Российский рынок ipo: подтягиваясь до западных стандартов
По расчетам специалистов, российские компании в 2011 году возьмут возможность привлечь до тридцати млд дол через рынок IPO. Как сказало компетентное издание The Wall Street Journal, таковой замечательный денежный приток возможно получмить при условии, что принимать участие в размещении будут около пятидесяти больших компаний. В прошлом 2010 году количество средств, привлеченных русскими корпорациями при помощи продажи акций, не превысил и семи миллиардов.
Что же происходит на русском рынке IPO?
Сокращение IPO образована от британского термина Initial Public Offering, которым обозначают первичное публичное предложение акций какой-либо компании на продажу самому широкому кругу лиц. Клиентами ценных бумаг смогут становиться как предприятия и другие фирмы, так и частные отдельные граждане и инвесторы. В случае если обращение едет об IPO, то предполагается, что компания выходит на рынок со собственными ценными бумагами в первый раз.
В рамках классического IPO различают еще так именуемые PPO (Primary Public Offering) и SPO (Secondary Public Offering). Первым термином обозначают первичное публичное предложение акций дополнительного (нового) выпуска неограниченному кругу лиц, что, фактически, и есть хорошим IPO. В то время, когда употребляется второй термин, то имеется в виду то, что акции главного выпуска вторично предлагаются неограниченному кругу лиц.
Потому, что IPO повышает уровень публичности компании, то оно открывает путь к более недорогим источникам капитала — цена привлеченного финансирования заметно понижается. Посредством IPO несложно оптимизировать структуру капитала и взять более действенный доступ к рынкам капитала. Для русских компаний это, в первую очередь, возможность пользоваться западным капиталом, развивая бизнес, выводя его на интернациональный уровень и участвуя в консолидации рынка.
Помимо этого, от русских компаний частенько выхода на IPOЧто необходимо знать о выходе на IPO требуют сами западные акционеры, каковые стремятся так расширить прибыль и диверсифицировать риски, которые связаны с продажей собственных акций.
Особенности русского рынка IPO
В первую очередь третьего тысячелетия сложилась устойчивая практика, в то время, когда российские компании проводили первичное размещение в основном на двух русских биржах — ММВБ и РТС. Но потом многие из них заключили, что этих двух площадок, пускай кроме того и весьма больших, им не хватает, и потому забрали ориентир на западные фондовые рынки. Специалисты говорят, что на российских фондовых биржах участникам предоставляется относительно мало денежных инструментов, почему торги акциями не смогут проводиться так деятельно, как этого бы хотелось эмитентам.
При выборе зарубежных площадок российские компании, в первую очередь, учитывают уровень потребления собственной продукции в той либо другой стране. Ненужно проводить размещение в том месте, куда не ведет ни один экспортный канал.
Предполагается, что в приоритете у русских компаний окажутся такие площадки, как AIM и NASDAQ. У них уже имеется опыт торговли русскими ценными бумагами, среди них и акциями русских фирм с западным капиталом наподобие Golden Telecom, Peter Hambro Mining, Trans-Siberian Gold.
По расчетам, главным драйвером русского рынка IPO будут вовсе не частные компании, а само государство. В рамках намеченной программы оно собирается выставить на продажу пакеты акций ВТБ, Сберегательного банка, ФСК ЕЭС, «Русгидро», и вывести на биржу «Совкомфлот». За счет от приватизации активов в 2011 году правительство России рассчитывает привлечь западный капитал в количестве не меньше девяти млд дол.
У IPO много как хороших, так и отрицательных последствий. К плюсам публичного размещения возможно отнести привлечение долговременного капитала для развития компании, получение честной оценки цены бизнеса, появление валюты с целью проведения слияний и поглощений, возможность выхода из бизнеса для главных собственников компании, и улучшение имиджа, увеличение прозрачности, улучшение корпоративного управления. Но при том остаются актуальными такие неприятности, как большие временные и финансовые затраты на проведение IPO, более твёрдые требования к раскрытию и отчётности информации и тот факт, что информация о бизнесе компании делается дешева всем, а также соперникам.
Светлана Усанкова