеет доступ лишь доктор либо кто-то имеющий полномочия , соответствующие ключи.

— С какого именно года проверка документов будет так смотреться?

— Не могу сообщить, технологически мы к этому готовы. Заявить, что к этому готовы ведомства и регионы, запрещено. Для этого потребуются определенные трансформации законодательства.

— Какие конкретно еще возможности возьмёт гражданин, будет ли карта кредитной?

— Первые карты не будут кредитными, но такие замыслы имеется. В целом УЭК даст доступ к любым услугам, предлагаемым на данный момент в электронной форме.

— Смогу ли я, как обладатель карты, записаться с ее помощью на прием в поликлинику? Как именно посредством карты возможно будет взять рецепт, а позже лекарство по нему в аптеке?

— Да, посредством терминала банка, банкомата или картридера возможно будет записаться на прием к доктору. У него будет особый картридер с двумя слотами, в один из которых доктор будет вставлять собственную карту, а больной собственную, дабы было ясно, какой доктор взаимодействовал с конкретным больным. Наряду с этим сам рецепт на карту помещаться не будет, она только даст доступ к информации, содержащейся в базе Минздрава. В аптеках кроме этого будут установлены картридеры.

По большому счету, размещение на карте данных клиента будет производиться лишь по его жажде. К примеру, вы имеете возможность разрешить разрешение записать на карту вашу группу крови либо, скажем, лекарства, вызывающие у вас аллергию. Это возможно полезно при какой-то экстренной ситуации.

— Станет ли карта автомобильными правами? Будут ли такие права функционировать за рубежом?

— Нам бы хотелось, дабы это произошло.

— Как именно будет происходить ценообразование на операции по картам? К примеру, сколько клиентам будет стоить оплата штрафов и налогов?

— Получение национальных и муниципальных одолжений, и их оплата с применением УЭК будет бесплатной.

— Выдача карт кроме этого будет бесплатной? Кто ее организует?

— Карта будет бесплатной. Пункты приема-выдачи смогут быть созданы на базе отделений банка, отделений Пенсионного фонда, отделений Федеральной миграционной работы и т. д. Мы думаем, что в скором времени сбор заявлений будет проходить через интернет. И гражданину необходимо будет прийти в пункт выдачи уже за готовой картой.

— А вдруг клиент решить поменять банк, карту перевыпустят, и все его эти будут уже в двух банках?

— Да, само собой разумеется. Наряду с этим право покинуть либо закрыть банковский счет остается за гражданином. В этом случае хранение и обработка персональных данных гражданина банком регламентируется особыми нормативными актами.

— какое количество времени это займет?

— В различных обстановках по-различному. В случае если в офисе уполномоченной организации субъекта имеется заготовки, на это уйдет пару дней.

— Но так как это в городе, где имеется вся инфраструктура, а как по поводу сельской местности? Разумеется, что обитатели сел и сёл не смогут оперативно взять новую карту, да и применение всего ее функционала без компьютеров, терминалов и другого думается вызывающим большие сомнения.

— на данный момент имеется задача информатизации общества, мест, где не будет инфоматов, в скором будущем не останется. В любом самом отдаленном селе, на Чукотке либо где-то в горах Алтайского края в разумном радиусе доступности будут находиться терминальные устройства. Заявить, что каждая бабушка в любом селе будет пользоваться УЭК, возможно, запрещено, вопрос так и не ставится.

В случае если бабушка захочет приобретать собственные услуги в привычной для нее форме, она сможет это делать.

— Учитывая, что в стране до сих пор имеется поселения, до которых добраться-то вероятно не всегда, вы вправду верите, что их обитатели будут применять УЭК?

— Мы полностью уверены, что в любом населенном пункте, кроме того труднодоступном, вероятно поставить «тарелку» и обеспечить доступ в интернет. А в том месте, где будет глобальная сеть, будет трудиться УЭК или через установленные терминалы, или через картридеры.

— на данный момент кроме того в больших городах, где существуют проекты социальных карт, большая часть людей применяют их только как транспортные. Наряду с этим карта для оплаты ЖКХ — одно дело, и совсем второе — карта банковская. Как вы планируете добиться того, дабы УЭК употреблялись для коммерческих услуг и оплаты товаров?

— УЭК логически выросла из проекта социальных карт. Но социальные карты это не коммерческий проект. Они разрешают не весьма надежным образом приобретать некое количество социальных услуг и льгот. Основной их недочёт это отсутствие универсальности и ограниченность применения. Любой регион создавал личные информационные совокупности.

По сути, задача УЭК — унифицировать социальные проекты регионов и привести их к одному знаменателю, дабы обитатели регионов имели возможность взять однообразный пакет федеральных и коммерческих одолжений независимо от нахождения и мест проживания. Граждане сами заметят, что кроме этих функций УЭК удобна для коммерческих операций из-за низких тарифов, привлекательных для торговых сетей и них самих.

— В случае если оплата и получение льгот госуслуг будут для клиента бесплатными, на чем же тогда будет получать компания?

— Именно на коммерческих операциях. К примеру, вы желаете заплатить за телефон либо приобрести ЖД билет. Заказ билета в кинотеатр, оплата ЖКХ. Все это коммерческие услуги.

Само собой разумеется, они будут платными, как и при любых вторых банковских карт.

— Но таковой большое количество и широкий функционал партнеров повышают риски. Предполагается ли создание резервного фонда по аналогии с интернациональными платежными совокупностями?

— У нас, как и у любой платежной системы, имеется расчетный банк, это Сбербанк. И банки—участники совокупности создают резервный фонд, что обеспечит надежность совокупности.

— Какое количество карт предполагается выпустить?

— До 2016 года — около 100 млн.

— Учитывая, что в Российской Федерации всего было выпущено порядка 160 млн пластиковых карт, не видите ли вы разногласия между планами и сроками?

— Большая часть выпущенных карт показались в последние пять лет. на данный момент у нас готовы центры изготовления карт, так что неприятности с этим не будет.

— Но существует проект «Ростелекома» с банками, одной из сильных сторон которого именуют то, что он предполагает выдачу карт не всем, а только тем, кому это вправду необходимо, что существенно снижает затраты. Разглядываете ли вы данный проект как конкурентный? В чем различие между двумя проектами?

— Мы не отлично осведомлены об этом проекте. Но кроме того из того, что о нем известно, возможно сделать вывод, что применяемая в том месте схема небезопасна. При каждой операции по УЭК карта сама любой раз формирует новую электронно-цифровую подпись, что нереально на карте «Ростелекома», это снижает уровень безопасности последней.

— Известна ли вам их ценовая политика? В чем ваше конкурентное преимущество с позиций участия банков в проектах?

— Их тарифы нам малоизвестны. С позиций банков все предельно легко: отечественная карта даст доступ к тысячам одолжений, в то время как в проекте «Ростелекома» все ограничивается сайтом госуслуг. Конечно, банки заинтересованы в том, дабы по картам проводилось как возможно больше операций.

— В соответствии с закону о госуслугах, с 1 января 2014 года все социальные карты, функционально схожие с УЭК, считаются недействительными. Значит ли это, что существующие карты с транспортным приложением будут отменены? Касается ли это карт «Ростелекома» и банков?

— Речь заходит о том, дабы не выпускались дублирующие носители каких-то функций. УЭК создавалась чтобы объединить все подобные проекты, исходя из этого логично, что со временем они будут свернуты.

— Но какие-то начинания «Ростелекома» уже признаны правительством более действенными. Летом помощник примьер-министра Вячеслав Володин направил президенту Медведеву письмо, где говорилось, что федеральные средства для проекта УЭК выделены не будут, и предлагается применять инфраструктуру «Ростелекома». Чем, по вашему точке зрения, было вызвано такое решение?

— выделение и Согласование средств, в особенности при таком твёрдом министре финансов, каким был Алексей Леонидович Кудрин, неизменно процесс непростой, и тут сделали вывод, что пускай проект оплатят регионы, банки, пускай инвесторы сами это дело финансируют. По моему личному точке зрения, хорошему от руководства господина и мнения Володина Министерства экономики, это неправильно.

— Но обязана же быть обстоятельство, по которой федеральному проекту было отказано в федеральных средствах?

— Я пологаю, что необходимо было продолжительно и сложно что-то обосновывать Кудрину, а так было несложнее. К сожалению, тут никакого глубинного смысла я не вижу. Министерству финансов, как органу, выделяющему деньги, необходимо важное денежно-экономическое обоснование. Потому, что проект стартаповый, многие его параметры совершенно верно оценить сложно.

Было сделано одно обоснование, второе, третье. Правительство сделала вывод, что несложнее за это не браться, и перевести ответ этого вопроса на уровень регионов.

— А как же борьба с «Ростелекомом»?

— «Ростелеком» — это оператор электронного правительства, и они много сделали, в особенности сейчас. Не пологаю, что нам не выделили денег, дабы продвинуть так их проект.

— Какое количество средств планировалось взять из бюджета и на что предполагалось их израсходовать?

— Цифры, каковые назывались, варьировались между 10 млрд и 30 млрд руб. Но проект взлетит и без них. Для нас было принципиально важно легко знаковое выделение средств, по причине того, что это было бы хорошим знаком и регионам, и бизнесу.

на данный момент регионы находят средства самостоятельно.

Случайное видео


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: